Рявкина Елена Леонидовна
Духовно-нравственное развитие учащихся
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно - нравственное развитие обучающихся в условиях реализации стратегии
(из опыта работы)
Автор: Рявкина Елена Леонидовна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Курганский областной лицей-интернат для одаренных детей», воспитатель
Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно- нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению. Формирование позитивной модели поведения обучающихся способно обеспечить им условия для нормальной адаптации и адекватного развития их личности в обществе, в государстве, в мире. Низкий уровень этического, гражданско – патриотического, культурно – этического развития приводит к возникновению в подростковой и молодежной среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению подростков, агрессивности. Негативные тенденции, проявляющиеся в подростковой среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия, свидетельствуют о необходимости усиления участия образовательных учреждений, всех общественных институтов в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок.
Публикация «Духовно-нравственное развитие учащихся» размещена в разделах
За последние годы в образовательных учреждениях особенно усилилось внимание к разработке и реализации системы духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания. В деятельности общеобразовательных учреждений наблюдается следующие позитивные тенденции: реализуются инновационные проекты культурно – исторической направленности и духовно – нравственного содержания, основанные на ценностях традиционных религий. Для этого требуется разработка воспитательных программ по формированию духовно – нравственных установок у подростков. Основными разработчиками и участниками реализации перспективных программ и проектов являются образовательные учреждения общего и дополнительного образования, организаторы воспитательной деятельности в образовательных учреждениях (классные руководители, воспитатели). Основная воспитательная деятельность в Курганском областном лицее – интернате для одаренных детей ложится на воспитателя, который создает условия для развития личности ребенка, его духовно – нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.
В связи с этим, главная цель воспитательной работы - разработать и реализовать воспитательную программу по духовно – нравственному воспитанию подростков (программа «Формирование духовно – нравственного сознания у лицеистов», использовать только те методы, приёмы, которые подходят для наших воспитанников: методы и приемы, основанные на глубоком изучении психологических и индивидуальных особенностей учащихся, а так же их возрастных особенностей.
Период обучения в лицее – интернате совпадает в жизни наших воспитанников с периодом наиболее активного формирования личности. Поэтому перед нами – педагогами, воспитателями – стоит очень ответственная и трудная задача – сформировать у лицеистов такой нравственный, мировоззренческий, ценностный стержень, который бы позволил им ориентироваться и занимать правильные позиции в многообразной и противоречивой действительности. На базе нашего лицея – интерната можно воплотить любые творческие идеи, создать благоприятные условия для воспитания лицеистов.
В лицее – интернате обучаются талантливые и образованные дети, но современное общество нуждается не только в высокообразованных, активных, инициативных и предприимчивых молодых людях, но и в добрых и отзывчивых, способных бескорыстно прийти на помощь, подставить «свое плечо» в трудную минуту. Проведенное диагностическое исследование показало необходимость создания условий для формирования ценностных ориентаций и создания программы, направленной на воспитание духовно-нравственных качеств воспитанников, которой можно придерживаться в течение всего обучения воспитанников в лицее - интернате. Программа была разработана на 3 года. Мы предлагаем педагогам воспользоваться этой программой в качестве эксперимента.
Мы поставили цель: определить основные педагогические условия развития нравственного и духовного потенциала как основы личностного роста воспитанников. Данная целевая установка основана на том, что развитие духовно-нравственного потенциала подростков в новых социальных условиях будет более успешным, если в воспитательном процессе реализовывать следующие педагогические подходы:
- усиление индивидуализации и дифференциации воспитания, обеспечивающего достаточно высокий уровень готовности к усвоению моральных норм и опыта нравственного поведения;
- организация нравственно-ориентированной деятельности, которая способствует развитию этической рефлексии подростков и, как следствие этого, развивает их коммуникативные навыки;
- активизация в воспитании подростков процессов самосовершенствования и самоуправления как проявление потребности в самовыражении.
Для достижения данной цели мы поставили следующие задачи:
изучить особенности духовно-нравственного воспитания подростков;
определить факторы, влияющие на формирование нравственности у подростков;
подобрать и провести диагностику уровня развития нравственности у подростков;
разработать рекомендации по формированию нравственности у подростков;
овладеть воспитательными технологиями по формированию духовности и культуры, а также определиться в выборе наиболее эффективных методов для достижения поставленных воспитательных целей и задач;
разработать и реализовать с воспитанниками проект «Доброта спасет мир», «Русь православная»;
разработать «Программу по духовно – нравственному воспитанию».
Работу по духовно-нравственному воспитанию мы проводим по следующим направлениям:
Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
В процессе духовно – нравственного воспитания используются следующие организационные формы:
массовые (развлечения, субботники, союзное собрание); групповые (союзные часы, экскурсии, игры, КТД, беседы, участие в подготовке и проведении мероприятий, проектная деятельность, презентации, упражнения в поступках); индивидуальные (общественные поручения, дежурство, индивидуальная подготовка, выступление на конкурсах, викторинах).
Воспитателям приходится с особой тщательностью продумывать, как подготовить союзное мероприятие, какие приемы и формы применить, какие условия создать для формирования духовно – нравственных ценностей у воспитанников.
Одной из форм работы по духовно – нравственному воспитанию является приобщение детей к миру прекрасного: посещение театров, проведение экскурсий. Применяем такие методы, как деловые игры, ролевые игры, метод казусов, ситуации затруднения и др., которые дают возможность с помощью системы упражнений, тренировок, включения в целенаправленную деятельность формировать нравственный опыт учащихся, усваивать ценностные ориентации, принимать решения на основе самостоятельного морального выбора. Основной критерий нравственного взросления и духовного развития - это неудовлетворённость собой, сочетающаяся с глубокой заинтересованностью в самосовершенствовании.
В воспитательной работе эффективно используем метод проектов. Практика показывает, что воспитанники лучше всего откликаются на практические формы работы, а именно участие в проектах. Наблюдение показало, что у воспитанников, которые участвуют в реализации проектов, повышается уровень культуры за счет получения дополнительной информации. Формируется навык разумного социального поведения в обществе. Особенно важным мы считаем вовлечение учащихся в практическую деятельность духовно-нравственной направленности. Воспитанницы разработали и реализовали проект «Доброта спасет мир», который ориентирован на раскрытие подлинно человеческих качеств личности, приобщению к высоким духовно – нравственным ценностям.
Особый педагогический интерес для нас представляет использование современных технологий, так как они направлены на развитие и реализацию способностей. На разных этапах мероприятий используются разные воспитательные технологии. Активно применяется в практике технология коллективного творческого воспитания И. П. Иванова, технология организации самовоспитания по А. И. Кочетову, технология воспитания духовной культуры молодого поколения. Воспитанники выполняют творческие дела: организуют игры, выполняют хозяйственные дела, готовят интересную информацию для информационных, союзных часов и т. д. Работа по методике А. Иванова «Микрогруппы и чередование творческих дел» позволяет развивать такие качества у воспитанников, как ответственность, забота, инициативность и др., создавать условия для самореализации.
Итак, мы видим, что поле воспитательной работы воспитателя очень широкое. Каждое занятие должно быть построено и проведено с опорой на душевную теплоту взрослого, т. е. воспитателя, чуткость и уважение к ребёнку, способность оценить любой вывод, сделанный детьми. Только тогда мы можем достичь положительных результатов.
Анализ показал, что разработка и применение различных технологий, методов, форм и видов воспитательной деятельности усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и формировании ценностных ориентаций в поведении воспитанников реально действенным, а задачи по формированию положительных качеств личности, интеграции в социум - вполне осуществимыми.