МААМ-картинки

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Маленькие логики» Возраст:5–6 год

Минина Ирина Евгеньевна
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Маленькие логики» Возраст:5–6 год
▼ Скачать +Заказ

Срок реализации программы: 1 год

Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы: социально-гуманитарная.

Актуальность программы: Дополнительная общеразвивающая программа «Маленькие логики» (далее - Программа) разработана с учетом интересов и потребностей воспитанников и их родителей Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида № 18 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников" (далее – МАДОУ Детский сад 18, а так же в соответствии с:

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности „Маленькие логики“ Возраст:5–6 год» размещена в разделах

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ

- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р,

- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки России от 18.11.2015 г. 09-3242

- Приказом Министерство образования и науки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляемыми образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»,

- Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018г. № 196 (новая редакция Минпросвещения России от 30.09.2020г. № 533) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»,

- «Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021г. № 136-д,

- Уставом МАДОУ Детский сад 18,

- Положением о дополнительных общеобразовательных программах - дополнительных общеразвивающих программах МАДОУ Детский сад 18.

Игра – ведущий и наиболее доступный вид деятельности детей дошкольного возраста, в ней ребенок учится, развивается и растет. Развивающие игры являются одним из средств умственного развития ребенка. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Ребенку понятна необходимость приобретения новых знаний и действий, он сам стремится к тому, чего еще не умеет. Для развития познавательных способностей в дошкольном возрасте активно используются развивающие игры: цветные палочки Кюизенера, блоки Дьенеша. Программа «Маленькие логики» разработана для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр нового поколения.

Цель программы: формирование познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр.

Задачи программы:

1. Образовательные:

· формировать первоначальные умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, обдумывать и планировать свои действия;

· способствовать развитию основных приемов тождества и различия предметов по одному, нескольким признакам.

2. Развивающие:

· развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения;

· прививать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.

3. Воспитательные:

· формировать мотивационную установку к познанию;

· активизировать интерес к развивающим играм;

· формировать основы морально – волевых качеств личности: ответственность, трудолюбие.

Адресат программы - возраст воспитанников 5-6 лет

Психолого - педагогическая характеристика воспитанников

Срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность образовательного процесса: сентябрь — май (каникулярный период – период государственных новогодних каникул)

Количество занятий:

- 1 в неделю/2 половина дня

- 4 в месяц

- 36 в год

Режим занятий: Занятия проводятся один раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия составляет– 25 минут. Численность воспитанников в группе не более 10 человек.

Форма обучения: очная

Объем программы: 36 часов.

Виды занятий: основной вид занятия - занятие - игра.

Теоретические знания воспитанники получают через использование беседы, рассказа, объяснения.

Практическая часть: включает различные виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, конструктивную, двигательную (увлекательные игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, цифрами, геометрическими фигурами, сказочные сюжеты, сказки.)

Уровневость программы - традиционная

Учебный (тематический) план

Содержание учебного плана

Тема 1. Волшебные блоки (18 час.)

Теоретическая часть: Понятие о заколдованных числах и цифрах, формах, величинах, геометрических фигурах.

Практическая часть: Приглашение на открытие магазина игрушек. Викторина «Веселая математика».

Тема 2. Цветные палочки(17час.)

Теоретическая часть: Понятие «схема», «соседей данного числа» четных и нечетных чисел, «условие задачи».

Практическая часть: выполнение словесных действий по знакомым сказкам. Олимпиада «Умники и умницы

Тема 3. Итоговое занятие «Путешествие в Африку»(1час)

Планируемые результаты

Предметные результаты:

Метапредметные результаты:

Комплекс организационно - педагогических условий

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

Для игровых занятий необходимо иметь:

- музыкальный центр;

- компьютер.

«наборы палочек Кюизенера» - 1 коробка на 2 детей;

- «блоки Дьенеша» - 1 коробка на 2 детей;

Методическое обеспечение:

- Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценен С. С., 2009. 2.

- Комарова Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 4-6 лет / Л. Д. Комарова. – М. : Издательство ГНОМ, 2012. - 3.

- Лелявина Н. О., Финкельштейн Б. Б. «Давайте вместе поиграем» (игры с логическими блоками Дьенеша).- СПБ. 4.

- Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. СПБ. 2000. 5. Финкельштейн Б. Б.

- Методические советы по использованию комплекта игр и упражнений с цветными счетными палочками Кюизенера. - СПБ. 6.

- Финкельштейн Б. Б., Лелявина Н. О. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша. –СПБ.

