Приложение МААМ

Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста посредством материнского фольклора

Ольга Ленькина
Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста посредством материнского фольклора
▼ Скачать + Заказать документы

Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста

через материнский фольклор.

При написании статьи использовалась методическая литература по программе: «Теремок» Образовательная программа дошкольного образования для детей от двух месяцев до трёх лет.

Книга А. Б. Теплова «Материнский Фольклор в образовательной среде».

Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста посредством материнского фольклора» размещена в разделах

Кризис духовности и нравственности в современном обществе наблюдается повсеместно, поэтому задачи духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо признать приоритетными. От их решения зависит будущее нашей страны, которое связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием гражданина Отечества, развитием его духовности, нравственности, исторически сложившейся ментальности.

В нашей повседневной жизни часто произносятся слова «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание», «духовная личность» и пр., однако каждый вкладывает в них свой смысл.

Исторически система ценностей традиции складывалась на протяжении многих столетий. Она вбирала в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России. Одним из важных условий духовно-нравственного воспитания является использование этнокультурных традиций народов того региона, где оно осуществляется. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре.

В наше время педагог берет на себя ответственность не только за образовательные достижения, но и за духовно-нравственное и гражданское воспитание детей и молодежи, гуманизирует процесс воспитания и одновременно преобразует саму социальную действительность, учитывая весь человеческий опыт духовной культуры, народную мудрость поколений.

Сегодня перед системой образования стоит задача выстроить в четком соответствии с законодательной базой непрерывную систему духовно-нравственного образования на всех ступенях образования, которую в перспективе можно было бы рассматривать в качестве определенного социокультурного стабилизатора жизнедеятельности общества в целом.

Таким образом начинать вести воспитательную работу необходимо с самого раннего детства. Но как же это возможно сделать? Как помочь маленькому ребёнку стать человеком, войти в социум и культуру, сохранив при этом свою индивидуальность? Помочь в этой сложной проблеме может материнский фольклор. Да именно материнский фольклор : колыбельные песни. Именно в них накопилась народная мудрость.

Именно материнский фольклор даёт возможность педагогам дошкольникам вести работу по духовно – нравственному воспитанию. Колыбельные песни – это первые тексты, которые взрослые предлагают ребёнку. При общем взгляде на тексты колыбельных можно обнаружить, что описываемый в них мир как бы поделён на различные, но взаимосвязанные и взаимопроникающие сферы: духовную, социальную и сказочно-мифологическую. Остановлюсь на двух первых сферах.

В первой – духовнойсфере даны основные образы христианского мира: Бог, Богородица, почитаемые святые, а также архангелы и ангелы.

Баю, баю, детятка, поспи,

У Бога счастья попроси!

Боже счастьица даёт,

Тебе в люленьку кладёт.

В мусульманских колыбельных присутствует Аллах, Муххамед.

Спи глазочек, спи другой,

Спи сыночек мой родной.

Спи мой сладкий засыпай,

Баю-баюшки-бай-бай!

Спи у мамы на руках,

Да хранит тебя Аллах!

Ля иляха илля-Ллах,

Мухаммаду-ррасулю-Ллах.

Мать или педагог призывает представителей горнего мира и подключает их к уходу за ребёнком. Важно, что сами носители традиционной культуры несомненно уверены в бытии незримого мира, задающего нормы земной жизни.

эта крепкая вера усиливает воздействие духовной сферы колыбельных при восприятии их ребёнком и утверждает, что этот мир существует. (А. Б. Теплова «Материнский Фольклор в образовательной среде»)

Во второй, социальной сфере колыбельных ребёнку задаётся определённо и ярко, пожалуй, самый важный образ – традиционный образ семьи. В текстах колыбельных песен траслируется идеал семьи и даётся яркий, живой образ его воплощения. Что же такое традиционная семья и чем она отличается от современной? Прежде всего, семья была большая, но ещё и состоящая из нескольких поколений. Семья воспринималась как хозяйственная и нравственная основа правильного образа жизни, на ней лежало и духовное воспитание её членов.

Представление о семье и тех ценностях и смыслах, которыми наполнено её существование в культуре, находит своё отражение в материнском фольклоре.

А баю-баю-баю,

Дед пошёл за рыбою,

Бабушка коров доить,

Ну, отец – дрова рубить.

Из этой коротенькой колыбельной ребёнок узнаёт, что его семья большая: есть мать, которая поёт ему колыбельную, отец, бабушка и дед. Возникает образ большой трёхпоколенной семьи. Все они заняты работой. Вся деятельность этой трудолюбивой семьи направлена на обеспечение жизни – еду и тепло.

Во - первых эта колыбельная позволяет увидеть пространство дома, в котором находится ребёнок. В доме есть печь именно для печки пошёл рубить дрова отец.

Во – вторых, раскрывается пространство двора. Там находится корова, которую доит бабушка. И в – третьих, есть ещё отдалённое от дома пространство – с рекой, полной рыбы, за которой ушёл дед. Такое центрированное пространство характерно для традиционной картины мира. В данной ситуации оно защищает ребёнка, поскольку заполнено родными людьми.

Образ мира, построенный в колыбельной, гарантирует ребёнку безопасность, укрепляет базовое чувство доверия к миру. Это даёт ребёнку чувство защищённости, базового доверия к миру является основанием дальнейшего гармоничного развития. (А. Б. Теплова «Материнский Фольклор в образовательной среде»)

Целый пласт колыбельных песен учит ребёнка быть в будущем благодарным родителям за пестование и воспитание.

Шура вырастит большой,

Будет очень хорошой,

Будет в золоте ходить,

Маму жемчугом дарить.

Очевидной ценностью в картине мира, выстроенной в текстах колыбельных, выступает труд. В колыбельных песнях трудятся все: и семья, и ангелы, и котенька-коток. Сам ребёнок представлен в будущем прекрасным работником – «паренёк – всему миру пахарёк», «девушка – пряха-попрядеюшка».

Тема труда в колыбельных песнях связана с темой помощи своей семье и, как следствие совместной работы.

Категория труда связана с категорией бедности-богатства. Мужик в колыбельных обычно «не беден, не богат», что соответствует русскому представлению о достатке. В традиционном понимании бедность – это плохо, но и излишнее богатство тоже серьёзное нравственное испытание.

Итак в колыбельных связанных с социальной сферой, ребёнок получает образ полной трёхпоколенной семьи как идеальной нормы в картине мира. вокруг семьи выстраивается модель пространства – дом, хозяйство и обжитое пространство. Время в колыбельных песнях в основном обращено в будущее, которое представляет ребёнку пространство социальных отношений и таких ценностей как труд, благодарность, помощь, достаток, молитва, ученье. В колыбельных песнях задаются нравственные основы поведения, определяющие отношения взрослых к труду, к социально осуждаемым действиям, к отношениям с младшими и старшими.

Таким образом, мы видим, что духовно-нравственное воспитание ребёнка в народной культуре начинается очень рано. И нацелено на формирование у ребёнка ценностно-смысловой картины мира. Мать или педагог посредством пения колыбельных песен вводят ребёнка в мир культуры, мир её образов и смыслов. Раскрытие этих смыслов происходит позднее, в эмперическом опыте самого ребёнка.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество»Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Мастер-класс на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Цель: обобщение моего педагогического.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклораРечевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора «Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора» Одним из самых важных приобретений ребенка в раннем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста посредством материнского фольклора
Опубликовано: 20 декабря 2022 в 15:59
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста посредством материнского фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ленькина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД