Виктория Мызрова
Дополнительное образование «Веселые пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок «Веселые пальчики»
Пояснительная записка
Истоки способностей и дарований детей –
на кончиках их пальцев.
В. А. Сухомлинский.
Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне.
Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.
Публикация «Дополнительное образование „Веселые пальчики“» размещена в разделах
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле; водой, разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывается, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребё нка:
-Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
-Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
-Внимания и усидчивости;
-Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности. На первом этапе обучения в процессе художественного творчества дети учатся, не боятся, а это немало важный фактор. Учить таких детей нужно начиная с простейших предметов постепенно по мере приобретения навыков и опыта. Переходя к рисованию более сложных предметов.
Цель программы:
развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей; развитие художественных способностей, путём экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных художественных техник.
Задачи программы:
• 1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
• 2. Сформировать у детей технические навыки рисования.
• 3. Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
• 4. Развивать у детей усидчивость, старательность в работе.
• 5. Формировать эмоциональную отзывчивость к прекрасному.
Время действия кружка
Количество и продолжительность занятий
Продолжительность реализации программы – 2 года (средний и старший дошкольный возраст). Занятия кружка проводятся четыре раза в месяц (с сентября по май). Продолжительность занятий 20-25 минут.
Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 4-6 лет.
Количество детей и место проведения кружка
Для успешного освоения программы занятия проводятся в группе, численность детей кружка составляет 12 человек. Кружок «Веселые пальчики» посещают дети по запросам родителей.
Интеграция с другими образовательными областями
При организации дополнительной образовательной программы мы выяснили, что наиболее эффективно образовательная область «Художественно-эстетическом развитие интегрируется со следующими образовательными областями : «Речевое развитие» Коммуникация - развитие свободного общения со взрослыми и детьми; «Чтение художественной литературы» - использование художественных произведений для обогащения жизненного опыта детей и познания окружающего мира; Музыка - прослушивание музыкальных произведений; «Труд»- формирование трудовых умений и навыков в продуктивной деятельности.
Перспективный план работы кружка
1 год. Тема:
1. Рисование пальчиками «Веточка рябины».
2. Рисование ладошкой «Петушок».
3. Кляксография.
4. Кляксография с трубочкой.
5. Монотипия предметная «Близнецы».
6. Набрызг «Снежная зима».
7. Соль +акварель «Закат солнца».
8. Рисуем с помощью открыток «День защитников отечества».
9. Рисование жесткой полусухой кистью «Ранняя весна».
10. Рисуем крупами «Песочный замок».
11. Рисуем штрихами с помощью трафарета «Праздничный салют».
12. «Плюшевый медвежонок»
13. «Природные напевы».
14. «Необычная посуда»
15. «Необычные машины»
16. «Веселые человечки».
17. «Шишки на ветках»
18. «Узоры на окнах»
19. «Мой портрет»
20. «Грачи прилетели»
21. «Веселый щенок»
22. «Аквариум»
23. Итоговая выставка рисунков за год.
2 год. Тема:
1. Рисование по мятой бумаге «Дары осени».
2. Рисование смятой бумагой «Лесные звери».
3. Силуэт «Кошка с клубком».
4. Восковые мелки +акварель «Космос».
5. Фотокопия-рисование свечой «Вальс снежинок».
6. Скатывание цветных салфеток «Валентинка».
7. Рисуем скотчем «Букет для мамы».
8. Рисование по шаблонам «Аквариум».
9. Печатание пробкой, пенопластом «Город».
10. Рисование пластилином «Натюрморт».
11. «Музыкальный рисунок»
12. «Красивые картинки из разноцветной нитки»
13. «Зимний лес»
14. «Морозный узор».
15. «Красивый пейзаж»
16. «Обои в моей комнате»
17. «Снеговик»
18. «Мое любимое платье или свитер»
19. «Ворона»
20. «Перчатки»
21. «Одуванчики в траве»
22. «Ветка с первыми листьями»
23. Итоговая выставка рисунков за год.
Содержание изучаемого материала.
1 год
Сентябрь
1. Рисование пальчиками «Веточка рябины». Программное содержание: Рисование пальчиками очень полезно для развития мелкой моторики рук. Учить детей рисовать точки плотно прижатыми пальчиками. Уметь ритмично наносить штрихи и пятна. Рисовать линиями и мазками простые предметы. Совершенствовать умение работать аккуратно.
2. Рисование ладошкой «Петушок». Программное содержание: Развивать мелкую моторику рук. Учить получать изображение с помощью отпечатка ладони, самостоятельно дорисовывать петуха, используя разные элементы украшения.
Октябрь
5. Кляксография. Программное содержание: Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Игры с кляксами помогают развивать воображение, глазомер и фантазию.
6. Кляксография с трубочкой. Программное содержание: Развивать воображение. Учить ставить кляксы разного цвета и дуть так, чтобы они встретились. Научить выдувать медленно, чтобы линия получалось широкой и плавной. И выдувать быстро для получения множества мелких линий.
9. Монотипия предметная «Близнецы». Программное содержание: Ознакомить с нетрадиционной изобразительной техникой монотипии. С помощью техники рисования «монотипия» обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по сырой бумаге, смешивая краски, получая новые нежные, прозрачные оттенки.
10. Набрызг «Снежная зима». Программное содержание: Детей обучить приёмам работы зубной щеткой и линейкой, в ходе которой демонстрировать технику «набрызг». Развивать образное представление и воображение; воспитывать любовь к природе. Вызвать интерес к зимней тематике.
Ноябрь
13. Соль +акварель «Закат солнца». Программное содержание: Научить новому приему оформления изображения : присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Учить создавать изображение с помощью соли, самостоятельно дорисовывать полученное изображение для получения заката солнца.
14. Рисуем с помощью открыток «День защитников отечества». Программное содержание: Научить вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Развивать воображение.
17. Рисование жесткой полусухой кистью «Ранняя весна». Программное содержание: Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью. Развивать эстетическое восприятие весеннего пейзажа.
18. Рисуем крупами «Песочный замок». Программное содержание: Развивать у детей чувство цвета, формы, ритма.
Декабрь
21. Рисуем штрихами с помощью трафарета «Праздничный салют». Программное содержание: Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка. Совершенствовать умение работать с трафаретом. Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях. Материалы и оборудование: лист бумаги, цветные карандаши мягкие, и трафарет (цветочки, звёздочки).
22. «Плюшевый медвежонок». Программное содержание: Помочь детям освоить новый способ изображения - рисование
поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый
объект, характерную фактурность ero внешнего вида
(объем, пушистость).
25. «Природные напевы». Программное содержание: Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ
пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия
природы.
26. «Необычная посуда». Программное содержание: Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ».
Январь
Февраль
29. «Необычные машины». Программное содержание: Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.
30. «Веселые человечки». Программное содержание: Познакомить детей с новым методом рисования с помощью разноцветных веревочек. Передать силуэт человека в движении.
33. «Шишки на ветке» (рисование жесткой кистью). Программное содержание: Учить рисовать заснеженную ветку ели с шишками; совершенствовать технику рисования тычком.
34. «Узоры на окнах» (раздувание капли). Программное содержание: Способствовать развитию творческих способностей, мелкой моторики рук, развитию дыхательного аппарата. Направлять на формирование воображения и культуры цветоведения.
Март
37. «Мой портрет». Программное содержание: Черно-белый граттаж, восковые мелки + акварель, акварельные мелки.
38. «Грачи прилетели». Программное содержание: Учить детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц.
Апрель
41. «Веселый щенок». Программное содержание: Знакомить детей со способом рисования тычком жесткой кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании.
42. «Аквариум». Программное содержание: Учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали.
45. Итоговая выставка рисунков за год. Программное содержание: Учить детей уступать друг другу, радоваться успехам своих товарищей. Создавать у детей радостное настроение. Интерес к художественному труду. Материалы и оборудование: лучшие детские работы за весь период работы кружка.
2 год
Сентябрь
1. Рисование по мятой бумаге «Дары осени». Программное содержание: Развивать композиционные умения. Рисование по мятой бумаге даёт самые неожиданные эффекты и объемность.
