Минина Ирина Евгеньевна
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Маленькие логики» Возраст:5–6 год
▼ Скачать +Заказ
Срок реализации программы: 1 год
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы: социально-гуманитарная.
Актуальность программы: Дополнительная общеразвивающая программа «Маленькие логики» (далее - Программа) разработана с учетом интересов и потребностей воспитанников и их родителей Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида № 18 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников" (далее – МАДОУ Детский сад 18, а так же в соответствии с:
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности „Маленькие логики“ Возраст:5–6 год» размещена в разделах
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р,
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки России от 18.11.2015 г. 09-3242
- Приказом Министерство образования и науки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляемыми образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»,
- Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018г. № 196 (новая редакция Минпросвещения России от 30.09.2020г. № 533) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»,
- «Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021г. № 136-д,
- Уставом МАДОУ Детский сад 18,
- Положением о дополнительных общеобразовательных программах - дополнительных общеразвивающих программах МАДОУ Детский сад 18.
Игра – ведущий и наиболее доступный вид деятельности детей дошкольного возраста, в ней ребенок учится, развивается и растет. Развивающие игры являются одним из средств умственного развития ребенка. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Ребенку понятна необходимость приобретения новых знаний и действий, он сам стремится к тому, чего еще не умеет. Для развития познавательных способностей в дошкольном возрасте активно используются развивающие игры: цветные палочки Кюизенера, блоки Дьенеша. Программа «Маленькие логики» разработана для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр нового поколения.
Цель программы: формирование познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр.
Задачи программы:
1. Образовательные:
· формировать первоначальные умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, обдумывать и планировать свои действия;
· способствовать развитию основных приемов тождества и различия предметов по одному, нескольким признакам.
2. Развивающие:
· развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения;
· прививать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
3. Воспитательные:
· формировать мотивационную установку к познанию;
· активизировать интерес к развивающим играм;
· формировать основы морально – волевых качеств личности: ответственность, трудолюбие.
Адресат программы - возраст воспитанников 5-6 лет
Психолого - педагогическая характеристика воспитанников
Срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность образовательного процесса: сентябрь — май (каникулярный период – период государственных новогодних каникул)
Количество занятий:
- 1 в неделю/2 половина дня
- 4 в месяц
- 36 в год
Режим занятий: Занятия проводятся один раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия составляет– 25 минут. Численность воспитанников в группе не более 10 человек.
Форма обучения: очная
Объем программы: 36 часов.
Виды занятий: основной вид занятия - занятие - игра.
Теоретические знания воспитанники получают через использование беседы, рассказа, объяснения.
Практическая часть: включает различные виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, конструктивную, двигательную (увлекательные игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, цифрами, геометрическими фигурами, сказочные сюжеты, сказки.)
Уровневость программы - традиционная
Учебный (тематический) план
Содержание учебного плана
Тема 1. Волшебные блоки (18 час.)
Теоретическая часть: Понятие о заколдованных числах и цифрах, формах, величинах, геометрических фигурах.
Практическая часть: Приглашение на открытие магазина игрушек. Викторина «Веселая математика».
Тема 2. Цветные палочки(17час.)
Теоретическая часть: Понятие «схема», «соседей данного числа» четных и нечетных чисел, «условие задачи».
Практическая часть: выполнение словесных действий по знакомым сказкам. Олимпиада «Умники и умницы
Тема 3. Итоговое занятие «Путешествие в Африку»(1час)
Планируемые результаты
Предметные результаты:
Метапредметные результаты:
Комплекс организационно - педагогических условий
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Для игровых занятий необходимо иметь:
- музыкальный центр;
- компьютер.
«наборы палочек Кюизенера» - 1 коробка на 2 детей;
- «блоки Дьенеша» - 1 коробка на 2 детей;
Методическое обеспечение:
- Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценен С. С., 2009. 2.
- Комарова Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 4-6 лет / Л. Д. Комарова. – М. : Издательство ГНОМ, 2012. - 3.
- Лелявина Н. О., Финкельштейн Б. Б. «Давайте вместе поиграем» (игры с логическими блоками Дьенеша).- СПБ. 4.
- Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. СПБ. 2000. 5. Финкельштейн Б. Б.
- Методические советы по использованию комплекта игр и упражнений с цветными счетными палочками Кюизенера. - СПБ. 6.
