Наталья Владиславовна Тарасова
Дополнительная общеразвивающая программа «Чувашская история и культура» для детей 9–15 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности
«Чувашская история и культура»
Срок реализации программы - 1 год
Возраст обучающихся: 9-15 лет
Базовый уровень программы
Разработчик программы : Тарасова Наталья Владиславовна
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
р. п. Ишеевка, 2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Чувашская история и культура“ для детей 9–15 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Чувашия. Чувашская Республика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка…. 3-5
1.2. Цель и задачи программы …. 6-8
2. Учебный план ….9
3. Содержание программы …. 13
4. Комплекс организационно — педагогических условий … 20
4.1. Календарный учебный график ….20
5. Условия реализации программы …. 28
5.1. Материально-техническое обеспечение …. 28
5.2. Информационное обеспечение …28
5.3. Кадровое обеспечение…28
6. Список литературы …29
6.1. Список литературы для педагога …29-30
6.2. Список литературы для учащихся …. 30
6.3. Список литературы для родителей …31
ПРИЛОЖЕНИЯ …32- 51
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Программа «Чувашская история и культура» разработана в соответствии со следующими документами:
• Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
• Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726
• Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 №09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.
• СанПин 2.4. 3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
• Устав МУ ДО ИДДТ.
• Положение об объединении (локальный акт).
Данная программа модифицирована, составлена на основе Программы для общеобразовательных школ Чувашской республики «Культура родного края» (под редакцией Александровой Е. В., 2011. – г. Чебоксары, Программы и методических рекомендаций «Культура народов Поволжья» (под редакцией А. Ш. Кержнер, В. А Архипова, Н. С. Нурмухаметова, В. Д. Кирюшкина. - Ульяновск: ИПКПРО, 2010) и дополнительной образовательной программы «Изучение истории и культуры чувашского народа» (автор Прохорова В. В., р. п. Ишеевка - 2009 г.).
Уровень освоения программы :
- «Базовый уровень» программы предполагает освоение специализированных знаний, создающего общую и целостную картину изучаемого предмета.
Программа направлена на формирование знаний, умений и навыков базового уровня и предполагает занятия с основным составом детского объединения.
Направленность программы – социально-педагогическая.
Актуальность программы - своевременность, современность предлагаемой программы, обусловлена приобщением обучающихся к изучению истории и культуры чувашского народа.
Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает :
• новое решение проблем дополнительного образования;
• новые методики преподавания;
• новые педагогические технологии в проведении занятий.
Отличительные особенности программы.
Естественно, история чувашского народа, его традиционная, выработанная в течение веков и тысячелетий материальная и духовная культура – разные виды профессионального художественного творчества в полном объеме не могут быть преподаны и усвоены учащимися за ограниченное время, выделяемое на этот предмет. Поэтому данная программа является краткой, ставит ограниченные пропедевтические цели, а именно:
• Сообщить в живой форме общие сведения и обозначить предметные вехи;
• Ввести учащихся в мир национального чувашского искусства;
• Вызвать у них интерес к более глубокому познанию чувашского языка и литературы, музыки и изобразительного искусства, театра, народных художественных промыслов и ремесел.
Педагогическая целесообразность программы.
Организация объединения «Чувашская история и культура» - одна из форм внеклассной и внешкольной работы с детьми, позволяющая удовлетворить естественный интерес учащихся к культуре и традициям своего народа.
Теоретическая и практическая часть занятий позволит конкретизировать и углубить первичные знания по чувашскому языку и станут базой научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного и оценочного отношения к своему народу и к себе.
Адресат программы.
Программа рассчитана на организацию внеклассных занятий с учащимися 9-15 лет, составлена с учетом возрастных особенностей на основе планомерного и преемственного формирования и развития научных фактов и идей.
Объём программы - общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 144 часа. Структурно занятие делится на две части по 45 минут с 15 минутным перерывом.
Виды занятий:
Интеллектуальные, познавательные игры,
Тематические викторины,
Беседы,
Встречи с интересными людьми,
Открытые занятия и экскурсии.
Все это поможет закреплению материала, организует досуг обучающихся.
Одна из наиболее распространенных форм кружковых занятий – это экскурсия в музей И. Я. Яковлева. Она даст возможность углубить интересы учащихся о прошлом чувашского народа.
Формы обучения: групповые, индивидуально-групповые. Занятие проводится со всей группой, индивидуальная работа ведется во время основного учебного времени. Изучение чувашского языка, культуры проводится в форме кружковых занятий с переводом на русском языке, с более широким использованием дидактического материала
Срок освоения программы – 1 год.
Режим занятий – два раза в неделю, по 2 часа, 16 часов в месяц, 144 часа в год.
Наполняемость учебных групп: 12-15 человек, состав групп - постоянный. Освоение программы не требует предварительной подготовки и специального отбора учащихся. Возможен дополнительный набор в течение года по результатам собеседования.
1.2. Цель и задачи программы
Цель - приобщение учащихся к культуре чувашского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней.
Задачи:
Донести до воспитанников устные сведения о чувашском языке, о его значении, богатстве и величии,
Развивать нравственную и духовную культуру чувашского народа,
Осмыслить праздники и обряды как путь удовлетворения духовных потребностей человека и средства воспитания.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отчеству, прошлому и настоящему народов Российской Федерации в условиях многонационального государства, воспитание чувства долга и ответственности перед Родиной, уважения к государственным символам России и Чувашии, Ульяновской области;
• осознание своей этнической принадлежности; знание основ истории, культуры своего народа, своего края, знакомство с культурным наследием народов России;
• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
• формирование уважительного отношения к труду, ответственного отношения к учению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию, развитие опыта участия в социально значимой деятельности;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное и религиозное многообразие современного мира;
• формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, иному мнению, мировоззрению, языку, религии, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• осознание безусловной ценности семьи, взаимопомощи, почитания родителей и предков, достойного продолжения рода, ответственности за других людей;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни и трудолюбие;
• формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной деятельности в жизненных ситуациях;
• развитие эстетического сознания через знакомство с художественным наследием чувашского народа и народов России;
• формирования бережного отношения к историческим и современным материальным и духовным ценностям Чувашии, Ульяновской области, России и всего человечества.
Метапредметные результаты:
К универсальным учебным действиям относятся:
- регулятивные действия:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, опрелелять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- познавательные действия:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- коммуникативные действия:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владения устной и письменной речью, монологической контекстной речью, смысловое чтение;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
• формирование и развитие экологического мышления, умение применить его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
• развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты:
• формирование основ гражданской, этнонациональной, культурной самоидентификации личности, осознающей и принимающей поликультурность современного многоэтничного общества;
• осознание общечеловеческой цивилизационной ценности культурного наследия народов Чувашии, Ульяновской области, России и мира;
• осмысления опыта истории и культуры Чувашии, Ульяновской области, как части российской и мировой истории и культуры;
• овладение элементами основ научного подхода к этнологическим проблемам истории и культуры чувашского и других народов; знание ряда базовых понятий, терминов этнологии и культурологи;
• формирование основ для понимания особенностей народной культуры, познания основ чувашской культуры, знакомства с культурами разных народов и воспитания уважения к ним; представлений о единстве и многообразии и культурного пространства Чувашии, Ульяновской области и России;
• готовность применять знания о культуре и истории культуры чувашского и других народов для взаимопонимания и бесконфликтного общения в современном поликультурном обществе;
• освоение доступных способов изучения культурных явлений современного общества с получением и анализом информации, в том числе из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве;
• готовность применять культурологические знания для выявления и сохранения культурных и исторических памятников, артефактов Чувашии, Ульяновской области, России и мира.
Ожидаемые результаты
• Обучающиеся должны знать:
- историю становления и развития чувашского народа, его культуры, быта, традиций и проведения национальных праздников в рамках программы;
- выдающихся деятелей чувашской нации и их культурное наследие в рамках программы.
