Елена Михайленко
Дополнительная программа по развитию и коррекции речи «Говоруша»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная программа
по развитию и коррекции речи «Говоруша»
Возраст обучающихся: 3-8 лет
Направление реализации программы :
• Обеспечение психолого – логопедической поддержки и консультационной помощи родителям (законным представителям) в вопросах развития и коррекции речи детей раннего возраста от 3 лет.
Публикация «Дополнительная программа по развитию и коррекции речи „Говоруша“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• Коррекционная помощь детям дошкольного возраста, с задержкой речевого развития (ЗРР).
Кадровое обеспечение программы :
административный состав:
• заведующий
• методист
специалисты:
• педагог – психолог
• логопед – дефектолог
Целевая аудитория:
• родители (законные представители) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья/детей инвалидов, детей с задержкой речевого развития посещающих МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ОГОНЕК»
• родители (законные представители) неорганизованных детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья/ детей инвалидов, детей с задержкой речевого развития.
Сроки реализации программы : Долгосрочный.
Актуальность программы :
Одной из актуальных проблем современной педагогической практики является проблема инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Статистические данные показывают, что выросло и продолжает расти число детей с ограниченными и функциональными заболеваниями среди дошкольников. А это значит, что психическое развитие таких детей проходит в форме дизонтогинеза, нарушенного развития.
Специалисты все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т. е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними.
Кого же можно назвать неговорящим, безречевым ребенком? Тот уровень речи, который есть у этих детей – вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко произносимые обиходные слова, - не может служить для полноценного общения. Та «речь», которая есть у ребенка, не выступает «регулятором поведения», поскольку выработка условных связей на слова значительно затруднена.
Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, различными задержками психоречевого развития, в том числе недифференцированными, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха. Что же является общим для этих детей? Отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость – все, что мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром.
Семья – это особый мир, в котором формируется либо деформируется личность ребенка. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов, детей с ЗРР, семья должна стать своеобразной коррекционно-развивающей средой. Но для каждого из родителей таких детей требуется психолого - педагогическое сопровождение, а каждому ребенку – квалифицированная педагогическая помощь, наиболее эффективной формой которых, является ДОШКОЛЬНЫЙ КОНСУЛЬТАЦИОННО - КОРРЕКЦИОННЫЙ ЦЕНТР.
Такой центр - интерактивная форма работы с родителями и их детьми, поскольку предполагает активное и плодотворное взаимодействие специалистов ДОУ с семьями дошкольников. Для тех, кто обратился за консультацией по интересующим вопросам обучения и развития детей, имеющих проблемы в развитии или со здоровьем, открываются возможности получения консультационной помощи и психолого - педагогической поддержки для социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В процессе непосредственного общения родителям оказывается действенная помощь с учетом интересов конкретной семьи и индивидуальных особенностей ребенка, а детям - коррекционно – развивающее воздействие.
Принципы деятельности
Работа ДОШКОЛЬНОГО КОНСУЛЬТАЦИОННО-КОРРЕКЦИОННОГО ЦЕНТРА «Говоруша» будет строиться на следующих принципах:
• Принцип личностно-ориентированного подхода как каждому отдельно взятому ребёнку, его родителям. В центре внимания стоят личностные особенности и состояние здоровья ребёнка, отношение членов семьи к проблемам его развития и здоровья.
• Принцип психологической комфортности предполагает создание такой доверительной обстановки в процессе общения педагогов с родителями, которая, располагает к откровенности, принятию рекомендаций специалистов, снижению напряженности и тревожности получателя консультационных услуг.
• Принцип гуманности предусматривает уважение к ребёнку с ограниченными возможностями здоровья, не говорящему ребёнку, к каждому члену семьи, воспитывающей такого ребёнка, создание у них ситуации успеха.
• Принцип единства – оказание консультационной психолого - логопедической помощи родителям специалистами ДОШКОЛЬНОГО КОНСУЛЬТАЦИОННО - КОРРЕКЦИОННОГО ЦЕНТРА «Говоруша».
• Принцип конфиденциальности предполагает, что любая информация, полученная в ходе обращения за консультацией членами семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья не подлежит огласке.
Новизна программы :
Организация работы ДОШКОЛЬНОГО КОНСУЛЬТАЦИОННО - КОРРЕКЦИОННОГО ЦЕНТРА «Говоруша» как для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с задержкой речевого развития, посещающих МКДОУ ДС «Огонек», так и для семей р. п. Линево Искитимского района, имеющих подобного рода проблемы с детьми не получающим дошкольное образование.
