Кристина Куликова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное воспитание - одна из сложнейших и актуальных проблем, т. к. в настоящее время наблюдается понижение уровня культуры, все чаще материальные ценности преобладают над духовными. Все чаще у детей проявляется агрессия по отношению друг к другу и к своим близким людям, дети совершенно не слушают и не слышат друг друга, не умеют дружить и проявлять терпение, помочь товарищу, поделиться и много другое. Под влиянием современных далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: доброте, милосердии, сопереживании.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
В соответствии с ФГОС ДО социально – коммуникативное воспитание направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. [ 3 ]
В этом плане в детском саду осуществляется немало мероприятий, беседы на этические темы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей, праздники, развлечения, придумывание сказок, театрализация и др.
В формировании любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. [1, с. 12]
Эффективным средством духовно - нравственного воспитания детей является художественная литература. С самого раннего детства с помощью художественной литературы можно познакомить ребенка с миром, именно, показать человеческие взаимоотношения и т. д. [ 4 ]
Исходя, из вышесказанного целью моей педагогической работы является:
Формирование социально-нравственных качеств посредством чтения художественной литературы.
Перед собой я поставила следующие задачи:
1. Изучит и проанализировать научную литературу по проблеме использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у дошкольников.
2. Создать необходимые условия для знакомства детей с художественной литературой и фольклором.
3. Помочь детям усвоить нравственные категории: добро и зло, согласие, трудолюбие, бескорыстие.
4. Способствовать развитию эстетического вкуса, умению видеть и ценить красоту.
5. Развивать у детей чувство любви и уважения к родителям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.
6. Воспитывать читательский интерес к книге.
Работу по приобщению детей к художественной литературе я начала с создания материальной базы в группе: оформлен книжный уголок, где происходит личностное общение ребенка с произведением искусства – книгой и иллюстрациями, а также уголок для театрализованной деятельности, где ребенок учится умению встать на позицию исполняемого персонажа, более тонко чувствовать чужие беды и радости, умению сопереживать.
Приобщая детей к художественной литературе, стараюсь подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании духовно-нравственных чувств у детей : товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.
Самый распространенный метод ознакомления детей с художественной литературой – это чтение педагога. Бережное отношение к книге, так же является воспитательным моментом. В своей работе я использую разные жанры художественного слова : потешки, стихотворения, рассказы, сказки. По моим наблюдениям сказка является одним из самых доступных средств, для духовно-нравственного развития ребенка. Для себя я выявила, что детям очень интересно слушать сказки, играть в сказки, представлять себя сказочными героями. Обязательным фрагментом образовательно деятельности является обсуждение прочитанного, важно выяснить, какие проблемы и почему возникли у героев и как они нашли пути решения, ведь это формирует у детей умение оценивать поступки литературных героев и те переживания, которые они испытывают при совершении поступка.
Я использую в своей работе, как народные сказки, так и авторские. Эти сказки показывают, как дружба помогает победить зло («Зимовье», добрые всегда побеждают в сказке «Волк и семеро козлят»,, что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить, можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; наказ – слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси – лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,; страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка – сестричка и серый волк» и т. д. ; В сказке «Теремок» говорится о дружбе и о том, что вместе можно справиться с любыми проблемами, сказка «Три медведя» учит детей, что нельзя брать чужое без спросу», «Гадкий утенок» учит тому, что внешность обманчива, нельзя судить о ком бы то ни было лишь потому, как он выглядит. Нельзя с пренебрежением относиться к тем, кто не похож на нас.
В каждой сказке есть наставление, не зря говорится «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!» ведь сказка не дает прямых наставлений детям в ее содержании всегда заложен урок, который дети постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту. [ 2. с. 9]
Для воспитания бережного отношения к природе, к животным, заботиться о них и защищать от уничтожения я использовала такие художественные произведения, как «Ребята и утята» М. Пришвина, «Кот – ворюга» К. Паустовского, «Птичка» Л. Толстого. В формировании умений дружить и договариваться могут помочь рассказы «Бумажный змей» Е. А Пермяк. Короткая история Два козлика Ушинского К. Д. может показать детям, к чему может привести упрямство.
Особенно детям в моей группе понравились рассказы советской писательницы В. А. Осеевой. Ее творчество проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам. Осеева понимала, как важно напитать души детей светлыми, добрыми мыслями и чувствами, дать твердые нравственные ориентиры.
Также в своей работе я уделяю, большое внимание уделяю знакомству детей с народными пословицами. Все они содержат мораль, выношенную поколениями, метко определяют жизненные события, всегда дают им эмоциональную оценку, приобщают ребенка к человеческой мудрости.
Еще одним методом в ознакомлении детей с художественной литературой, который, дети очень любят, является инсценировка сказки, в ней могут принять участие все желающие. С ее помощью дети передают характерные особенности героев и еще долго после окончания игры остаются в роли.
Для обеспечения единства в нравственном воспитании детей провожу консультации для родителей на тему: «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Чтобы дети росли добрыми», даю советы, рекомендации, индивидуальные консультации по данной теме.
Если художественное произведение будет затрагивать душу ребенка так, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою, то система работы по приобщению детей к художественной литературе будет способствовать социально – нравственному воспитанию детей.
На данный момент уже есть положительные результаты воздействия художественной литературы на духовно-нравственное воспитание детей. Дети стали добрее, сострадательнее, внимательнее к людям, сформировалось позитивное отношение к окружающему миру. Эта работа помогла наладить контакт с семьями воспитанников, найти пути взаимодействия в системе: педагог – ребенок – семья.