• Обучающиеся должны уметь:
- различать особенности произношения звука дополнительных букв чувашского алфавита на основе кириллицы;
- использовать разговорную речь в составлении простых предложений в форме вопросов и ответов на чувашском языке.
Формы аттестации
Процесс обучения по дополнительной общеразвивающей программе предусматривает следующие формы диагностики и аттестации:
1. Входная диагностика, проводится перед началом обучения и предназначена для выявления уровня подготовленности детей к усвоению программы. Формы контроля: опрос, тестирование.
2. Итоговая диагностика проводится после завершения всей учебной программы. Формы контроля: участие в конкурсах, фестивалях.
3. Содержание программы
Введение в историю и культуру чувашского народа.
Теория: Определения терминов «фольклор» и «язык». Значение устного народного творчества в жизни народа.
Практика: Ознакомить обучающихся с богатством чувашского народа. Пробудить интерес к народному искусству.
Выставка сборников произведений фольклора
Форма контроля: тесты, кроссворды.
Как появился чувашский язык
Теория: Определения терминов «язык», «народ», «национальный», «родной». Особенности родного языка и историю его развития.
Практика: Дать сведения об истории чувашского языка. Развивать способности эстетического восприятия языка и оценки языковых явлений. Прививать чувство гордости за родной язык.
Чувашский алфавит. Портрет И. Я. Яковлева. Азбука в картинках. Стихи о родном языке. Легенда о Золотой книге.
Форма контроля: реферат.
И. Я. Яковлев – просветитель чувашского народа
Теория: Кто такой И. Я. Яковлев. Определения терминов «просветитель», «завещание».
Практика: Прививать чувство гордости за свою нацию. Понять философию жизни чувашского народа.
Книги, статьи, брошюры об И. Я. Яковлеве. И. Я. Яковлев в фотографиях и документах. «Духовное завещание чувашскому народу». Путеводитель «Музей «Симбирская чувашская школа. Квартира И. Я. Яковлева».
Форма контроля: реферат.
Дружба чувашей с другими народами
Теория: Кто такие русские, татары, чуваши, мордва.
Практика: Дать сведения об истории этносов Ульяновской области. Уважать историческую дружбу чувашей с другими народами.
Альбомы с фотографиями разных народов.
Форма контроля: кроссворды.
Чувашская одежда
1) Костюмы
Теория: Особенности традиционной одежды чувашей в отражении природно-хозяйственных, социально-экономических условий жизни народа, его традиций, эстетического вкуса.
Практика: Познакомиться с традиционной одеждой (костюмами) чувашского народа. Развивать интерес к одежде чувашского народа.
Альбомы с одеждой чувашского народа и обувью. Книжка-игрушка. Чувашские куклы Сентти и Сарине.
Форма контроля: тесты, конкурс творческих работ.
2) Женские украшения
Теория: Женские украшения. Композиция головных уборов.
Практика: Познакомить с женскими украшениями.
Альбомы. Книжка-игрушка.
Форма контроля: тесты, кроссворды.
3) Верхняя одежда женщин
Теория: Типы верхней одежды по временам года.
Практика: Познакомить с верхней одеждой женщин. Развивать интерес к одежде.
Альбомы. Книжка-игрушка.
Форма контроля: тесты, кроссворды.
4) Мужская одежда
Теория: Типы верхней мужской одежды по временам года.
Практика: Познакомить с мужской одеждой.
Альбомы. Книжка-игрушка.
Форма контроля: тесты, кроссворды.
5) Обувь
Теория: Виды обуви. Особенности плетения обуви.
Практика: Познакомить с обувью чувашского народа.
Альбомы. Книжка-игрушка.
Форма контроля: тесты, кроссворды.
6) Свадебная одежда
Теория: Виды свадебной и фольклорной одежды.
Практика: Познакомить со свадебной одеждой чувашей.
Альбомы. Книжка-игрушка.
Форма контроля: тесты, кроссворды.
