Ольга Ленькина
Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста посредством материнского фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста
через материнский фольклор.
При написании статьи использовалась методическая литература по программе: «Теремок» Образовательная программа дошкольного образования для детей от двух месяцев до трёх лет.
Книга А. Б. Теплова «Материнский Фольклор в образовательной среде».
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста посредством материнского фольклора» размещена в разделах
Кризис духовности и нравственности в современном обществе наблюдается повсеместно, поэтому задачи духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо признать приоритетными. От их решения зависит будущее нашей страны, которое связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием гражданина Отечества, развитием его духовности, нравственности, исторически сложившейся ментальности.
В нашей повседневной жизни часто произносятся слова «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание», «духовная личность» и пр., однако каждый вкладывает в них свой смысл.
Исторически система ценностей традиции складывалась на протяжении многих столетий. Она вбирала в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России. Одним из важных условий духовно-нравственного воспитания является использование этнокультурных традиций народов того региона, где оно осуществляется. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре.
В наше время педагог берет на себя ответственность не только за образовательные достижения, но и за духовно-нравственное и гражданское воспитание детей и молодежи, гуманизирует процесс воспитания и одновременно преобразует саму социальную действительность, учитывая весь человеческий опыт духовной культуры, народную мудрость поколений.
Сегодня перед системой образования стоит задача выстроить в четком соответствии с законодательной базой непрерывную систему духовно-нравственного образования на всех ступенях образования, которую в перспективе можно было бы рассматривать в качестве определенного социокультурного стабилизатора жизнедеятельности общества в целом.
Таким образом начинать вести воспитательную работу необходимо с самого раннего детства. Но как же это возможно сделать? Как помочь маленькому ребёнку стать человеком, войти в социум и культуру, сохранив при этом свою индивидуальность? Помочь в этой сложной проблеме может материнский фольклор. Да именно материнский фольклор : колыбельные песни. Именно в них накопилась народная мудрость.
Именно материнский фольклор даёт возможность педагогам дошкольникам вести работу по духовно – нравственному воспитанию. Колыбельные песни – это первые тексты, которые взрослые предлагают ребёнку. При общем взгляде на тексты колыбельных можно обнаружить, что описываемый в них мир как бы поделён на различные, но взаимосвязанные и взаимопроникающие сферы: духовную, социальную и сказочно-мифологическую. Остановлюсь на двух первых сферах.
В первой – духовной – сфере даны основные образы христианского мира: Бог, Богородица, почитаемые святые, а также архангелы и ангелы.
Баю, баю, детятка, поспи,
У Бога счастья попроси!
Боже счастьица даёт,
Тебе в люленьку кладёт.
В мусульманских колыбельных присутствует Аллах, Муххамед.
Спи глазочек, спи другой,
Спи сыночек мой родной.
Спи мой сладкий засыпай,
Баю-баюшки-бай-бай!
Спи у мамы на руках,
Да хранит тебя Аллах!
Ля иляха илля-Ллах,
Мухаммаду-ррасулю-Ллах.
Мать или педагог призывает представителей горнего мира и подключает их к уходу за ребёнком. Важно, что сами носители традиционной культуры несомненно уверены в бытии незримого мира, задающего нормы земной жизни.
эта крепкая вера усиливает воздействие духовной сферы колыбельных при восприятии их ребёнком и утверждает, что этот мир существует. (А. Б. Теплова «Материнский Фольклор в образовательной среде»)
Во второй, социальной сфере колыбельных ребёнку задаётся определённо и ярко, пожалуй, самый важный образ – традиционный образ семьи. В текстах колыбельных песен траслируется идеал семьи и даётся яркий, живой образ его воплощения. Что же такое традиционная семья и чем она отличается от современной? Прежде всего, семья была большая, но ещё и состоящая из нескольких поколений. Семья воспринималась как хозяйственная и нравственная основа правильного образа жизни, на ней лежало и духовное воспитание её членов.
Представление о семье и тех ценностях и смыслах, которыми наполнено её существование в культуре, находит своё отражение в материнском фольклоре.
А баю-баю-баю,
Дед пошёл за рыбою,
Бабушка коров доить,
Ну, отец – дрова рубить.
Из этой коротенькой колыбельной ребёнок узнаёт, что его семья большая: есть мать, которая поёт ему колыбельную, отец, бабушка и дед. Возникает образ большой трёхпоколенной семьи. Все они заняты работой. Вся деятельность этой трудолюбивой семьи направлена на обеспечение жизни – еду и тепло.
Во - первых эта колыбельная позволяет увидеть пространство дома, в котором находится ребёнок. В доме есть печь именно для печки пошёл рубить дрова отец.
Во – вторых, раскрывается пространство двора. Там находится корова, которую доит бабушка. И в – третьих, есть ещё отдалённое от дома пространство – с рекой, полной рыбы, за которой ушёл дед. Такое центрированное пространство характерно для традиционной картины мира. В данной ситуации оно защищает ребёнка, поскольку заполнено родными людьми.
Образ мира, построенный в колыбельной, гарантирует ребёнку безопасность, укрепляет базовое чувство доверия к миру. Это даёт ребёнку чувство защищённости, базового доверия к миру является основанием дальнейшего гармоничного развития. (А. Б. Теплова «Материнский Фольклор в образовательной среде»)
Целый пласт колыбельных песен учит ребёнка быть в будущем благодарным родителям за пестование и воспитание.
Шура вырастит большой,
Будет очень хорошой,
Будет в золоте ходить,
Маму жемчугом дарить.
Очевидной ценностью в картине мира, выстроенной в текстах колыбельных, выступает труд. В колыбельных песнях трудятся все: и семья, и ангелы, и котенька-коток. Сам ребёнок представлен в будущем прекрасным работником – «паренёк – всему миру пахарёк», «девушка – пряха-попрядеюшка».
Тема труда в колыбельных песнях связана с темой помощи своей семье и, как следствие совместной работы.
Категория труда связана с категорией бедности-богатства. Мужик в колыбельных обычно «не беден, не богат», что соответствует русскому представлению о достатке. В традиционном понимании бедность – это плохо, но и излишнее богатство тоже серьёзное нравственное испытание.
Итак в колыбельных связанных с социальной сферой, ребёнок получает образ полной трёхпоколенной семьи как идеальной нормы в картине мира. вокруг семьи выстраивается модель пространства – дом, хозяйство и обжитое пространство. Время в колыбельных песнях в основном обращено в будущее, которое представляет ребёнку пространство социальных отношений и таких ценностей как труд, благодарность, помощь, достаток, молитва, ученье. В колыбельных песнях задаются нравственные основы поведения, определяющие отношения взрослых к труду, к социально осуждаемым действиям, к отношениям с младшими и старшими.
Таким образом, мы видим, что духовно-нравственное воспитание ребёнка в народной культуре начинается очень рано. И нацелено на формирование у ребёнка ценностно-смысловой картины мира. Мать или педагог посредством пения колыбельных песен вводят ребёнка в мир культуры, мир её образов и смыслов. Раскрытие этих смыслов происходит позднее, в эмперическом опыте самого ребёнка.