Папки-передвижки

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности музыкальной студии «Звонкие голоса»

людмила бобкова
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности музыкальной студии «Звонкие голоса»
▼ Скачать + Заказать документы

Дополнительная общеразвивающая программа

художественно – эстетической направленности

музыкальная студия

«Звонкие голоса»

Для детей 5-8 лет

Срок реализации программы 2 года

Разработчик:

Бобкова Людмила Владимировна -

музыкальный руководитель

детского сада № 14 «Медвежонок»-

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности музыкальной студии „Звонкие голоса“» размещена в разделах

филиала АН ДОО «Алмазик»

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка.

«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!

Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!

Если ваша душа поёт, пойте!»

Наталия Княжинская

Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей и подростков. На это направлена деятельность сети учреждений дополнительного образования, школ искусств, Дворцов Творчества детей и молодежи, клубов и студий.

Голос – красивейший инструмент, созданный самой природой. Общеизвестно, что ребёнок слышит голоса окружающего мира, находясь ещё в утробе матери. Но среди всех голосов он особенно отчетливо и чутко отличает её голос, его неповторимую окраску. Едва появившись на свет, ребёнок слышит голос матери, спокойно и ритмично поющий колыбельную песню. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Оно дает возможность выразить свои чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности : музыкальный слух, память, чувство ритма, эмоциональная отзывчивость на музыку. Пение дает возможность выразить свои чувства, способствует развитию речи, слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов, укрепляет легкие и голосовой аппарат. Благодаря этому у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности : интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокалу, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

Актуальность программы

Пение является весьма действенным методом художественно-эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние,

Новизна программы

Особенность программы в том, что она разработана для детей дошкольного возраста, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети имеют разные стартовые способности.

В данных условиях программа - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу дошкольников, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков, обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.

Педагогическая целесообразность программы

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей занятия в вокальном кружке «Звонкие голоса» - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. Программа обеспечивает формирование навыков певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т. п., навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Со временем пение для ребенка становится эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Дополнительная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «Музыкальная студия «Звонкие голоса» разработана музыкальным руководителем Бобковой Л. В. Детский сад № 14 «Медвежонок» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Программа разработана на основе авторских программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста: «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой, «Камертон». Э. П. Костиной, «Хоровое пение» М. Ю. Картушина, «Певческая Школа» В. В. Емельянова. Программа предназначена для детей 5-8 лет и направлена на формирование у детей певческих данных, творческих способностей, исполнительского мастерства и рассчитана на два года обучения. Она расширяет содержание основной образовательной программы детского сада в художественно-эстетическом развитии в вокально-хоровом пении.

Программа предусматривает проведение двух занятий в неделю во второй половине дня

Форма занятий – групповая, подгрупповая, индивидуальная

Возраст детей

5 – 6 лет Продолжительность занятий: 25 минут

6 - 8 лет Продолжительность занятий: 30 минут

Количество занятий: 2 раза в неделю.

1.2. Цели и задачи.

Цель: воспитание у детей певческой культуры, интереса к пению как мотивационного компонента готовности к дальнейшему саморазвитию.

Задачи:

• Формирование интереса к вокальному искусству.

• Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.

• Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.

• Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.

• Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения,

• Совершенствование вокально-хоровых навыков.

• Формирование красивой осанки, правильной походки

• Совершенствование чувства ритма, музыкальности.

• Воспитание эстетического вкуса, любви к искусству, культуры поведения в культурно-досуговой и концертной деятельности.

Задачи первого года обучения

• Способствовать овладению детьми навыками чистого интонирования мелодии, умением петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;

• Развивать у детей навыки правильного дыхания;

• Способствовать развитию выразительного пения, передавая характер песни (маршевый, танцевальный и колыбельный);

• Добиваться правильной дикции и артикуляции.

Задачи второго года обучения

• Продолжать совершенствовать у детей навыки чистого интонирования с музыкальным сопровождением и без, умения петь естественным голосом, без напряжения, постепенно расширять диапазон.

• Продолжать развивать умение правильно брать дыхание;

• Способствовать пробуждению творческой активности детей;

• Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию, качество звучания голоса

• Закреплять навыки коллективного эмоционально-выразительного исполнения песен, правильного звукообразования;

1.3. Основные принципы и подходы обучения детей пению.

Программа соответствует следующим принципам:

Принцип воспитывающего обучения: музыкальный руководитель одновременно воспитывает у детей любовь к

прекрасному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.

Принцип доступности и индивидуализации: содержание и объем знаний о музыке, вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей.

Принцип постепенности, последовательности и систематичности: постановка перед детьми и выполнении ими все более трудных новых заданий, постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузок.

Принцип наглядности: в процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая

наглядность. Основной прием – это образец исполнения песни педагогом.

