Ольга Ковалева
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Не играй с огнем»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 11
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»
ПРИНЯТО
Педагогический совет
Протокол № 4 от 25.05. 2018 г УТВЕРЖДЕНО
Заведующий МБ ДОУ № 11
___ И. Ю. Москвина
Приказ № 41 от 25.05.2018 г
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Спички детям не игрушка»
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста „Не играй с огнем“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Пожарная безопасность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Составитель:
первой квалификационной категории
Ковалева Ольга Алексеевна
Кемерово 2018
Содержание
Пояснительная записка…
Учебный план….
Учебно-тематический план….
Критерии, показатели результативности реализации программы и уровни освоенности детьми программы….
Пояснительная записка
В настоящее время приоритетным направлением в работе дошкольных учреждений являются вопросы обеспечения безопасности детей и сохранение их здоровья. Каждый ребёнок, находясь в детском саду, знакомится правилами пожарной безопасности, с приемами правильного обращения с бытовыми электроприборами.
Актуальность содержания дополнительной общеразвивающей программы для детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности «Спички детям не игрушка» (далее - Программа) заключается в том, что она помогает детям на доступных примерах и используя личный опыт и практику, закрепить те теоретические знания, которые они получили во время организованной образовательной детальности и в беседах в родителями.
Цель Программы - формирование у детей знаний о пожарной безопасности и практических умений свободно обращаться с бытовыми электроприборами.
Задачи Программы :
1. Познакомить детей с правилами : пожарной безопасности, обращения с электроприборами;
2. Развивать самостоятельность в принятии правильных решений и ответственность за свое поведение.
Программа опирается на следующие основные принципы:
1. Принцип развивающего обучения.
Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития.
2. Принцип воспитывающего обучения.
Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание).
3. Принцип систематичности и последовательности обучения.
Этот принцип предполагает, чтоб изложение учебного материала педагогом доводится до уровня системности в сознании воспитанников, чтобы знания давались не только в определенной последовательности, но чтобы они были взаимосвязанными. Установление взаимосвязи, взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого - к сложному, от близкого - к далекому, от конкретного - к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.
4. Принцип доступности.
Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.
5. Принцип индивидуализации (личностно-ориентированный подход)
В организации непосредственно-образовательной деятельности необходимо стремится подходить к каждому ребенку, как к личности.
Каждое мероприятие строится в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, учитывается тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп. Уровень сложности определяется строго для каждого ребенка.
6. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.
Стиль взаимодействия педагога и детей – демократический, партнёрский.
Общение – на уровне глаз ребёнка. Ведущую роль в обучении играет педагог, он ставит проблему, определяет (в старшем возрасте совместно с детьми) задачи образовательной деятельности, темп. Ребенок для приобретения новых знаний и умений может становиться в позицию, как ученика, так и учителя.
7. Принцип связи с жизнью.
Педагог с детьми должны уметь устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека, в существующих отношениях вещей и материи; уметь применять полученные знания и навыки в повседневной жизни.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами
Федеральный Закон «Об образовании» в РФ (№273-ФЗ от 1 сентября 2013 г.);
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
Концепция социального экономического развития 2020, Приложение к письму от 8.05.08 № 03-946:
«Информационное письмо Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. №753/23-16 «Об информатизации дошкольного образования в России»
Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды»
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.3049-13.» (Постановление от 15 мая 2013 г. № 26);
В результате освоения программы воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.
Воспитанники знают:
- Какое главное правило при любой опасности;
- Что нужно делать, если в помещении возник пожар;
- Где можно спрятаться от огня;
- Можно ли играть со спичками и зажигалками;
- Чем можно тушить пожар;
- Что опаснее: дым или огонь;
- Можно ли самостоятельно пользоваться розеткой и электроприборами;
- Места расположения огнетушителей и запасных выходов;
- По какому номеру можно вызвать пожарную службу.
Умеют:
- Не паниковать, если возникла опасная ситуация;
- Вызывать пожарную охрану по телефону;
- Прятаться от огня, если возник пожар;
- Быстро эвакуироваться из здания в случае пожара;
- Читать знаки пожарной безопасности.
В режиме проведения занятий используются разнообразные формы работы с детьми, методы и приемы обучения детей.
Форма обучения.
Занятия целесообразно проводить в групповой и индивидуальной форме, в зависимости от интеллектуального развития ребёнка.
Групповое занятие - группа детей должна составлять не более 5 человек, что помогает в процессе занятия обратить внимание на каждого ребёнка.
Индивидуальные занятия целесообразно проводить с детьми, требующими дополнительного внимания и развития. При подготовке и проведении занятий необходимо также помнить и об особенностях восприятия детьми учебного материала и специфики мотивации их деятельности. Эффективного использования различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, заданий, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребёнка
Коллективные занятия — совместное выполнение задания несколькими детьми;
Самостоятельная работа (самообучение ребенка в развивающей среде).
