Шишкина Ольга
Дополнительная общеразвивающая программа по активизации речевого развития 3–5 лет «Логоритмика»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Перспективное планирование логоритмических занятий
3. Содержание занятий по логоритмике
4. Мониторинг усвоения программы
5. Список используемой литератур
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Темочки:
- Логопедия. Работа логопеда
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т. д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются.
Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые коррекционной педагогики доказали филогенетическую связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс. Коррекция нарушенных и развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти (образной, эмоциональной, словесно-логической, двигательно-моторной, произвольной).
Не каждый ребенок имеет возможность посещать специализированное дошкольное учреждение или логопедическую группу. Поэтому возникла необходимость в осуществлении дополнительных видов работ по коррекции речевых нарушений и одним из таких видов речевой работы стали занятия по логоритмике.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.
С этой целью была разработана программа дополнительного образования «Логоритмика», которая составлена на основе учебно-методического пособия Картушиной М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду».
Направленность программы : данная программа направлена на активизацию речевого развития, формирование правильного дыхания; формирование необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации, развитие чувства ритма; развитие артикуляционной, лицевой, общей и мелкой моторики; развитие эмоционально - личностных качеств дошкольника: отзывчивость, различение эмоционального состояния игрового персонажа и т. д.
Новизна и актуальность: логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, которые не только благотворно влияют на весь организм ребенка, но и способствуют максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей. Данная программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Направления работы:
1. развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
2. формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;
3. развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц;
4. развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций;
5. развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.
6. развитие внимания – игровые упражнения, направленные на расширение объема внимания, его переключаемости.
7. развитие восприятия и воображения – игры и упражнения, способствующие развитию творческих способностей детей.
Цель программы : стимулирование речевых и познавательных процессов развития ребёнка, овладение двигательными навыками, развитие коммуникативных навыков в процессе общения со взрослым и сверстниками.
Задачи обучения:
1. Коррекционно-развивающие задачи :
развивать речевое дыхание;
развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;
развивать тонкие движения пальцев рук;
развивать фонематическое восприятие;
формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
формировать грамматический строй и связную речь.
2. Образовательные задачи:
формировать двигательные умения и навыки;
развивать пространственные представления;
развивать переключаемость и координацию движений;
развивать ритмическую выразительность;
развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
развивать коммуникативные умения и навыки;
воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.
3. Оздоровительные задачи:
укреплять костно-мышечный аппарат;
формировать правильную осанку, походку;
развивать координацию движений и моторных функций.
Ожидаемые результаты обучения
Повышение уровня развития познавательных процессов и речевого развития ребёнка :
• зрительного восприятия, внимания и памяти;
• слухового внимания и памяти;
• статической координации движений;
• произвольной регуляции мышечного тонуса;
• ориентировки в схеме собственного тела;
• ориентировки в пространстве с опорой на правую руку;
• восприятия пространственных признаков предметов;
• динамической координации движений рук;
• артикуляционной моторики;
• мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
• смыслоразличительной способности языка на основе материала звукоподражаний;
• слогоритмической структуры слов;
• поставленных звуков;
• функций фонематического слуха;
• понимания предметного, глагольного словаря.
Возраст детей: программа ориентирована на детей в возрасте 3-4 лет.
Сроки реализации программы : 1 год.
Формы работы с детьми: групповые занятия с детьми в группе детского сада.
Длительность занятий: составляет 15 минут. Периодичность проведения для детей 3-4 лет – 1 раз в неделю.
Предполагаемые результаты по реализации программы : формирование навыков позитивной коммуникации, обогащение словарного запаса детей, развитие познавательной активности, познавательных процессов и самостоятельности, формирование основ самоконтроля.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Месяц № занятия Название занятия
Октябрь 1 Солнышко и дождик
2 Тучка
3 Осенние листья
4 Осень в лесу
Ноябрь 5 Репка
6 Осенние подарки
7 До свиданья, птицы!
8 Холодно!
Декабрь 9 Зима в лесу
10 Дед Мороз спешит на елку
11 Украшаем елочку
12 Наступает Новый год
Январь 13 Новогодний праздник в лесу
14 Рукавичка
15 Снеговик
16 Кошка и котята
Февраль 17 Котята и щенок
18 У бабушки в гостях
19 Как снеговики солнце искали
20 Армейская карусель
Март 21 Как цыплята солнце будили
22 Новая столовая
23 В гости к нам пришли матрешки
24 Весеннее солнышко
Апрель 25 Весенняя капель
26 Прилетайте, птицы!
