МААМ-картинки

Доппрограмма по конструированию во второй младшей группе

Марина Позднякова
Доппрограмма по конструированию во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Публикация «Доппрограмма по конструированию во второй младшей группе» размещена в разделах

Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО»

Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника.

Такими играми нового типа являются Lego- конструкторы, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.  Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора.  Задачи даются ребё нку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т. п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.   Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т. е.  развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.

Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т. е.  заниматься творческой деятельностью. Так моделирование из Lego - конструкторов   позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.

Актуальность. Современное образование  ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Lego стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Lego - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более  наборов Lego, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры.

Новизна программы «Конструирование» заключается в том, что занятия по данной теме соответствуют тематическому планированию детского сада, заинтересовывают малышей, что и составляет социально – педагогическую направленность программы.

Реализация программы «Конструирование» рассчитана на один год обучения. В реализации программы участвуют дети от 3-4лет (2-я младшая группа). Работа с детьми по дополнительному образованию по деятельности строится в течение учебного года (сентябрь – май, 1 раз в неделю). Длительность занятий – 15 минут.

Цель программы: Развивать конструкторские способности детей дошкольного возраста в условиях детского сада. Содействовать развитию у детей способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения LEGO- конструированием.

Задачи:

Обучающие:

• Содействовать возникновению и развитию положительных эмоций и интереса к играм со строительным материалом;

• Создать условия для экспериментирования и свободного конструирования, обыгрывания построек;

• Познакомить с базовыми строительными деталями – узнавание, различение, правильное называние, свободное использование по назначению с учетом характерных признаков и свойств

• Учить рассматривать и анализировать образец.

• содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;

• формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.

• создать условия для овладения основами конструирования;

• способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.

Развивающие:

• Развивать воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память, мышление, словарный запас, игровые навыки.

• Совершенствовать память, усидчивость, творческие способности.

• создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;

• Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.

• способствовать развитию творческой активности ребёнка;

• способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.

Воспитательные:

• .Воспитывать умение играть не ссорясь, помогатать друг другу и вместе радоваться успехам

• содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;

• содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);

• Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

• создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.

Планируемый результат

В ходе работы по LEGO- конструированию дети

должны  знать:

• основные детали LEGO- конструктора (назначение, особенности);

• простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);

• виды конструкций : плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;

• технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.

уметь:

• осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);

конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;

конструировать по образцу;

• с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;

• реализовывать творческий замысел.

Формы проведения итогов реализации дополнительно-образовательной программы:

Контроль за эффективностью проведению занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада, через открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников, участие в конкурсах муниципального и регионального уровня.

Содержание изучаемого курса

Модуль «Маленькие строители»

Развитие познавательных и творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности. Развитие восприятия, мышления и воображения

• Содействовать возникновению и развитию положительных эмоций и интереса к играм со строительным материалом;

• Создать условия для экспериментирования и свободного конструирования, обыгрывания построек;

• Познакомить с базовыми строительными деталями – узнавание, различение, правильное называние, свободное использование по назначению с учетом характерных признаков и свойств

• Учить рассматривать и анализировать образец.

• Развивать воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память, мышление, словарный запас, игровые навыки.

• Совершенствовать память, усидчивость, творческие способности.

• .Воспитывать умение играть не ссорясь, помогатать друг другу и вместе радоваться успехам

Модуль «Игротека- Роботека»

• содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;

• формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.

• создать условия для овладения основами конструирования;

• способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.

• создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;

• Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.

• способствовать развитию творческой активности ребёнка;

• способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.

Формы оценки качества дополнительной общеразвивающей программы.

Результативность, эффективность программы можно выявить путем диагностического исследования. Мониторинг освоения программы проводится 2 раза в год – в декабре (промежуточный) и в мае (итоговый мониторинг).

Примерное распределение занятий на год:

Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям

Конструирование по условиям

Конструирование по замыслу

В младшей группе несколько занятий необходимо уделить коллективной постройке.