В Программе используются такие формы обучения детей, как: групповое и коллективное занятие, а также самостоятельная работа.
Для овладения данной программой на занятиях применяются различные методы обучения:
• Словесный (источник обучения - слово, речь) рассказ, беседа, работа с книгой;
• Наглядный (источник обучения - наглядные средства, демонстрируемые педагогом) демонстрация образцов деятельности.
• Практический (источник обучения – практическая деятельность) самостоятельная работа выполнения упражнений.
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую и практическую часть занятия. Время отводится на практическую и теоретическую часть в соответствии с возрастом детей, требованием норм санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96).
Теоретический материал дается в начале занятия. Новую тему и задания необходимо объяснять детям просто и доступно, закрепляя демонстрацией наглядного материала или с показом приёмов работы.
Практическая часть занятия - это продолжение и закрепление теоретических знаний. На основе самостоятельных упражнений и применений, отработанных на практике приёмов, у детей формируются необходимые знания по изучаемому предмету и развиваются творческие способности. Для практической работы используется подготовленный раздаточный материал и специальные брошюрки с заданиями, специально подобранные атрибуты для игр-драматизаций.
Демонстрация образцов деятельности (видеоролики, фотографии, распечатанные на принтере) играет важную роль.
Показ образца будущего конечного результата своей деятельности стимулирует и побуждает детей внимательно осваивать процесс выполнения упражнений.
Метод наглядности используется в теоретической и практической части занятия. Важную роль выполняет здесь демонстрация выполняемых действий педагогом при объяснении нового материала, при выполнении задания.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Количество занятий: 1 занятие в месяц продолжительностью 30 минут, 9 занятий в учебном году (с сентября по май).
Занятия проходят по следующей схеме:
Просмотр домашнего задания (3 мин.). Для домашних заданий используются специально разработанные для этого курса рабочие тетради.
Подготовка к усвоению новых знаний (2 мин.). Включение каждого дошкольника в деятельность, создание благоприятной атмосферы. Ритуальные приветствия. Использование упражнений на концентрацию внимания, игры на сплочение коллектива. Постановка цели, задачи, актуализацию опорных знаний, необходимых для сознательного восприятия содержания, сообщение плана работы. Создание проблемной ситуации (или проблемно-поисковой ситуации) для детей, решение которой, они будут находить в течение всего мероприятия.
Объяснение нового материала (7 мин.). Раскрытие содержания учебного материала. В ходе основной части педагогу можно использовать различные приемы руководства: наглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации.
Физминутка (1 мин.).
Закрепление изученного материала (15 мин.) Выполнение воспитанниками индивидуально и коллективно различного рода устных заданий обобщающего и систематизирующего характера. Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач. Игры для развития творческого мышления, смекалки. Игры-драматизации рассмотренных педагогических ситуаций. Иллюстрирование услышанного материала.
В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.
Физминутка (1 мин.).
Подведение итогов. Задание на дом (3 мин.). Подведение итогов занятия.
Создание предпосылок к дальнейшим занятиям. Оценка результатов, рефлексия, самооценка, поощрения. Ритуал прощания. Объяснение домашнего задания (самостоятельная изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) по теме прошедшего занятия).
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной с соблюдением следующих принципов:
информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;
полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих развивающей предметно-пространственной среды; педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Комплексное оснащение образовательного процесса, обеспечивает возможности:
организации разнообразной игровой деятельности;
выявления и развития способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса;
освоения детьми, программы и их интеграции в образовательном учреждении, включая оказание им индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи, а также необходимой технической помощи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;
использования образовательных технологий деятельностного типа;
Оборудование должно отвечать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям;
При подборе оборудования и определении его количества педагоги учитывают условия каждого образовательного учреждения: количество воспитанников в группах, площадь групповых и подсобных помещений;
Подбор оборудования осуществляется, исходя из того, что при реализации программы основной формой работы с детьми и ведущей деятельностью для них является игра;
Педагог, реализующий данную Программу должен обладать следующими компетенциями:
• проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, воспитанности и обученности детей;
• организовывать содержательную жизнь детей;
• обеспечивать создание развивающей предметно-пространственной среды;
• взаимодействовать с дошкольником, изучать на основе наблюдений личность дошкольника, выявлять его затруднения и оказывать ему содействие;
• вести разъяснительную педагогическую работу с родителями;
• взаимодействовать с другими сотрудниками дошкольного учреждения, участвующими в образовательном процессе, и родителями;
• пользоваться компьютерной техникой и техническими средствами обучения, внедрять новые информационные технологии в практику работы ДОО;
• владеть умениями самообразования и самовоспитания;
• взаимодействовать с родителями, воспитателями групп и педагогами – специалистами.
