Татьяна Лаврентьева
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего вида детский сад № 62 «Жемчужинка»
Дополнительная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
«Умелые ручки».
Руководитель: Лаврентьева
Татьяна Анатольевна.
Мытищи 2019
«Руки учат голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
И. П. Павлов.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности „Умелые ручки“» размещена в разделах
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.
Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления аппликаций постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления.
Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом, речевым центром. Поэтому тренировка рук повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Программа кружка построена “от простого к сложному».
Актуальность
В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых: и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: «…чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок…», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Актуальность и новизна кружка заключается в том, что используются разные формы работ, подходы.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время занятий по ручному труду, наслаждение, испытываемое в процессе работы, очень важны для общего развития. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Методы и приемы обучения.
Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки)
Задачи:
1. Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги, пластилина, бросового материала, обучать нетрадиционным техникам рисования.
2. Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие создаваемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их создания.
3. Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в кружковой деятельности.
4. Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость.
5. Развивать творческие способности дошкольников.
6. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
7. Развивать навыки декоративного искусства.
8. Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.
Программа предполагает проведение двух занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 20 минут – средняя группа.
На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Требования к УУД при работе в кружке "Умелые ручки".
Знать:
• правила ТБ;
• название и назначение инструментов, необходимых при работе над аппликацией;
• правила общения;
• названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
Уметь:
• наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
• различать материалы по их назначению;
• качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий;
• безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты.
Содержание программы.
Блок 1 – «Волшебные ножницы»
Блок 2 – «Объемная аппликация»
Блок 3 – «Пластилинография»
Блок 4 – «Нетрадиционная техника рисования»
Блок 5 – «Подделки из бросового материала»
Блок 6 – «Закрепление пройденного материала»
Тематический план для детей средней группы.
Месяц Тема Содержание занятия
Октябрь. «Правила обращения с ножницами». Техника безопасности при работе с ножницами. Учить детей действовать ножницами, правильно держать их, сжимать и разжимать кольца.
«Волшебные палочки». Учить детей отрезать полоски от большого листа бумаги правильно держать и действовать ножницами. Отрезать короткие полоски и составлять из них изображение.
«Волшебный квадрат». «Закрепить знания детей о квадрате. Учить срезать углы у квадрата для получения круглой формы.
«Веселые шары». Продолжать учить детей вырезать круги из квадратов, большие и маленькие. Наклеивать готовые формы, закрепить знание цвета.
«Платочек». Закреплять умение детей из прямоугольника вырезать овалы, срезая углы и располагать их на треугольной основе по краю и по углам. Закрепить работу ножницами.
«Гусеница». «Продолжать закреплять умение детей вырезать из квадрата кружки и составлять изображение предмета из нескольких одинаковых форм (кругов, закреплять и отрабатывать знания и умения работы с клеем.
«Консервируем овощи и фрукты». Закрепить умение детей вырезывать круглую и овальную форму, и разложить их в банку. Закрепить приёмы работы с клеем и кисточкой.
«Украшение фартука». Учить преобразовывать квадрат в треугольники и круг в полукруги. Учить располагать получившиеся формы на фартуке. Аккуратно наклеить.
Ноябрь. «Осенние листочки» Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «теплыми» цветами (желтый, оранжевый, красный).
«Ветка рябины» Учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисть рук, развивать мелкую моторику.
«Медвежата» Продолжать учить аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера, приклеивать кусочки бумаги к картону.
«Космос» Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный темный фон.
«Снегирь на ветке рябины» Создавать объёмную аппликацию выполняя ягоды рябины в виде комочков и приёмов вытачки и частичного приклеивания крыла снегиря. Упражнять в разрезывании бумаги на узкие полоски. Отрабатывать приемы работы с шаблонами.
«Подарок для мамочки» Знакомство с гофрированной бумагой и новой техникой «мятая бумага». Закрепить умение скатывать и скручивать бумагу, развивать мелкую моторику рук.
«Зайка» Продолжать учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.
«Зимняя картина» Отрабатывать приё мы работы с разным материалом: бумагой, ватными дисками. Самостоятельно создавать композицию размещая дерево и снеговика на листе.
Декабрь. «Яблочко» Мозаичная аппликация. Приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги в круговую, соблюдая расстояние между ними.
«Снеговик» Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму. Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.
«Цветик-семицветик» Формировать умение передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости. Закреплять умение использовать в работе знакомые приё мы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой. Развивать воображение, умение замечать особенности сказочного образа, его отличие от реального.
«Радуга-дуга» Формировать умение детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.
Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями рук. Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга). Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность.
«Черепаха» Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи. Формировать умение изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом. Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.
«Осьминожка» Продолжать учить выкладывать изображение по контуру, лепить длинные «колбаски», закреплять прием надавливания, учить работать на заданном пространстве, дополнять работу бисером, ракушками, развивать творчество и фантазию, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
«Украсим ёлочку новогодними игрушками» Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы. Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в сочетании тёмно-зелёного цвета ели с яркими цветами украшений. Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника. Развивать интерес к работе.
«Мастерская Деда Мороза» Учить изображать елочные игрушки, закреплять известные приемы лепки –раскатывание, сплющивание, размазывание, соединение частей, учить дополнять работу бисером, природным материалом (крупа, манка, создавать объемную композицию, учить работать на заданном пространстве, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
Январь. «Воздушные шары» Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы. Развивать мелкую моторику рук. Развивать эстетическое и образное восприятие
«Зимнее дерево» Учить новой техники рисования мятой бумагой или полиэтиленовый кульком, обмакивая в краску и делать отпечаток на бумаге.
«Божья коровка» Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать точки, усики, лапки. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус
«Космос» Учить передаче образа космического пространства в технике печати по трафарету (звезды в космосе, научить рисовать с помощью соли.
«Фрукты и ягоды» Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
«Рыбка» Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. (рыбки). Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
«Снеговичек» Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т. д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.
«Гроздь винограда» Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции.
Февраль. «Сирень» Учить рисовать мятой бумагой Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.
«Валентинка» Совершенствовать умение детей катать мелкие шарики из бумаги, развивать мелкую моторику рук, воспитывать любовь к близким.
«Декупаж тарелок» Познакомить с новым видом работы - декупажем. Учить работе с салфетками на ровных поверхностях, тренировать в технике обрывания бумаги, работе с гуашью. Учить создавать свою неповторимую композицию.
«Белые лебеди в пруду» Создание объемных композиций из салфеток (бумагопластика)
«Кукла из ложки» Продолжить знакомить с новым видом ручного труда. Учить воплощать задуманный образ, раскрашивая аккуратно ложку гуашью и украшая.
«Барышня» Создание ажурных многослойных поделок из салфеток.
«Подарок папе» Составлять работу из набора заготовок, располагая каждый из элементов в соответствии с его местом и назначением.
«Звёздное небо» Закреплять навыки самостоятельности при выборе содержания своей работы, доводить замысел до конца.
Март. «Подсолнух» Учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой.
«Объемная открытка для мамули» Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.
«Деревья ранней весной» Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно намазывать клеем участок работы, аккуратно засыпать заваркой. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении, создавать аппликацию.
«Весенние цветы» Способствовать развитию умения продумывать вместе с воспитателем содержание своей работы, композиционное расположение. Побуждать детей передавать яркий образ цветущего луга.
«Дельфин» Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.
«Домик» Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.
«Воробушек» Научить организовывать пространство для композиции, работать с крупой.
«Птенчик в гнездышке» Развивать у детей умение передавать в работе характерные особенности птички, гнезда. Развивать усидчивость.
Апрель. «Кит» Закрепить умение детей работать с шаблоном, придавать бумаге объемную форму путем складывания и склеивания в определенных местах. Дополнять форму деталями. Развивать воображение пространственное, мышление.
«Яблоня в цвету» Развивать умение отображать в аппликации весенние явления природы, развивать наблюдательность, память.
«Полет в космос» (Коллективная работа к Дню космонавтики) Развивать воображение, умение работать в коллективе, выполняя аккуратно порученную работу.
«Золотая рыбка» Развивать умение складывать бумагу гармошкой. Закреплять навык склеивания из полосок.
«Самолет» Закрепить умение рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
«Пасхальные яйца» Украшать яйца, используя разнообразные приёмы и материал по своему желанию.
«Кап-кап дождик» Вспомнить с детьми метод «рванной» аппликации: отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.
«Ромашки» Учить работать детей с шаблоном, придавать бумаге объемную форму путем складывания и склеивания в определенных местах. Дополнять форму деталями. Развивать воображение пространственное, мышление.
Май. «Букет к 1 мая» Продолжать учить приклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, учить катать шарики из салфеток и приклеивать их на соответствующие им места. Учить аккуратно, приклеивать свой цветочек на общий ватман, рядом с друг тим, составляя при этом композицию.
«Разноцветная поляна» Закрепить умение рисовать тычками создавая форму.
«Кактус» Закрепление умения размазывать пластилин на основе, дополнять аппликацию деталями (семечки — колючки, цветы — салфетки) добиваясь сходства с образцом.
«9 мая» Вспомнить с детьми как скручивать жгутик из салфетки. Готовые жгутики сворачивать спиралькой, чтобы получилась розочка. Наклеивать готовые цветочки на общий картон, размещая так, чтобы, не закрывать другие цветы.
«Созрели яблочки в саду» Формировать умение детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закреплять умение расплющивать шарики пальцем сверху. Закреплять с детьми знания о красном цвете. Воспитывать аккуратность, заботу о ближнем, чувство сопереживания.
«Наш город» Совершенствовать навыки работы с различными видами круп для создания композиций – инсталляций
«Сирень» Выполнять объёмную аппликацию приёмом торцевания.
«Мир похож на цветной луг» Заключительная коллективная работа детей в технике пластилинографии.
Используемая литература:
1. «Цветные ладошки». И. А. Лыкова. «Ручной труд» под редакцией И. Климовой. Новикова И. В. Аппликация из природных материалов в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2006.- 80с.
2. Новикова И. В. Работа с нетрадиционными материалами в детском саду. Поролон, ватные диски, ватные шарики, гофрированный картон. Ярославль: ООО «Академия развития», 2012-112с
3. «Волшебные полоски» И. М. Петровой, Т. М. Геронимус
4. Лыкова И. А. «Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие», М., «Цветной мир»