Анастасия Кобякова
Дополнительная общеобразовательная программа «Ознакомление с окружающим миром»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная образовательная программа «Ознакомление с окружающим миром»
предназначена для детей дошкольного возраста 6-7 лет.
Актуальность программы : содействует сохранению единого образовательного
пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие
возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса,
формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию
дошкольников.
Новизна программы : носит развивающий характер, решает задачи общего развития
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Ознакомление с окружающим миром“» размещена в разделах
будущего первоклассника, его физических, социальных и психических функций,
необходимых для систематического обучения в школе.
Цель: развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности,
познавательных процессов и интеллектуальных способностей; систематизация и научная
коррекция накопленных детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений.
Задачи:
Образовательные
- формировать представления о растительном, животном мире, сезонных изменениях в
природе, некоторых видах труда и профессиях;
- уточнять и систематизировать знания о явлениях природы;
- обогащать активный и пассивный словарь.
Развивающие
- развивать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои
суждения;
- формировать навыки самоконтроля и самооценки;
- формировать умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- развивать чувство эмпатии, сопереживания к окружающим людям;
- развивать творческие способности, воображение;
- формировать общеучебные умения : умение работать в коллективе, доводить начатое
дело до конца, работать внимательно, сосредоточенно.
Воспитательные
- способствовать воспитанию трудолюбия, доброты, отзывчивости;
- способствовать воспитанию интереса и любви к Родине, природе, способность
любоваться её красотой, бережно относится к растениям и животным.
- формировать этические нормы и правильное поведение.
Условия организации учебно-воспитательного процесса: учебный кабинет,
компьютер, интерактивная доска, учебные пособия, дидактические материалы.
Ожидаемые результаты:
– повышение интереса о растительном, животном мире, сезонных изменениях в природе,
некоторых видах труда и профессиях;
– повышение качества произносительных, орфографических умений и навыков;
– расширение собственного словарного запаса обучающихся;
– закрепление умения учиться — добывать необходимую информацию, пользуясь
различными словарями;
– повышение культуры речевого общения и поведения
Предлагаемые для участия конкурсы/соревнования/ мероприятия: участие в онлайн
олимпиадах, конкурс-игра «Муравей»
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Название программы Ознакомление с окружающим миром
Направленность программы Социально-гуманитарная
Ф. И. О. автора (составителя) программы Кобякова Анастасия Львовна
Шен Алена Анатольевна
Год разработки или модификации 2023 год
Где, когда и кем утверждена программа Программа утверждена педагогическим советом от 31.08.2023г., протокол №1
Информация и наличие рецензии Нет
Цель Развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей; систематизация и научная коррекция накопленных детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений.
Задачи Образовательные
- формировать представления о растительном, животном мире, сезонных изменениях в природе, некоторых видах труда и профессиях;
- уточнять и систематизировать знания о явлениях природы;
- обогащать активный и пассивный словарь;
Развивающие
- развивать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения;
- формировать навыки самоконтроля и самооценки;
- формировать умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- развивать чувство эмпатии, сопереживания к окружающим людям;
- развивать творческие способности, воображение;
- формировать общеучебные умения : умение работать в коллективе, доводить начатое дело до конца, работать внимательно, сосредоточенно.
Воспитательные
- способствовать воспитанию трудолюбия, доброты, отзывчивости;
- способствовать воспитанию интереса и любви к Родине, природе, способность любоваться её красотой, бережно относится к растениям и животным.
- формировать этические нормы и правильное поведение.
Ожидаемые результаты освоения программы – повышение интереса о растительном, животном мире, сезонных изменениях в природе, некоторых видах труда и профессиях;
– повышение качества произносительных, орфографических умений и навыков;
– расширение собственного словарного запаса обучающихся;
– закрепление умения учиться — добывать необходимую информацию, пользуясь различными словарями;
– повышение культуры речевого общения и поведения
Срок реализации программы 1 год
Количество часов в неделю / год 1 час в неделю / 32 часов в год
Возраст обучающихся 6-7 лет
Формы занятий Коллективная, групповая, индивидуальная, самостоятельная деятельность.
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ, и др.) Дидактический и методический материал (таблицы, схемы).
Учебный кабинет, компьютер, интерактивная доска.
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
6. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации» Развитие образования;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» ред. от 02.02.2021г. ;
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 г. №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
11. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09–3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)».
Реализация общеразвивающей программы осуществляется за пределами ФГОС и не предусматривает подготовку обучающихся к прохождению ГИА по образовательным программам.