Учебный план
№ Наименование разделов Количество часов Всего часов, занятий
Теорети-ческих Практи-ческих
1. Ознакомление с правилами пожарной безопасности 40 минут 80 минут
1 час 20 минут 2 часа
120 минут
4 занятия
2. Ознакомление с правилами обращения с электроприборами 20 минут 130 минут
2 час 10 минут 2,5 часа
150 минут
5 занятий
Итого: 90 минут
1 час 30 минут 210 минут
3 часа 30 минут 4,5 часа
9 занятий
270 минут
Учебно-тематический план
№ Наименование разделов, тем Всего
часов
Количество часов Всего занятий
Теорети-
ческих Практи-
ческих
1. Ознакомление с правилами пожарной безопасности 2 часа
(120 мин) 40 мин 1 час 20 мин
(80 мин) 4
1.1. Что такое правила пожарной безопасности 30 мин 10 мин 20 мин 1
1.2. Причины возникновения пожара 30 мин 10 мин 20 мин 1
1.3. Виды пожарной техники 30 мин 10 мин 20 мин 1
1.4. Экскурсия в пожарную часть 30 мин 10 мин 20 мин 1
2. Ознакомление с правилами обращения с электроприборами 2,5 часа
(150 минут) 20 мин 130 мин
5
2.1. Правила обращения с электроприборами 30 мин 10 мин 20 мин 1
2.2. Причины возникновения пожара (возгорание электроприбора) 30 мин 10 мин 20 мин 1
2.3. Практическое занятие 30 мин - 30 мин 1
2.4. Практическое занятие 30 мин - 30 мин 1
2.5. Практическое занятие 30 мин - 30 мин 1
Критерии и показатели диагностики
Критерии Показатели
Способы и методы оценки образовательных эффектов
Личностные умения, навыки способы действия - внутренняя позиции воспитанника на основе положительного отношения к обучению;
- проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения;
- формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности;
- умение признавать собственные ошибки;
- следование в поведении социальным нормам;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие, эмоциональное состояние людей, передает свое отношение к окружающему;
- речь при общении со взрослыми становиться вне ситуативной, речь со сверстниками ситуативная,
- умеет считаться с интересами товарищей, умеет из детского коллектива выбирать партнеров по играм. Наблюдение, проведение тестирования, опрос, решение проблемной ситуации, беседа
Метапредметные умения, навыки способы действия Познавательные
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения возникающих противоречий;
- первые навыки в выделении существенного и несущественного в решении проблемы;
- первые навыки в моделировании условия проблемы;
- навыки нахождения нужной информации в таблицах;
- понимать информацию, представленную в виде схемы, таблицы.
Регулятивные
- начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
- следовать при выполнении заданий инструкциям педагога, описывающим стандартные действия;
- учатся применять изученные правила при выполнении учебных заданий;
- первые навыки в сопоставлении результатов собственной деятельности с оценкой её товарищами, педагогом.
Коммуникативные
- первые навыки сотрудничества с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очередность действий, обсуждать совместное решение, учитывать мнение партнера, слушать собеседника, договариваться и приходить к общему решению;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- задавать вопросы с целью получения нужной информации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Наблюдение, проведение тестирования, опрос, решение проблемной ситуации, беседа
Планируемые результаты освоения Программы
№ Наименование раздела Высокий уровень достижения детьми планируемых результатов Средний уровень достижения детьми планируемых результатов Низкий уровень достижения детьми планируемых результатов
1 Ознакомление с правилами пожарной безопасности
Знать различные виды пожарной техники: той, что была во времена возникновения пожарной охраны и современной. Знать причины возникновения пожара и стараться их предотвращать, находясь дома с родителями. Разбираться в различных видах огнетушителей, для чего они предназначены. Дети должны усвоить, что нельзя играть спичками, свечками, зажигалками. Если случайно найдено что-либо из перечисленного, то это необходимо отдать взрослым. Нельзя самостоятельно включать телевизор, компьютер, ноутбук без взрослых, пользоваться любыми электрическими приборами.
Если вдруг возник пожар, необходимо быстро покинуть помещение или выйти на балкон и громко звать на помощь. Во врем пожара нельзя прятаться в шкафу или под кроватью. Покидая здание, нельзя пользоваться лифтом.
Дым опаснее огня, поэтому лучше приложить к носу влажную салфетку или ткань.
2 Ознакомление с правилами обращения с электроприборами
Диагностический инструментарий
Методы диагностики
- наблюдение;
- решение проблемной ситуации;
- беседа.
Форма проведения:
- индивидуальная;
- подгрупповая;
- групповая.
Оформление диагностики
Заполнение таблицы педагогической диагностики (карты наблюдений) дважды в год. В начале учебного года по результатам диагностики определяется зона образовательных потребностей каждого воспитанника: высокому уровню соответствует зона повышенных образовательных потребностей, среднему уровню – зона базовых потребностей, низкому – зона риска. В конце учебного года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей детей и о достижении положительной динамики самих образовательных потребностей.