2. Рисование смятой бумагой «Лесные звери». Программное содержание: Развивать самостоятельность и тренировать мелкую моторику. Отпечатки от комочков бумаги - размытые, не похожие один на другой, да и формы создаваемых пятен чаще всего самые неожиданные - всё это хорошо развивает фантазию.
Октябрь
7. Силуэт «Кошка с клубком». Программное содержание: Научиться рисовать силуэтное изображение выработка уверенности в своих возможностях, эстетическое воспитание. Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять, фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.
8. Восковые мелки + акварель «Космос». Программное содержание: Закреплять умение пользоваться такими материалами как акварель. Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, фактура, цвет, линия.).
11. Фотокопия-рисование свечой «Вальс снежинок». Программное содержание: Учить рисовать свечой. Развивать воображение путём рисования по замыслу. Развивать мелкую мускулатуру рук.
12. Скатывание цветных салфеток «Валентинка». Программное содержание: Познакомить с праздником всех влюбленных Днем Святого Валентина. Дети, работая в данной технике развивают свои творческие способности, воображение. Также в процессе работы укрепляют и развивают мелкую моторику рук.
Ноябрь
15. Рисуем скотчем «Букет для мамы». Программное содержание: Как и другие техники рисования, «рисунок» скотчем позволяет развивать творческое воображение, наглядно – образное мышление, точность мелкой мускулатуры рук, умение ориентироваться на плоскости. Совершенствует глазомер, цветовосприятие, эстетический вкус. «Рисование» скотчем носит и релаксационный характер. Такие действия как отматывание, разглаживание успокаивают, а сминание дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции.
16. Рисование по шаблонам «Аквариум». Программное содержание: Тренировать мелкую моторику. Продолжать учить детей составлять композицию на листе бумаге и обводить простым карандашом шаблон.
19. Печатание пробкой, пенопластом «Город». Программное содержание: Продолжать знакомить детей с родным городом. Учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, создавать несложную композицию на тему современной городской улицы, находить отличительные признаки одного здания от другого (форма, этажность, цвет, материал).
20. Пластилинография «Натюрморт». Программное содержание: Способствовать формированию понятия «натюрморт». Средства выразительности: фактура, цвет. Задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Научить детей смешивать пластилин. Освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой.
Декабрь
23. «Музыкальный рисунок». Программное содержание: Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь
на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности
(темп, динамику, ритм и др.)
24. «Красивые картинки из разноцветной нитки». Программное содержание: Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам
рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом.
Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей ком позиции
соответствующие цветовые сочетания. Учить аккуратно пользоваться клеем, наносить eгo на контур рисунка тонкой струйкой. Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру, развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук.
27. «Зимний лес». Программное содержание: Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева.
28. «Морозный узор». Программное содержание: Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
31. «Красивый пейзаж». Программное содержание: Знакомить с методом рисования пейзажа, учить располагать правильно предметы.
32. «Обои в моей комнате». Программное содержание: Совершенствовать умения в художественных техниках печатания и рисования. Закрепить умение составлять простые узоры.
35. «Снеговик» (рисование смятой бумагой)
Программное содержание: Закреплять навыки рисования гуашью. Познакомить детей с новым способом изображения – рисование смятой бумагой.
36. «Мое любимое платье или свитер». Программное содержание: Закрепить умение украшать свитер или платье простым узором, используя крупные и мелкие элементы.
39. «Ворона». Программное содержание: Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, расширять представления о форме, размере и цвете предметов. Развивать изобразительные навыки и умения.
40. «Перчатки». Программное содержание: Знакомить детей со способом рисования ватной палочкой с помощью метода тычка, развивать изобразительные навыки и умения.
43. «Одуванчики в траве». Программное содержание: Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой полусухой кистью, упражнять в работе с манкой, развивать изобразительные навыки и умения.
44. «Ветка с первыми листьями». Программное содержание: Учить рисовать ветки с натуры, передавать форму вазы и веток, учить рисовать полураспустившиеся листочки.
45. Итоговая выставка рисунков за год. Программное содержание: Учить детей уступать друг другу, радоваться успехам своих товарищей. Сравнить работы за этот и предыдущий год, отметить улучшение качества рисунков. Создавать у детей радостное настроение, интерес к художественному труду. Материалы и оборудование: лучшие детские работы за весь период работы кружка.