Светлана Поезжаева
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по подготовке к обучению грамоте «Говорушечка»
▼ Скачать + Заказать документы
Наименование раздела
1. ЦЕЛЕВОЙ
1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи Рабочей программы.
1. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
2. Возрастные и индивидуальные особенности детей.
3. Особенности организации образовательного процесса.
4. Целевые ориентиры.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ.
2.1. Учебный план.
2.2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности.
2.3. Формы, способы, методы и средства реализации Программы.
2.4. Взаимодействие с семьей.
2.5. Планирование работы с детьми.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по подготовке к обучению грамоте „Говорушечка“» размещена в разделах
3.1. Оформление предметно-пространственной среды.
3.2. Расписание.
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка.
Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию.
Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны.
Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности.
Развитие речи – одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения.
У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления.
В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей правильно произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух, трех слов, определяют порядок слов в предложении.
В 5-6 лет у детей вырабатывается осознанное отношение к языку, они овладевают первоначальными навыками чтения, могут писать печатными буквами.
Программа составлена на основе авторской Е. В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».
Основой для разработки программы предстали :
.Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013г.
.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществленияобразовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования.
.СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения»
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
Актуальность программы.
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Особенности программы.
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка.
Содержание программы : развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению
На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать. Основная задача этого этапа - приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребё нка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:
развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);
формирование графических навыков.
1.2. Цели и задачи Рабочей программы.
Цель программы : осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.
Задачи программы.
Образовательные:
Формирование и развитие фонематического слуха
Развитие произносительных умений
Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией
Знакомство со слоговой структурой слова
Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения
Расширение словарного запаса детей
Формирование и развитие звуко-буквенного анализа
Подготовка руки ребёнка к письму
Развивающие:
Развитие слухового восприятия
Развитие графических навыков
Развитие мелкой моторики
Приобщение детей к художественной литературе
Воспитательные:
Воспитание умения работать
Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.
1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
Принципы Программы соответствуют принципам ФГОС ДО.
За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д. Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка» (Д. Б. Эльконин).
• Принцип систематичности и последовательности - концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала обучения (от легкого - к трудному, от простого - к сложному).
• Принцип наглядности — иллюстративное изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников.
• Онтогенетический принцип — учет возрастных особенностей обучаемых.
• Принцип доступности и посильности — реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи.
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей.
Возраст детей
Особенности познавательно-речевого развития дошкольников
5-6 лет
В этом возрасте дети начинают знакомиться со слоговой структурой слова, с графическим изображением слова - прямоугольник; учатся 10 делить прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове, учатся подбирать схему к слову
6-7 лет
Детей знакомят со звуками и буквами русского алфавита по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, Ъ и Ь). Дети могут выделять звук из слова, уточняют его произношение, определяют место звука в слове. По мере ознакомления с буквами дети учатся читать слоги, состоящие из пройденных букв. Затем дети учатся читать слова, предложения, составленные из тех букв, с которыми они уже познакомились, что избавляет детей от механического заучивания слов и букв.
1.5. Особенности организации образовательного процесса.
Педагогические условия для эффективного речевого развития детей:
• Оснащение образовательного пространства группы с учетом требований к предметно-развивающей среде, подборка игр, дидактических материалов, оборудования, технических средств обучения с учетом возраста детей и приоритета познавательно-речевого развития.
• Правильная речь педагогов.
• Нахождение эффективных форм, методов и приемов обучения детей. Для лучшего запоминания зрительного образа буквы в программе имеются следующие упражнения: 1. Вырезать букву. 2. Обвести ее пальчиком по контуру. 3. Написать букву по точкам. 4. Закрасить контур буквы. 5. Дорисовать элементы так, чтобы получилась буква. 6. Написать букву в клетке. 7. Выучить стихотворение про букву.
1.6. Целевые ориентиры.
