Ольга Ильина
Дополнительное образование по развитию речи для детей старшей группы «Скоро в школу» (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема занятия
Программные
задачи
Дополнительное методическое
обеспечение Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности
Дата
проведения
Дата фактического проведения
1 Звук и буква, графическое изображение звука в слове (квадрат). Способствовать развитию звуко-буквенного анализа, развитию фонематического слуха. Е. В. Колесникова
«От А до Я»
Е. В. Колесникова
«Развитие звуко-буквенного анализа» Игра «Найди и обведи»
Публикация «Дополнительное образование по развитию речи для детей старшей группы „Скоро в школу“ (часть 2)» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Сентябрь 04.09.17
2 Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник). Учить на схеме прямоугольнике обозначать место звука в слове, используя условное обозначение-красный квадрат. Е. В. Колесникова
«От А до Я»
Е. В. Колесникова
«Развитие звуко-буквенного анализа» Игра «Определи место звука в слове»
Графический диктант
Сентябрь 11.09.17
3 Звук и буква А. Звук А: граф. изобр. гласного звука
Буква А: место буквы в слове. Печатание буквы. Учить писать печатную букву А в месте, где слышится звук А (в начале, в середине, в конце слова) Е. В. Колесникова
«От А до Я»
Е. В. Колесникова
«Развитие звуко-буквенного анализа» Игра «Определи место звука в слове»
Чтение стихотворения И. Блюмкина «Кольцо у мамы на руке»
Сентябрь 18.09.17
4 Звук и буква О. Звук О: место звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов.
Буква О: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы. Познакомить с гласным звуком О и его условным обозначением-красным квадратом. Учить внимательно слушать текст стихотворения, называть слова со звуком О, которые есть в стихотворении. Е. В. Колесникова
«От А до Я»
Е. В. Колесникова
«Развитие звуко-буквенного анализа» Игра «Найди ошибку»
Стихотворение З. Александровой «Вышли волки на охоту»
Сентябрь 26.09.17
5 Звук У: место звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов.
Буква У: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы. Познакомить с буквой У, как письменным обозначением звука У. Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Е. В. Колесникова
«От А до Я»
Е. В. Колесникова
«Развитие звуко-буквенного анализа» Игра «Определи место звука в слове»
Графический диктант
Октябрь 02.10.17
6 Звук и буква Ы: место звука и буквы в слове. Печатание буквы. Способствовать развитию фонематического слуха. Продолжать знакомство с условным обозначением гласных звуков – красный квадрат. Е. В. Колесникова
«От А до Я»
Е. В. Колесникова
«Развитие звуко-буквенного анализа» Игра «Что изменилось?». Практические упражнения:
«Запомни и нарисуй»,
«Послушай и повтори».
Октябрь 09.10.17
7 Звук и буква Э: место звука и буквы в слове Познакомить с гласным звуком Э и его условным обозначением- красный квадрат. Закреплять умение соотносить звук и букву, писать гласные буквы А, О, У, Ы. Е. В. Колесникова
«От А до Я»
Е. В. Колесникова
«Развитие звуко-буквенного анализа» Игра «Я начну, а ты продолжи»
Октябрь 16.10.17
8 Чтение слогов из пройденных букв АУ, УА. Закрепление пройденного материала.
Формировать умение читать слова из пройденных букв. Закреплять знания о гласных звуках и буквах А, О, У. Ы, Э. Е. В. Колесникова
«От А до Я»
Е. В. Колесникова
«Развитие звуко-буквенного анализа» Игра «Кто внимательный»
Графический узор
Октябрь 23.10.17
9 Звук и буква Л: место звука в слове, чтение слогов, ударение, печатание буквы. Познакомить со звуком Л как согласным звуком и его условным обозначением – синий квадрат. Учить соотносить схему слова с названием нарисованного предмета. Е. В. Колесникова
«От А до Я»
Е. В. Колесникова
«Развитие звуко-буквенного анализа» Игра – упражнение «Когда это бывает?»
Загадки о временах года.
Ноябрь 07.11.17
10 Звук и буква М: граф. изобр. твёрдого согласного звука (синий квадр.) Познакомить со звуком М как согласным звуком и его условным обозначением – синий квадрат. Учить отгадывать загадки, развивать внимание, мышление. Е. В. Колесникова
«От А до Я»
Е. В. Колесникова
«Развитие звуко-буквенного анализа» Игра «Когда это бывает?».
Рисование на тему «Вечер».
Упражнение «Найди ошибку».
Ноябрь
13.11.17
11 Звук и буква Н. Чтение слогов. Написание и чтение слов. Познакомить со звуком Н как согласным звуком и его условным обозначением – синий квадрат. Учить определять место звука в словах и обозначать его на схеме, используя условное обозначение - синий квадрат. Е. В. Колесникова
«От А до Я»
Е. В. Колесникова
«Развитие звуко-буквенного анализа» Игра «Определи место звука в слове»
Графический диктант
Ноябрь 20.11.17
12 Звук и буква Р: место звука в слове, чтение слогов, выделение первого слога в слове, печатание буквы. Познакомить с согласным звуком Р и его условным обозначением – синий квадрат. Учить определять место звука в словах и обозначать его на схеме, используя условное обозначение - синий квадрат. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Е. В. Колесникова
«От А до Я»
Е. В. Колесникова
«Развитие звуко-буквенного анализа» Игра «Кто внимательный»
Графический узор
Ноябрь 27.11.17
13 Закрепление пройденного материала. Гласные звуки и буквы: А, У, О, Ы, Э. Продолжать учить соотносить звук и букву. Закреплять умение читать слоги из пройденных букв. Закреплять умение различать гласные и согласные, определять место звука в слове. Е. В. Колесникова
«От А до Я»
Е. В. Колесникова
«Развитие звуко-буквенного анализа» Игра «Кто внимательный»
Графический узор
Декабрь 04.12.17
14 Буква Я: буква в начале слова, фонетический разбор слов Познакомить с гласной буквой Я и её условным обозначением-красный квадрат. Учить читать слоги МА_МЯ, ЛА_ЛЯ, НА_НЯ, РА_РЯ.
Формировать навык самоконтроля и самооценки. Е. В. Колесникова
«От А до Я»
Е. В. Колесникова
«Развитие звуко-буквенного анализа» Игра «Кто внимательный»
Графический узор
Декабрь 11.12.17
15 Буква Ю: место буквы в словах Познакомить с гласной буквой Ю и её условным обозначением-красный квадрат. Продолжать учить соотносить звук и букву. Е. В. Колесникова
«От А до Я»
Е. В. Колесникова
«Развитие звуко-буквенного анализа» Игра «Кто внимательный»
Графический узор
Декабрь 18.12.17
16 Буква Е: место буквы в словах Познакомить с гласной буквой Е и её условным обозначением-красный квадрат. Познакомить с согласными ЛЬ, МЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением – зелёный квадрат. Е. В. Колесникова
«От А до Я»
Е. В. Колесникова
«Развитие звуко-буквенного анализа» Игра «Кто внимательный»
Графический узор
Декабрь 25.12.17
17 Буква Ё : место буквы в словах Способствовать развитию звуко- буквенного анализа. Познакомить с печатной буквой Ё и её условным обозначением – красный квадрат. Е. В. Колесникова
«От А до Я»
Е. В. Колесникова
«Развитие звуко-буквенного анализа» Игра «Кто внимательный»
Графический узор
Январь 08.01.18
18 Звук и буква И: место звука в слове, чтение слогов, слов, фонетический разбор Познакомить с гласным звуком И и его условным обозначением-красный квадрат. Закреплять умение определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Е. В. Колесникова
«От А до Я»
Е. В. Колесникова
«Развитие звуко-буквенного анализа» Игра «Кто внимательный»
Графический узор
Январь 15.01.18
19 Закрепление пройденного материала Закреплять умение писать гласные Я, Ю, Е, Ё, И. Продолжать учить читать слоги, различать твёрдость и мягкость согласных. Е. В. Колесникова
«От А до Я»
Е. В. Колесникова
«Развитие звуко-буквенного анализа» Игра «Кто внимательный»
Графический узор
Январь 22.01.18
20 Звуки Г и Гь, К и Кь: граф. изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой)
Буквы Г, К: чтение слов с буквами Г, К и фонетический разбор слов Знакомить со звуками Г- К как звонкими и глухими согласными. Закреплять умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат – твёрдые согласные, зелёный квадрат –мягкие согласные.
Формировать навык самоконтроля и самооценки. Е. В. Колесникова
«От А до Я»
Е. В. Колесникова
«Развитие звуко-буквенного анализа» Игра «Кто внимательный»
Графический узор
Январь 29.01.18
21 Звуки Д и Дь, Т и Ть: граф. изобр. мяг. и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков
Буквы Д, Т: чтение слов с буквами Д/Т и фонетический разбор слов Способствовать развитию фонематического восприятия. Закреплять умение определять место звука в слове и отмечать его условным обозначением-синий квадрат, зелёный квадрат. Е. В. Колесникова
«От А до Я»
Е. В. Колесникова
«Развитие звуко-буквенного анализа» Игра «Кто внимательный»
Графический узор
Февраль 05.02.18
22 Звуки В и Вь, Ф и Фь, и буквы В. Ф: граф. изобр. мяг. и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков Познакомить детей со звуками В-Ф как звонкими и глухими согласными. Приучать внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Е. В. Колесникова
«От А до Я»
Е. В. Колесникова
«Развитие звуко-буквенного анализа» Игра «Кто внимательный»
Графический узор
Февраль 12.02.18
23 Звуки З и Зь, С и Сь, и буквы З, С: граф. изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков Способствовать развитию фонематического восприятия. Познакомить со звуками З_ С как звонкими и глухими согласными. Учить отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Е. В. Колесникова
«От А до Я»
Е. В. Колесникова
«Развитие звуко-буквенного анализа» Игра «Кто внимательный»
Графический узор
Февраль 19.02.18
24 Звуки Б и Бь, П и Пь, и буквы Б, П: граф. изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков Способствовать развитию фонематического восприятия. Познакомить со звуками Б- П как звонкими и глухими согласными. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Е. В. Колесникова
«От А до Я»
Е. В. Колесникова
«Развитие звуко-буквенного анализа» Игра «Кто внимательный»
Графический узор
Февраль 26.02.18
25 Звуки Х и Хь, и буква Х: характеристика звуков граф. изобр. мяг и твёрд. согласных Способствовать развитию фонематического восприятия. Познакомить с печатной буквой Х- и звуками Х-ХЬ. Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Е. В. Колесникова
«От А до Я»
Е. В. Колесникова
«Развитие звуко-буквенного анализа» Игра «Кто внимательный»
Графический узор
Март 05.03.18
26 Звуки и буквы Ж и Ш: х-ка, звуков, сравнительный анализ звуков Способствовать развитию фонематического восприятия. Познакомить со звуками Ж-Ш- звонкими и глухими. Е. В. Колесникова
«От А до Я»
Е. В. Колесникова
«Развитие звуко-буквенного анализа» Игра «Кто внимательный»
Графический узор
Март 12.03.18
27 Звуки и буквы Ч и Щ: сравнительный анализ звуков Познакомить со звуками Ч-Щ как глухими согласными, мягкими согласными. Закреплять умение определять место звука в слове. Е. В. Колесникова
«От А до Я»
Е. В. Колесникова
«Развитие звуко-буквенного анализа» Игра «Кто внимательный»
Графический узор
Март 19.03.18
28 Звук и буква Ц: х-ка звука, место звука в слове, чтение слогов, фонетический разбор Способствовать развитию фонематического восприятия. Познакомить с согласным твёрдым звуком Ц. Учить отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Е. В. Колесникова
«От А до Я»
Е. В. Колесникова
«Развитие звуко-буквенного анализа» Игра «Кто внимательный»
Графический узор
Март 26.03.18
29 Звук и буква Й: х-ка звука, чтение слов с буквой Й на конце, фонетический разбор слов Способствовать развитию фонематического восприятия. Познакомить с мягким согласным звуком Й и его условным обозначением – зелёный квадрат. Е. В. Колесникова
«От А до Я»
Е. В. Колесникова
«Развитие звуко-буквенного анализа» Игра «Кто внимательный»
Графический узор
Апрель 02.04.18
30 Мягкий знак Ь: сравнительный анализ слов, изменение, анализ и чтение слов с Ь на конце, фонетический разбор слов Способствовать развитию фонематического восприятия. Познакомить с буквой Ь и его смягчающей функцией. Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Е. В. Колесникова
«От А до Я»
Е. В. Колесникова
«Развитие звуко-буквенного анализа» Игра «Кто внимательный»
Графический узор
Апрель
09.04.18
31 Твё рдый знак Ъ: сравнительный анализ слов Способствовать развитию звуко- буквенного анализа. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Е. В. Колесникова
