Зуйкова Наталья
Духовно-нравственное развитие дошкольников через обрядовые праздники
▼ Скачать + Заказать документы
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения, на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»
В. А. Сухомлинский
Мы все хотим видеть своих детей счастливыми и здоровыми. А для этого нужно, прежде всего, заложить в воспитание прочные духовно-нравственные основы. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни требуется не только помочь ребенку добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески, но и воспитать в нем человечность, отзывчивость, чуткость к окружающим - задача, которую общество должно решать с самого раннего возраста.
Публикация «Духовно-нравственное развитие дошкольников через обрядовые праздники» размещена в разделах
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Удивительное и загадочное явление русской народной культуры – это обрядовые праздники.
«Обряд» - слово русское и происходит от слова «ряд», рядить или обряжать, договориться о чем- либо, установить то или иное жительское правило, провести праздник.
С помощью обряда определялись и регулировались все отношения, вся деятельность людей, их досуг и развлечения. На обрядовой основе возникало и развивалось национальное самобытное искусство, создавались самобытные песни и танцы, художественные символы и орнаменты. Возникая на основе производственной деятельности, обряды стали средством общения и средством выражения коллективных эмоций и духовного здоровья. Именно праздники всегда составляли основу ритма народной жизни. Народная обрядность явилась плодом единения и творчества простых людей. И важным средством в развитии познавательного интереса.
Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа. Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Национальная культура, как память, выделяет русский народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку.
Хотелось бы, чтобы и у современных детей тоже остались на всю жизнь незабываемые, положительные воспоминания о Рождественских огоньках, блинах и чаепитии на Масленицу, Пасхальной весенней радости и плодовом изобилии на Спас.
Календарно-обрядовые праздники в детском саду положительно влияют на всех детей, они стали своеобразной формой духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка. Без них немыслима жизнь в ДОУ.
Основные приметы праздника : идея, привлекшая всех детей, чёткий сюжет, композиция, традиции, ритуалы и обычаи, костюмированность, яркая наглядность зрелища, творческое, игровое действие, неожиданность и сюрпризность. На праздники дети наряжаются в народные костюмы, предварительно знакомясь с историей русского костюма, а костюм создают особое праздничное настроение. На праздник девочки с удовольствием надевают сарафаны и кокошники, а мальчишки – косоворотки.
И ещё одна важная сторона русских народных праздников для ребенка - это, прежде всего встреча с национальными обычаями, верованиями и суевериями, с театральностью.
Через обрядовые праздники происходит знакомство с народным календарем (встреча осени, Рождество, колядование, Масленица, встреча весны).Осень заканчивается обязательной игрой в посиделки, с приглашением родителей, на котором рассказывают выученный материал об осени, поют песни, водят хороводы.
А затем начинается святочное веселье,один из самых любимых на Руси праздников Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника. Это Рождественские Святки. Познакомившись с этой традицией, мы для себя открыли интересный духовно-нравственный смысл праздника. Подготовка к Рождеству у нас в группе начинается заранее - еще в декабре. Мыразучиваем рождественские колядки, изготавливаем рождественские звезды, рисуем, готовим рождественские подарки. Рассказываем детям, что святки - это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь.
На святочной неделе (9 января) – в продолжение сложившейся традиции – в нашем детском саду прошли Рождественские колядки. Организовали и провели это зрелищное и посему незабываемое театрализованное представление, участниками которого стали дети всех возрастных групп: одни в качестве зрителей, другие - в роли исполнителей. Во время представления познакомились со святочным обрядом - пение рождественских колядок, ряжение, гадание и посевание.
Атмосфера русской избы, феерия народного танца и музыки, рождественских песен, традиционные игры со зрителями,подбор музыкального сопровождения, запись колокольного звона, игра на народных инструментах, праздничное оформление музыкального зала, сюрпризные моменты, а также выразительные, яркие образы Хозяина, тётушки Агафьи, Деда Николая, Ряженых: Козы, Бабы Яги– все это сделалопраздничное действие ярким, эмоциональным, интересным и понятнымдетям инавсегда оставят след в памяти каждого ребёнка.
Наши ребята получили не только незабываемые эмоции, но и смогли прикоснуться к истокам культуры своего народа, его традициям.
На нашем празднике, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями; кто-то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто-то первый запевала, а у кого-то замечательные актерские способности, и он главный герой в театрализованных играх. Но если даже у ребенка нет ярко-выраженных музыкальных и актерских способностей, или он долго не посещал детский сад, например, из-за болезни, он все равно активный участник праздника : поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выражает свою индивидуальность благодаря импровизационному характеру даже рядовых ролей в народном празднике. Ребенок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность самовыражения.
Игровая основа, нетрадиционное развитие действия праздника, развлечения, юмор, шутка, задорная пляска, широкая амплитуда в настроении песен внесли радость, духовную красоту, эмоциональную комфортность в жизнь наших детей, что является ненавязчивой формой приобщения детей к народному творчеству, любовь к народному искусству, почтение к народным традициям и обычаям, в целом.
Впереди нас ждёт Масленица - проводы зимы. И, наконец, - придёт время закликания весны, зазывания птиц, постовых и пасхальных песен. Летние месяцы посвящаются общению с природой, закликанию дождя, песням о солнышке.
Знакомство дошкольников с традициями русского народа через обрядовые праздники вызывает интерес к прошлому своих предков, расширяет знания и представления о культурном наследии, способствует воспитанию у детей национальных черт характера, порядочности, трудолюбия, толерантности.
Духовно-нравственное воспитание через обрядовые праздники имеет еще одно преимущество – оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин-защитников, а из девочек – женщин.
Безусловно, такая работа расширяет представления детей об окружающем мире, знакомит с народной культурой, хранит словесный ключ к пониманию фольклорных сказок, народных преданий, традиций.
Сегодня во многих семьях возрождаются традиции проведения
христианских праздников : Пасха, Рождество Христово, Благовещение,
Троица, Покров и многие другие. Семейные праздники как нельзя лучше
создают атмосферу доброты, любви, уважения, сострадания, единства в
мыслях и поступках - это и является основой духовно-нравственного
воспитания детей.
Обратиться к истокам жизни, быта, духовного мира русского человека,
его мыслям, чувствам, переживаниям – это задача на многие года.