Наталья Гоман
Дошкольник и сенсорные эталоны. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах.
Задачи:
Формирование сенсорных представлений о внешних формах предметов (форме, величине, цвете, развитии зрительной реакции на предметы окружающего мира).
Развитие внимания, восприятия, памяти, воображения, познавательной деятельности.
Публикация «Дошкольник и сенсорные эталоны, Опыт работы» размещена в разделах
Развитие цветоразличения, форм восприятия, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам.
Актуальность:
Главная задача- предоставлять ребенку самые разнообразные предметы
для обследования и обращать его внимание на их свойства. Но этого недостаточно для полноценного развития восприятия. Ребенок должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого существуют специальные «мерки»- именно на их освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют «сенсорными эталонами».
Сенсорные эталоны- это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития (эталоны цвета, формы, вкуса, эталоны слуха).
Формирование сенсорных эталонов происходит в различных видах детской деятельности:
1. Игровой
2. Коммуникативной
3. Двигательной
4. Продуктивной
5. Конструктивной
6. Трудовой
7. Музыкальной
8. Познавательно-исследовательской
9. Чтение художественной литературы
Игровая деятельность:
Важное место в работе по формированию у детей сенсорных эталонов занимают дидактические игры для формирования представлений о цвете, форме, величине,
времени, ориентировки в пространстве.
Развивающие игры типа «лото», различные виды мозаики, вкладыши, паззлы, различные дидактические игры.
Познавательно-исследовательская деятельность
1. Наблюдения в природе и экспериментирование с
природными материалами (изготовление эко- ёлочки)
2. Игры-эксперименты с водой, песком, со снегом.
3. Трудовая деятельность в группе, на улице.
Развитие вкусовых рецепторов и обоняния: употребление коктейля, овощей,
запах цветов, травы.
Развитие тактильных ощущений: игры с мелкими игрушками, массаж с применением мяча су- джок.
Коммуникативная деятельность:
рисование, лепка, аппликация, вырезание ножницами.
Изучение цвета и их оттенков с детьми посредством игр позволяет ребёнку в непринуждё нной форме запомнить их названия: светло-зелёный, тёмно-синий, сиреневый и. т. (изготовление новогодних украшений, подарки для мамы).
Игры с конструктором различного вида.
Двигательная активность детей на занятиях по физическому развитию, игры на улице.
Музыкально-художественная деятельность: развлечения, утренники, занятия по фольклору.
Чтение художественной литературы: развитие слухового внимания.
Вывод:
Использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, способствует развитию сенсорных эталонов.
На основе использования игр, обогащающих чувственный опыт, у детей развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас. Умеют самостоятельно обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму, называют свойства предметов. Дети играют в паре, небольшими подгруппами, договариваясь друг с другом во время игры.
Я продолжаю работать над данной темой, так как не все дети в группе, могут различать сенсорные эталоны : цвет, форму предметов, зрительное и слуховое внимание не сосредоточенное. Надеюсь, что в скором времени дети научатся различать цвет, форму предметов и ориентироваться в пространстве.