Марина Позднякова
Доппрограмма по конструированию во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Публикация «Доппрограмма по конструированию во второй младшей группе» размещена в разделах
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО»
Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника.
Такими играми нового типа являются Lego- конструкторы, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора. Задачи даются ребё нку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т. п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.
Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т. е. заниматься творческой деятельностью. Так моделирование из Lego - конструкторов позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.
Актуальность. Современное образование ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Lego стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Lego - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов Lego, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры.
Новизна программы «Конструирование» заключается в том, что занятия по данной теме соответствуют тематическому планированию детского сада, заинтересовывают малышей, что и составляет социально – педагогическую направленность программы.
Реализация программы «Конструирование» рассчитана на один год обучения. В реализации программы участвуют дети от 3-4лет (2-я младшая группа). Работа с детьми по дополнительному образованию по деятельности строится в течение учебного года (сентябрь – май, 1 раз в неделю). Длительность занятий – 15 минут.
Цель программы: Развивать конструкторские способности детей дошкольного возраста в условиях детского сада. Содействовать развитию у детей способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения LEGO- конструированием.
Задачи:
Обучающие:
• Содействовать возникновению и развитию положительных эмоций и интереса к играм со строительным материалом;
• Создать условия для экспериментирования и свободного конструирования, обыгрывания построек;
• Познакомить с базовыми строительными деталями – узнавание, различение, правильное называние, свободное использование по назначению с учетом характерных признаков и свойств
• Учить рассматривать и анализировать образец.
• содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
• формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.
• создать условия для овладения основами конструирования;
• способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.
Развивающие:
• Развивать воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память, мышление, словарный запас, игровые навыки.
• Совершенствовать память, усидчивость, творческие способности.
• создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;
• Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.
• способствовать развитию творческой активности ребёнка;
• способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.
Воспитательные:
• .Воспитывать умение играть не ссорясь, помогатать друг другу и вместе радоваться успехам
• содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
• содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
• Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
• создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.
Планируемый результат
В ходе работы по LEGO- конструированию дети
должны знать:
• основные детали LEGO- конструктора (назначение, особенности);
• простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);
• виды конструкций : плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
• технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
уметь:
• осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
• конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
• конструировать по образцу;
• с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
• реализовывать творческий замысел.
Формы проведения итогов реализации дополнительно-образовательной программы:
Контроль за эффективностью проведению занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада, через открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников, участие в конкурсах муниципального и регионального уровня.
Содержание изучаемого курса
Модуль «Маленькие строители»
Развитие познавательных и творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности. Развитие восприятия, мышления и воображения
• Содействовать возникновению и развитию положительных эмоций и интереса к играм со строительным материалом;
• Создать условия для экспериментирования и свободного конструирования, обыгрывания построек;
• Познакомить с базовыми строительными деталями – узнавание, различение, правильное называние, свободное использование по назначению с учетом характерных признаков и свойств
• Учить рассматривать и анализировать образец.
• Развивать воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память, мышление, словарный запас, игровые навыки.
• Совершенствовать память, усидчивость, творческие способности.
• .Воспитывать умение играть не ссорясь, помогатать друг другу и вместе радоваться успехам
Модуль «Игротека- Роботека»
• содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
• формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.
• создать условия для овладения основами конструирования;
• способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.
• создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;
• Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.
• способствовать развитию творческой активности ребёнка;
• способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.
Формы оценки качества дополнительной общеразвивающей программы.
Результативность, эффективность программы можно выявить путем диагностического исследования. Мониторинг освоения программы проводится 2 раза в год – в декабре (промежуточный) и в мае (итоговый мониторинг).
Примерное распределение занятий на год:
• Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям
• Конструирование по условиям
• Конструирование по замыслу
В младшей группе несколько занятий необходимо уделить коллективной постройке.
План анализа образца:
• Рассмотреть объект в целом
• Выделить цвета деталей
• Назвать детали lego- конструктора
• Установить пространственное расположение частей постройки
После анализа занятия необходимо отводить время для обыгрывания построек, поощряя стремление детей к совместной игре. Помогая в объединении построек в общий сюжет.
