Жанна Анисимова
Дополнительное образование «Переливы радуги — Серункан»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Сардана» МО «Алданский район» РС (Я)
ПРОЕКТ
Обеспечение качества и результативности дополнительного образования в соответствии с ФГОС посредством приобщения дошкольников к театральному искусству
«Переливы радуги – Серункан»
Выполнила работу:
музыкальный руководитель
Анисимова Жанна Андреевна
Темочки:
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Радуга, радужные идеи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.
Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, как мощного синтетического средства развития их творческих способностей.
Театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования.
Пояснительная записка
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Сардана» находится в селе образования РС (Я)». Хатыстыр, которое является местом компактного проживания эвенков. В детском саду 87 воспитанников, возраст детей от 2,6 лет до 7 лет. В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Сардана» работает очень сплоченный и грамотный коллектив. Работают 16 педагогов, из них 9 педагогов имеют высшее педагогическое образование, 8 имеют первую квалификационную категорию. Работают 5 ветеранов труда, труд 4-х педагогов отмечен почетным знаком «За вклад в развитие дошкольного, 2 отличника образования РС (Я).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ
№ Наименование раздела 2012-2013 2013-2014 2014-2015
1 Образовательный уровень : высшее 50% 60% 56,3%/9
средне специальное 50% 40% 43,7%/7
2 Профессиональный уровень: высшая категория 6% - -
1 категория 44% 46,2% 50%/8
2 категория 44% 26,4% 18,8% /3
соответствие занимаемой должности - 20,8% 31,2%/5
без категории 6% 6,6% -
3 Педагогический стаж : до 5 лет 12% 13,2% 12,5%
от 5 до 10 лет 31% 13,2% 6,2%
от 10 до 15 лет 12% 19,8% 6,3%
15 лет и выше 45% 53,8% 75,0%
4 Возраст: до 20 лет 50%/8
от 20 до 30 лет 25% 6,6% 31,2%/5
от 30 до 40 лет 19% 33% 12,5%/2
40 лет и выше 56% 60,4% 6,3%/1
16 человек
Постоянно участвуем в республиканских акциях «Экология начинается со двора», не раз со своими проектами занимали призовые места.
В 2010 году также выиграли благотворительный грант «Полюс Золото – САF» по проекту «Расти здоровым, малыш!» и сейчас у нас есть своя лыжная база. Наши воспитанники постоянно занимают призовые места в районных лыжных соревнованиях, под руководством инструктора физо. В 2012 году наш детский сад посетили президент РС (Я) Е. А. Борисов и министр образования РС (Я) А. С. Владимиров. И дети, и работники нашего садика были очень рады. Наши дорогие гости увидели коллекцию кукол детского сада и также дополнили нашу знаменитую коллекцию. Данную коллекцию в 2013 году мы представили на республиканском конкурсе «Куклы народов мира» и стали победителями. Наш проект «Весь мир на ладошке» в республиканском смотре - конкурсе работы музеев по экологическому просвещению населения был отмечен Дипломом I степени в 2014 году. В рамках данного проекта был оформлен опытно-экспериментальный участок «Парк мира» с цветниками и огородом. Здесь ребята познают азы экологической культуры.
По итогам 2014-2015 г. в районном смотре-конкурсе «Золотая сказка» постановка «Об озеро Ильмень» стали дипломантами II степени.
В районном конкурсе «Звёзды нового века» стали победителями в номинации «Танцевальное искусство»
Наши воспитанники заняли второе место в лыжном «Дошкольном марафоне», команда по сумме баллов заняла второе место.
В районной мета предметной олимпиаде и научно-практической конференции «Шажок в будущее» наш воспитанник Гермогенов Савелий занял первое место.
В районной изоолимпиаде воспитанница Анисимова Вика заняла второе место.
Актуальность программы
Актуальность
В настоящее время приобщение подрастающего поколения к ценностям национальной и мировой культуры, создание условий для самореализации, самовыражения личности, очень актуальна. Программа призвана формировать нравственно-личностные качества ребенка «новой культуры», развивать эстетический вкус, раскрывать творческий потенциал каждого воспитанника, создавать условия для самореализации. Особенно это актуально в детском саду с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, где необходимо выполнение образовательного госстандарта при сохранении, коррекции, укреплении и развитии интеллектуальной, духовной, эмоциональной личности и ее физического здоровья.
Одним из успешных путей здоровье сбережения воспитанников является деятельность, в основу которой можно положить такие принципы, как: «Успех порождает успех» и «Активность». Дети включаются в разнообразную активную созидательную деятельность по собственному выбору, а создание в неформальной обстановке деятельности ситуации успеха способствует сохранению и повышению резервов здоровья. Поэтому развитие художественно-эстетического направления как нельзя лучше для этого подходит. Благодаря арт-терапии, детям удается адаптироваться к окружающей обстановке. Они становятся более уверенными в себе, раскрепощенными, у них улучшается память, правильной становится речь, улучшается координация движений, они не боятся фантазировать и импровизировать.
Программа курса деятельности художественно-эстетической направленности «Переливы радуги», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на формирование у воспитанников стремления видеть и создавать вокруг себя прекрасное. Данная программа направлена в основном для работы педагогов над костюмами, создает благоприятные условия для знакомства педагогов с основными вопросами теории моды, законами художественной формы, цветового решения и спецификой текстильных материалов, технологией изготовления швейных изделий и сценических костюмов, кукол для театрализованной деятельности. Помогает приобщать детей к саморазвитию творческих способностей.
Выразить себя в одежде пытается каждый человек. Молодежная среда рождает целые течения, демонстрирующие свой имидж, свои представления о моде. Стремлению выглядеть ярко, эффектно и индивидуально способствуют и реклама и средства массовой информации.
Однако человек сведущий понимает, что одним стремлением наше отношение к моде и одежде ограничить нельзя. Нужны знания и умения. Сегодня недостаточно подражать имиджу модной топ – или фотомодели. Задача, поставленная самой жизнью, гораздо серьезнее и глубже.
Веление времени и задача театра мод - познав себя, найти свой индивидуальный и неповторимый образ; выработать собственный стиль, рожденный гармонией внутреннего «я» личности и его внешнего проявления в одежде и в облике в целом.
Цель и задачи проекта.
Цель – обеспечение качества и результативности дополнительного образования в соответствии с ФГОС посредством приобщения дошкольников к театральному искусству «Переливы радуги».
Задачи:
1. Развитие у дошкольников потребностей самостоятельной музыкально - театральной деятельности.
2. Развитие музыкальных и творческих способностей воспитанников.
3. Формирование у детей старшего дошкольного возраста личностно-целостного эстетического отношения к явлениям окружающей действительности.
Срок реализации проекта с 2014 года.
Используемые приемы и методы:
1. Эмоционально – образные упражнения : передача характера музыки через движения рук и походки, создание образов сказочных персонажей.
2. Музыкально – ритмические упражнения.
3. Рисунки на подиуме, перестроения.
У дошкольника растет уровень развития познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, воображения. Главным новообразованием у дошкольника становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Такое понимание основано на осознании своих возможностей и способностей.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в дошкольном детстве значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Дошкольник осваивает широкий круг деятельности - игровую, трудовую, продуктивною, бытовую, коммуникативную. Главным итогом развития всех видов деятельности, с одной стороны, выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью, с другой стороны, формирование произвольного поведения.
По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества и к 5 годам занимает позицию ведущей деятельности детей. Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как её художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре – через сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов: - игра – ролевая и актёрская.
Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных).
Природная предрасположенность дошкольников к “напеванию” и “пританцовыванию” объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нём. Удовлетворение этих возрастных потребностей в музыкально-театральном творчестве освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит ребенку массу радостных минут и огромное наслаждение. Восприятие “поющих слов” в музыкальном спектакле становится более осознанным и чувственным за счёт подключения сенсорных систем, а собственная включённость в действие позволяет ребёнку смотреть не только на сцену, но и в “себя”, уловить своё переживание, зафиксировать его и оценить.
Содержание работы по театрализованной деятельности
включает в себя:
• Ознакомление с детским театром и беседы;
• включение в занятия игр-драматизаций;
• подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
• упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
• упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.
Содержанием работы по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т. д., то есть со "знаками", играющими роль выразительного языка.
Занятия по театрализованной деятельности выполняют ряд функций: познавательную, воспитательную и развивающую. Их задачей является не только подготовка к спектаклям. Содержание, формы и методы проведения данных занятий должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:
• развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
• создание атмосферы творчества;
• социально-эмоциональное развитие детей.
Занятия по театрализованной деятельности могут включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни. Создание и изготовление атрибутики и костюмов.
Занятия по театрализованной деятельности проходят в трё х направлениях:
1. освоение детьми основ актерского мастерства в процессе выполнения упражнений творческого характера;
2. освоение детьми технических приемов, характерных для различных видов театрального искусства;
3. работа над атрибутикой и созданием костюма.
Творческое развитие личности дошкольника происходит в процессе системного и личностно значимого приобщения к театральному искусству и предполагает последовательное усложнение учебного материала в соответствии с личным опытом воспитанника, что обеспечивает органичное вхождение ребенка в многогранный мир театра.
В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности решаются следующие задачи:
• развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника;
• воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;
• овладение импровизационными умениями;
• развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности;
• совершенствование познавательных процессов.
Занятия в основном строятся по единой схеме:
• введение в тему, создание эмоционального настроения;
• театрализованная деятельность (в разных формах, где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
• эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Содержание работы по проекту.
Содержание работы Периоды работы Виды работы
Организация изучения, выявление интереса, наклонностей и задатков детей дошкольного возраста Сентябрь, октябрь ежегодно Создание карты диагностики способностей
Участие в научно практической конференции «Нимнгакан – вершина творческой мысли и духовного богатства народа». Постановка «Содани Богатырь» Март Сценарий сказания «Содани Богатырь», куклы к постановке.
Сбор материалов (через интернет, книги, статьи, видео-, аудиоматериалы, носителей этноса и т. д.) Постоянно Создание специальных папок, электронных файлов
Подбор и систематизация материалов Май
Работа с презентационным и выставочным материалом В течении всего периода по темам
Изготовление кукол в национальных костюмах (по эвенкийскому эпосу «Содани богатырь») Март Рост от 40 до 50 см.
Участие в республиканской педагогической ярмарке «Сельская школа» Июнь
Постановка с помощью кукол «Содани богатырь» Сентябрь
Изготовление необходимых атрибутов и декораций к будущим представлениям постоянно Создание специальных папок, электронных файлов
Создание тематических коллекции театральных костюмов Март-сентябрь Развивающая предметно-пространственная среда
Установление сетевого взаимодействия по улусу
Предполагаемый результат
Таким образом, в театрализованной деятельности поощряется инициативность, гибкость и самостоятельность мышления, творчество детей. Развитие творческих способностей в контексте театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям нравственно-эстетического воздействия на детей со стороны педагогов. Театрализованная деятельность -- это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей. Театрализованная деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность и корригирует отклонения в разных сферах психической деятельности ребенка.
Логическое завершение, итог всей деятельности системы «Переливы радуги - Серункан» - создание театральных постановок, создание и демонстрация коллекции одежды.
Появление спектакля – это демонстрация творческих способностей и одновременно представление одежды, сделанной руками педагогов и родителей, в соответствии с их представлениями о модных образах, силуэтах, формах, о моде в целом. Это яркое историческое путешествие, повествующее о проблемах моды и возможных путях ее развития, обрамленное музыкой театрального действа, хореографии и цвета.
Наши результаты работы по проекту «Переливы радуги – «Серункан» :
2014г. – Грамота победитель IV районного фестиваля детско-юношеского самодеятельного творчества «Звезды нового века»
в номинации «Танцевальное искусство»
в номинации «Театр моды»
Дипломант II степени театрального фестиваля «Золотая сказка 2014»
за сказку «Об озере Ильмень»
2015г. – Грамота победитель V районного фестиваля детско-юношеского самодеятельного творчества «Звезды нового века»
в номинации «Танцевальное искусство»
в номинации «Театр»
Сертификат выдан за активное участие в региональной конференции «Нимнгакан – вершина творческой мысли и духовного богатства народа», посвященной 100-летию эвенкийского сказителя Н. Г. Трофимова – Ньукучаан, уроженца Учурского (Алданского) района, представителя рода Бута.
Участие в педагогической ярмарке «Сельская школа и Образовательная ярмарка 2015» : - Диплом победителя в номинации «Лучшая выставка кукол»
Сертификат лучшая авторская разработка по проекту «Музыка для всех» в республиканской педагогической ярмарке.
Использованная литература:
Васильева Н. Творческие проявления у детей в игре. // Мой кроха и Я. – 1997. № 2. – С. 37–41.
Ветлугина Н. А. Художественное творчество в детском саду. М. : Просвещение, 1974. – 270 с.
Козлова С. А. Дошкольная педагогика. М. : Просвещение, 2000. – 163 с.
Щеткин А. В. “Театральная деятельность в детском саду”