МААМ-картинки

Применение интерактивной доски в образовательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Мария Васильева
Применение интерактивной доски в образовательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Васильева В. П.

Воспитатель.

МБДОУ №14 «Журавлик»

ГО «город Якутск»

Применение интерактивной доски в образовательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Сделать серьезное занятие для ребенка

занимательным- вот задача первоначального обучения.

К. Д. Ушницкий.

Актуальность. Современное общество, в свете предъявления все более высоких требований к системе образования, уже давно осознало неотъемлемую связь повышения качества образования с информатизацией образовательного процесса. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Темочки:

Современные исследования в области дошкольной педагогики свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. Компьютерные программы, используемые на занятиях с детьми, приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. По мнению доктора психологических наук А. Н. Поддьякова - «Компьютерные игры формируют новую позицию в отношении познания и изменения окружающего мира. Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом и условием при подготовке детей к обучению в школе».

Использование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Именно это способствует осознанному усвоению новых знаний. Внедрение интерактивных технологий в новой и занимательной для дошкольников форме помогает решать задачи речевого, математического, экологического, эстетического развития, а также помогает развивать память, воображение, творческие способности, навыки ориентации в пространстве, логическое и абстрактное мышление.

Интерактивная доска – сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Internet-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию. Интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества педагога и ребенка. Интерактивные доски позволяют уйти от привнесенной компьютерной культурой чисто презентационной формы подачи материала, экономят время коррекционного занятия за счет привлечения активного внимания ребенка. Интерактивные доски повышают эффективность подачи материала.

Интерактивная доска предполагает коллективное участие детей в игре. Дети, договариваясь действуют по очереди, и общими усилиями добиваются нужного результата. Например, помогают герою выйти из трудной ситуации. Всё это способствует развитию познавательной активности, учит действовать по правилам, принимать точку зрения другого, делать осознанный выбор. Все задания, созданные для интерактивной доски представлены в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним. Использование информационно-коммуникационных технологий даёт возможность педагогу самостоятельно создавать интерактивные ресурсы для реализации во всех видах деятельности. Разработанные игры и занятия позволяют решать задачи по нескольким направлениям развития детей.

Познавательное развитие: 1. Формирование элементарных математических представлений (классификация предметов по цвету, форме, размеру; количественный и порядковый счёт в пределах 10; состав числа; соотнесение числа с количеством). 2. Окружающий мир (моделирование различных экосистем, жизненных ситуаций: рисование объектов с помощью инструментария интерактивной доски или созданные в реальном мире и перенесённые на интерактивную доску с помощью технических средств) 3. Конструирование: 1. По заданной схеме из различных материалов; 2. Создание на интерактивной доске различных объектов: построек, предметов быта, животных.

Речевое развитие: 1. Рассказывание сказок с помощью мнемотаблиц, созданных самими детьми; 2. Озвучивание самостоятельно созданных объектов; Восприятие художественной литературы: чтение произведений с привлечением интерактивных презентаций, театрализация сказок.

Социально-коммуникативное: 1. Составление совместного плана мероприятий с детьми в рамках тематической недели в виде условных обозначений; 2. Составление правил работы с интерактивной доской; 3. Сюжетно-ролевые игры («Бюро путешествий», «Архитекторы», «Конструкторы», «Интернет-магазин»).

Физическое развитие: 1. проведение физминуток с привлечением различных героев; 2. проведение гимнастики для глаз и имитационных упражнений с использованием интерактивных объектов.

Художественно-эстетическое развитие: 1. рисование, выбранного сюжета на интерактивной доске; 2. трансляция, созданных на бумаге сюжетов; 3. создание коллективного художественного продукта (альбома, мультфильма, экспозиции, презентации) с использованием детских работ. Практическая значимость:

Цель: Развитие личности, мотивации, способностей детей посредством компьютерных игр с применением интерактивной доски.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

• развитие познавательной и творческой активности детей, любознательности, воображения, образного мышления;

• формирование готовности ребенка к школьному обучению;

• знакомство детей с возможностями компьютерных технологий;

• овладение навыками работы с интерактивной доской.

Для того, чтобы современная тенденция использования интерактивной доски внесла позитивный вклад в эти направления, дошкольники должны применять её в соответствии со свойственными им наиболее эффективными методами обучения. Это применение должно поддерживать их творческую активность и уверенность в своих силах. Развитие — самая общая цель образования детей младшего возраста.

Коллектив детского сада №14 «Журавлик» г. Якутск, также старается идти в ногу со временем. Так, в этом году приобрели интерактивную доску «Колибри». Новое оборудование удалось внедрить в работу достаточно быстро, педагоги с большим интересом изучают возможности интерактивной доски, создавая игры и презентации по различным областям знаний. Дети с желанием работают с интерактивной доской, потому что им нравится рисовать цветными маркерами, небольшими прикосновениями пальцев руки выбирать правильный ответ. Запас изобразительного и видеоматериала при подготовке к занятию безграничен. В сети Интернет и на цифровых носителях можно найти большое количество компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме и использовать их многократно. Данные программы обладают простым и понятным интерфейсом, доступны в использовании, как педагогами имеющим навыки работы с персональным компьютером, так и новичкам. Удовлетворяют психолого - педагогическим и эргономическим требованиям, предъявляемым к педагогическим программным средам.

Использование интерактивной доски в образовательной работе с дошкольниками в нашем дошкольном учреждении показало ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами воспитания и обучения. С сентября 2022 года нами были проведены занятия по развитию речи с посредством игры, для детей подготовительной к школе группы «Подснежник». С использованием интерактивной доски «Колибри».

Использование интерактивных технологий в течение месяца позволило вести наблюдение за развитием воспитанников. В эксперименте принимали участие 36 воспитанников, в ходе исследования велось наблюдение за их развитием в течении4 месяцев, анализировались психические процессы: память, внимание, развитие речи. Таблица 1. Выполнение заданий воспитанниками на память, внимание и развитие речи (формирующий эксперимент, январь 2023 года) .

Дети Память Внимание Ррр Речь

1 А Аина + + +

2 А Шохакат + + +

3 В Дима + + +

4 В Сардаана + + +

55 5 ГНастя + + +

6 Е Элина + + +

7 Е Леандр + + +

8 П Альфия + + +

9 И Велина + + +

10 К Саша + + +

11 К Максим + + +

12 К Кирилл + + +

13 М Никита + + +

14 М Изабелла + + +

15 М Арслан + + +

16 О Каролина + + +

17 О Тимур + + +

18 О Кирилл + + +

19 П София + + +

20 П Тимофей + + +

21 П Алтан + + +

22 Р Райхона + + +

23 Р Спартак + + +

24 С Самаана + + +

25 С Сандаара + + +

26 С Кира + + +

27 С Юлиана + + +

28 С Настя + + +

29 Т Никита + + +

30 Т Каролина + + +

31 У Руслан + + +

32 Ф Арылхан + + +

33 Ф Эрчим + + +

34 Ш Ахмад + + +

35 Ш Тимур + + +

36 Ч Надя + + +

Итого по массиву, в% 100% Память, внимание и речь воспитанников, участвующих в эксперименте, значительно улучшились. Эти результаты могут быть достигнуты за счет общего взросления воспитанников, но так как они развивались на основе интерактивных технологий, то в ходе эксперимента сделан вывод, что поступательное развитие связано и с внедрением интерактивных технологий. Выполнение заданий воспитанниками на память, внимание и развитие речи (формирующий и констатирующий эксперимент).

Представление информации на большом экране и возможность самим оперировать с изображенными предметами и объектами вызвал у детей огромный интерес к деятельности;

• Возможность представления фрагментов реальной действительности (видеоматериал);

• Возможность демонстрации детям движущихся, изменяющихся объектов, увеличивать размер изображения (например, книжных иллюстраций) в целях их комфортного восприятия всеми детьми группы;

• одновременное воспроизведение объектов, представленных различными способами (звук-изображение-движение);

• возможность проведения с объектами множества пробующих поисковых действий, сравнения нескольких вариантов преобразования одного и того же объекта;

• экономия времени, необходимого для подготовки к занятиям и изучения конкретного материала.

• организация благоприятной для развития предметной среды.

• удобство хранения, многократного применения используемого материала.

Применение интерактивной доски в дошкольном образовании способствует развитию психофизических функций, таких как мелкая моторика, зрительно-моторная и оптико-пространственная ориентация;

Заключение. Внедрение интерактивных досок в дошкольных учреждениях – это наиболее эффективный способ мотивации обучения и создания надлежащих условий для благоприятного формирования интеллектуальных и творческих навыков у детей.

Таким образом, развитие и обучение дошкольников с применением интерактивной доски становится более качественным, интересным и продуктивным. Систематическое ее использование в сочетании с традиционными методами обучения и воспитания значительно активизируют познавательную и мыслительную деятельность детей, способствуют эффективному освоению материала, что, в конечном итоге, приводит к повышению качества образовательной деятельности.

Список литературы

1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании.

2. Безруких М. М., Парамонова Л. А., Слободчиков В. И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//начальное образование С

3. Езопова С. А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//дошкольная педагогика С

4. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.,

5. Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. М., 2004 Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторысоставители: Д. П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. Барнаул: БГПУ,

6. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа с

7. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М. :

8. Школа- Пресс, с. 8. Шаехова Р. К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития/р. к. шаехова // Начальная школа плюс до и после С

Публикации по теме:

Физминутки в режиме дня с использованием интерактивной доскиФизминутки в режиме дня с использованием интерактивной доски Ни для кого не секрет, что детям дошкольного возраста свойственна интенсивная двигательная активность. Поэтому в условиях детского сада.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Использование интерактивной доски на занятиях по обучению грамотеИспользование интерактивной доски на занятиях по обучению грамоте Мы живем в XXI веке, веке высоких информационных технологий. Это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение интерактивной доски в образовательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 февраля 2025 в 10:44
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение интерактивной доски в образовательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Мария Васильева (УИ 1681114) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР
23 февраля 2025 воскресенье



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД