Лариса Марченко
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей от 3 до 5 лет «Пластилинчик»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей от 3 до 5 лет „Пластилинчик“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности “Пластилинчик”– основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).
Такое построение занятий кружка “Пластилинчик” способствует более успешному освоению образовательной программы.
Цель: Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:
Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
Методика и технология реализации:
Для повышения эффективности реализации, общеразвивающая программа разделена 3 этапа :
Этапы реализации программы
Программа реализуется в три этапа: диагностический, этап реализации, аналитический.
На первом этапе проводится диагностическое обследование для выявления и оценки знаний, умений и навыков, имеющихся у воспитанников. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение, анализ продуктов детской деятельности.
Второй этап направлен на осуществление коррекционной работы по следующим разделам:
«Рукотворный мир» - 1,5 часа;
«Растительный мир» – 1,5 часа;
«Животный мир» – 1,5 часа.
Каждый из разделов представляет собой цикл практических занятий. Общий объем по трем разделам 18 занятий. Продолжительность каждого занятия 15 минут.
На третьем, аналитическом этапе реализации программы проводится заключительная диагностика, направленная на анализ достигнутых результатов, сравнение их с первоначальной диагностикой.
Предложенная общеразвивающая программа по реабилитации несовершеннолетних в возрасте от 3 до 5 лет «Пластилинчик» является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания занятий.
Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте от 3 до 5 лет.
Форма обучения: групповые занятия.
Режим занятий: занятия проводятся 1-2 раза в неделю.
Занятия проводятся систематически, в соответствии с календарно-тематическим планом, с целью закрепления приобретенных умений и навыков несовершеннолетних.
Критерии эффективности общеразвивающей программы :
- используются различные формы и методы работы;
- к каждому занятию подготовлено необходимое методическое обеспечение (дидактический материал, раздаточный материал).
- занятия и процесс обучения постоянно подвергаются контролю и анализу.
По окончании цикла занятий несовершеннолетние должны:
передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира.
использовать основные приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
аккуратно работать с пластилином.
проявлять отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
Материальное обеспечение цикла занятий, технические средства обучения: пластилин, салфетки, игрушки, картинки к занятиям на каждого ребенка.
Помещение для занятий отвечает всем требованиям, которые предъявляются к помещениям для занятий с различными формами и методами работы.
Содержание программы
I. Диагностический этап
При проведении диагностики используются методы наблюдения, методы изучения продуктов деятельности воспитанников. Результаты обрабатываются и заносятся в диаграмму по балльной шкале (высокий, средний, низкий).
II. Коррекционный этап.
1. Рукотворный мир.
1.1. Украсим кукле платье. Игровая ситуация. Пальчиковая игра «Швейная машинка». Обсуждение и показ работы. Работа детей. Итог.
1.2. Мячики для котенка.
Обыгрывание игрушки. Котенок играет с мячиком. Проблемная ситуация «Появление кошки». Пальчиковая игра. Рассматривание мячей. Объяснение и показ, индивидуальная помощь детям. Итог.
1.3. Вот поезд наш едет, колеса стучат.
Проблемная ситуация «Сломался поезд». Пальчиковая игра. Объяснение и показ, индивидуальная помощь детям. Итог.
1.4. Консервирование овощей.
Игровая ситуация. Пальчиковая игра. Рассматривание овощей. Практическая работа. Итог.
1.5. Наш друг - светофор.
Показ картинки светофора. Рассматривание светофора. Пальчиковая игра. Работа детей по словесному объяснению. Итог.
1.6. Мячики для Тани.
Проблемная ситуация «Таня плачет». Пальчиковая игра. Объяснение и показ, индивидуальная помощь детям. Итог.
2. Растительный мир.
2.1. Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.
Сюрпризный момент «Пришла курочка». Пальчиковая игра. Объяснение и показ, индивидуальная помощь детям. Итог.
2.2. Букет для мамы.
Ситуация «Скоро праздник». Пальчиковая игра «Алые цветки». Объяснение и показ, индивидуальная помощь детям. Итог.
2.3. Одуванчики цветы, словно солнышки желты.
Рассматривание цветка – одуванчика. Пальчиковая игра. Работа детей. Итог. Хороводная игра.
2.4. Угостим ежика яблочками.
Загадка про ежика. Физминутка «Мы по яблоки пойдем». Практическая часть. Итог.
2.5. Цветочная клумба.
Рассматривание картины. Пальчиковая игра «Алые цветки». Показ и обсуждение работы. Работа детей. Итог.
2.6. Тюльпан.
Рассматривание тюльпана. Пальчиковая игра. Обсуждение работы. Работа детей. Итог.
3. Животный мир.
3.1. Шубка для ежиков.
Сюрпризный момент «Приход ежика». Разминка для рук. Работа детей по объяснению. Итог.
3.2. Как у котика усы удивительной красы.
Сюрпризный момент. Пальчиковая игра «Цап-царапки». Работа детей по словесному объяснению. Итог.
3.3. Лошадка.
Сюрпризный момент. Рассматривание лошадки. Пальчиковая игра. Работа детей по словесному объяснению. Итог.
3.4. Кудряшки для овечки.
Рассматривание картины с изображением овечки. Пальчиковая игра. Объяснение и показ, индивидуальная помощь детям. Итог.
3.5. Подружки для золотой рыбки.
Звучит музыка моря. Показ игрушки – рыбки. Пальчиковая игра. Рассматривание рыбки. Объяснение и показ, индивидуальная помощь детям. Итог.
3.6. Петя петушок и его друзья.
Звучит крик Петушка. Проблемная ситуация. Пальчиковая игра. Обсуждение работы. Работа детей. Итог.
III. Аналитический этап.
На третьем, аналитическом этапе реализации программы проводится заключительная диагностика (проводятся диагностические методики, которые применялись на 1 этапе, направленная на анализ достигнутых результатов, сравнение их с первоначальной диагностикой.
Рекомендуемая литература
Основная
1. "Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. ", М. : «Карапуз-дидактика», 2007.
2. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. Авт. -сост. Е. В. Полозова. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов. – ИП Лакоценин С. С., Воронеж. – 2009
3. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – М. : «Карапуз-дидактика», 2007.
Дополнительная
1. Доронова Т. Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. М. : «Прсвещение2, 1992.