Ольга Ильина
Дополнительное образование по развитию речи для детей старшей группы «Скоро в школу» (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительной образовательной услуги
познавательно – речевого развития «Скоро в школу»
для старшей группы
на 2017 - 2018 учебный год
Воспитатель: Ильина Ольга Ивановна
г. Кирсанов
2017 г.
Пояснительная записка
Актуальность
Публикация «Дополнительное образование по развитию речи для детей старшей группы „Скоро в школу“ (часть 1)» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Дополнительная образовательная программа «Скоро в школу» имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию мотивации ребнка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребнка. Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при е реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.
Рабочая программа по реализации познавательно-речевого направления старшей группы (с 5 до 6 лет) составлена в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, составлена на основе авторской Е. В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
Е. В. Колесникова «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет». Издательство «Ювента»,2017 г.
Е. В. Колесникова «Математика для детей 5-6 лет». ООО «ТЦ Сфера», 2017.
Е. В. Колесникова «От звука к букве»- демонстрационный материал для детей 5-6 лет.
Режим реализации программы
Общее количество образовательных ситуаций в год Количество образовательных ситуаций в неделю Длительность образовательной ситуации Форма организации образовательного процесса
36 1 25 минут групповая
Общие положения:
Программа рассчитана на 36 часов. Формы занятий – занятия-игры, практические занятия. Программа подготовки к школе строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития. Данная программа предусмотрена для детей 5-6 лет. Количество занятий – 1 раз неделю. Продолжительность – 25 -30 минут. Работа проводится фронтально или подгруппами. В программе представлен практический наглядно обучающий материал с разнообразными увлекательными упражнениям и заданиями.
Основные принципы работы:
учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
комплексный подход при разработке занятий;
вариативность содержания и форм проведения занятий;
систематичность и последовательность занятий;
наглядность.
Цель программы:
Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению. Правильная подготовка руки к письму, развитие интереса к написанию каких-либо единиц письма (слогов, слов, букв, точность, видение границ и аккуратность при письме.
Задачи программы:
Образовательные :
Формирование и развитие фонематического слуха;
Развитие произносительных умений;
Учить детей владеть звуковой стороной речи–темпом, интонацией;
Знакомство со слоговой структурой слова;
Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;
Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;
Расширение словарного запаса детей;
Знакомить с графическим изображением буквы;
Учить соотносить звук и букву;
Формирование и развитие звуко - буквенного анализа;
Подготовка руки ребнка к письму;
Упражнять в аналитико-синтетической деятельности;
Формировать элементарные графические умения;
Познакомить с изображением буквы;
Упражнять печатать буквы, слоги (по образцу).
Развивающие :
Развитие слухового восприятия
Развитие графических навыков
Развитие мелкой моторики
Развивать мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки;
Развивать глазомер, четкой координации руки.
Воспитательные:
Воспитание умения работать
Воспитание самостоятельности при выполнении заданий;
Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим;
Прививать элементарные гигиенические правила письма;
Воспитывать усидчивость;
Воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.
Программа включает в себя взаимосвязанные интегрированные области знания:
Познавательное развитие : беседы, игры, наблюдения;
Социально-коммуникативное развитие : дидактические, сюжетно-ролевые игры;
Физическое развитие : подвижные игры, развлечения.
Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год:
Продолжительность диагностического периода:
Стартовая диагностика : 18.09.2017 – 22.09.2017 г.
Итоговая диагностика: 01.05.2018 – 06.05.2018 г.
Основные требования к уровню подготовки детей 5-6 лет :
Подготовительный этап:
закрепление умений вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки;
интонационное выделение заданного звука в слове;
графическое обозначение слов – прямоугольник (схема);
деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей.
Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:
знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий) ;
понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат;
определение места звука / буквы в слове;
обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий).
Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:
алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове;
понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»;
гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твёрдых согласных – синий квадрат;
чтение слогов с изученными звуками и буквами;
составление и чтение слов из знакомых букв;
работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения, переход к чтению целых слов.
Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:
гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении;
графическое изображение мягких согласных звуков – зелёный квадрат.
Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/ глухости:
звуковой (фонетический) анализ слова;
понятие «предложение» и его графическое изображение (схема) ;
переход к чтению предложений из двух, трёх, четырёх знакомых слов.
Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями:
закрепление понятий «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;
переход к чтению несложных текстов.
Ожидаемый результат
Показатели уровней развития речевых навыков и умений детей в области грамоты (по Колесниковой Е. В.)
1. Сформированность у ребё нка представлений о речевых и неречевых формах общения:
умение ориентироваться в содержании этого общения,
выполнять поручения.
2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной действительности:
о слове, слоге, звуке, ударении (без определения);
о качественной характеристике звуков (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой);
о выразительных средствах речи.
3. Проявление ребёнком заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнении упражнений по ЗКР;
4. Овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи :
наличие у него представления о модели и процессе моделирования;
способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу.
Перспективное планирование воспитательно – образовательного процесса по основным разделам программы
№ Тема Количество часов
1 Звук и буква 27
2 Слог 1
3 Чтение слогов 2
4 Закрепление пройденного материала 5
5 Ребусы, загадки, чтение стихотворений 1
Всего 36