«От А до Я»
Е. В. Колесникова
«Развитие звуко-буквенного анализа» Игра «Кто внимательный»
Графический узор
Апрель 16.05.18
32 Повторение: слог деление слов на слоги. Слова: составление из букв, чтение и письмо. Предложение: составить по картинке и дописать пропущенное слово. Способствовать развитию звуко- буквенного анализа. Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Е. В. Колесникова
«От А до Я»
Е. В. Колесникова
«Развитие звуко-буквенного анализа» Игра «Кто внимательный»
Графический узор
Апрель
23.05.18
33 Закрепление: Гласные и согласные звуки и буквы: дописать в слове пропущенные буквы. Составить предложение по картинке и написать слова. Способствовать развитию звуко- буквенного анализа. Проводить фонетический разбор слов. Е. В. Колесникова
«От А до Я»
Е. В. Колесникова
«Развитие звуко-буквенного анализа» Игра «Кто внимательный»
Графический узор
Май
07.05.18
34 Закрепление: алфавит, чтение стихотворений Познакомить с алфавитом. Закреплять умение писать пройденные буквы. Е. В. Колесникова
«От А до Я»
Е. В. Колесникова
«Развитие звуко-буквенного анализа» Игра «Кто внимательный»
Графический узор
Май
14.05.18
35 Ребусы, загадки, чтение стих-й. Способствовать развитию фонематического восприятия. Совершенствовать навык чтения. Е. В. Колесникова
«От А до Я»
Е. В. Колесникова
«Развитие звуко-буквенного анализа» Игра «Кто внимательный»
Графический узор
Май
21.05.18
36 Повторение – закрепление.
Мониторинг. Е. В. Колесникова
«От А до Я»
Е. В. Колесникова
«Развитие звуко-буквенного анализа» Игра «Кто внимательный»
Графический узор
Май
28.05.18
Диагностический инструментарий
Педагогическая диагностика готовности к школьному заключается в проверке сформированности предпосылок к овладению грамотой.
Цель диагностики - получить достоверные данные о состоянии готовности ребенка к школе.
Формирование словаря, связная речь
Что изучается?
Умение самостоятельно составлять по образцу рассказы из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок;
Умение сочинять концовки к сказкам;
Умение последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие;
Литературные произведения.
Дидактические игры, упражнения, вопросы:
Предложить ребенку сюжетные картинки из серии «Семья» ;
Сказки Дж. Родари «Собака, которая не умела лаять» и «Волшебный барабан» ;
Сказка К. Д. Ушинского «Бишка» или любое литературное произведение, неизвестное ребенку.
Содержание диагностического задания:
1. Вопросы по содержанию картинки:
Кто нарисован на картинке, чужие люди или родственники?
Как можно назвать их вместе, одним словом?
Назови членов семьи, изображенных на картинке;
Что делает семья на этой картинке, трудится или отдыхает?
Задание: расскажи о своей семье, назови имена членов семьи, профессию (взрослых) и занятия детей, какие обязанности и какую работу выполняют дома члены семьи.
2. Ребенка знакомят с основной частью сказки, а он придумывает разные концовки.
3. Ребенок слушает и пересказывает сказку
Критерии оценки
3 балла — ребенок составляет рассказ о семье из личного опыта, употребляя сложные предложения разных видов. Придумывает концовки к незнакомым литературным произведениям. Последовательно пересказывает литературное произведение без помощи взрослого, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристику персонажей. Пользуется прямой и косвенной речью.
2 балла - рассказывает по сюжетной картинке, редко употребляя сложные предложения. С помощью дополнительных примеров воспитателя ребенок подбирает концовку. Пересказывает литературный текст с опорой на иллюстрации. Не пользуется прямой и косвенной речью.
1 балл - ребенок затрудняется рассказать по картинке и из личного опыта. Затрудняется в придумывании концовок к сказкам, даже при помощи воспитателя. Делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует отдельные эпизоды
Грамматический строй речи
Что изучается?
1. Умение согласовывать прилагательные с существительными, подбирать к существительному несколько прилагательных.
2. Умение заменять слово другим со сходным значением
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Упражнение «Какой? Какая? Какое?».
Материал: предметные картинки лимон, яблоко, елка и другие.
2. Игра «Как сказать по-другому?».
Содержание диагностического задания
Ребенок рассматривает картинки, называет предметы и отвечает на вопросы:
1. Лимон - какой? (Желтый, сочный, кислый)
2. Яблоко - какое? (Красное, круглое, вкусное)
3. Елка - какая? (Высокая, зеленая, колючая)
Задание: Об одном и том же можно сказать разными, но похожими словами. Такие слова называют близкими по смыслу или словами-«приятелями». Придумай слова-«приятели» к следующим словам:
1. Метель (вьюга, буран, пурга) ;
2. Смешной (забавный, потешный, комичный) ;
3. Грустный (невеселый, печальный) ;
4. Торопиться (спешить).
Критерии оценки
3 балла - ребенок без затруднений подбирает ко всем существительным по 2-3 и более прилагательных, заменяет слово другим со сходным значением.
2 балла - ребенок затрудняется в подборе прилагательных, называет к каждому существительному не более одного прилагательного. В подборе синонимов требуется дополнительная инструкция (примеры, подбирает не более 1-2 синонимов.
1 балл - ребенок не может подобрать правильно прилагательные и синонимы к заданным словам
Звуковая культура речи
Что изучается?
Умение определять место звука в слове
Дидактические игры, упражнения, вопросы:
1. Дидактическая игра «Определи место звука в слове» ;
Материал: предметные картинки с изображением мальчика, арбуза, рябины, танка, абрикоса и др. (или любые другие, но чтобы один и тот же звук был в начале, в середине и в конце слова).
2. Дидактическая игра «Подбери слово с заданным звуком».
Содержание диагностического задания
1. Ребенок рассматривает предметные картинки и раскладывает их так, чтобы в одной стопке оказались слова со звуком [а] в начале, в другой - со звуком [а] в середине слова. Почему остались лишние картинки? (Ребенок должен сказать, что осталась картинка с изображением рябины, т. к. звук [а] не стоит ни в начале слова, ни в середине.)
Задание: Придумай слово на любой заданный звук, например: звук [м]. Придумай слово, чтобы заданный звук был в середине (в конце) слова
Критерии оценки
3 балла - ребенок без ошибок определяет место звука в слове.
2 балла - ребенок без ошибок определяет место звука в начале слова, допускает ошибки при определении звука в середине или в конце слова.
1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок.
Высокий уровень - 8-9 баллов;
Средний уровень - 5-7 баллов;
Низкий уровень – 3-4 балла.
Диагностическая карта по развитию речи
№
Ф. И. ребенка Словарь Звуковая культура речи Грамматический строй Связная речь Уровень
Назвать предметы бытового окружения Подбор существительных к прилагательному Подбор слов со сходным значением Подбор слов с противоположным значением Правильное и отчетливое произнесение звуков Определять место звука в слове (начало, середина, конец) Умение составлять по образцу простые и сложные предложения Образование однокоренных слов Согласовывать существительные с числительными Согласовывать прилагательные с существительными Пересказ сказки или рассказа Пословицы, поговорки, загадки Составление рассказа о событиях из личного опыта Составление рассказа по серии картинок
Условия реализации
Материально-технические: иллюстрации, карточки с рисунками, раздаточный материал, книжный уголок, плакаты, цветные карандаши, интерактивная доска.
Программно-методические:
Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве». М. «Ювента», 2008 г. ;
Степанова О. А. «Подготовка детей к школе». М. «Сфера», 2008 г. ;
Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Ступеньки к школе : Обучение грамоте детей с нарушениями речи. М. «Сфера», 1999 г. ;
Марцинкевич Г. Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий). Волгоград, 2004 г. ;
Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память : упражнения. Спб, «Светлячок», 1999 г. ;
Н. С. Букварь. М. Издательство «Эксмо-Пресс» 2002 г. ;
Юдин Г. Букварёнок. М., 1980 г. ;
Наглядно – дидактические пособия «Грамматика в картинках» : Ударение, Говори правильно, Словообразование, Антонимы, Многозначные слова, Один-много, Множественное число. – М. «Мозаика - синтез».
Педагогические: дидактические игры, беседа, сюжетный рассказ, игровые упражнения, просмотр и обсуждение, оформление выставок, рассматривание и обсуждение,предметные картинки по темам, лото (предметные картинки).