На занятиях по замыслу детей нужно учить обдумывать тему будущей постройки, намечать цель деятельности, давать общее описание будущего продукта, осваивать план разработки замысла, сравнивать полученную постройку с задуманной.
1. Конструирование по образцу : заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
2. Конструирование по модели : детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.
3. Конструирование по условиям : не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
5. Конструирование по замыслу : обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности -они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.
6. Конструирование по теме : детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.
При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.
3 –- высшее мастерство
2 — достаточное мастерство
1 — недостаточное мастерство
Основные принципы по Lego-конструирования :
- от простого к сложному;
- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
Формы организации обучения дошкольников конструированию.
Занятие № 1. Проводится в декабре.
Цель: Выявить умение детей создавать целостную конструкцию из двух дополняющих друг друга частей.
Оценка
В протоколе регистрируются результаты деятельности детей по следующим показателям:
1-й показатель-точность расположения частей постройки;
2-й показатель -точность соединения деталей;
3-й показатель-организованность и самостоятельность действий.
Недостаточный уровень: - не могут создать целостную законченную конструкцию из двух взаимосвязанный частей. Грубо нарушают пространственную композицию постройки, смещают в ней ворота внутрь парка или выносят их за его пределы, неточно соединяют и небрежно располагают детали относительно друг друга;
- совершают беспорядочные действия, игнорируют графическую подсказку;
-систематически обращаются к воспитателю за помощью, нуждаются в прямом оказе способа действий и исправлении ошибок на всех этапах работы.
Средний уровень: – недостаточно точно воспроизводят пространственную композицию парка, нарушают заданную в рисунке форму территории парка и местоположение ворот;
-детали соединяют неаккуратно, что делает конструкцию в целом не очень прочной. Как правило, воспроизводят знакомые по опыту конструкции заборов и ворот, элементы декора используют беспорядочно;
-используют помощь воспитателя (его пояснения) для уточнения отдельных моментов работы (например, способа стыковки ворот с загородкой и др.)
Высокий уровень: – правильно строят целостную конструкцию из двух частей, ворота включают в постройку, загородкой охватывают все пространство парка;
-используют графические ориентиры (“следы парка”) в качестве средства пространственной организации постройки;
-детали соединяют точно, постройка носит характер устойчивого сооружения;
-проявляют самостоятельность на всех этапах работы над заданием. Без помощи со стороны достигают правильного результата.
Занятие № 2. Проводится в конце декабря.
Цель: Выявить умения детей овладеть способами создания сложных (по составу частей) построек.
Оценка.
1-й показатель – знание строительных деталей.
Недостаточный уровень: - названий большинства деталей не все знают, по показу образца находят детали иногда с ошибками. При сооружении построек могут перепутать некоторые детали.
Средний уровень :– не все детали могут правильно найти по названию, по показу образца выбирают их безошибочно, но в процессе воспроизведения постройки по образцу могут допустить ошибку в выборе нужной детали, которую, как правило, сами исправляют в ходе работы.
Высокий уровень :– знают названия деталей, хорошо дифференцируют их по форме, размеру и цвету.
2-й показатель – точность воспроизведения постройки по образцу — степень проявленной при этом самостоятельности.
Недостаточный уровень: - создают постройки, значительно отличающиеся от образца, допускают ошибки не только в придании фигуре нужного положения или поворота, но и в выборе фигур;
-могут подменить задачу на целенаправленное воспроизведение образца свободным манипулированием имеющимися деталями;
-действия с материалом беспорядочны; лишь отдельные фрагменты конструкции могут воспроизвести самостоятельно, нуждаются в пошаговом руководстве процессом воспроизведения постройки со стороны взрослого.
Средний уровень — допускают незначительные отступления от образца (ошибки в положении и ракурсе (повороте) деталей);
-последовательно воспроизводят элементы конструкции в одном пространственном направлении (например, слева направо с эпизодическими заходами вверх) – действуют в основном самостоятельно, советы и разъяснения взрослого принимают охотно для уточнения результата.