Задачи:
• Обеспечить научно-методическое, нормативно-правовое, психолого - логопедическое сопровождение деятельности ДОШКОЛЬНОГО КОНСУЛЬТАЦИОННО - КОРРЕКЦИОННОГО ЦЕНТРА;
• Осуществлять повышение уровня компетентности педагогических кадров по вопросам психологического, логопедического консультирования через систему профессиональной переподготовки и прохождение курсов повышения квалификации;
• Проводить диагностирование проблем в развитии детей раннего и дошкольного возраста с целью построения индивидуального маршрута консультирования каждой отдельно взятой семьи;
• Оказывать консультационную методическую, психолого – педагогическую, коррекционную помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, детей имеющих задержку речевого развития.
• Реализовывать наиболее результативные (как традиционные, так и нетрадиционные) формы и методы работы как с каждой отдельно взятой семьей, так и с группой родителей, воспитывающих детей данных категорий.
• Распространять накопленный опыт на различных уровнях.
Ожидаемые результаты от реализации программы :
• Будет создана научно-методическая, нормативно-правовая, психолого – педагогическая база по организации сопровождения деятельности ДОШКОЛЬНОГО КОНСУЛЬТАЦИОННО – КОРРЕКЦИОННОГО ЦЕНТРА
• Педагогические кадры, работающие в ДОШКОЛЬНОМ КОНСУЛЬТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ «Говоруша», будут иметь соответствующий уровень компетентности по вопросам психолого – логопедического консультирования;
• Своевременное и профессиональное диагностирование проблем развития детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с ЗРР позволит построить индивидуальные маршруты консультирования для каждой семьи;
• Будут оказываться различные виды консультационных услуг родителям детей данных категорий в зависимости от их потребностей.
• Будет оказываться коррекционно – развивающая помощь детям с задержкой речевого развития, чьи родители обратились в КОНСУЛЬТАЦИОННО – КОРРЕКЦИОННЫЙ ЦЕНТР «Говоруша» (проведение аппаратного логомассажа, зондового массажа, цикла занятий по запуску речи, активизации словарного запаса, использование комплекса нейроигр, работа над речевым дыханием, развитие мелкой моторики рук, координации движений и т. д.)
• Использование инновационных групповых и индивидуальных форм и методов работы с родителями результативно скажется на воспитании, развитии, обучении и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с ЗРР.
• Накопленный опыт будет транслироваться на различных уровнях через публикации в сети Интернет, средства массовой информации, печатные издания, а также участие в конференциях, мастер – классах, семинарах и конкурсах.
Этапы реализации программы :
1. Подготовительный этап
• Выявление наличия детей с ОВЗ, и детей с задержкой речевого развития, посещающих МКДОУ ДС «Огонек».
• Анкетирование родителей, индивидуальные беседы с членами семей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей имеющих задержку речевого развития
посещающих ДОУ с целью выявления потребностей семей в консультационной психолого- педагогической помощи.
• Создание Творческой группы по разработке программы, разработка Положения о Творческой группе, плана ее работы.
• Изучение нормативно – правовых актов, психолого – логопедической и методической литературы по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми с ЗРР, и взаимодействию с их родителями.
• Создание нормативно – правовой, психолого – логопедической и методической базы программы.
• Повышение квалификации специалистов Центра, через просмотр вебинаров, участие в онлайн – семинарах, прохождение профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации в данном направлении.
• Анализ материально-технической базы организации с целью дооснащения МКДОУ оборудованием, необходимым для проведения консультаций родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, и детей с ЗРР.
• Подготовка к открытию ДОШКОЛЬНОГО КОНСУЛЬТАЦИОННО - КОРРЕКЦИОННОГО ЦЕНТРА «Говоруша» : разработка плана работы, Положения о работе ДОШКОЛЬНОГО КОНСУЛЬТАЦИОННО - КОРРЕКЦИОННОГО ЦЕНТРА «Говоруша», создание рекламной видео – и печатной продукции, оповещение населения об открытии центра через различные информационные источники.
2. Основной этап
• Открытие ДОШКОЛЬНОГО КОНСУЛЬТАЦИОННО - КОРРЕКЦИОННОГО ЦЕНТРА «Говоруша».
• Создание банка информационной методической и психолого – педагогической продукции, выпуски видеосюжетов, видео – роликов, тематических аудиозаписей и других материалов для консультирования родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с задержкой речевого развития по их запросам.
• Реализация программы «ДОШКОЛЬНЫЙ КОНСУЛЬТАЦИОННО - КОРРЕКЦИОННЫЙ ЦЕНТР «Говоруша»» через использование различных инновационных и традиционных форм работы с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с ЗРР, и оказание консультационной помощи не только семьям обучающихся в МКДОУ ДС «Огонек», но и родителям (законным представителям) неорганизованных детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, и детей с ЗРР не посещающих дошкольные образовательные организации. Коррекционно-развивающая работа с детьми, родители которых обратились в «ДОШКОЛЬНЫЙ КОНСУЛЬТАЦИОННО - КОРРЕКЦИОННЫЙ ЦЕНТР «Говоруша»
3. Заключительный этап
• Обобщение опыта работы и накопленных материалов проекта на уровне МКДОУ.
• Проведение анкетирования родителей по результатам работы с целью выявления удовлетворенности родителей уровнем оказанных консультационных, коррекционных услуг.
• Анализ уровня компетентности специалистов ДОШКОЛЬНОГО КОНСУЛЬТАЦИОННО - КОРРЕКЦИОННОГО ЦЕНТРА «Говоруша».
• Популяризация накопленного опыта по психолого-логопедическому консультированию семей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с ЗРР на муниципальном уровне и транслирование на практике коррекционной работы по «Запуску речи» детей с ЗРР.
• Распространение опыта через средства массовой информации, Интернет – ресурсы, участие в конкурсах, семинарах, вебинарах различных уровней.
Ожидаемая практическая значимость предлагаемой программы :
• Доступность получения родителями, проживающими в р. п. Линево, профессиональной консультационной помощи наиболее удобным способом (онлайн – режим, сайт ДОШКОЛЬНОГО КОНСУЛЬТАЦИОННО - КОРРЕКЦИОННОГО ЦЕНТРА «Говоруша», МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЁННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – ДЕТСКИЙ САД «Огонек» посещение центра).
• У родителей, воспитывающих детей, имеющих проблемы с речевым развитием, снизится психологическое напряжение и тревожность за процесс их социализации, и, как следствие, улучшится состояние психического здоровья как родителей, так и их детей.
• У детей, чьи родители обратились за помощью, улучшится состояние речевого развития, познавательная активность, уровень усвоения образовательной программы ДОУ.
• Публикации данного проекта в социальных сетях позволят использовать разработанные информационно – методические и психолого – логопедические материалы не только педагогам, работающим в ДОШКОЛЬНОМ КОНСУЛЬТАЦИОННО - КОРРЕКЦИОННОМ ЦЕНТРЕ «Говоруша», но и педагогам на муниципальном и региональном уровнях.
Общий план коррекционно-развивающей работы в «ДОШКОЛЬНОМ КОНСУЛЬТАЦИОННО – КОРРРЕКЦИОННОМ ЦЕНТРЕ «ГОВОРУША»
Данный план предполагает решение коррекционных задач в форме индивидуальных занятий.
Количество занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей и может меняться по усмотрению логопеда - дефектолога.
Цель: коррекция речевых нарушений на основе выявленных речевых нарушений.
Задачи:
• формировать устойчивый эмоциональный контакт ребенка с логопедом - дефектологом, развивать положительное эмоциональное отношение к занятиям;
• развивать общее подражание;
• развивать слуховое восприятие;
• развивать функции голоса и дыхания;
• развивать артикуляционную моторику;
• развивать мелкую моторику;
• развивать импрессивную речь;
• формировать экспрессивную речь.
Организационно-содержательные аспекты коррекционного курса
Работа по компенсации нарушенного речевого развития строится в несколько этапов.
№ этапа Назначение этапа Цель этапа Содержание деятельности
I Диагностический Выявление индивидуальных речевых нарушений. обследование речи детей;
постановка логопедического заключения;
II Подготовительный Подготовка ребенка к предстоящей коррекционно-развивающей работе.
Преодоление речевого и неречевого негативизма.
Установление контакта с ребенком, включение его в совместную деятельность.
Формирование интереса к игровой деятельности и умения участвовать в игре.
Развитие слухового восприятия.
Развитие мелкой моторики.
Развитие функции голоса и дыхания.
III Основной Коррекция нарушенного речевого развития. Развитие импрессивной речи.
Формирование экспрессивной речи.
дальнейшее развитие слухового восприятия, функции голоса и дыхания, артикуляционной и мелкой моторики.
Структура логопедического занятия с логопедом – дефектологом в «ДОШКОЛЬНОМ КОНСУЛЬТАЦИОННО – КОРРРЕКЦИОННОМ ЦЕНТРЕ «ГОВОРУША»
Приветствие, разминка.
Артикуляционная, пальчиковая гимнастика.
Дыхательные и фонопедические упражнения.
Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.
Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения.
Логопедический массаж.
Речевые игры с нейроподходом.
Игры для активизации словарного запаса.
Рефлексия.
Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок терапии, самомассаж ладоней и стоп массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками, эластичными кольцами и палочками для точечного массажа, кинезиологические упражнения. Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.
Логопедический массаж для детей с ЗРР
(задержкой речевого развития)
Приложение №2
Логопедический массаж - это один из методов коррекционно-педагогического воздействия, используемых при коррекции речевых нарушений, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия.
Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.
Дифференцируются приемы логопедического массажа в зависимости от нарушения речи.
В результате массажа усиливается мозговое кровообращение и метаболизм, что улучшает протекание и формирование многих психических процессов (памяти, внимания и т. д., вызывает общее оздоровление, то есть гармонизирует все процессы, происходящие в целостном организме.
Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы.
Сущность массажа состоит в нанесении механических раздражений в виде поглаживания, пощипывания, растирания, разминания, поколачивания и вибрации.
Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить мышечный тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при гипотонии артикуляционной мускулатуры. Логопедический массаж выполняется в области мышц головы, шеи, а также верхнего плечевого пояса.
Применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Благодаря использованию этого метода механического воздействия, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков.
В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику (которая и присутствует при дизартрии, только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект. Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.
Задачи:
• нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо-гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;
• устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др. ;
• стимуляция положительной кинестезии;
• улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);
• увеличение силы мышечных сокращений;
• активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.
• Уменьшение гиперсаливации.
• Укрепление глоточного рефлекса.
Продолжительность занятий 20 минут (в соответствии с физиологическими особенностями детей дошкольного возраста с ОВЗ и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами».
Массаж проводится циклами по 5-10 сеансов, желательно каждый день или через день. После перерыва на 1-2 месяца цикл необходимо повторять в течение учебного года. При определенных обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускается его проведение в течение более длительного времени, но реже.
Основные приемы массажа.
1. Поглаживание: поверхностное; глубокое обхватывающее;
граблеобразное.
2. Растирание.
3. Разминание.
4. Вибрация и поколачивание.
5. Плотное нажатие
Поглаживание. Это обязательный прием, с которого начинается каждая процедура. Его чередуют с другими приемами и им заканчивают каждый массажный комплекс.
Растирание. Этот прием проводится, как правило, на малых, ограниченных участках (подкожно-жировая клетчатка слегка смещается в складку).
Разминание. Этот прием выполняется так же, как и растирание, в области отдельных мышечных групп, максимально активизирует работу мышц. Оно состоит в захватывании, сдвигании, оттягивании, сдавливании, сжимании, пощипывании и перетирании тканей.
Вибрация и поколачивание. Вибрация изменяет внутритканевый обмен, улучшает состояние тканей. Сильная, жесткая вибрация повышает тонус мышц, а легкая, слабая — снижает их тонус.
Плотное нажатие. Как правило, этот прием, улучшающий кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, используется в местах выхода пучков нервных окончаний.
Методические указания к проведению расслабляющего массажа.
1. Массаж проводится в медленном темпе.
2. Основными приемами являются поглаживание и легкая вибрация.
3. Расслабляющий массаж должен вызывать у ребенка только приятные ощущения тепла и покоя.
4. Руки логопеда должны быть обязательно теплыми.
5. Расслаблению мышц способствует звучание тихой музыки с медленным, плавным ритмом или проговаривание логопедом, проводящим массаж, формул спокойствия аутогенной тренировки.
6. Для усиления расслабляющего эффекта за несколько минут до массажа на лицо подростка или взрослого можно положить согревающий компресс. Это может быть махровое полотенце, намоченное в теплой воде (40— 45° С) и хорошо отжатое. Компресс кладется на 3 — 5 мин.
7. Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса расслабляющего массажа может быть следующая:
- мышцы шеи и плечевого пояса,
- мимическая мускулатура,
- мышцы губ,
- мышцы языка.
Методические указания к проведению активизирующего массажа.
1. Этот вид массажа используется при пониженном мышечном тонусе.
2. Движения рук логопеда должны быть достаточно ритмичными.
3. Основным приемом является поглаживание, которое чередуется с растиранием, разминанием, сильной вибрацией.
4. Сила воздействия на массируемые ткани должна увеличиваться постепенно.
5. На передней поверхности шеи энергичные воздействия противопоказаны, так как в этой области находится щитовидная железа.
6. При правильном выполнении массажа дыхание ребенка равномерно.
7. Массаж не должен вызывать выраженных болезненных ощущений у массируемого.
8. Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса укрепляющего массажа может быть следующая:
- мимическая мускулатура,
- мышцы губ,
- мышцы языка,
- мышцы шеи и плечевого пояса.
Для проведения массажа в кабинете находятся следующие материалы:
1) медицинский спирт (для дезинфицирования зондов, шпателей.
2) стерильные салфетки 30 х 30 см (для обследования состояния тонуса мышц артикуляционного аппарата,
3) гексорал (после массажа мышц полости рта ребенок может в целях гигиены прополоскать раствором рот,
4) стерильные медицинские резиновые перчатки (могут использоваться при проведении массажа в полости рта,
5) нашатырный спирт и 3-процентная перекись водорода (могут использоваться при необходимости оказать неотложную помощь,
6) защитная маска (применение ее желательно во избежание попадания капельной инфекции).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Содержание программы в соответствии с ФГОС ДО направлено на создание системы комплексной помощи детям раннего возраста с задержкой речевого развития и предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с нарушениями речи посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.