Татьяна Козулина
Дополнительная общеобразовательная программа «Подготовка руки к письму»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
1. Основные характеристики программы :
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка руки к письму» реализуется в соответствии с предшкольной направленностью образования.
Актуальность программы обусловлена потребностями и интересами воспитанников Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности со владением навыков письма. Многие дети боятся ручки, неправильно ее держат, не могут ориентироваться в тетради, при рисовании, закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображают слишком маленькие предметы на листе. Письмо-это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного влияния.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Подготовка руки к письму“» размещена в разделах
Вопрос подготовки дошкольников ко владению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становятся все актуальнее.
Родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучения. Это связано с психофизиологическими особенности 6 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Отличительные особенности программы Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему.
При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки.
Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.
Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует графические навыки, позволит развить зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов способствует не только совершенствованию тонко-координированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи.
Педагогическая целесообразность
Содержание педагогической работы построено на основе понимания, как готовить ребенка к письму, на чем нужно заострить внимание, в необходимости представления, что такое процесс подготовки руки ребенка к письму, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть ребенок. Важным условием полноценного овладения навыком письма является готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.
Обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.
Цель программы
способствовать общему развитию детей, формировать предпосылки учебной деятельности, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, ручной умелости, подготовить к формированию графического навыка; познакомить с основными правилами красивого письма.
Задачи
Познакомить с основными правилами штриховки, раскрашивания, обведения и написания элементов букв.
Научить детей ориентироваться в тетради (в строке и в клетках) и на листе бумаги ребенка к письму путем тренировки кисти руки и пальцев.
Научить детей правильной посадке при письме, правильно располагать тетрадь на парте во время письма, умению держать шариковую ручку.
Формировать эстетическое восприятие, аккуратность, усидчивость и самостоятельность.
Возраст обучающихся детей – 6-7 лет.
Формы занятий:
по подгруппам (8-10 детей в подгруппе)
2. Объём программы
1 раз в неделю(36 часов в году).
Сроки реализации программы : 9 месяцев
Режим занятий: 1 занятие в неделю по 30 минут.
Планируемые результаты
Перед поступлением в школу дети должны уметь правильно сидеть за столом во время письма и располагать рабочую тетрадь, правильно держать карандаш и ручку. У детей должна быть хорошо развита мелкая моторика и координация рук, сформированы элементарные навыки письма. Ребята должны уметь проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые, проводить линии в разных направлениях, обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.
Ребята должны уверенно ориентироваться на листе бумаги в клетку и в линейку, прописывать элементы букв по предложенному образцу, не выходя за пределы строчек и соблюдать заданный наклон элементов, научиться печатать любую букву алфавита, слоги и слова.
На занятиях по подготовке руки к письму ребенок учится узнавать форму и цвет предметов; обводя предметы и фигурки, раскрашивая и штрихуя их, ребенок учится рисованию одной линией, которое поможет освоить правильное и аккуратное письмо. Дети учатся ориентироваться на плоскости и решать логические задачи. На этих занятиях развивается логическое мышление и сообразительность, умение слушать учителя.
Способы и формы проверки результатов
Этапы педагогического контроля занятий по подготовке руки к письму.
№
п/п Какие ЗУН контролируются Виды и формы контроля Сроки контроля
1. Проверка правила гигиены письма. Ролевая игр «Школа зверей» октябрь
2. Проверка развития зрительной памяти. Игра «У веселого карандаша». Задания Самоделкина. ноябрь
3. Проверка глазомера и координации движения руки и развития мелкой моторики Оформление новогодней игрушки. декабрь
4. Проверка знания изученных букв. Игра «Какие буквы испортил жук Буквоед?» январь
5. Проверка умения печатания короткого предложения. Оформление поздравления к 8 Марта
«Мамин день» март
6. Проверка письменных навыков. Путешествие в страну слов. май
II. Содержание программы
Учебно-тематический план
№ п/п Наименование разделов и тем. Количество часов 1 – дневного обучения Теория Практика Форма контроля
1. Знакомство с правилами письма. 1 0,5 0,5 обзорный
2. Работа на листе в клетку. 7 3,5 3,5 персональный
3. Упражнения в строке. 28 14 14 персональный
Итого 36
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
При подготовке к обучению письму нужно соблюдать последовательность в совершенствовании разного рода движений. Очень важно зафиксировать внимание на точке, с которой начинается движение, и объяснить, что обозначает стрелка, указывающая направление движения. На этом этапе важно научить ребенка правильно сидеть, правильно держать ручку и располагать на парте тетрадь. Нужно постоянно следить за позой ребенка, положением тетради и умением правильно держать ручку.