7) Практическое занятие
Теория: Виды чувашской одежды.
Практика: Сбор этнографического материала (для школьного музея). Закрепить тему «Чувашская одежда».
Альбомы. Книжка-игрушка.
Форма контроля: тесты, кроссворды.
Чувашская кухня
1) Домашняя утварь и посуда
Теория: Эстетика сервировки стола и культуру поведения за столом.
Практика: Развивать интерес к кухне своего народа. Воспитывать эстетику сервировки стола и культуру поведения за столом.
Загадки, пословицы, поговорки про еду (овощи, фрукты, хлеб).
Форма контроля: тесты, кроссворды.
2) Культура питания
Теория: Особенности национальной кухни чувашского народа. Названия и способы приготовления национальных блюд.
Практика: Познакомить с культурой питания своего народа и основными национальными блюдами.
Рецепты чувашской национальной кухни. Блюда, приготовленные в домашних условиях.
Форма контроля: тесты, кроссворды.
Устное народное творчество
1) Ведение
Теория: Историческое прошлое своего народа. Жанровые виды и разновидности устного творчества.
Практика: Познакомить с устным народным творчеством своего народа. Развивать эмоциональную культуру речи. Воспитывать чувства любви и уважения к богатствам культуры родного народа. Вспомнить тему «Введение…».
Выставка произведений устного народного творчества. Сказки И. Я. Яковлева и Л. Н. Толстого. Подвижные чувашские игры.
Форма контроля: тесты.
2) Чувашские сказки (народные)
Теория: Определения: «сказка», «народная сказка». Виды сказок.
Практика: Познакомить с народными чувашскими сказками. Развивать интерес к УНТ.
Выставка книг с чувашскими сказками. Иллюстрации к ним.
Форма контроля: реферат.
3) Чувашские сказки (авторские; сказки И. Я. Яковлева)
Теория: Определение «авторская сказка».
Практика: Познакомить с авторскими сказками И. Я. Яковлева. Развивать интерес к таким сказкам.
Иллюстрации к сказкам.
Форма контроля: конкурс творческих работ.
4) Сказки И. Я. Яковлева и Л. Н. Толстого
Теория: Дидактические особенности И. Я. Яковлева и Л. Н. Толстого.
Практика: Познакомить (вспомнить) со сказками Л. Н. Толстого.
Сборники сказок И. Я. Яковлева. Сборники сказок Л. Н. Толстого. Иллюстрации к этим сказкам.
Форма контроля: конкурс творческих работ.
5) Инсценирование сказок И. Я. Яковлева и Л. Н. Толстого
Теория: Роль актёра (перед слушателями, зрителями).
Практика: Обучить актёрскому искусству. Развивать творческое воображение. Привлечь широкий круг слушателей.
Фотографии актёров с изображением мимики, жестов. Костюмы для сцен.
Форма контроля: творческий отчет.
6) Легенды
Теория: Определение термина «легенда». Историческое прошлое своего народа. Об особенностях веры древних чувашей и в современном мире.
Практика: Познакомить с легендами чувашского народа. Развивать интерес к прошлому.
Сборники легенд.
Форма контроля: реферат.
7) Малые жанры (колыбельные песни, потешки)
Теория: Определения терминов «песня», «колыбельная песня», «пестушка», «прибаутка», «потешка». Специфика жанра, жизненной и поэтической функции этого жанра. Знать виды колыбельных песен.
Практика: Познакомить с малыми жанрами УНТ. Познакомить с колыбельными песнями, пестушками, потешками, прибаутками. Развивать интерес к музыке.
Выставка произведений детского фольклора.
Форма контроля: конкурс творческих работ.
8) Малые жанры (дразнилки, считалки)
Теория: Термины «дразнилка», «считалка». Специфика жанров. Виды считалок, дразнилок.
Практика: Познакомиться с такими видами малого жанра, как дразнилки, считалки.
Выставка произведений детского фольклора.
Форма контроля: конкурс творческих работ.
