Марина Позднякова
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «В мире животных»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности „В мире животных“» размещена в разделах
- Животные. В мире животных
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО»
Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
"Наш мир так же сложен и уязвим, как паутина. Коснитесь одной паутинки, и дрогнут все остальные. А мы не просто касаемся паутины, - мы оставляем в ней зияющие дыры. Растениям и животным некому писать, за них некому заступиться, кроме нас, людей, которые вместе с ними населяют эту планету, но не являются её собственниками".
ДжеральдДаррел.
Экология - это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий. "Мир вокруг нас, Земля - это наш Зеленый дом". Моря и реки, леса и горы, деревни и города. Как много в этом замечательном доме! И вместе с нами в нем живут растения и грибы, насекомые и рыбы, птицы и звери. "Не навреди!" - одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание дошкольников в духе природосбережения - одна из сторон экологического воспитания в детском саду. Любовь, понимание и забота - это то, что ждет природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно воспитывать именно в раннем детстве, поэтому сегодня экологическому образованию в дошкольных образовательных учреждениях отводится большое внимание.
Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днем. Перед работниками дошкольных образовательных учреждений стоит задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение само ценности, неповторимости дошкольного периода детства. При этом, помощь взрослых не должна подавлять детскую активность, наоборот, нужно стремиться разумно ограничивать своё участие и подсказки, с тем, чтобы дать простор детскому творчеству.
Новизна программы «Дикие животные наших лесов» заключается в том, что занятия по данной теме соответствуют тематическому планированию детского сада, заинтересовывают малышей, что и составляет социально – педагогическую направленность программы.
Реализация программы «Животные наших лесов» рассчитана на один год обучения. В реализации программы участвуют дети от 2-3лет (1-я младшая группа). Работа с детьми по дополнительному образованию по деятельности строится в течение учебного года (сентябрь – май, 1 раз в две недели). Длительность занятий – 10 минут.
Цель: Формирование и развитие творческих способностей детей; удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организация свободного времени детей. Выявление и поддержка детей, проявляющих способности, учитывая возрастные и индивидуальные их особенности.
Задачи:
обучающие:
обогащать и систематизировать знания детей о жизни диких животных наших лесов, об образе жизни, питании и жилищах;
знакомить детей с различными закономерностями и взаимосвязями в окружающем мире;
совершенствовать представление о взаимодействии людей разных профессий в процессе охраны диких животных;
формировать у детей эмоционально - оценочное отношение к природным явлениям, поступкам людей;
уточнять и обогащать словарный запас детей;
развивающие:
развивать коммуникативные способности детей;
развивать умение узнавать животных по характерным признакам (внешний вид, способ питания, жилище);
развивать связную речь через составление описательных рассказов о животных наших лесов;
развивать творческие способности и воображение у детей;
развивать интеллект;
воспитательные:
воспитывать интерес, наблюдательность и любознательность к живой природе;
воспитывать бережное отношение к животным родного края;
воспитывать чувство благодарности и уважения к людям тех профессий, которые помогают защищать и охранять животных наших лесов;
воспитывать гуманное, осознанно - бережное отношение к природе родного края, показать значимость сохраненной природы для жизни животных.
Планируемые результаты освоения программы :
К концу года ребенок должен уметь:
наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений;
называть животных
пользоваться специальной терминологией;
уметь применять полученные знания;
К концу года ребенок должен знать:
некоторых диких животных и их детенышей, местах их обитания;
о значимости леса в жизни человека;
Формы проведения итогов реализации дополнительно-образовательной программы :
Контроль за эффективностью проведению занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада, через открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников, участие в конкурсах муниципального и регионального уровня.
Учебный план
Наименование модуля Количество часов
Животные наших лесов.
11
Животные в играх и произведениях. 25
Итого 36
Формы проведения аттестации. Промежуточная аттестация по каждому модулю проводится после проведения запланированных занятий по теме в форме проведения игры, а итоговой аттестацией будут выступать выставки детских работ в детском саду.
Календарный учебный график
Режим образовательной деятельности: 1 раз в неделю.
Продолжительность учебного периода: 36 недель.
Срок реализации: с 1 сентября по 31 мая.
Возрастной состав:
- 1-я младшая группа (третий год жизни) – 10 детей
Сетка занятий
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
каждая неделя месяца
5. Образовательная нагрузка:
Продолжительность ДОД Количество ДОД в месяц Месячная образовательная нагрузка
10 минут 4 10 мин. Х 4 = 40мин.
Содержание изучаемого курса
Модуль «Животные наших лесов»
Обогащать и систематизировать знания детей о жизни животных наших лесов, об образе жизни, питании и жилищах;знакомить детей с различными закономерностями и взаимосвязями в окружающем мире; совершенствовать представление о взаимодействии людей разных профессий в процессе охраны животных; формировать у детей эмоционально - оценочное отношение к природным явлениям, поступкам людей; уточнять и обогащать словарный запас детей; развивать коммуникативные способности детей; умение узнавать животных по характерным признакам (внешний вид, способ питания, жилище); развивать связную речь через составление описательных рассказов о животных наших лесов; развивать творческие способности и воображение у детей, интеллект,воспитывать интерес, наблюдательность и любознательность к живой природе, бережное отношение к животным родного края; чувство благодарности и уважения к людям тех профессий, которые помогают защищать и охранять животных наших лесов;воспитывать гуманное, осознанно - бережное отношение к природе родного края, показать значимость сохраненной природы для жизни животных.
Модуль «Животные в играх и произведениях»
Данный модуль направлен на развитие потребности детей «творить» красоту через изодеятельность, игры дидактические, подвижные, игры-драматизации, на воспитание удивляться и восхищаться произведениями искусства. Чтение художественной литературы.
Литература:
1. Воронквич О. А. Добро пожаловать в экологию. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. Текст – С. П б. : «Детство – пресс», 2006.
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста, : Практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: Т. Ц. «Учитель», 2001.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детских садов. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1991.
4. О. Ф. Горбатенко Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно – методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. – 2-е изд., стереотип. / авт. сост. О. Ф. Горбатенко – Волгоград: Учитель, 2008.