Ирина Ларионова
Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовил: Ларионова Ирина Александровна,
воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ детского сада «Тополёк»
Токарёвского района Тамбовской области.
Актуальность духовно-нравственного воспитания и развития детей обусловлена, с одной стороны, объективным и непрерывным процессом нравственного развития человека и объективной заинтересованностью человеческого сообщества в управлении этим процессом, стремлением передать новому поколению культуру духовно-нравственной жизни, систему нравственных ценностей, как одного из условий сохранения и развития человека, общества, страны.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Начинать воспитание в этой сфере надо в раннем дошкольном возрас-те. Пластичность нервной системы человека в раннем дошкольном возрасте, способность к подражанию как один из механизмов саморазвития и основа зарождения способности образного мышления, активности — все это благодатные предпосылки нравственного (или безнравственного) развития человека. И начинается этот процесс практически с рождения — с элементарного чувства привязанности к матери. Одна из общих сущностных позиций заключена в понимании развития личности, как саморазвития. И православное, и светское воспитание признают главным, определяющим в развитии личности фактор саморазвития внутреннего мира на основе свободного выбора, рефлексии, коррекции образа «я» в соответствии с системой ценностно-нравственных ориентиров, принятых человеком. Вопрос состоит в том, какие ценности будут приняты человеком. Выявление, осмысление и практическая реализация этих связей — одна из задач и теоретическая основа разработки содержательных и методических аспектов интегрированного образовательного процесса.
Главным ресурсным условием решения проблемы является взрослый человек — компетентный педагог, вводящий ребенка в мир культуры и содействующий его личностному развитию.
Цель духовно-нравственного воспитания и развития детей — содействие развитию у них основ, базиса личностной культуры в отношении к людям, явлениям общественной жизни, природе, предметному миру, к самому себе в соответствии с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе.
Задачи, направленные на духовно-нравственное развитие детей :
1) приобщать детей к духовно-нравственным ценностям, различению добра и зла как основ саморегуляции, самоуправления поведением и деятельностью; развивать в единстве и гармонии все сферы личности ребенка (когнитивную, эмоциональную, волевую);
2) формировать у детей доступные системные знания об окружающем мире (людях, природе, рукотворных предметах и месте ребенка в этом мире);
3) содействовать развитию интереса ребенка к родному краю — его природе, истории, народной и национальной культуре (традиции, обычаи, искусство, праздники и др.);
4) содействовать развитию у детей эмоциональной сферы :
• выражение разнообразных по качеству чувств к своеобразию окружающего мира (удивление, любование, восхищение, гордость, благоговение к святыням, почитание и уважение родителей и других людей, милосердие, сочувствие, сопереживание, огорчение, неприятие, возмущение);
• формирование культуры их выражения (приемлемые вербальные и невербальные способы выражения, управление эмоциями);
• развитие способности к эмоциональному предвосхищению последствий своих поступков;
• развитие эмоционального воспитания (воспринимать, различать, уважать чувства другого, учитывать их в своем поведении);
• становление и развитие предпосылок гражданских и патриотических чувств;
5) воспитывать у детей инициативную позицию к окружающему миру, проявляемую в поведении (бережное и заботливое отношение, милосердие, доступному созиданию, желание и умение трудиться, дисциплинированность, неприятие и стремление избегать плохих поступков);
6) создавать условия для постепенного становления самосознания ребенка — предпосылок к объективному самоанализу, самооценке, зарождению основ рефлексивных способностей, стремлению к позитивному образу «я» в соответствии с нравственными ценностями, пробуждению совести;
7) содействовать возникновению и развитию предпосылок уважительного отношения к своеобразию национальных особенностей, традициям, культуре других народов, зарождению способности вхождения в мировую культуру.
Существует несколько основных принципов духовно-нравственного воспитания и развития детей.
1. Принцип развивающего образования, целью которого является духовно-нравственное становление и развитие ребенка.
2. Принцип социально-педагогического партнерства субъектов образовательного процесса — объединение и взаимодействие взрослых
3. Развитие образовательного процесса, предполагающий комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. В основе систематизации содержания работы — идея развития базиса личностной культуры, духовное развитие детей во всех сферах и видах деятельности.