К концу учебного года ребёнок (5-6 лет) :
- знает буквы русского алфавита;
- пишет буквы русского алфавита в клетке;
- понимает и использует в речи термины «звук» и «буква»;
- определяет место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
- различает гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
- пользуется графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат);
- умеет записывать слово условными обозначениями, буквами.
- соотносит звук и букву:
- пишет слова, предложения условными обозначениями, буквами;
- определяет ударный слог, ударную гласную и обозначает соответствующим значком;
-проводит звуковой анализ слов;
- читает слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;
- правильно пользуется терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- составляет предложение из двух, трёх слов, анализирует его.
К концу учебного года ребёнок (6-7 лет) :
- проявляет интерес к звучащему слову, чтению, письму;
- ориентируется в звуко-буквенной системе языка;
- понимает смыслоразличительную функцию звуков, букв;
- записывает слова, предложения печатными буквами;
- разгадывает ребусы, кроссворды;
- читает слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимает прочитанный текст;
- ориентируется в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
- рисует предметы в тетради в линейку.
2. Содержательный раздел.
2.1. Учебный план.
1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (5-6 лет) – «От А до Я»
(развитие звуко-буквенного анализа).
Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп : гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.
Основные этапы и содержание работы
1. Подготовительный :
• закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки
• интонационное выделение заданного звука в слове
• графическое обозначение слов – прямоугольник (схема)
• деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей
2. Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:
• знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий)
• понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат
• определение места звука / буквы в слове
• обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий)
3. Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:
• алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове
• понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»
• гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твёрдых согласных – синий квадрат
• чтение слогов с изученными звуками и буквами
• составление и чтение слов из знакомых букв
• работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения, переход к чтению целых слов
4. Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:
• гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении
• графическое изображение мягких согласных звуков – зелёный квадрат
5. Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/ глухости:
• звуковой (фонетический) анализ слова
• понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)
• переход к чтению предложений из двух, трёх, четырёх знакомых слов
6. Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями
• закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»
• переход к чтению несложных текстов
7. Повторение и закрепление пройденного материала.
ПРОГРАМНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» Колесникова Е. В.
Перспективное планирование программного содержания
на учебный год
2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (6-7 лет) – «Я НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ»
(развитие интереса и способностей к чтению).
Основная задача – овладение техникой чтения, зарождающийся интерес к самостоятельному чтению.
Основной материал изучения – слова и предложения, тексты, которые дети к концу обучения читают самостоятельно. Детям предлагаются игровые задания и упражнения со звуками, буквами, словами и предложениями. Содержание заданий связано с разделами «ознакомления с окружающим миром» (времена года, домашние и дикие животные, цветы и т. д.). Расширение и обогащение представлений об окружающем мире происходит с помощью художественного слова: пословиц и поговорок, загадок, сказок, стихотворений, рассказов Ушинского К., Даля В., Сладкого Н. В каждое занятие включены задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребёнка к письму.
Учебно-тематический план
(6 - 7 лет).
Основные задачи этого этапа обучения :
1. Развитие интереса и способностей к чтению.
2. Подготовка руки ребёнка к письму.
ОД на данном этапе обучения строится с учётом возрастных особенностей ребёнка и не является уроками, на которых отрабатывается техника чтения.
Детям предлагается осмысление способа чтения через:
- включение в интересную игровую деятельность со звуками и буквами;
- отгадывание загадок, которые они читают самостоятельно, а затем записывают слово-отгадку;
- разгадывание ребусов, кроссвордов;
-чтение небольших текстов, стихотворений.
Темы, предлагаемые для развития интереса и способностей детей 6-7 лет к чтению, соответствуют разделу «Ознакомление с окружающим миром», который представлен в комплексных рабочих программах.
Педагоги могут использовать материалы пособий «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет» и рабочие тетради «Я начинаю читать» на занятиях ОД по ознакомлению с окружающим миром по своему усмотрению.
С этой целью на каждом листе указана тема занятия («Овощи», «Транспорт» и др.).