27 Весенний ручеек
28 Кораблик
Май 29 Утренние лучи
30 Петушок и его семья
31 Колечко
32 Бобровый пруд
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
• Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
• Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
• Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
• Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
• Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти : зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
• Упражнения –чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
• Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
• Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта, что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
• Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
• Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
• Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
• Театральные этюды. Очень часто у детей маловыразительная мимика, жестикуляция. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику, пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
• Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
• Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(первый год обучения)
№ п/п Тема занятия Задачи Содержание
1 Солнышко и дождик Формирование динамической координации движения рук.
Развитие речевого дыхания.
Развивать фонематическое восприятие. • Пальчиковая игра «Прогулка»
• Двигательное упражнение «Ноги и ножки»
• Игра «Прогулка и дождик»
• Упражнение на развитие дыхания «К солнышку»
2 Тучка Развитие темпо-ритмической организации речи.
Развитие ритмической выразительности.
Стимулирование двигательных умений и навыков. • Пальчиковая игра «Дружба»
• Ритмическая игра «Капли»
• Шумовой оркестр
• Игра «Прогулка и дождик»
• Ритмическая игра «Прощание с дождем»
• Пальчиковая игра «Прогулка»
3 Осенние листья Обучать приемам массажа.
Развитие эмоциональной выразительности.
Формировать правильную осанку, походку. • Массаж «Дождик»
• Упражнение «Лужа»
• Ритмическая игра «Падают листья»
• Двигательные упражнения «Осенние листочки»
• Упражнение «Грибы большие и маленькие»
• Пальчиковая игра «Осенний букет»
• Танец-игра с листьями
4 Осень в лесу Развитие чувства ритма.
Развивать координацию движений и моторных функций.
Формировать пространственные представления. • Двигательные упражнения «Мы ногами – топ-топ-топ»
• Динамическая пауза «Ветер»
• Шумовой оркестр
• Упражнение на развитие чувства ритма «Прогулка»
• Танец-игра с листьями
• Пальчиковая игра «Осенний букет»
5 Репка Формирование динамической координации движения рук.
Развитие речевого дыхания.
Развивать фонематическое восприятие. • Пальчиковая игра «Дом и ворота»
• Закличка «Дождик»
• «Огородный хоровод»
• Массаж пальцев «Этот пальчик»
• Ритмическая игра «Кто как идет»
• Ритмическая игра «Жили мыши на квартире»
• Двигательное упражнение «Репка»
6 Осенние подарки Развитие темпо-ритмической организации речи.
Развитие ритмической выразительности, слуха.
Стимулирование двигательных умений и навыков. • Упражнение на развитие чувства темпа «Поезд»
• Пальчиковая игра «Паучок»
• Пальчиковая игра «Осенний букет»
• Двигательные упражнения «Мишки»
• Массаж «Грибной дождик»
• Упражнение «Грибы большие и маленькие»
• Игра «Маленький ежик»
• Упражнение на развитие динамического и ритмического слуха «Поезд»
7 До свиданья, птицы! Формирование динамической координации движения рук.
Развитие речевого дыхания.
Развивать фонематическое восприятие. • Танец «Веселые сапожки»
• Физкультминутка «Клен»
• Упражнение на развитие дыхания «Ветерок»
• Двигательные упражнения «Перелетные птицы»
• Игра «Птички»
• Пальчиковая игра «Птички»
8 Холодно! Развитие темпо-ритмической организации речи.
Развитие ритмической выразительности.
Стимулирование двигательных умений и навыков. • Физкультминутка «Мы шагаем по сугробам»
• Ритмическое упражнение «Снежинки»
• Упражнение на развитие чувства ритма «Падают снежинки»
• Упражнение «Снег-снежок»
• Пальчиковая игра-массаж «Пальчик – мальчик»
9 Зима в лесу Развитие речевого дыхания.
Развивать переключаемость артикуляционного аппарата.
Расширение активного и пассивного словаря. • Физкультминутка «Метель»
• «Зимняя игра»
• Ритмическое упражнение «Снежок»
• Ритмическая игра «Следы зверей»
• Упражнение на развитие дыхания «Волки»
• Игра «Догонялки»
• Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик»
10 Дед Мороз спешит на елку Формирование динамической координации движения рук.
Развитие речевого дыхания.
Развивать фонематическое восприятие. • Упражнение на развитие дыхания «Вьюга»
• Физкультминутка «Дед Мороз»
• Ритмическое упражнение «Снежинки»
• Игра «Снежинки и Дед Мороз»
• Закличка «Морозушка – Мороз»
• «Зимняя игра»
11 Украшаем елочку Развитие динамического слуха.
Развитие мелкой моторики.
Укрепление костно-мышечного аппарата. • Физкультминутка «Наша елка»
• Аппликация «Бусы повесили»
• Дидактическая играна развитие динамического слуха «Колокольчики звенят»
• «Танец с фонариками»
• Пальчиковая игра «Наряжаем елку»
• Закличка «Морозушка – Мороз»
12 Наступает Новый год Развитие воображения.
Развивать подвижность, переключать артикуляционного аппарата.
Формирование грамматического строя речи. • Пальчиковая игра «Наряжаем елку»
• Игра «Ритмическое эхо»
• Ритмическое упражнение «Зажигаем огоньки»
• Танец кукол
• Игра «Прятки»
• Игра «Колпачок»
13 Новогодний праздник в лесу Развитие эмоциональной сферы, воображения.
Развитие динамической и статистической координации общих движений.
Расширение активного и пассивного словаря. • Пальчиковая игра «Наряжаем елку»
• Пьеса «На машине»
• Ритмическая игра «Следы»
• Стихотворение «Дед Мороз»
• Двигательные упражнения «Лесные гости»
• Игра «Заморожу»
• Закличка «Морозушка – Мороз»
14 Рукавичка Развитие динамической и статистической координации общих движений.
Расширение активного и пассивного словаря.
Формирование правильной осанки. • Потешка
• Ритмическая игра «Зайка»
• Танец «Снежок»
• Игра «Зайцы и волк»
• Танец мишек
15 Снеговик Развитие чувства ритма.
Закрепление навыков массажа.
Развитие зрительного восприятия. • Потешка
• Игра «Метелица»
• Массаж «Снеговик»
• Физкультминутка «Попляшите»
• Игра на развитие чувства ритма «Снеговики и снежинки»
16 Кошка и котята Развитие слуха.
Закрепление навыков массажа.
Развитие зрительного восприятия. • Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»
• Дидактическая игра на развитие слуха «Кошка и котенок»
• Массаж тела «Заболела кисонька»
• Ритмическая игра «Цапки»
• Игра «Киса и мыши»
17 Котята и щенок Развивать тонкие движения пальцев рук.
Развивать переключаемость движений.
Развивать зрительное восприятие и внимание. • Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»
• Потешка
• Игра «Киса и мыши»
• Игра с собачкой
• Ритмическая игра «Котенок и щенок»
• Потешка «Кисонька-мурысонька»
18 У бабушки в гостях Формирование восприятия отношений между предметами в пространстве.
Формирование двигательных умений.
Развитие слухового внимания и памяти. • Двигательные упражнения «В гости к бабушке»
• Пальчиковая игра «Бабушка и внучок»
• Ритмическое упражнение «Ладушки-ладошки»
• Игра «Щенок Митрошка»
• Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»
• Ритмическая игра «Оркестр»
• Игра «Киса и мыши»
• Пестушка «Хамочек»
19 Как снеговики солнце искали Развитие динамического слуха.
Развитие мелкой моторики.
Укрепление костно-мышечного аппарата. • Потешка
• Массаж «Снеговик»
• Физкультминутка «Снежная баба»
• Ритмическая игра «Шагают снеговики»
• Ритмическое упражнение «В лесу»
• Игра «Ритмическое эхо»
• Двигательное упражнение
• Игра «Зайка»
20 Армейская карусель Развитие эмоциональной сферы, воображения.
Развитие динамической и статистической координации общих движений.
Расширение активного и пассивного словаря. • Упражнение «Машины»
• Физкультминутка «Эй, лошадка»
• «Игра с лошадкой»
• Упражнение на развитие дыхания «Гудок»
• Пальчиковая игра «Капитан»
• Стихотворение «Самолет»
• Игра «Космонавты»
• Аппликация «Флажок»
21 Как цыплята солнце будили Развитие чувства ритма.
Развитие динамического слуха.
Закрепление навыков самомассажа. • Упражнение на развитие чувства ритма «Цыплята»
• Пальчиковый массаж «Сорока»
• Двигательные упражнения «Зайчик»
• Ритмическая игра «Сапожки»
• Дидактическая игра на развитие динамического слуха «Тихие и громкие звоночки»
• Закличка «Солнышки»
• Пальчиковая игра «Мама»
22 Новая столовая Закрепление навыков самомассажа.
Развитие артикуляционной моторики.
Ориентировка в пространстве. • Ритмическая игра «Письмо на снегу»
• Музыкально-ритмическая игра «Строители»
• Танец-игра «Вороны»
• Массаж пальцев «Воробьи»
• Игра «Ритмическое эхо»
• Самомассаж «Сорока»
• Игра «Скворушки»
23 В гости к нам пришли матрешки Развивать тонкие движения пальцев рук.
Развивать переключаемость движений.
Развивать зрительное восприятие и внимание. • Игра «Бубен»
• Игра «Карусель»
• Игра «Матрешки и мышки»
• Танец «Мы – матрешечки»
• Пестушка «Хамочек»
24 Весеннее солнышко Развитие эмоциональной сферы, воображения.
Развитие динамической и статистической координации общих движений.
Расширение активного и пассивного словаря. • Упражнение «Солнышко»
• Игра на развитие мимических движений «Солнышко»
• Игра «Солнышко»
• Двигательные упражнения «Солнечные зайчики»
• Ритмическая игра «Сосульки»
• Игра «Щенок Митрошка»
• Пьеса «Ну-ка, веселее!»
• Игра «Скворушка»
• Пальчиковая игра «Большие и маленькие»
25 Весенняя капель Формирование восприятия отношений между предметами в пространстве.
Формирование двигательных умений.
Развитие слухового внимания и памяти. • Упражнение на растяжение мышц «Потягушки»
• Детская пестушка
• Закличка «Солнышко»
• Ритмическая игра «Капель»
• Игра «Воробей»
• Игра «Я бегу, бегу, бегу»
26 Прилетайте, птицы! Развивать тонкие движения пальцев рук.
Развивать переключаемость движений.
Развивать зрительное восприятие и внимание. • Игра «Я бегу, бегу, бегу»
• Музыкально-дидактическая игра «Колокольчик»
• Игра-массаж ног «Строители»
• Игра «Скворушки»
• Игра «Замри»
• Массаж пальцев «Воробьи»
• Пальчиковая игра «Ладушки»
27 Весенний ручеек Развитие эмоциональной сферы, воображения.
Развитие динамической и статистической координации общих движений.
Расширение активного и пассивного словаря. • Ритмическая игра «Барабан»
• Игра «Ежик и мыши»
• Ритмическая игра «Белочка»
• Музыкально-дидактическая игра на развитие слуха «Лесная прогулка»
• Игра «Вышел Мишка на лужок»
• Пальчиковая игра «Ладушки»
28 Кораблик Формирование восприятия отношений между предметами в пространстве.
Формирование двигательных умений.
Развитие слухового внимания и памяти. • Упражнение «Цыплята»
• Упражнение «Плавный подъем рук»
• Ритмическая игра «Лягушки»
• Игра «Ну-ка, зайка»
• Закличка «Солнышко»
• Дыхательное упражнение «Ветер»
• Игра «Корабль пришел»
29 Утренние лучи Развитие речевого дыхания.
Ориентировка в схеме собственного тела.
Развитие мимических мышц, эмоциональной сферы. • Ритмическая игра «Курочки»
• Пальчиковая игра «Цветы»
• Дыхательное упражнение с цветами
• Пестушка «Хамочек»
• Упражнение «Потягушки»
• Массаж тела «Умывание»
• Пальчиковая игра «Ладушки»
30 Петушок и его семья Развивать тонкие движения пальцев рук.
Развивать переключаемость движений.
Развивать зрительное восприятие и внимание. • Потешка «Петушок»
• Двигательное упражнение «Петушиная семья»
• Игра «Куры и петух»
• Ритмическая игра «Курочки»
• Упражнение «Цыплята»
• Игра «Курочка, цыплята и кошки»
• Стихотворение «Храбрый цыпленок»
• Ритмическая игра «Кто как ходит»
31 Колечко Формирование восприятия отношений между предметами в пространстве.
Формирование двигательных умений.
Развитие слухового внимания и памяти. • Упражнение «Мы посадим все цветы»
• Танец с цветами
• Упражнение для пальцев «Колечко»
• Пальчиковая игра «Коготки»
• Физкультминутка «Гуси на прогулке»
• Ритмическая игра «Индюк и овечка»
32 Бобровый пруд Развитие внимания.
Развитие равновесия.
Развивать координацию движений. • Двигательное упражнение «Олень»
• Пальчиковая игра «Цветок»
• Игра «Жуки»
• Игра «Ритмическое эхо»
• Пальчиковая игра «Ерши»
• Ритмическая игра «На пруду»
• Упражнение на равновесие «Аист»
Сводная таблица результатов обследования детей
Группа № ___ Дата обследования:___
№
п/п Ф. И. Ребенка Слуховое внимание Слухоречевая память Двигательная память Общая моторика Мелкая моторика Ориентировка в пространстве