4. Принцип личностно-ориентированного подхода — принятие ребенка та-ким, каков он есть, доброжелательность, теплота в отношениях, вера в его позитивное развитие, стремление взрослого быть значимым для ребенка. 5. Принцип дифференцированного подхода — индивидуальный подход к детям с учетом возможностей, индивидуальных темпов, способов развития, интересов. Дифференцированный т. е. с учетом семейных, национальных традиций и т. п.
6. Принцип деятельного подхода — развитие ребенка в специфических для дошкольника видах деятельности, содействие появлению у ребенка субъектной позиции в нравственном поведении.
7. Принцип национального воспитания — следование в процессе духовно-нравственного воспитания и развития традиционным российским ценностям, воспитание ребенка с использованием материала народной педагогики, народной культуры и искусства, народных, в том числе национальных, традиций.
8. Принцип соответствия задач, содержания, форм и методов воспитания возрастным особенностям дошкольников, закономерностям их физического, психического и личностного развития.
Содержание духовно-нравственного воспитания и развития проектируется и реализуется в основной общеобразовательной программе, во всех образовательных областях. Задачи духовно-нравственного воспитания детей решаются в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, в разных формах организации образовательного процесса: непосредственно образовательной деятельности (НОД, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей в условиях семьи и при сотрудничестве с семьей, использование развивающих технологий и методик — проектирования, экспериментирования, занятий разных типов и видов, игр (сюжетных и с правилами, элементов теории решения изобретательских задач, проблемных ситуаций и т. п. Все они ориентированы на специфические для дошкольника виды мышления (на-глядно-действенное, наглядно-образное) и способы познания (сенсорные, игровые, экспериментирование, вопросы к взрослым в процессе общения, доступные способы действия, поведения, преобладающую в дошкольном возрасте эмоциональность с это. Эффективность специально организуемой деятельности в образовательном процессе определяется не только оптимальным культурным содержанием (отбором культурного содержания, но и способами взаимодействия с детьми, способами организации совместной деятельности и определением при этом роли, места, способов включения взрослого в процесс этого взаимодействия•
Каковы возможные результаты духовно-нравственного развития ребенка к концу дошкольного возраста?
1) наличие первичных представлений о духовно-нравственных ценностях в отношении семьи, сверстников и взрослых, природного окружения, предметного мира и себя в этом мире;
2) наличие и адекватное проявление разнообразных нравственных чувств, эмоционально-ценностного отношения к окружающему (людям, природе, предметному миру, к себе; испытывает чувство удовлетворения или стыда от качества поступка, действия, поведения);
3) стремление и способность выразить себя в доступных видах деятельности и поведении в соответствии с духовно-нравственными ценностями :
• самостоятельно применяет усвоенные правила, владеет нормами, конструктивными способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);
• преобразует полученные знания и способы деятельности, изменяет поведение и стиль общения с взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации;
• способен к творческому поведению в новых ситуациях в соответствии с принятой системой нравственных ценностей ;
4) пробуждение у детей познавательного интереса к отношениям, поведению людей, стремление их осмысливать, оценивать в соответствии с усвоенными нравственными нормами, ценностями:
• задает вопросы взрослому;
• экспериментирует в сфере установления отношений, определения позиции в собственном поведении;
• способен самостоятельно действовать, в случаях затруднений обращаться за помощью;
5) возникновение предпосылок рефлексивных способностей, позволяющих осознавать свое «я» в соответствии с духовно-нравственными ценностями :
• знает собственные достоинства и недостатки;
• пытается (нередко с помощью взрослого) соотнести свое поведение с пра-вилами, нормами;
• определяет свои вкусы, интересы, предпочтения в деятельности, в отношениях со сверстниками, близкими людьми;
• осознает свое эмоциональное состояние;
• имеет свою позицию, может обосновать ее;
6) развитие способности управлять своим поведением и планировать действия:
• поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
• старается не нарушать правила поведения, испытывает чувство неловкости, стыда в ситуациях, где его поведение неблаговидно.
Таким образом, педагогическое наблюдение за ребенком в естественных и специально создаваемых ситуациях позволяет увидеть динамику нравственного развития ребенка, тем самым позволяя выявить уровень развития в э той области.