Проводятся и специальные занятия по подготовке к обучению грамоте.
Педагог, обучая детей элементам грамоты, одновременно решает задачи речевого развития детей по обогащению словарного запаса, формированию грамматически правильной речи, расширению знаний об окружающем мире.
Этому способствуют художественные произведения, представленные жанрами и связанные с темой занятия.
Осознанности чтения и письма способствуют задания, предлагаемые на каждом занятии.
1. Игровые упражнения «Буквы рассыпались», «Слоговые кубики», «Напиши правильно».
2. Чтение предложений, в которых не дописано последнее слово (его должны написать дети).
3. Чтение загадок, прочитав которые дошкольники должны не только отгадать, но и написать слово-отгадку в кроссворде или под картинкой-отгадкой.
Успешному выполнению заданий помогают рисунки.
В каждое занятие включены задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребёнка к письму. Они предлагаются в определённой системе и последовательности.
1. Ознакомление с тетрадью в линейку, с понятием «широкая и узкая строка» и умение ориентироваться в них.
2. Развитие умения проводить прямые и замкнутые линии в ограниченном пространстве (широкой и узкой строке).
3. Закрепление умения штриховать, не выходя за контур.
4. Рисование в тетради в линейку сложных изображений предметов, требующих анализа и синтеза.
5. Написание слов, предложений печатными буквами соответственно заданными условиями: писать в определённом порядке, не выходя за контур клетки, количество букв должно соответствовать количеству клеток.
Все задания направлены на развитие у детей глазомера, чёткой координации руки и всегда связаны с темой НОД.
Например, тема «Овощи» - дети рисуют огурцы;
тема «Игрушки» - дети рисуют шарики;
тема «Дикие животные» - дети рисуют зайцев и т. д.
Кроме того, для подготовки руки ребёнка к письму в каждое занятие включены упражнения по развитию моторики - упражнения для развития
пальцев и кистей рук, которые дети выполняют на физкультминутках.
Игровые упражнения сопровождаются чтением стихов – потешек. Такая деятельность создаёт благоприятный эмоциональный фон, способствует тренировке пальцев.
Педагогу необходимо следить за правильностью положения рук и пальцев каждого ребёнка, а также за точностью переключения с одного движения на другое.
Выполнение заданий способствует формированию у дошкольников учебных умений:
-понимание учебной задачи;
-умение выполнить её самостоятельно;
-умение сформулировать учебную задачу, используя условные обозначения (ребёнка необходимо познакомить с ними, прежде чем приступать к работе с тетрадью).
Программа на учебный год.
-Расширять знания и представления об окружающем мире.
-Формировать умение проводить фонетический разбор слов.
-Закреплять умение соотносить звук и букву.
-Формировать умение читать слова, стихотворения, тексты; разгадывать ребусы, кроссворды; писать слова, предложения печатными буквами.
-Познакомить с тетрадью в линейку, научить способам работы в ней с целью подготовки руки ребёнка к письму.
-Способствовать развитию логического мышления.
-Формировать умение понимать прочитанный текст.
-Развивать интерес и способности к чтению.
-Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
-Формировать умение самостоятельно формулировать учебную задачу, пользуясь условными обозначениями.
Критерии развития интереса и способностей к чтению
Ребё нок к концу года способен:
• проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;
• ориентироваться в звуко-буквенной системе языка;
• понимать смыслоразличительную функцию звуков и букв;
• записывать слова, предложения печатными буквами;
• разгадывать ребусы, кроссворды;
• читать слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимать прочитанный текст;
• ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
• рисовать предметы в тетради в линейку.
2.2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности.
Е. В. Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Москва: Издательство ЮВЕНТА, 2010 г.
Е. В. Колесникова. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей у детей 5-6 лет». Москва: Издательство ЮВЕНТА, 2011г.
Е. В. Колесникова. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Москва : Издательство «ЮВЕНТА», 2011 г.
Сценарий учебно-игровых занятий к рабочим тетрадям для детей 5 - 6 лет
Рабочие тетради для детей «От А до Я».
Рабочие тетради для детей «Я начинаю читать».
Дидактический комплект «От звука к букве»;
2.3. Формы, способы, методы и средства реализации Программы.
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.
Содержание программы делится на 2 этапа обучения :
1год - развитие звуковой культуры и фонематического слуха.
2год - развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению.
Программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.
Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребё нка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:
развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);
формирование графических навыков
За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д. Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения.
«От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты но и всё последующее усвоение языка» (Д. Б. Эльконин).
Способы и формы работы с детьми:
Дидактические игры.
Фонематические упражнения.
Работа с текстами.
Театрализация.
Рисование.
Основные применяемые технологии:
Здоровьесберегающие.
Личностно-ориентированное воздействие.
Развитие звуко-буквенного анализа.
Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки.
Развитие умения интонационно выделять заданные звуки в словах.
Развитие умения делить слова на слоги.
Знакомство с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита.
Развитие умения различать звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
Развитие умения определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).
Графическое моделирование слова (прямоугольник).
Знакомство с условным обозначением звуков: гласные – красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат (моделирование).
Обозначение на схеме места звука в слове. Графическое изображение звуков.
Письмо слов с помощью графических изображений.
Письмо печатных букв в клетке по образцу.
Развитие умения соотносить звук и букву.
Письмо слов, предложений печатными буквами.
Звуковой (фонетический) анализ слова.
Развитие фонематического восприятия.
Чтение слов, предложений, небольших стихотворных текстов.
Знакомство с ударением, ударным слогом, ударными гласными.
Знакомство с термином «предложение».
Термины «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение».
Развитие умения составлять предложения из двух, трёх, четырех слов.
Развитие умения записывать предложение условными знаками.
Развитие графических навыков.
Формирование умения понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Формирование навыка самоконтроля и самооценки.
Формы подведения итогов.
Открытые мероприятия для родителей, конкурс чтецов.
Структура ОД подразделяется на обязательные этапы:
1. Артикуляционная / речевая гимнастика
2. Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение
3. Новый материал:
• звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков
• буква, её образ и графическое написание
• составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
• составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
4. Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
5. Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.
2.4. Взаимодействие с семьей.
Ознакомление родителей с программой «Отзвука к букве» осуществляется на родительском собрании, в индивидуальных беседах, через информационный стенд группы, на котором отражено, чем ребенок занимался в группе, предложен материал для занятий дома.
Два раза в год проводятся открытые занятия для родителей (ноябрь, апрель, с тем, чтобы они могли увидеть своего ребенка в коллективе сверстников, понять, какие у него есть проблемы.
2.5. Планирование работы с детьми.
В младшем дошкольном возрасте дети знакомятся со слоговой структурой слова. Здесь же дети знакомятся с графическим изображением слова - прямоугольник; учатся делить прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове, учатся подбирать схему к слову. Работа с изучаемым звуком проходит четыре этапа:
• Ребенок слышит интонационно выделенный звук в словах и может сравнить его со звуками окружающего мира.
• Ребенок сам интонационно произносит заданный звук в словах.
• Ребенок может произнести заданный звук изолированно.
• Ребенок может определить и назвать первый звук в слове.
3. Организационный раздел.
3.1. Оформление предметно-пространственной развивающей среды.
• Разрезные и магнитные азбуки.
• Дидактические игры («Изографы», «Зазеркалье» и др.).
• Слоговая азбука.
• Детские книги.
• Настольно-печатные игры («Маленькие слова», «Умные сказки», «Не тяни кота за хвост», «Профессии», «Контрасты» и др.)
3.2. Расписание.
Режим занятий:
1 раз в неделю (5 - 6 лет – 25 минут).
1 раз в неделю (6-7 лет- 30 минут).
(Понедельник, Вторник -16.00).