9) Малые жанры (народные игры)
Теория: Термины «игра», «народные игры». Специфика жанра «игра». Функция игр, как средств «социализации». Виды игр.
Практика: Познакомиться с играми чувашского народа.
Выставка произведений детского фольклора (народные игры).
Форма контроля: тест.
10) Малые жанры (ролевые игры)
Теория: Требования, возраст пришедших на урок детей (слушателей). Какие применить игры
Практика: Привлечь слушателей (любого возраста) к играм (народным). Популяризироваться среди широкого круга слушателей.
Оборудование для игр.
Форма контроля: тест.
11) Практическое занятие
Теория: Тексты наизусть.
Практика: Привлечь всех детей для выступления перед родителями. Воспитать интерес к культуре. Развивать творческие способности.
Костюмы. Выставка детского творчества.
Форма контроля: творческий отчет.
Материальная культура
1) Жилище
Теория: Термины, связанные с жилищем. Типы жилищ. Строительная техника и обряды. Система расположения жилого дома, надворных построек и задов.
Практика: Познакомить с особенностями материальной культуры чувашского народа. Передать особенности характера чувашского народа по отношению к окружающему миру в развитии материальной культуры. Воспитывать чувства экономии и бережливости при ведении хозяйства.
Альбом «Чувашское прикладное искусство».
Форма контроля: тест.
2) Строение вокруг дома
Теория: Система расположения жилого дома, планировку двора и хозяйственных построек.
Практика: Познакомить со строениями вокруг дома. Развивать инженерское дело.
Эскизы, иллюстрации, планировки вокруг дома.
Форма контроля: тест.
3) Улицы. Селение
Теория: Термины «селение», «улица». Типы распространённых поселений среди чувашей. Особенности чувашских селений.
Практика: Познакомить с чувашскими селениями, планировкой улиц. Развивать инженерское дело.
Эскизы, иллюстрации планировки селений, улиц.
Форма контроля: тест.
4) Практическое занятие
Теория: История своего села. Постройки. Планировка посёлка.
Практика: Развивать интерес к своему посёлку.
Альбом (для эскизов и записей).
Форма контроля: кроссворд.
5) Ткачество. Вышивка
Теория: Термины, связанные с ткачеством, вышивкой. Основные типы узорного тканья. Устройство ткацкого станка. Основные цвета чувашского орнамента и вышивки. Особенности геометрического орнамента. Отличительные особенности чувашского орнамента и вышивки от русского орнамента и вышивки. Типы швов чувашской вышивки. Композиция масмака.
Практика: Развивать интерес к народному творчеству, прикладному искусству. Обучить элементам вышивки, ткачества
Альбомы прикладного творчества. Вышивка. Тканые полотна. Иллюстрации с инструментами для работы с вышивкой, ткачеством.
Форма контроля: конкурс творческих работ.
6) Вязание крючком, спицами
Теория: Термины, связанные с вязанием. Принадлежности для вязания с их названиями. Цветотехнику. Особенности вязания у чувашей. Типы вязания.
Практика: Развивать интерес к народному творчеству. Обучать элементам вязания. Иллюстрации по вязанию крючком, спицами.
Крючки, спицы и нитки для вязания.
Форма контроля: конкурс творческих работ.
7) Плетение
Теория: Термины, связанные с плетением. Инструменты и приспособления для плетения и материал. Техника плетения.
Практика: Развивать интерес к прикладному искусству.
Иллюстрации по плетению.
Форма контроля: кроссворд.
8) Практическое занятие
Теория: Как оформлять альбом.
Практика: Обучить, как оформлять альбом прикладного искусства. Развивать интерес. Воспитать любовь и уважение к своему народу.
Иллюстрации по прикладному искусству.
Форма контроля: конкурс творческих работ.
Повторение и обобщение
Теория: Правила приличия в общественных местах.
Практика: Воспитать любовь и уважение к своему народу. Развивать интерес ко всему. Обучить исследовательскому методу. Блокнот для записей.
Форма контроля: конкурс творческих работ, тесты, кроссворды.