Марина Сергеева
Дополнительная общеразвивающая рабочая программа кружка «Говорунишка» (по речевому развитию детей 4–5 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Речь — это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие».
Публикация «Дополнительная общеразвивающая рабочая программа кружка „Говорунишка“ (по речевому развитию детей 4–5 лет)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Основной целью речевого развития ФГОС ДО является, формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам.
Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.
Красивая, правильная речь – залог успешного обучения. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
Актуальность
В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. У многих детей в среднем дошкольном возрасте наблюдается низкий уровень развития речи. Речь у таких детей малопонятна для окружающих: некоторые звуки полностью отсутствуют, т. е. не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Наблюдается не умение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке.
Очень часто речевые нарушения, являются первичным дефектом, что влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной коррекционной помощи. И как уже доказано, чем раньше начинается коррекционная работа, тем она эффективнее.
На пятом году жизни у детей значительно увеличиваются познавательные и речевые возможности. Дошкольники начинают осваивать способы образования существительных с суффиксами эмоционально – экспрессивной оценки, существительных, обозначающих детенышей животных, а также некоторые способы образования глаголов с приставками и степеней сравнения прилагательных. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.
Удовлетворять потребность детей в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач. Чтобы решить эту задачу было решено организовать кружок.
Особенности развития речи детей пятого года жизни
В средней группе предусматривается интенсивная работа по углублению знаний детей о различных предметах. Пассивный и активный словарь дошкольников обогащается за счет слов — названий частей и деталей предметов, их качеств и свойств (цвет, форма, величина, фактура и т. д., а также понятий, характеризующих пространственные и временные отношения.
Детей учат использовать в речи обобщающие слова, например: одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, фрукты, цветы, птицы, животные; группировать знакомые предметы и классифицировать их (посуда: чайная, столовая, кухонная; обувь: летняя и зимняя).
Словарь дошкольников пополняется за счет слов, отражающих взаимоотношения между людьми.
Дети начинают использовать в речи названия воинских профессий: моряки, пограничники, летчики и т. д.
Овладевая словарным составом языка, дети усваивают и его грамматический строй. На пятом году жизни дошкольники начинают осваивать способы образования существительных с суффиксами эмоционально-экспрессивной оценки, существительных, обозначающих детенышей животных, а также некоторые способы образования глаголов с приставками и степеней сравнения прилагательных.
В речи детей данного возраста преобладают простые распространенные предложения. Увеличивается число распространенных предложений с однородными членами (дополнениями, определениями). Появляются предложения с однородными обстоятельствами.
Относительно свободно четырехлетние дети пользуются сложносочиненными предложениями, как бессоюзными, так и с союзами а, и, а также сложноподчиненными предложениями (как правило, с придаточными дополнительными и придаточными времени). Возрастает количество сложноподчиненных предложений с придаточными причины.
Вместе с тем, высказывая развернутые суждения и следя при этом за ходом своих мыслей, дети, затрудняются одновременно следить и за грамматической формой их изложения. Об этом говорят ошибки в согласовании слов в предложении, пропуски отдельных членов, затруднения в конструировании простых предложений, входящих в состав сложного.
Программа предусматривает формирование у детей пятого года жизни умения пользоваться грамматически правильными формами слов, в ответах и рассказах выражать свои мысли законченными предложениями, смысл которых понятен окружающим. Решение этих задач требует планомерной, целенаправленной работы воспитателя.
В программе развитие у четырехлетних детей разговорной (диалогической) речи сводится к формированию у них умения слушать и понимать обращенную к ним речь, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их. Одновременно следует воспитать у дошкольников общительность, тактичность, сдержанность — качества, необходимые человеку в общении с окружающими.
В средней группе проводится работа по развитию у детей умения понятно и содержательно отвечать на вопросы, стараясь при этом не нарушить живость и эмоциональность речи, ее своеобразие. Однако содержательность речи ребенка, полнота и последовательность высказываний обусловливается богатством его словаря и степенью овладения грамматическими средствами языка. Поэтому развитие связной речи должно осуществляться в комплексе с формированием словаря и грамматически правильной речи.
Особое место в работе с детьми среднего дошкольного возраста занимает обучение рассказыванию. Ребят учат составлять рассказы о предмете, по картине; придумывать свою картину, используя раздаточные картинки, конкретизирующие заданную педагогом тему (встречи на лесной полянке, на морском дне и т. д.).
Звуковая сторона речи детей 4—5 лет также отличается некоторыми особенностями: с одной стороны, у дошкольников развита восприимчивость к звукам чужой речи, с другой — недостаточно сформирована способность осознавать дефекты собственного произношения, характерно несовершенство моторики артикуляционного аппарата.
Воспитание звуковой культуры речи у детей этого возраста сводится в основном к развитию фонематического слуха и формированию правильного произношения всех звуков родного языка, особенно свистящих, шипящих и сонорных. Наряду с решением названных задач необходимо также воспитывать у детей звуковую и интонационную выразительность речи, умение соизмерять громкость голоса, говорить в размеренном темпе, правильно и четко произносить слова, ставить в них ударение, совершенствовать речевое дыхание.
Цель и задачи программы
Цель: развитие речи и обогащение словаря.
Основные задачи программы:
- формирование интереса у детей к процессу обучения;
- расширение активного и пассивного словаря;
- овладение грамматическим строем родного языка в процессе общения, подражание речи взрослым;
- развитие мелкой мускулатуры пальцев рук, координация речи с движением;
- формирование правильного речевого и физиологического дыхания, слухового внимания; - развитие фонематического слуха;
- развитие психических процессов;
- воспитание бережного отношения к окружающим предметам, животным.
Организация деятельности
Программа рассчитана на 1 год обучения
Периодичность занятий 1 раз в неделю (с середины сентября по апрель включительно, всего 32 занятия.
Продолжительность занятия: 15-20 минут.
Работа ведется по следующим направлениям:
- лексико-грамматические игры и упражнения;
- пальчиковая гимнастика;
- игры для развития правильного речевого и физиологического дыхания;
- игры для развития слухового внимания и фонетического слуха;
- сенсорное развитие;
- работа над звуковой стороной речи;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, пониманием на слух текстов различных жанров детской литературы;
- физкультминутка
– логоритмика.
В содержание занятий включены следующие виды работы:
• артикуляционная гимнастика;
• упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти;
• дыхательные упражнения;
• упражнения на развитие темпа, ритм и коррекции речи и движений с музыкальным сопровождением;
• игры для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук, су-джок массаж;
• лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связанной речи;
• упражнения на расслабления (релаксация).
Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су-джок терапии, самомассаж ладоней и стоп, массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками, кинезиологические упражнения. Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.
Предполагаемые результаты:
• правильно артикулировать звуки речи в различных фонематических позициях;
• повышение речевой активности, понимания обращенной речи;
• укрепление произвольного и слухового внимания;
• расширение рамок общения с помощью мимики, жестов;
• коррекция лексико-грамматической стороны речи;
• формирование связанной речи.
Перспективный план занятий кружка «Говорунишка»
Сентябрь
1 Мониторинг
2 Мониторинг
3 Тема: Игрушки. Знакомство с домиком Язычка. «Веселая прогулка» Упражнение «Погуляем». Упражнение «Пускание мыльных пузырей»
Повторение стихотворений А. Барто из серии «Игрушки».
4 Тема: «Овощи и фрукты. Знакомство с домиком Язычка. «Веселая прогулка». Массаж су-джок шарами Игра «Тишина». Д/игра «Волшебный мешочек», различение овощей и фруктов
Октябрь
1 Тема: Грибы. Упражнение «Грибок» Рисование на манке. Узнай, что звенит (гремит?. Составление рассказа по картинке «Дети в лесу»
2 Тема: Деревья. Упражнение «Хоботок». Шнуровка. Звуки леса.
Д/игра «Узнай дерево по описанию, сравнение сосны и ели. Познакомиться с новыми деревьями: клён, липа, закрепить.
3 Тема: Золотая осень. Упражнение «Домик открывается». Пальчиковая игра «Осенние листья". Упражнение «Сдуй листочек». Игровое упражнение «Подбери слово».
4 Тема: Животные. Упражнение «Акулы» Массаж су-джок «Черепаха». Игра «Скажи, что ты слышишь?» Закрепить названия домашних и диких животных. Д/игра «Чьи детки?»
Ноябрь
1 Тема: Я и моя семья. Артикуляционная сказка «У бабушки с дедушкой» Пальчиковая игра «Семья» Массаж Су-Джок кольцами Повтори за мной
Составление рассказа «Моя семья»
2 Тема: Мой дом, мой поселок. Упражнение «Заборчик» Пальчиковая гимнастика «Строим дом» Кто позвал?
Беседа: Виды домов
3 Упражнение «Улыбка» Рисование пластилином
«Флаг России» Прокати карандаш Тема: Моя Родина
Игра «Я знаю»
4 Тема: День матери. Упражнение «Качели с Ежиком» Упражнение «Помоги маме» Нюхаем цветы Игра «Какая моя мама?» (подбор прилагательных)
Декабрь
1 Тема: Здоровье. Упражнение «Толстячек» Игра с пуговицами Футбол
Чтение «Мойдодыр»
2 Тема: Зимушка зима. Упражнение «Худышка» Упражнение «Сосульки» Упражнение «Погреем ручки» - Игра «Подбери словечко»
3 Чередование «Толстячек», «Худышка» Пальчиковый театр Шумовые баночки Описание мягкой игрушки – зайца, стих «Зайка» А. Барто
4 Тема: Новый год. Упражнение «Улыбка» Чистим дорожку от снега (игра с крупой) Упражнение «Сдуй снежинку» Заучивание стихотворений
Январь
1 Тема: Животные жарких стран. Упражнение «Обезьянка» Массаж су-джок «Вышли пальцы погулять» Упражнение «Бегемотик»
«Животные и их детеныши»
2 Тема: Мебель и посуда. Упражнение «Лошадка с Крошем» Смятие и разглаживание смятого листа Один выдох
Д/игра «Узнай мебель и посуду по описанию»
Познакомить с новой мебелью: трельяж, кушетка, пуфик.
Упр. «Закончи рифму», по произведению «Федорино горе».
3 Тема: Одежда, головные уборы, обувь. Упражнение «Иголочка» Массаж су-джок кольцами Футбол Описание предметов одежды
Февраль
1 Тема: Транспорт. Упражнение «Ветерок» Игра с крышками Игра «Метель» «Что сначала, что потом?»
2 Тема: Профессии. Упражнение «Маляр» Игры с кинетическим песком Игра «Где хлопнули?»
«Кто, что делает?»
3 Тема: День защитника отечества. Упражнение «Иван Иваныч Самовар» Игра со счетными палочками (составление техники: танк, пушка) Упражнение «Плыви кораблик» «Каким бывает?»
4 Тема: Весеннее пробуждение. Упражнение «Чашечка» Упражнение «Шишки на тарелке» Упражнение «Полянка»
Составление рассказа по картинке
Март
1 Тема: Мамин праздник. Упражнение «Конфетка» Упражнение «Помоги Золушке» Нюхаем цветы
«Составь предложение»
2 Тема: Весна пришла. Упражнение «о» Самомассаж Упражнение «Погреем ручки» Описание времени года (по схеме)
3 Тема: Весна пришла. Упражнение «Белка грызет орешки» Массаж су-джок Упр. «Накачаем шину насосом» Заучивание стихотворений про весну
4 Тема: Театр. Упражнение «а» Пальчиковый театр Повтори за мной
Апрель
1 Тема: Книга. Упражнение «и» Массаж су-джок Игра «Три медведя»
Игра «Рифмы»
2 Тема: Космос. Упражнение «Пила» Рисование пластилином «Инопланетяне» Игра «Инопланетяне»
«Марсианские стихотворения»
3 Тема: Птицы. Упражнение «Птенцы» Пальчиковая гимнастика «Перелетные птицы» Упражнение «Ворона» «Составь предложение»
4. Упражнение «у» Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге» Упражнение «Снег идет»
Игра «Один-много»
Май
1 Тема: Насекомые и рыбы. Упражнение «Лошадка с Крошем» Пальчиковая гимнастика «Божья коровка» Узнай, что звенит (гремит? Игра «Я знаю 5…»
2 Тема: День победы. Упражнение «Качели с Ежиком» Су-джок «Мальчик с пальчик» Упражнение «Веселое лесное путешествие»
Заучивание стихотворения
3 Мониторинг
4 Тема: Лето. Упражнение «Птенцы» Пальчиковая гимнастика «Лето пришло» Упражнение «Полянка»
«Рассказ по картинке»