- Б. Б. Финкельштейн «Волшебные дорожки». Альбом-игра (Палочки Кюизенера);

- Б. Б. Финкельштейн «На золотом крыльце». Альбом-игра (Палочки Кюизенера);

- Панова, Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Старший возраст Выпуск 1/ сост. Е. Н. Панова - ТЦ Учитель Воронеж, 2007;

- Новикова, В. П., Тихонова, Л. И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера Для работы с детьми 3–7 лет / сост. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова- М. Мозаика - Синтез, 2011;

- карточки с символами свойств - 1 на всех детей;

- схемы для накладывания палочек при составлений трудных иллюстраций - по 1 на каждого ребенка;

- схемы для составления изображения с помощью блоков Дьенеша. - по 1 на каждого ребенка.

Кадровое обеспечение: Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом, имеющим среднее профессиональное или высшее профессиональное образование: «Образование и педагогические науки» или иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам социально-гуманитарной направленности

Методические материалы:

Методы обучения:

- словесные (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядные (показ, демонстрация);

- репродуктивные (измерение, сравнение, графическая интерпретация);

-частично-поисковые (анализ, нахождение математических закономерностей).

В образовательном процессе используются элементы:

- игровой технологии с блоками Дьенеша, палочки Кюизенера, (виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, деловые, игры-драматизации).

-технологии исследовательской деятельности (игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; проблемные ситуации; моделирование, конструирование)

- социоигровой технологии В. Е. Рылеевой (игры «Волшебная палочка», «Найди пару», «Найди группу»);

- здоровьесберегающей технологии (подвижные, пальчиковые игры);

Методы и приемы организации образовательного процесса: игровые (игровые ситуации, дидактические, подвижные игры); наглядные (образцы, таблицы, схемы, карточки); словесные (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, диалог); практические (упражнения, обследования, исследования);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно- иллюстративный; репродуктивный; частично- поисковый.

Занятия проводятся в форме совместной игры педагога и детей (игра – сказка, игра – путешествие, игра – экспериментирование, игра – сюрприз). Используется разнообразный наглядный материал: рисунки, схемы, чертежи, карточки, которые включены в учебно-игровые комплексы к палочкам Кюизенера и блокам Дьенеша.

Для организации образовательного процесса используются средства обучения и воспитания:

- организационно-педагогические (карточки-задания, раздаточный материал: счетные палочки, карточки с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, наборы картинок для счета);

- технические (компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр);

- учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, иллюстрации, игрушки).

Методическую основу программы составляет методика «Нелепицы» - автор Немов Р. С. Предназначена для детей 5 - 6 лет. При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления о логических связях. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

В качестве ведущей деятельности - игровая деятельность.

Занятия по программе «Маленькие логики» построены в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами.

Сначала дети знакомятся с новыми для них развивающими играми, рассматривают, ощупывают, выполняют простейшие задания. Постепенно малыши создаю

блоки одновременно по двум и трем признакам, знакомятся с символическим обозначением свойств фигур, «расшифровывают» изображения. Содержание занятий закрепляется дидактическими играми.

Для проведения инструктажей необходимо иметь инструкции:

- правила по технике безопасности в учебном кабинете;

- правила пожарной безопасности;

- правила электробезопасности;

- правила дорожного движения.

Формы аттестации и оценочные материалы

Мониторинг уровня знаний воспитанников в аспекте формирования познавательных способностей осуществляется три раза в год

Основная задача мониторинга – определение качества реализации Программы и её влияние на динамику познавательного развития ребенка. Проведение мониторинга позволяет выявить индивидуальные особенности развития воспитанника.

Формы текущего контроля и промежуточной аттестации воспитанников:

Входной контроль: проводится в форме «вопросы-ответы» с целью выявления образовательного уровня воспитанников. Викторина «Веселая математика».

Промежуточный контроль: олимпиада «Умники и умницы» (проводится по окончании 1 полугодия учебного года).

Итоговый контроль: игровое занятие

Список литературы

1. Комарова Л. Д. «Как работать с палочками Кюизенера». М. : 2008.

2. «На золотом крыльце…». Альбом-игра (Палочки Кюизенера).

3. Носова Е. А., Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников». СПб: 2000.

Нормативные документы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждённая распоряжением правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726- р0.

3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11. 2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Маленькие логики» Возраст:5–6 год
Опубликовано: 21 октября 2021 в 21:19
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Маленькие логики» Возраст:5–6 год» (включая файлы) размещена пользователем Минина Ирина Евгеньевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД