наталья масюк
Дополнительная общеразвивающая художественно-эстетическая программа «Волшебные краски»
«Волшебные Краски»
Пояснительная записка.
Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая художественно-эстетическая программа „Волшебные краски“» размещена в разделах
Новизна программы : Художество необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемоcтью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Актуальность : Актуальность этой программы состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных cпособов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знaния и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Кружок направлен на развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования.
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности разработана на основе методических рекомендаций:
- Давыдовой Г. Н. «Нетрaдиционные техники рисования в детском саду»;
- Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду;
- Программа, конспекты занятий», - Лыковой И. А. «Цветные ладошки»;
- Комаровой Т. С. «Изобразительное творчество в детском саду.
Рисование для детей - игра, и используя игры, игровые приемы и пальчиковую гимнастику, создается непринужденная творческая атмосфера для работы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают, раскрепощают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Ведь рисование для ребенка не только игра, но и радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, поэтому очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности
Между тем даже маленькие художественные неудачи могут свести на нет их желание занимaться изобразительной деятельностью, по этому использование нетрадиционных приемов создания рисунка обеспечивает элементы сюрприза, дарит малышам много положительных эмоций и помогает сформировать у них устойчивый интерес к данной деятельности.
Данная прогрaмма опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.
Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых, позволили развить эти способности вовремя.
При реализации программы ежемесячно организуются тематические выставки работ детей, в течение года. Программа разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и является инновационным образовательным программным документом.
Цель Программы : Основная цель развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного художественного творчества.
Задачи:
- Образовательные:
1. Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
2. Знакомить детей с цветовой гаммой
3. Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
4. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками
5. Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ
- Воспитательные:
1. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.
3. Воспитывать умение и желание организовать своё рабочее место и убрать его.
-Развивающие:
1. Развивать у детей художественно – творческие способности художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание:
2. Помогать ребенку, познавать и открывать мир рисунка.
3. Развивать мелкую моторику рук.
Возраст обучающихся.
В реализации программы участвуют девочки и мальчики 3-4 летнего возраста без предварительной подготовки, со средней степенью сформированности интересов, с нормальным здоровьем и обычными способностями, свойственными психофизиологическим особенностям данного возраста.
Сроки реализации программы.
программа рассчитана на 1год обучения с 1 сентября по 31 мая.
Форма и режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю (72 часа в году). Продолжительность одного занятия 15 минут с использованием техник нетрадиционного рисования: метод тычка; Рисование отпечатком детской ноги, с техникой печатания пробкой,рисование вилками,рисование пухлыми красками, воско – графия,пальчиковое рисование (ватной палочкой); рисование бумагой; рисование манной крупой; монотопия; выдувание; рисование цветными мыльными пузырями; рисование ладошками.
Форма занятий – групповая численностью по 10 учащихся в группе.
Принципы работы с детьми:
1. Доступность отбираемого материала;
2. Оостепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
3. Индивидуальный подход к детям;
Ожидаемые результаты
1 .Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Материально техническое обеспеченье
Организация занятий осуществляется в помещении группы № 12, расположенного на втором этаже в МДОБУ детский сад №44. Помещение оснащено современным оборудованием (магнитная доска, столы, стулья и другое)
Материалы для работы: бумага, ватман, краски, кисти, стаканчики для воды, ватные палочки, губки, свечи, пробки, одноразовые вилки, восковые мелки и т. д.
Список использованной литературы:
1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.
3С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с.
5. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. ,2012 г.
6.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006
7.«Яркие ладошки» Н. В. Дубровская «детство-пресс» 2004
8.«Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н. В. Дубровская «детство-пресс» 2003
9. Педагогический опыт, опубликованный в журналах дошкольное воспитание
10. Медиоресурсы интернета «МААМ. ru», «Почемучка. ru» и т. д
11. Кихтева Е. Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.
12. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»