План анализа образца:

• Рассмотреть объект в целом

• Выделить цвета деталей

• Назвать детали lego- конструктора

• Установить пространственное расположение частей постройки

После анализа занятия необходимо отводить время для обыгрывания построек, поощряя стремление детей к совместной игре. Помогая в объединении построек в общий сюжет.

На занятиях по замыслу детей нужно учить обдумывать тему будущей постройки, намечать цель деятельности, давать общее описание будущего продукта, осваивать план разработки замысла, сравнивать полученную постройку с задуманной.

1. Конструирование по образцу : заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных  из деталей строительного материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе  которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

2. Конструирование по модели : детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.

3. Конструирование по условиям : не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их  решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

5. Конструирование по замыслу : обладает большими возможностями для развертывания творчества детей  и проявления их самостоятельности -они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.

6. Конструирование по теме : детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.

При организации работы необходи­мо постараться соединить игру, труд и обу­чение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические воп­росы также помогают при творческой ра­боте.

3 –- высшее мастерство

2 — достаточное мастерство

1 — недостаточное мастерство

Основные принципы по Lego-конструирования

 -  от простого к сложному;

- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;

- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;

- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;

Формы  организации обучения дошкольников конструированию.

Занятие № 1. Проводится в декабре.

Цель: Выявить умение детей создавать целостную конструкцию из двух дополняющих друг друга частей.

Оценка

В протоколе регистрируются результаты деятельности детей по следующим показателям:

1-й показатель-точность расположения частей постройки;

2-й показатель -точность соединения деталей;

3-й показатель-организованность и самостоятельность действий.

Недостаточный уровень: - не могут создать целостную законченную конструкцию из двух взаимосвязанный частей. Грубо нарушают пространственную композицию постройки, смещают в ней ворота внутрь парка или выносят их за его пределы, неточно соединяют и небрежно располагают детали относительно друг друга;

- совершают беспорядочные действия, игнорируют графическую подсказку;

-систематически обращаются к воспитателю за помощью, нуждаются в прямом оказе способа действий и исправлении ошибок на всех этапах работы.

Средний уровень: – недостаточно точно воспроизводят пространственную композицию парка, нарушают заданную в рисунке форму территории парка и местоположение ворот;

-детали соединяют неаккуратно, что делает конструкцию в целом не очень прочной. Как правило, воспроизводят знакомые по опыту конструкции заборов и ворот, элементы декора используют беспорядочно;

-используют помощь воспитателя (его пояснения) для уточнения отдельных моментов работы (например, способа стыковки ворот с загородкой и др.)

Высокий уровень: – правильно строят целостную конструкцию из двух частей, ворота включают в постройку, загородкой охватывают все пространство парка;

-используют графические ориентиры (“следы парка”) в качестве средства пространственной организации постройки;

-детали соединяют точно, постройка носит характер устойчивого сооружения;

-проявляют самостоятельность на всех этапах работы над заданием. Без помощи со стороны достигают правильного результата.

Занятие № 2. Проводится в конце декабря.

Цель: Выявить умения детей овладеть способами создания сложных (по составу частей) построек.

Оценка.

1-й показатель – знание строительных деталей.

Недостаточный уровень: - названий большинства деталей не все знают, по показу образца находят детали иногда с ошибками. При сооружении построек могут перепутать некоторые детали.

Средний уровень :– не все детали могут правильно найти по названию, по показу образца выбирают их безошибочно, но в процессе воспроизведения постройки по образцу могут допустить ошибку в выборе нужной детали, которую, как правило, сами исправляют в ходе работы.

Высокий уровень :– знают названия деталей, хорошо дифференцируют их по форме, размеру и цвету.

2-й показатель – точность воспроизведения постройки по образцу — степень проявленной при этом самостоятельности.

Недостаточный уровень: - создают постройки, значительно отличающиеся от образца, допускают ошибки не только в придании фигуре нужного положения или поворота, но и в выборе фигур;

-могут подменить задачу на целенаправленное воспроизведение образца свободным манипулированием имеющимися деталями;

-действия с материалом беспорядочны; лишь отдельные фрагменты конструкции могут воспроизвести самостоятельно, нуждаются в пошаговом руководстве процессом воспроизведения постройки со стороны взрослого.

Средний уровень — допускают незначительные отступления от образца (ошибки в положении и ракурсе (повороте) деталей);

-последовательно воспроизводят элементы конструкции в одном пространственном направлении (например, слева направо с эпизодическими заходами вверх) – действуют в основном самостоятельно, советы и разъяснения взрослого принимают охотно для уточнения результата.

Высокий уровень – воспроизводят постройку в точном соответствии с образцом;

- как правило, последовательно выполняют сначала центральную часть постройки, затем боковые;

-образец анализируют и воспроизводят самостоятельно.

3-й показатель — умение преобразовать ранее выполненную постройку башни, создать свой вариант ее конструкции из того же материала.

Недостаточный уровень: - не понимают задачу на изменение способа конструирования башни, переходят к созданию построек по другой тематике.

Средний уровень – вносят в постройку несущественные изменения, главным образом относящиеся к декору.

Высокий уровень – вносят изменения в структуру и состав частей башни, не меняя ее назначения.

Занятие № 3. Проводится в мае.

Цель: Выявить умения детей использовать специфические свойства строительных деталей для изображения обстановки, в которой действуют герои сказки.

Оценка.

1-й показатель -определение темы будущей постройки,

2-й показатель-определение способа ее реализации в конструкции,

3-й показатель-степень самостоятельности в разработке замысла.

Недостаточный уровень: - назвать заранее предмет будущей конструкции не могут; сразу же включаются в практический поиск какой-нибудь предметной конструкции. Название дают продукту этих действий на основе его сходства с каким-либо реальным предметом по случайному признаку. Задачу на предварительную разработку замысла с помощью словесного плана взрослого не принимают. Могут подменить задачу свободной игрой со строительным материалом.

Средний уровень – могут заранее назвать тему будущей постройки и указать отдельные внешние признаки задуманного предмета (форму, размер); представления о составных частях предмета и способах их конструктивного решения появляются только в ходе практических действий со строительным материалом; для разработки замысла 10 требуется помощь взрослого в виде системы вопросов. Реализация замысла в постройке осуществляется частично самостоятельно, частично с помощью взрослого.

Высокий уровень – могут заранее назвать предмет, моделируемый в виде постройки, назвать некоторые его внешние особенности, пригодный для его воспроизведения материал, отдельные фрагменты конструкции. Избранная тема, как правило, устойчиво сохраняется и целенаправленно раскрывается в соответствии с замыслом. Дети “в уме” осуществляют разработку замысла на этапе представления о предмете и его основных частях, а при обдумывании их конструкции из деталей все еще обращаются к практическим пробам.

Занятие № 4 Занятие проводится в мае.

Цель: выявить у детей умения использовать специфические свойства строительных деталей (их форму, пропорции, размеры, цвет, объем) для изображения обстановки, в которой действуют герои сказки, для условно-символического обозначения ее персонажей и их действий, а также для выражения отношения детей к тому, что происходит в сказке.

Оценка.

1-й показатель: -использование свойств деталей для дифференцированного изображения отношения детей к персонажам сказки (как носителя добра и зла и некоторых внешних характеристик);

2-й показатель-для символического изображения в постройке стен и закрытой двери как средств защиты от волка (опасности).

Недостаточный уровень: - не могут адекватно использовать свойства деталей для различения персонажей сказки, выбор деталей не мотивируют, требуется помощь воспитателя, чтобы они поняли роль данного символического средства в процессе изображения событий сказки. Дом для козлят строят схематично, без окон и дверей, не фиксируют свое внимание на частях конструкции, выполняющих функцию защиты, обозначенную в содержании сказки.

Средний уровень – используют свойства деталей (размер или форму для дифференцировки персонажей, чаще для отделения взрослых персонажей от козлят). Постройка дома включает разные структурные части, достаточность которых дети уточняют у воспитателя. Могут внести уточнение в постройку после вопроса воспитателя: “А как этот дом может защитить козлят от волка?” Дети этого уровня то, что не могут выразить в особенностях созданной композиции, пытаются дополнить словами.

Высокий уровень - используют детали для замещения персонажей адекватно и дифференцированно (одновременно по величине и цвету или величине и форме); - строят “дом для козлят” с внутренним пространством, крышей и дверью или в виде высокой загородки с дверью; действуют самостоятельно, к помощи воспитателя практически не обращаются.

При организации работы необходи­мо постараться соединить игру, труд и обу­чение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические воп­росы также помогают при творческой ра­боте.

Список литературы:

1. Комарова Л. Е «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М. ; Линка Прес,2001г.

2. Куцакова Л. В «Конструирование  и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.

3.  Парамонова Л. А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М. ;Академия,2002г. -192с.

4. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2012.-114с.

5. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.  

Публикации по теме:

Фотоотчёт по конструированию во второй младшей группе «Автобусная остановка»Фотоотчёт по конструированию во второй младшей группе «Автобусная остановка» Цель: Развивать у детей умение строить простое сооружение: ставить опоры (точно одну против другой) и аккуратно накладывать на них перекладины.

Фотоотчёт о занятии по конструированию во второй младшей группе «Домик для матрёшки»Фотоотчёт о занятии по конструированию во второй младшей группе «Домик для матрёшки» Цель: формирование конструктивных умений у дошкольников. Задачи: 1. Обучать детей делать различные конструкции зданий; анализировать готовый.

Конспект ООД по конструированию во второй младшей группе «Снежинки-сестрички»Конспект ООД по конструированию во второй младшей группе «Снежинки-сестрички» Цель: Вызвать интерес к конструированию из бумаги, формировать интерес к этому виду деятельности. Задачи: - Совершенствовать умение.

Конспект ООД по конструированию «Забор для огорода» во второй младшей группеКонспект ООД по конструированию «Забор для огорода» во второй младшей группе Задачи: закрепить умение детей правильно называть детали строительного набора (кубики, кирпичики); правильно называть цвет детали; создать.

Конспект занятия по конструированию из строительного материала во второй младшей группе «Машина» Цели: 1. Развивать продуктивную деятельность. 2. Продолжить знакомить детей с деталями строительного материала (кубик, кирпичик, с вариантами.

Конспект занятия во второй младшей группе по конструированию «Корабль»Конспект занятия во второй младшей группе по конструированию «Корабль» Цель: Учить малышей сооружать постройки со свободным внутренним пространством Задачи: Побуждать конструировать по замыслу Продолжать упражнять.

Занятие по конструированию «Домик» во второй младшей группеЗанятие по конструированию «Домик» во второй младшей группе Цель: Научить строить домик, перекрытия, обыгрывать различные ситуации вокруг домика с различными героями (зверюшки, куколки и т. д.) и мелкими.

Образовательная ситуация по конструированию во второй младшей группе «Наш город» Задачи: Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Город», сделанной из строительного материала. Показать детям возможность объединить.

Образовательная ситуация по конструированию во второй младшей группе «Вот какие клумбы!» Образовательные задачи: Заинтересовать детей созданием клумбы из конструктора на основе имеющихся у ребят представлений о внешнем виде и.

Перспективное планирование по конструированию во второй младшей группе 1. Диагностика. 2 «Дорожки длинные и короткие» Дать представление о строительной детали – кирпичике, его свойствах (устойчиво стоит на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доппрограмма по конструированию во второй младшей группе
Опубликовано: 18 октября 2020 в 19:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доппрограмма по конструированию во второй младшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Марина Позднякова (УИ 401635) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД