галина попова
Дополнительное образование «От простого к сложному»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Сардана» МО АР
Программа дополнительного образования
«От простого к сложному»
Для детей от 3 до 7 лет
Профиль деятельности: декоративно-прикладное искусство
Творческое объединение «Умелые ручки»
Возрастной состав обучающихся: дети 3-7 лет
Продолжительность образовательного процесса : 4 года
Разработала: воспитатель Попова Галина Егоровна
с. Хатыстыр 2016г.
Пояснительная записка
Публикация «Дополнительное образование „От простого к сложному“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Актуальность: Человек от природы – творец. Для этого у него есть всё : воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Как же интересно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, красках, глине или тесте! Танец пальцев придает материи форму, заданную нашим воображением, а название этому «танцу» рук – ЛЕПКА! Материалов для лепки предостаточно: глина, пластилин, гипс, тесто, снег, песок! Лепить можно даже из хлеба и воска. Лепка - любимое и одно из увлекательнейших, полезнейших занятий детей и многих взрослых. Лепка из любого пластичного материала хорошо успокаивает нервную систему, успокаивает и умиротворяет. Лепка является не только компонентом арт-терапии. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Проблема: Наблюдения за детьми в младшей группе показали, что 70% детей обладают низким уровнем развития мелкой моторики рук. Они не умеют пользоваться ножницами, плохо рисуют карандашами и красками, с трудом держат ложку и вилку. Дети робкие и застенчивые, неуверенные в своих силах.
Гипотеза: данная программа поможет детям в осознании и развитии своей индивидуальности и самореализации своих творческих способностей. Работа с пластичным материалом – это, своего рода упражнения, которые окажут помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе, радость творчества посредством самовыражения через изготовление собственных изделий.
Программа «От простого к сложному» построена по учебному плану и рассчитана на 4 года. Участники программы – дети 3-7 лет с низким уровнем развития мелкой моторики.
Цель программы: помочь развить мелкую моторику, творческие, коммуникативные способности и художественный вкус ребенка, посредством изобразительного искусства – лепка.
Новизна программы «От простого к сложному» в использовании различного пластичного материала в сочетании с природным и дополнительным материалом по нарастающей сложности способов лепки.
1. 2 младшая группа – лепка различных предметов из пластилина (глины) в сочетании с природным и бросовым материалом (рис, гречка, горох, семечки и т. д.);
2. Средняя группа – создание пластилиновых картин на картоне в сочетании дополнительным материалом (бусинки, стразы, пайетки и т. д.);
3. Старшая группа – декоративная лепка из соленого теста, роспись изделия гуашью;
4. Подготовительная группа – создание из глины сюжетных (индивидуальных и коллективных) композиций по сюжетам известных сказок «Настольные сказки в подарок детскому саду».
Разработанные нами занятия решают следующие основные задачи:
- обогащение и расширение художественного опыта дошкольников;
- развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста, привитие ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе;
- развитие художественного восприятия, памяти, образного мышления, воображения, речи, приобщение детей к творчеству.
Образовательные :
- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
- формирование практических умений и навыков;
- обучение разнообразным приемам и методам;
- учить создавать коллективные работы.
Развивающие:
- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
- совершенствование движений рук;
- развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
- развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
- развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
- развитие речи детей.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
- побуждение к творческой деятельности, раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;
- воспитывать и развивать художественный вкус;
- воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Занятия по лепке строятся по следующему примерному плану:
1. Создание игровой ситуации для привлечения внимания и развития эмоциональной отзывчивости детей (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи; игры-драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).
2. Лепка изделия: знакомство с изображаемым предметом, последовательностью действий и приемами лепки (иногда желательно дать ребенку возможность самому подумать, как лучше выполнить поделку). Необязательно заранее изготавливать образец изделия; можно рассмотреть и ощупать предмет или создать изображение по памяти.
3. Доработка изделия с помощью дополнительного материала (необходимо при этом обращать внимание детей на выразительные средства: правильно подобранные нужные цвета и интересные детали).
4. Рассматривание готовых работ (им дается только положительная оценка). Дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои поделки. Обыгрывание с готовым изделием.
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр по художественному творчеству:
• На целенаправленное развитие восприятия цвета;
• На восприятие формы;
• На восприятие качеств величины;
• На количество предметов;
• На развитие речи, мышления;
• На развитие первоначальных представлений о природе, окружающем мире.
Наглядно – образный материал :
1. Иллюстрации и репродукции.
2. Образцы работы.
3. Игровые атрибуты.
4. Стихи, загадки.
5. Беседы.
6. Открытки (фотографии, картинки, рисунки детей) для рассматривания
Методические приемы:
• показ технологических приемов.
• рассматривание игрушек, скульптуры и т. д.
• рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т. д.
• игровые приемы (приход героя и др.).
• упражнение детей в навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки и т. д.).
Дидактический материал:
• аудиозаписи;
• использование образцов (муляжи, игрушки, поделки из соленого теста, скульптуры, макеты).
Техническое оснащение:
• дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, леска, пайетки, кусочки меха).
• инструменты для лепки (стеки, печатки, колпачки от фломастеров и др.).
Форма работы:
• Совместная деятельность с педагогом.
Принципы построения работы:
• От простого к сложному.
• Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
• Научность.
• Доступность.
• Системность знаний.
• Воспитывающая и развивающая направленность.
• Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
• Активность и самостоятельность.
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Способы лепки:
1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).
2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.
3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
Занятия проводятся в течение учебного года (с сентября по май) один раз в неделю с группой детей с низким уровнем развития мелкой моторики, продолжительностью от 10 до 25 минут в зависимости от возраста воспитанников.
Предполагаемый результат работы кружка:
• сформируется общая осведомленность детей;
• повысятся технические навыки и умения;
• разовьется моторика рук;
• дети будут проявлять творчество в процессе лепки;
• станет устойчивым интерес к изотворчеству на занятиях и самостоятельной деятельности.
Способ проверки: проверка умений и навыков по диагностике программы «Воспитание и обучение в детском саду».
Форма подведения итогов: выставка работ детей.
Список использованной литературы
1. Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду/ под ред. М. Б. Зацепиной. М. : Сфера, 2005.
2. Серия рабочих тетрадей «Искусство – детям» : «Филимоновская игрушка», «Городецкая роспись», «Хохломская роспись», «Дымковская игрушка», «Волшебный пластилин», «Простые узоры и орнаменты», «Узоры Северной Двины», «Сказочная гжель», - М. : Мозаика-Синтез, 2005.