Принцип сознательности и активности: сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром.

Принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически

не повторять. Для того чтобы повторение песен не наскучило детям, нужно вносить элементы нового.

1.4. Значимые характеристики возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Первого года обучения (5-6 лет)

На шестом году жизни дети имеют достаточный музыкальный опыт. Внутренний механизм певческих способностей базируется на структуре общих способностей (восприятии и ощущении, внимании и памяти, представлении и воображении, а также мышлении). Голосовые связки детей значительно укрепляются, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Связки по-прежнему короткие. Звук усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний, поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание. Дети могут петь в диапазоне ре1-до2. Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков.

Второго года обучения (6-8 лет)

У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация.

В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким.

Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-8 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон (до 1 – ре 2). Дети правильно интонируют мелодию.

1.5. Планируемые результаты

Первого года обучения

• Воспитанники должны петь, не напрягаясь, естественным светлым звуком;

• Умение петь с педагогом без музыкального сопровождения и самостоятельно в сопровождении музыкального инструмента;

• расширение диапазон (ре1– до2);

• умение различать на слух правильное и неправильное пение;

• умение отличать звуки по их высоте и длительности;

• во время пения сохранять правильную позу.

• Дети достаточно чисто интонируют контрастные звуки по высоте.

• Участие детей в конкурсах и концертах

Второго года обучения

• Наличие повышенного интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в концертах);

• Владение некоторыми основами нотной грамотой, использование голосового аппарата;

• Умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм);

• Выразительно передавать эмоции через песни, попевки, инсценировки, музыкальные игры;

• Самостоятельно давать оценку качества пения;

• Умение петь под фонограмму, с различным аккомпанементом и а capella, умение владеть своим голосом и дыханием;

• Участие детей в конкурсах и концертах.

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Методы организации образовательной деятельности

Основные методы: словесный, наглядный, практический, объяснительно – иллюстративный.

1. Наглядный метод (слуховой, зрительный).

2. Словесные методы: беседа, обсуждение характера музыки, обобщения, введения новых понятий, специальной терминологии; образные сравнения, вызывающие ассоциации в поисках нужных мышечных ощущений при пении;

словесная оценка исполнения, анализ недостатков; вопросы, поощрения, указания, уточнения и пр.

3. Методы повторения и закрепления при пении вокальных упражнений и заучивания песенного материала (индивидуальные, групповые, хоровые).

4. Движение под музыку. Удовлетворяет потребность в двигательной активности детей после статического положения во время пения, позволяет разнообразить виды деятельности на занятии (драматизация песен, музыкальные игры, моделирование движение ритма и высоты звуков, изобразительные моменты в процессе исполнении песни и пр., что вызывает у учащихся интерес к работе.

5. Системный направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет

координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

6. Творческий метод используется в данной программе, как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно - результативный показатель ее практического воплощения. Творчество

уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации.

7. Метод импровизации и сценического движения. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает обучающимся

умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь

приходится следить не только за голосом, но и телом.

2.2. Методические приемы обучения пению

1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя. Если песня исполняется

не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.

2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия

интересным, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на

предыдущих занятиях.

3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей.

4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная

оценка не поможет ребенку осознать и исправить свои ошибки. Надо поощрять детей, вселять в них

уверенность, но делать это деликатно.

2.3. Основные направления обучения пению

1. Певческая установка и дыхание.

2. Звуковедение, дикция.

3. Вокальные упражнения-распевки.

4. Строй и ансамбль.

5. Формирование исполнительских навыков.

6. Работа над исполнением хорового произведения.

2.4. Направления работы по совершенствованию голосового аппарата.

Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с

формированием ладового и метроритмического чувства включает решению следующих задач:

• Певческая установка

• Дыхание

• Артикуляционная работа.

• Выработка подвижности голоса.

• Расширение певческого диапазона детей.

• Развитие чувства метроритма.

• Выразительность и эмоциональность исполнения.

• Работа над чистотой интонирования.

• Формирование сценической культуры.

2.5. Структура занятия.

Вводная часть. Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для распевания, гимнастика для дыхания).

Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).

Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

Заключительная часть. Пение с движениями или музыкальная игра.

2.6. Приё мы разучивания песен проходит по трем этапам:

1. Знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)

• работа над вокальными и хоровыми навыками;

• проверка знаний у детей усвоения песни.

2. Приемы, касающиеся только одного произведения:

• споем песню с полузакрытым ртом;

• слоговое пение («ля», «бом» и др.);

• хорошо выговаривать согласные в конце слова;

• произношение слов шепотом в ритме песни;

• выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;

• настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);

• задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;

• обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;

• использовать элементы дирижирования;

• пение без сопровождения;

• зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

• выразительный показ (рекомендуется а capella);

• образные упражнения;

• вопросы;

• оценка качества исполнение песни

2.7. Учебно-тематический план (Приложение № 1)

2.8. Перспективно-календарный план занятий первого года обучения (5-6 лет) (приложение №2)

2.9. Перспективно-календарный план занятий второго года обучения (6-8 лет) (приложение №3)

2.10. Формы и методы реализации основных задач Программы.

