Зоя Беляева
Дополнительное образование в дошкольных образовательных организациях
▼ Скачать + Заказать документы
Основная задача системы дополнительного образования - формирование духовно богатой физически здоровой, социально активной, творческой личности ребенка. Это достигается воспитанием культуры здорового образа жизни, созданием дополнительных образовательных программ нового поколения, научно-методическим обеспечением систем дополнительного образования.
Публикация «Дополнительное образование в дошкольных образовательных организациях» размещена в разделах
В сфере дополнительного образования ребенка можно реализовывать свое личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целеполаганию, умению достигать целей своего жизненного предназначения. С учетом этого, в нашем детском саду возникла необходимость внедрения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в вариативную часть образовательной программы, что составляет 12 – 15%, что допускается требованиями образовательного стандарта.
В своей работе мы используем разные способы формирования у детей осознанного отношения к своему здоровью, большое внимание уделяем организации двигательной активности детей, укреплению физического и психического здоровья, а также воспитанию у них правильного отношения к своему образу жизни, формированию навыков безопасного поведения. Раздел образовательной программы по физическому воспитанию, а также требования организации безопасной жизнедеятельности детей в дошкольных учреждениях рассчитаны на оптимальную нагрузку для ребёнка. Бег, прыжки и другие упражнения имеют предельно допустимые возрастные нормы, не позволяющие получить травмы, переутомиться. Между тем, ребёнок узнаёт о невозможности совершения некоторых действий и обнаружения предела, что является важной составной частью физического воспитания с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности. Обогащение двигательного опыта возможно, если использовать типичные действия детей в естественных, не организованных взрослым условиях.
Дополнительное образование в нашем ДОУ включает раздел физкультурно-спортивной направленности. Это – занятия спортивных кружков «Мини-баскетбол», «Легкая атлетика», стретчинг, степ-аэробика, фитбол, бег на снегоступах, мини-туризм, легкоатлетический кросс, ежегодное участие детей в городской Спартакиаде «Старты надежд» среди дошкольных образовательных организаций и др.
Цель Программы «Мини-баскетбол»
Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в «Мини-баскетбол».
Задачи реализации Программы:
Обучение детей тактико-техническим приемам игры в баскетбол.
Развитие скоростных, скоростно-силовых качеств, ловкости, выносливости,
координационных способностей и умение рационально использовать их в различных условиях.
Укрепление здоровья, формирование навыков поддержания здорового образа жизни.
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Достижение детьми итоговых результатов освоения программы накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями).
Для каждого возраста задачи уточняются и конкретизируются.
Значимые для разработки и реализации Программы
Программа составлена по возрастным группам и охватывает две возрастные ступени физического развития детей:
1) старший дошкольный возраст (дети 5-6 лет).
2) подготовительная к школе группа (дети 6-7 лет).
В каждой возрастной группе предусмотрено формирование представлений, умений и навыков в учебно-тренировочной деятельности и их совершенствование в других формах деятельности.
Такая же методика организации занятий спортивного кружка «Легкая атлетика».
«Степ-аэробика». На фоне прогрессирующей гиподинамии возникает необходимость совершенствования двигательного режима ДОУ путём применения нетрадиционных средств физического воспитания, одним из которых является степ - аэробика.
Занятия степ-аэробикой в системе физического воспитания дошкольников в современных условиях представляются довольно актуальными и востребованными. Эти занятия при адекватной нагрузке позволяют развивать все физические качества ребенка - дошкольника и укреплять его физическое здоровье. Степ-аэробика для детей – это целый комплекс упражнений, различные по темпу и интенсивности. Идёт работа всех мышц и суставов, в основе которой ритмичные подъёмы и спуски при помощи специальной платформы – степа. Упражнения выполняют под ритмическую музыку и сочетают с движениями различных частей тела (руками, головой). Привлекая эмоциональностью и созвучием современным танцам, степ-аэробика позволяет исключить монотонность в выполнении движений, поддерживает хорошее самочувствие ребёнка, его жизненный тонус. Ритмические движения выполняются легко и длительное время, не вызывают утомления. Каждый аэробный комплекс ведёт к достижению не одного, а нескольких результатов: стать сильным и гибким, стройным и подтянутым, получить ощущение физического и психического расслабления, улучшить координацию движений, развить чувство ритма, повысить физическую активность.
Задачи:
Сохранение и укрепление здоровья.
Способствование оптимизации роста и развитии опорно-двигательного аппарата.
Повышение работоспособности и двигательной активности.
Формирование правильной осанки.
Содействие развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем.
Развитие потребности в систематических занятиях спортом.
Развитие чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.
Фитбол – корригирующая направленность, как средство профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, формирование координационных способностей детей.
Традиционными стали легкоатлетический кросс, мини-туризм; с большим удовольствием дошколята бегают на снегоступах.