- Финкельштейн Б. Б., Лелявина Н. О. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша. –СПБ.
- Б. Б. Финкельштейн «Волшебные дорожки». Альбом-игра (Палочки Кюизенера);
- Б. Б. Финкельштейн «На золотом крыльце». Альбом-игра (Палочки Кюизенера);
- Панова, Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Старший возраст Выпуск 1/ сост. Е. Н. Панова - ТЦ Учитель Воронеж, 2007;
- Новикова, В. П., Тихонова, Л. И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера Для работы с детьми 3–7 лет / сост. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова- М. Мозаика - Синтез, 2011;
- карточки с символами свойств - 1 на всех детей;
- схемы для накладывания палочек при составлений трудных иллюстраций - по 1 на каждого ребенка;
- схемы для составления изображения с помощью блоков Дьенеша. - по 1 на каждого ребенка.
Кадровое обеспечение: Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом, имеющим среднее профессиональное или высшее профессиональное образование: «Образование и педагогические науки» или иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам социально-гуманитарной направленности
Методические материалы:
Методы обучения:
- словесные (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядные (показ, демонстрация);
- репродуктивные (измерение, сравнение, графическая интерпретация);
-частично-поисковые (анализ, нахождение математических закономерностей).
В образовательном процессе используются элементы:
- игровой технологии с блоками Дьенеша, палочки Кюизенера, (виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, деловые, игры-драматизации).
-технологии исследовательской деятельности (игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; проблемные ситуации; моделирование, конструирование)
- социоигровой технологии В. Е. Рылеевой (игры «Волшебная палочка», «Найди пару», «Найди группу»);
- здоровьесберегающей технологии (подвижные, пальчиковые игры);
Методы и приемы организации образовательного процесса: игровые (игровые ситуации, дидактические, подвижные игры); наглядные (образцы, таблицы, схемы, карточки); словесные (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, диалог); практические (упражнения, обследования, исследования);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно- иллюстративный; репродуктивный; частично- поисковый.
Занятия проводятся в форме совместной игры педагога и детей (игра – сказка, игра – путешествие, игра – экспериментирование, игра – сюрприз). Используется разнообразный наглядный материал: рисунки, схемы, чертежи, карточки, которые включены в учебно-игровые комплексы к палочкам Кюизенера и блокам Дьенеша.
Для организации образовательного процесса используются средства обучения и воспитания:
- организационно-педагогические (карточки-задания, раздаточный материал: счетные палочки, карточки с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, наборы картинок для счета);
- технические (компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр);
- учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, иллюстрации, игрушки).
Методическую основу программы составляет методика «Нелепицы» - автор Немов Р. С. Предназначена для детей 5 - 6 лет. При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления о логических связях. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
В качестве ведущей деятельности - игровая деятельность.
Занятия по программе «Маленькие логики» построены в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами.
Сначала дети знакомятся с новыми для них развивающими играми, рассматривают, ощупывают, выполняют простейшие задания. Постепенно малыши создаю
блоки одновременно по двум и трем признакам, знакомятся с символическим обозначением свойств фигур, «расшифровывают» изображения. Содержание занятий закрепляется дидактическими играми.
Для проведения инструктажей необходимо иметь инструкции:
- правила по технике безопасности в учебном кабинете;
- правила пожарной безопасности;
- правила электробезопасности;
- правила дорожного движения.
Формы аттестации и оценочные материалы
Мониторинг уровня знаний воспитанников в аспекте формирования познавательных способностей осуществляется три раза в год
Основная задача мониторинга – определение качества реализации Программы и её влияние на динамику познавательного развития ребенка. Проведение мониторинга позволяет выявить индивидуальные особенности развития воспитанника.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации воспитанников:
Входной контроль: проводится в форме «вопросы-ответы» с целью выявления образовательного уровня воспитанников. Викторина «Веселая математика».
Промежуточный контроль: олимпиада «Умники и умницы» (проводится по окончании 1 полугодия учебного года).
Итоговый контроль: игровое занятие
Список литературы
1. Комарова Л. Д. «Как работать с палочками Кюизенера». М. : 2008.
2. «На золотом крыльце…». Альбом-игра (Палочки Кюизенера).
3. Носова Е. А., Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников». СПб: 2000.
Нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждённая распоряжением правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726- р0.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11. 2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».