Сначала учим ребенка ставить на строке точки, с которых начинается движение, и рисовать стрелочки, указывающие, куда движется рука. На этом же этапе нужно закреплять понятия «верх», «низ», «справа», «слева», «сбоку», «веду руку направо», «с наклоном влево» и т. п.
Следующий шаг – умение видеть параллельность линий, рисовать и писать параллельные прямые. Это важный этап подготовки к письму, так как именно параллельность всех штрихов придает письму четкость, аккуратность. Важно до обучения письму букв научить ребенка писать параллельные вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Обязательно показать, что все вертикальные и наклонные штрихи пишутся сверху вниз, горизонтальные линии – слева направо.
Следующий этап – письмо полуовалов с разными направлениями движений: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз. Упражнения по штриховке позволяют тренировать это умение.
Следующий этап- письмо овалов и кругов. Главное внимание следует обратить на их различие. На этом этапе эффективны такие графические задания: «раскрути спираль», «закрути спираль».
Следующий этап – овладение умением передвигать руку слева направо по линии письма. Это могут быть «волны», «облака», «дороги с горками». Сначала можно предложить детям попробовать «проехать» по широкой дороге, а потом — по узкой тропинке.
Следующий этап – ознакомление с рабочей строкой, с верхней и нижней линией рабочей строки, с дополнительной строкой.
Важным этапом подготовки к письму является освоение написания элементов письменных букв. Прежде всего нужно показать детям сходство и различие начертания печатных и письменных букв, объяснить, что такое элементы, из которых состоят буквы. В процессе обучения важно постоянно подкреплять правильное выполнение каждого элемента. Таким образом мы подчеркиваем и неправильное выполнение задания.
При изучении элементов букв ребенок должен освоить основные правила письма.
Правила красивого письма
Все графические элементы должны быть одинаковой высоты.
Все графические элементы должны быть одинаковой ширины.
Если есть элементы, выходящие за верхнюю или нижнюю строку, они должны заканчиваться на одном расстоянии от строки вверху и внизу.
Расстояние между элементами букв должно быть одинаковым.
Все линии при письме должны быть параллельными.
Прямые линии при письме должны быть ровными.
Основные требования к письму
в подготовительный период
Правильно сидеть ( правильная поза: положение туловища, рук, головы, положение тетради или листа).
Правильно держать ручку. Писать печатные буквы (в строке с соблюдением пропорции, четкости штрихов). Уметь писать свое имя и простейшие слова.
Четко дифференцировать строку (верхнюю, нижнюю и среднюю линии, уметь писать элементы букв в строке.
Выделять 2/3 над верхней строкой и 2/3 под нижней строкой для написания элементов букв.
Писать основные элементы букв:
- вертикальные линии, параллельные и наклонные прямые (вправо и влево);
- овалы;
- линии с закруглением внизу и вверху.
Различать и писать зеркальные элементы.
Выполнять связные ритмические движения.
Копировать сложные сочетания извилистых линий.
Ориентирование на плоскости.
Пространственные представления.
Взаимное расположение предметов: наверху, внизу (выше, ниже); слева, справа (левее, правее); перед, за, между, рядом.
Форма и цвет предметов.
Ориентирование на листе бумаги.
Обведение по контуру знакомых фигур.
Ознакомление с правилами штриховки.
Раскрашивание фигур.
Штриховка слева направо.
Штриховка сверху вниз.
Штриховка петлями и полуовалами.
Письмо элементов букв.
Штриховка в разных направлениях.
Ознакомление с рабочей строкой.
Верхняя и нижняя линии рабочей строки.
Письмо короткой наклонной палочки.
Письмо наклонных линий с закруглением внизу.
Письмо короткой наклонной палочки с закруглением вверху.
Основные правила красивого письма.
Короткие и длинные линии.
Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху и внизу.
Рисование штрихом. Штрих, идущий от центра круга.
Письмо элементов строчных и заглавных букв.
Письмо длинной наклонной палочки с петлей вверху.
Письмо длинной наклонной палочки с петлей внизу.
Рисование штрихом животных.
Письмо полуовалов (овалов с разрывом).
2.3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ месяц Тема занятия Кол-во часов Форма
занятия Форма контроля
1 сентябрь Проведи линии, ознакомление с правилами штриховки 1 подгрупповое персональный
2 сентябрь Дорисуй по образцу, раскрашивание фигур 1 подгрупповое персональный
3 сентябрь Проведи линии. Ознакомление с рабочей строкой 1 подгрупповое персональный
4 сентябрь Обведи рисунок, 1 подгрупповое персональный
5 октябрь Письмо короткой и длинной наклонной палочки 1 подгрупповое персональный
6 октябрь Письмо длинной и короткой наклонной палочки 1 подгрупповое персональный
7 октябрь Рисование штрихом 1 подгрупповое персональный
8 октябрь Написание короткой палочки с закруглением внизу и вверху 1 подгрупповое персональный
9 ноябрь Написание длинной палочки с закруглением внизу 1 подгрупповое персональный
10 ноябрь Написание длинной и короткой палочки с закруглением внизу 1 подгрупповое персональный
11 ноябрь Написание короткой и длинной палочки с закруглением вверху и внизу 1 подгрупповое персональный
12 ноябрь Написание длинной палочки с закруглением внизу влево 1 подгрупповое персональный
13 декабрь Написание длинной палочки с петлей внизу 1 подгрупповое персональный
14 декабрь Написание длинной палочки с петлей вверху 1 подгрупповое персональный
15 декабрь Написание длинной палочки с петлей вверху и внизу 1 подгрупповое персональный
16 декабрь Написание элементов букв 1 подгрупповое персональный
17 январь Написание буквы «О», «о» 1 подгрупповое персональный
18 январь Написание строчной буквы «а» 1 подгрупповое персональный
19 январь Написание заглавной буквы «А» 1 подгрупповое персональный
20 февраль Написание строчной буквы «и» 1 подгрупповое персональный
21 февраль Написание строчной буквы «ш» 1 подгрупповое персональный
22 февраль Написание строчной буквы «л» 1 подгрупповое персональный
23 февраль Написание строчной буквы «м» 1 подгрупповое персональный
24 март Написание строчной буквы «р» 1 подгрупповое персональный
25 март Написание строчной буквы «у» 1 подгрупповое персональный
26 март Написание строчной буквы «с» 1 подгрупповое персональный
27 март Написание строчной буквы «в» 1 подгрупповое персональный
28 апрель Написание строчной буквы «к» 1 подгрупповое персональный
29 апрель Рисуем по клеточкам 1 подгрупповое персональный
30 апрель Скопируй узор 1 подгрупповое персональный
31 апрель Дорисуй вторую половину 1 подгрупповое персональный
32 май Рисуем по клеточкам 1 подгрупповое персональный
33 май Скопируй узор 1 подгрупповое персональный
34 май Дорисуй вторую половину 1 подгрупповое персональный
35 май Диагностическое 1 подгрупповое персональный
III Организационно-педагогические условия и
формы аттестации
3.1. Методическое обеспечение программы :
Дополнительная образовательная программа «Предшкольная подготовка».
Учебно-тематический план занятий «Подготовка руки к письму».
Календарно-тематическое и поурочное планирование занятий «Подготовка руки к
письму».
3.2. Условия реализации программы
доска, бумага А4 с заданиями, простые карандаши, цветные карандаши, тетрадь в клетку, тетрадь в узкую линейку.
3. 3 Используемая литература:
1. Завьялова Н. А. Интегрированный курс подготовки дошкольников. - Волгоград,2009.
2. Гаврилина С. Е., Кутявина Н. Л. Готовим руку к письму. – М. ,2001.
3. Бабаева Т. И. У школьного порога. М. : Просвещение,1993.
4. Арутюнян М. Ю. Учителя и ученики: два мира? – М. : Просвещение,1992.
5. Безруких М. М., Ефимова С. М. Знаете ли вы своего ученика. – М. : Просвещение,1990г.
6. Цукерман Г. А. Школьные трудности благополучных детей. – М. : Знание,1989.
7. Журнал «Д/В» №2 2000.
8. Швачич Л. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй на этапе предшкольной подготовки детей. - Ст. Ленинградская, 2009.
9. Андриеш В. А., Зайцева И. А. Подготовка детей к школе. –
Санкт- Петербург, 2010.