• Диагностика

• Коллективная работа;

• Беседа;

• Распевание;

• Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;

• Дыхательная звуковая гимнастика;

• Артикуляционные упражнения;

• Игра на детских музыкальных инструментах;

Музыкально-дидактические игры и упражнения;

• Концертные выступления;

• Участие в творческих конкурсах.

2.11. Формы подведения итогов реализации программы - педагогические наблюдения, концертные выступления.

Критерием оценки считать - качество звука, свободу при пении, качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки - выступление коллектива с концертами перед своими сверстниками, участие в театрализованных представлениях, праздниках. Участие детей в очных и дистанционных музыкальных конкурсах и фестивалях по дополнительному образованию. Творческий отчетный концерт проводится один раз в конце учебного года.

2.12. Мониторинг освоения детьми программного материала.

Диагностика музыкальных способностей детей проводится два раза в год (в начале года и в конце). Она помогает определить развитие ребенка, его способности и соответственно корректировать содержание занятий. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выполнении трех основных музыкальных способностей : ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. Разработка заданий и таблиц для определения уровня музыкальных способностей детей основана на методике диагностики О. П. Радыновой.

Первый год обучения

Ладовое чувство

-внимательно слушает произведение от начала до конца, высказывает яркие внешние впечатления;

- эмоционально отзывчив;

- понимает текст песни и может сказать, о чем она,может определить характер музыки;

-определяет жанр музыкальных фрагментов, высокие и низкие звуки, правильно выкладывает ритмический рисунок;

- может придумать историю, изобразить движениями характерные черты главного героя.

Музыкально-слуховые представления

-поет, чисто интонируя движение мелодии;

-называет правильно, определяет по звучанию инструменты, исполняет попевку вместе с пением;

-поет, чисто интонируя движение мелодии;

- выполняет задание, с поддержкой взрослого.

Чувство ритма

-точно выполняет ритмический рисунок;

-выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку;

-выполняет разнообразные элементы, может придумывать свои.

Второй год обучения.

Ладовое чувство

- внимательно слушает пьесы, может выделить изобразительные средства и наиболее точно подбирает картинку, легко придумывает сюжет сказки;

- внимательно слушает муз. фрагменты, определяет части верно, правильно выкладывает карточки;

- внимательно слушает фрагменты оркестровых произведений, определяет жанр и определяет инструменты

Музыкально-слуховые представления

- поет, чисто интонируя движение мелодии, правильно выполняет

задание;

-определяет по звучанию инструменты;

- называет правильно музыкальные инструменты, владеет приемами игры, исполняет попевку вместе с пением;

Чувство ритма

- точное выполнение ритмического рисунка;

- выполняет смену движений под музыку, движения головы, рук;

- выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет разнообразные элементы;

- может придумывать свои элементы танцевального рисунка;

-внимательно слушает пьесу, правильно выполняет задание;

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Расписание занятий

3.2. Материально-техническое оснащение программы

• Пианино, синтезатор

Музыкальный центр

• Ноутбук

• Мультимедийное оборудование (проектор)

• Микрофоны

3.3. Обеспечение пособиями и средствами обучения

• Схемы

• Иллюстрации

• Игрушки

Музыкально-дидактические игры

• СД и ДВД диски

Музыкальные инструменты

• Диски CD, DVD.

• Презентации

• Сценические костюмы

3.4. Программно-методическое обеспечение

«Учите детей петь» Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет, 6-7 лет: Книга для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. – М. : Просвещение, 1988.

«Учимся петь, играя» А. Евтодьева.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Картотека дидактических игр художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возрастаКартотека дидактических игр художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста Дидактические игры имеют большое значение в процессе образования и развития детей дошкольного возраста. Ведь полноценное освоение учебного.

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа кружка художественно-эстетической направленности для дошкольников. Творческая лаборатория «Наши руки не для скуки»Программа кружка художественно-эстетической направленности для дошкольников. Творческая лаборатория «Наши руки не для скуки» Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча.

Творческий проект художественно-эстетической направленности «Добро пожаловать в музей»Творческий проект художественно-эстетической направленности «Добро пожаловать в музей» Творческий проект художественно-эстетической направленности «Добро пожаловать в музей» Пояснительная записка. Процесс обновления образования,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности музыкальной студии «Звонкие голоса»
Опубликовано: 14 декабря 2019 в 14:40
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности музыкальной студии «Звонкие голоса»» (включая файлы) размещена пользователем людмила бобкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД