Татьяна Стародубцева
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Абвгдейка»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Программа предполагает, что работа с детьми должна осуществляться в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой, с явлениями окружающем действительности, по подготовке к обучению грамоте, а также на всех остальных занятиях, в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни (в детском саду и в семье). Однако, важно отметить, что только специально организованное обучение на занятиях по родному языку может дать устойчивый развивающий эффект.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности „Абвгдейка“» размещена в разделах
Цель программы состоит в том, чтобы создать условия ребенку творчески осваивать нормы и правила родного языка, формировать умения гибко их применять в конкретных ситуациях.
Задачи программы:
Образовательные:
- Формирование и развитие фонематического слуха;
- Развитие произносительных умений;
- Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией;
- Знакомство со слоговой структурой слова;
- Расширение словарного запаса детей;
- Формирование и развитие звуко - буквенного анализа;
- Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;
- формирование умения пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;
- Учить отвечать на вопросы педагога, спрашивать, выражать свои впечатления и мысли, рассказывать о результатах своих наблюдений, умению говорить перед группой детей, выразительно читать стихотворения, рассказывать сказки, составлять короткие рассказы по сюжетным картинам, логическим заданиям.
Развивающие:
- Развитие слухового восприятия;
- Развитие графических навыков;
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления ;
- Развитие навыка чтения целыми словами и предложениями, небольшими текстами;
- Приобщение детей к художественной литературе.
Воспитательные:
- Воспитание умения работать
- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
- Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.
Содержание программы
Сентябрь
1. Пересказ сказки «Лиса и КОЗЁЛ»
Закрепить знания о русских народных сказках. Закрепить умение отвечать на вопросы по содержанию сказки, воспитывать отрицательное отношение к обману, учить детей говорить правду.
2. Составление сюжетного рассказа по картине «В школу»
Октябрь
Расширить словарный запас. Дать объяснения тому, что у рассказа есть начало, середина и конец; эти части «дружат» между собой. Учить отличать рассказ от простого набора предложений.
3. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»
Учить находить основные признаки четырех времен года. Видеть все времена года привлекательными. Воспитывать бережное отношение и любовь к окружающему миру.
4. «Составление текста – рассуждения»
Развивать речь, положительную мотивацию к изучению нового материала. Воспитывать уважительное отношение.
5. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
Рассмотреть картинки с изображением диких животных, объяснить значение слов шиворот, окунать. Разучивание пальчиковой игры про медведей.
6. Составление рассказа по картинам из серии «Домашние животные»
Вспомнить, как называются детёныши животных. Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события.
Ноябрь
7. «Составление рассказа по серии сюжетных картин»
Рассказ ребенку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.
8. Составление рассказа на тему: «Первый день Тани в детском саду»
Учить отгадывать ситуативные загадки, сужая поле поиска.
9. «Составление текста- поздравления»
Формирование самостоятельного и произвольного мышления. Развитие устной речи дошкольника.
10. Составление сказки на тему «Как ежик выручил зайца»
Закрепить умение описывать внешний вид персонажей, их поступки. Развивать речь, воспитывать желание помогать и заботиться о других.
Декабрь
11. Составление сказки на тему «День рождения зайца»
Учить составлять короткий описательный рассказ по картине; закрепить умение самостоятельно подбирать слова, сходные и не сходные по звучанию; использование описания героев.
12. «Определение специфических признаков предмета»
Учить составлять описание игрушки, называя ее характерные признаки; закреплять представления о том, что слова звучат, состоят из звуков, что звуки в слове разные.
13.«Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»
Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине; учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта.
14. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
Учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей; учить сравнивать объекты на картинках по величине, цвету.
Январь
15. Составление рассказа по картине «Вот так покатался!»
Развивать и закреплять умение составлять рассказ по картинке, Придумывать самостоятельно сюжет.
16. Составление рассказа на тему: «Моя любимая игрушка»
Активизировать в речи прилагательные, обозначающие свойства и качества предметов; учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.
17. Пересказ сказки «У страха глаза велики»
Познакомить со сказкой, учить давать оценку поступкам героев. Обогащать словарный запас.
18. Составление рассказа на тему «Четвероногий друг»
Продолжать учить детей составлять описательный рассказ, используя, в речи слова – сравнения; вести диалог используя доказательства.
Февраль
19. «Сочинение сказки на предложенный сюжет»
Дать понятие того, что сказка учит различать вымысел и реальность. Преподносит многогранные образы своих героев, оставляя простор воображению и фантазии.
20. Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке»
Учить составлять предложение с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу; развивать умение отбирать для рассказа самое интересное и находить целесообразную форму передачи этого содержания. Включать в рассказ описание природы; активизировать употребление однокоренных слов (снег, снежок, снеговик, снежинка и т. д.)
21 «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»
Продолжать учить детей раскладывать картинки по порядку. Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки.
22. «Составление рассказа на тему «Как ежик попал в беду» (по серии сюжетных картинок)
Учить детей составлять небольшие сказки по сюжетным картинкам. Закреплять умение самостоятельно придумывать сказку, на заданную тему, передавая сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею сказки.
Март
23. «Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» (по серии сюжетных картинок)
Учить составлять связное высказывание по серии сюжетных картин. Подбирать синонимы и антонимы к заданным словам.
24. «Составление рассказа «Мишуткин день рождения» (по серии сюжетных картинок)
Развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей; формировать представление о композиции рассказа.
25. «Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам»
Развивать способность самостоятельно придумывать событие, предшествовавшие изображенному и последующие; учить определять начало, основную часть, заключение рассказа, восстанавливать их последовательность.
26. «Пересказ рассказа М. Пришвина «Ёж»
Совершенствовать умение у детей придумывать самостоятельный рассказ по аналогии с литературными произведениями; продолжать развивать умение пересказывать текст.
Апрель
27. «Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк»
Учить пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей.
28. «Сочинение сказки на заданную тему»
Формировать умение придумывать сказку на заданную тему, передавать специфику сказочного жанра. Работать над употреблением существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода; давать задание на слово образование; учить передавать с помощью интонации различные чувства (радость, безразличие, огорчение).
29. «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»
Закрепить умение детей пересказывать сказку, используя речевые обороты из текста; воспитывать умение понимать смысл пословиц.
30. «Описание пейзажной картины»
Продолжать учить детей видеть красоту природы, формировать и уметь высказывать свои мысли; составлять небольшой рассказ на определённую тему.
Май
31. «Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками»
Закрепить умение строить предложение, закрепить умение обобщать предметы. Закрепить представление о «длинном» и «коротком» слове, деление слов на слоги. Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение замечать красоту вокруг себя.
32 «Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг»
Воспитывать интерес к природе, учить беречь её, любить. Развивать наблюдательность, мышление, память. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературный текст.
33. «Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белки»
Учить детей составлять сюжетный рассказ по картинкам, соблюдая последовательность, точность и выразительность, учить подбирать определения, упражнять в словообразовании.
34. «Составление рассказа на тему «Веселое настроение»
Совершенствовать умение детей составлять рассказ на заданную тему. Упражнять в подборе слов, близких и противоположных по смыслу заданному; раскрыть значения многозначных слов.
Программа «АБВГДейка» рассчитана на 1 год (старший дошкольный возраст). Для успешного освоения программы численность детей должна составлять 10 -15 человек. Занятия проводятся один раз в неделю, со второй половины сентября по май, во второй половине дня, в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того широко используются игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты. Занятия строятся как путешествие, экскурсия, викторины. Для снятия напряжения пригодны физкультминутки и малоподвижные игры. Игровая оболочка занятия привлекает детей, вызывает у них интерес и активность, помогает преодолеть различные затруднения, организует и повышает их самостоятельность. Таким образом, поставленная учебная задача в игровой форме становится для детей более близкой и понятной, а результат эффективнее. Продолжительность занятий 25 – 30 минут.