Высокий уровень – воспроизводят постройку в точном соответствии с образцом;
- как правило, последовательно выполняют сначала центральную часть постройки, затем боковые;
-образец анализируют и воспроизводят самостоятельно.
3-й показатель — умение преобразовать ранее выполненную постройку башни, создать свой вариант ее конструкции из того же материала.
Недостаточный уровень: - не понимают задачу на изменение способа конструирования башни, переходят к созданию построек по другой тематике.
Средний уровень – вносят в постройку несущественные изменения, главным образом относящиеся к декору.
Высокий уровень – вносят изменения в структуру и состав частей башни, не меняя ее назначения.
Занятие № 3. Проводится в мае.
Цель: Выявить умения детей использовать специфические свойства строительных деталей для изображения обстановки, в которой действуют герои сказки.
Оценка.
1-й показатель -определение темы будущей постройки,
2-й показатель-определение способа ее реализации в конструкции,
3-й показатель-степень самостоятельности в разработке замысла.
Недостаточный уровень: - назвать заранее предмет будущей конструкции не могут; сразу же включаются в практический поиск какой-нибудь предметной конструкции. Название дают продукту этих действий на основе его сходства с каким-либо реальным предметом по случайному признаку. Задачу на предварительную разработку замысла с помощью словесного плана взрослого не принимают. Могут подменить задачу свободной игрой со строительным материалом.
Средний уровень – могут заранее назвать тему будущей постройки и указать отдельные внешние признаки задуманного предмета (форму, размер); представления о составных частях предмета и способах их конструктивного решения появляются только в ходе практических действий со строительным материалом; для разработки замысла 10 требуется помощь взрослого в виде системы вопросов. Реализация замысла в постройке осуществляется частично самостоятельно, частично с помощью взрослого.
Высокий уровень – могут заранее назвать предмет, моделируемый в виде постройки, назвать некоторые его внешние особенности, пригодный для его воспроизведения материал, отдельные фрагменты конструкции. Избранная тема, как правило, устойчиво сохраняется и целенаправленно раскрывается в соответствии с замыслом. Дети “в уме” осуществляют разработку замысла на этапе представления о предмете и его основных частях, а при обдумывании их конструкции из деталей все еще обращаются к практическим пробам.
Занятие № 4 Занятие проводится в мае.
Цель: выявить у детей умения использовать специфические свойства строительных деталей (их форму, пропорции, размеры, цвет, объем) для изображения обстановки, в которой действуют герои сказки, для условно-символического обозначения ее персонажей и их действий, а также для выражения отношения детей к тому, что происходит в сказке.
Оценка.
1-й показатель: -использование свойств деталей для дифференцированного изображения отношения детей к персонажам сказки (как носителя добра и зла и некоторых внешних характеристик);
2-й показатель-для символического изображения в постройке стен и закрытой двери как средств защиты от волка (опасности).
Недостаточный уровень: - не могут адекватно использовать свойства деталей для различения персонажей сказки, выбор деталей не мотивируют, требуется помощь воспитателя, чтобы они поняли роль данного символического средства в процессе изображения событий сказки. Дом для козлят строят схематично, без окон и дверей, не фиксируют свое внимание на частях конструкции, выполняющих функцию защиты, обозначенную в содержании сказки.
Средний уровень – используют свойства деталей (размер или форму для дифференцировки персонажей, чаще для отделения взрослых персонажей от козлят). Постройка дома включает разные структурные части, достаточность которых дети уточняют у воспитателя. Могут внести уточнение в постройку после вопроса воспитателя: “А как этот дом может защитить козлят от волка?” Дети этого уровня то, что не могут выразить в особенностях созданной композиции, пытаются дополнить словами.
Высокий уровень - используют детали для замещения персонажей адекватно и дифференцированно (одновременно по величине и цвету или величине и форме); - строят “дом для козлят” с внутренним пространством, крышей и дверью или в виде высокой загородки с дверью; действуют самостоятельно, к помощи воспитателя практически не обращаются.
При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.
Список литературы:
1. Комарова Л. Е «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М. ; Линка Прес,2001г.
2. Куцакова Л. В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.
3. Парамонова Л. А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М. ;Академия,2002г. -192с.
4. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2012.-114с.
5. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.