Актуальность программы : содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию дошкольников.
Направленность: социально-гуманитарная
Уровень освоения программы : базовый
Отличительная особенность программы от существующих в том, что подготовка к школе не допускает дублирования программ первого класса, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребёнка, на зону его ближайшего развития. Особенностью подготовки к школе является его интегрированная основа. Программа не только ставит своей целью подготовить ребёнка к обучению к школе, но и носит развивающий характер, решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Цель: развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей; систематизация и научная коррекция накопленных детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений.
Задачи:
Образовательные
- формировать представления о растительном, животном мире, сезонных изменениях в природе, некоторых видах труда и профессиях;
- уточнять и систематизировать знания о явлениях природы;
- обогащать активный и пассивный словарь.
Развивающие
- развивать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения;
- формировать навыки самоконтроля и самооценки;
- формировать умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- развивать чувство эмпатии, сопереживания к окружающим людям;
- развивать творческие способности, воображение;
- формировать общеучебные умения : умение работать в коллективе, доводить начатое дело до конца, работать внимательно, сосредоточенно.
Воспитательные
- способствовать воспитанию трудолюбия, доброты, отзывчивости;
- способствовать воспитанию интереса и любви к Родине, природе, способность любоваться её красотой, бережно относится к растениям и животным.
- формировать этические нормы и правильное поведение.
Организационно-педагогические условия
Адресат программы / количество обучающихся в группе: для детей 6-7 лет / 10-14 человек.
Срок реализации программы / количество часов : 1 год / 32 часа, 1 раз в неделю
В условиях карантинных мероприятий, актированных дней реализация программы возможна в дистанционном режиме с использованием программ «Skype», «Zoom».
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Формы обучения: теоретические и практические занятия.
Методы обучения: речевая деятельность, практические задания
Формы занятий: коллективная, групповая, индивидуальная, самостоятельная деятельность.
Планируемые результаты:
К концу учебного года дошкольники научатся:
- элементарным правилам поведения в природе;
- основными особенностями сезонной жизни природы;
- о домашних животных (их пользе, о жизни диких животных;
- правила безопасного поведения в доме и на улице; меры предосторожности при взаимодействии с другими людьми, предметами быта, животными;
- о красоте в природе, искусстве, быту, человеческих отношениях;
- о своих хороших и дурных привычках, о необходимости самовоспитания.
- растения и животных нашей местности.
- правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов.
- разнообразие птиц, зверей.
- правила безопасности при встречах и общении с животными.
К концу учебного года дошкольники получат возможность научиться:
- отличать и называть деревья и кустарники;
- называть грибы, отличать съедобные и ядовитые грибы;
- соблюдать правила поведения, избегая опасных ситуаций;
- в случае опасности правильно реагировать и обращаться за помощью к другим;
- проявлять доброту к окружающим знакомым и незнакомым людям, ничего не требуя взамен;
- быть щедрым и честным человеком и ценить эти качества;
- видеть красоту во всех её проявлениях, стремиться к ней;
- оценивать себя и свои поступки, избавляться от плохого и вырабатывать положительный образ своего «Я»;
- применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных задач;
- проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и безопасного поведения в мире природы;
- проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать простейшие правила поведения в природе.
Формы промежуточной аттестации и итогового контроля: Тестирование, выставка работ, презентация, защита проектов
Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет, компьютер, интерактивная доска.
Учебно-тематический план
№ Наименованием разделов и тем Количество часов Форма аттестации/ контроля
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие 1 1 Тестирование, выставка работ, презентация, защита проектов
2 Звезды, солнце и луна 3 3
3 Чудесный мир растений и грибов 7 4 3
4 Наши друзья - животные 8 4 4
5 Круглый год 13 6 7
Всего 32 18 14
Календарный учебный график
№ п/п Месяц Число Время проведения занятий Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место прове-дения Форма конт-роля
Раздел 1. Вводное занятие
1 октябрь 7 беседа 1 Вводное занятие каб. 3 устный опрос
Раздел 2. Звезды, солнце и луна
2 14 игра 1 Звездное небо. каб. 3 тест
3 21 беседа 1 Солнце и луна. каб. 3 устный опрос
4 28 викторина 1 Радуга. Народные приметы. каб. 3 творческая работа
Раздел 3. Чудесный мир растений и грибов
5 ноябрь 11 викторина 1 Как узнать растения? каб. 3 устный опрос
6 18 игра 1 Травы. Кустарники. Деревья. каб. 3 -
7 25 практикум 1 Декоративные растения. каб. 3 защита проектов
8 декабрь 2 викторина 1 Съедобные и ядовитые растения. каб. 3 творческая работа
9 9 практикум 1 Лекарственные растения. каб. 3 защита проектов
10 16 практикум 1 Мхи и папоротники. каб. 3 -
11 23 беседа 1 Грибы. Отношение людей к растениям и грибам. каб. 3 устный опрос
Раздел 4. Наши друзья - животные
12 30 практикум 1 Как узнать животных? каб. 3 творческая работа
13 январь 6 практикум 1 Домашние животные. каб. 3 -
14 13 беседа 1 Породы собак. каб. 3 устный опрос
15 20 викторина 1 В мире насекомых. каб. 3 творческая работа
16 27 практикум 1 В мире рыб. каб. 3 защита проектов
17 февраль 3 беседа 1 В мире птиц. каб. 3 устный опрос
18 10 игра 1 В мире зверей. каб. 3 тест
19 17 практикум 1 Отношение людей к животным. каб. 3 творческая работа
Раздел 5. Круглый год
20 24 практикум 1 Времена года. каб. 3 тест
21 март 2 беседа 1 Времена года. каб. 3 устный опрос
22 9 беседа 1 Осень. каб. 3 устный опрос
23 16 викторина 1 Зима. каб. 3 творческая работа
24 23 игра 1 Весна. каб. 3 тест
25 30 беседа 1 Цветущие весной. каб. 3 устный опрос
26 апрель 6 практикум 1 Птицы весной. каб. 3 творческая работа
27 13 викторина 1 Лето. каб. 3 тест
28 20 игра 1 Птицы летом. каб. 3 творческая работа
29 27 практикум 1 Цветущие летом. каб. 3 защита проектов
30 май 4 викторина 1 Мои любимые цветы каб. 3 тест
31 11 беседа 1 Мои любимые птицы каб. 3 устный опрос
32 18 практикум 1 Отношение человека к природе каб. 3 тест
ИТОГО часов: 32
Содержание программы
Вводное занятие
Теория: Знакомство с окружающим миром. Понятие «окружающий мир». Инструменты познания – органы чувств.
Звезды, солнце и луна.
Теория: Изучить понятия Звездное небо. Солнце и луна. Радуга. Народные приметы.
Чудесный мир растений и грибов
Теория: Классификация растений. Деревья, кустарники, травянистые растения и их различие. Условия, необходимые для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Культурные и дикорастущие растения. Овощи и фрукты, их различие и называние. Комнатные растения и их польза. Съедобные и ядовитые растения. Лекарственные растения. Мхи и папоротники. Грибы. Отношение людей к растениям и грибам.
Практика: Закреплять знания о классификация растений. Деревья, кустарники, травянистые растения и их различие. Условия, необходимые для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Культурные и дикорастущие растения. Овощи и фрукты, их различие и называние. Комнатные растения и их польза. Съедобные и ядовитые растения. Лекарственные растения. Мхи и папоротники. Грибы. Отношение людей к растениям и грибам.
Наши друзья – животные
Теория: Разнообразие животного мира: звери, птицы, насекомые и рыбы. Характерные особенности внешнего вида, поведения, образа жизни животных. Домашние и дикие животные и их жизнь. Правила ухода за домашними животными.
Практика: Закреплять знания о разнообразие животного мира: звери, птицы, насекомые и рыбы. Характерные особенности внешнего вида, поведения, образа жизни животных. Домашние и дикие животные и их жизнь. Правила ухода за домашними животными.
Круглый год
Теория: Времена года, их очередность и характерные особенности. Природные изменения, сезонные явления. Работы и забавы в соответствии с временем года. Бережное отношение к окружающей природе. Взаимосвязи человека и природы.
Практика: Закреплять знания о временах года, их очередность и характерные особенности. Природные изменения, сезонные явления. Работы и забавы в соответствии с временем года. Бережное отношение к окружающей природе. Взаимосвязи человека и природы.
Список литературы
1. Плешаков А. А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение,2013.
2. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция). Популярная энциклопедия растений. -С. -Пб. : «МиМ- Экспресс», 1997.
3. Жизнь животных. - М. : «Просвещение», 1989.
4. Ю. Дмитриев. Птицы. - М. : «ACTОлимп», 1997.
5. Г. В. Трофимова. Мозаика родной природы. - Минск: «Бервита», 1997.
Информационно-коммуникативные средства: презентации к урокам, созданные учителем.