Ирина Шпилева
Духовно-нравственное развитие дошкольника в процессе ознакомления с былинным эпосом
▼ Скачать + Заказать документы
Шпилевой Ирины Викторьевны
«Духовно – нравственное развитие дошкольника в процессе ознакомления с былинным эпосом»
Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения. В настоящее время, несмотря на общемировые тенденции стандартизации личности и навязывание образа человека–потребителя, в России можно отметить рост интереса к истории нашего государства и общества. Возрождается интерес к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития истории народов, населяющих нашу Родину.
Публикация «Духовно-нравственное развитие дошкольника в процессе ознакомления с былинным эпосом» размещена в разделах
Но если мы представим новорожденного ребенка, входящего в современный мир цивилизации, то можем увидеть, что родители окружают его вниманием и заботой в соответствии со своим пониманием и своими возможностями. Традиционным в их действиях является лишь разговор с ребенком на родном языке, реже использование напевов, пестушек, потешек, народных игр.
Народная мудрость гласит «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Перефразируя, можно сказать, что человек, не знающий прошлого своего народа, его культуры, подобен дереву без корней, кораблю, не знавшему родного порта и обреченного скитаться, как легендарный «Летучий Голландец» не имея нравственных ориентиров, человек теряет самые главные человеческие ценности. Народная культура не только хранит эталоны этих качеств, но и бережет их в естественных и универсальных формах, доступных пониманию детей. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного возраста характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений.
Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей.
А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т. д. А. С. Макаренко говорил: «Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша перед другими людьми, перед всей страной».
Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность.
Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. Воспитание самого маленького гражданина младшего дошкольного возраста возраста осуществляется через сказки, рассказы, стихи. Былинный материал используется недостаточно.
Былины, по определению Н. И. Надеждина - это русские народные этические песни, которым свойственны героические сюжеты; имеющиеся в них социально – бытовые сюжеты – так же обычно включают в себя героические мотивы.
Приняв за основу исследования педагогов о процессе восприятия литературы и особенностях понимания образа литературного героя, я заинтересовалась способностью детей понимать старо - русский словарь фольклорных произведений.
Слушая волшебные сказки, былины, дети старшего дошкольного возраста понимали общий смысл произведения: победа добра над злом, вслушиваясь в мелодику звучания слов, но не понимали значения, смысла отдельных фраз. Устранять этот пробел пришлось с помощью иллюстраций, дополнительных бесед, НОД. Многие впервые слышали слова: лапти, гусляр, кольчуга шлем. Казалось, что детей зачаровывает волшебство звучания слов и радуют новые знания о них.
В младшей группе знакомила только с названиями предметов и показывала их функциональное использование: лошадка на ней ездят; гусли – на них играют, звучит музыка; лапти – обувают на ноги.
В средней группе расширяла словарный запас, затрагивала морально - нравственные качества героев произведений, их социальный статус: лапти носили бедные люди, сапоги богатые; кузнец работает в кузнице; крестьянин пашет землю.
Былины о богатырях – один из наиболее древних фольклорных жанров. Сказочность повествования, поэтика языка, делают былину неисчерпаемым источником обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста. Обогащала и активизировала словарь за счет старорусских и устаревших слов, это способствовало более глубокому пониманию былины.
Помогала ребенку осмыслить текст, вовремя объясняла непонятные слова, подкорректировала восприятие, тактично расставив нужные акценты, где прочитать, показав красоту родного языка, а чаще всего приходилось пересказывать текст. В своей работе использую былины в обработке И. В. Карнауховой.
Мы должны гордиться своей Родиной. Любовь к Отчизне необходимо закладывать с самого раннего детства. «Беречь все то, что делает нас русскими» - это тема для углубленной работы в нашем ДОУ.
Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть будущего. Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила.
Результаты не заставили себя долго ждать. У детей появилась любознательность, доброжелательность, уравновешенность. Дети стали более терпимыми по отношение друг к другу, к родителям, воспитателям.
Углублённое изучение проблем по ознакомлению с былинным эпосом привело к созданию развивающей предметно – пространственной среды. Мною была подобрана художественная литература, картины, альбомы с пословицами, изготовлены дидактические игры: «Собери богатыря в дорогу», «Герои русских былин», «Не одежда красит человека, работа», «Придумай богатыря». Я старалась пополнить свои личные знания в области былинного наследия. Ведь нельзя детям давать того, чего не знаешь сам.
Увлечение собственным примером является самым действенным средством в работе с детьми. Былины я усваивала вместе с детьми. Работу по приобщению детей к познанию былин вела постоянно, систематически. Не нужно охватывать все сразу.
Игра — обязательный спутник детства, своеобразный способ освоения детьми жизни. Дети с интересом играют в сюжетно – ролевые игры.
Чтобы было, интересно играть родители пошили костюмы богатырей.
Игровой материал подбирался с учетом возраста и потребностей детей, учитывала интересы мальчиков и девочек
Дети с удовольствием играют в русской избе, затем переходят к строительству крепости, сооружая из строительного материала, защищают свой дом, от Соловья-разбойника и Идолища используя оружие, изготовленное совместно с родителями и воспитателями.
Былинные герои : Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие борются с чудовищами, врагами–захватчиками за свободу и счастье своего народа, за независимость Родины. Дети остро реагируют на содержание былины, сопереживают богатырям, радуются их победам. Положительный конец былины, ясный, точный и понятный детям убеждает в силе богатырей и в благородстве их подвигов. Именно в этом заключена патриотичность былин.
Русский богатырь мужественный, храбрый, но и благоразумный, осторожный. Богатырь не только сильный, он — добрый, милосердный, защитник всех слабых. Русские богатыри — достойный пример для подражания.
Только сейчас мы начинаем понимать, что без таких постоянных возрождений прошлого в настоящем немыслимо и само будущее.