Ольга Сюрдо
Дополнительная общеобразовательная и общеразвивающая программа «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА»
Принята на «Утверждаю» :
заседании ПС Директор МБУДО «ЦРТДиЮ»
Протокол №_3 ___ М. Э. Покупателева
от «11» 09. 2019 год от 11.09.2018 года приказ № 50
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД»
Публикация «Дополнительная общеобразовательная и общеразвивающая программа „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
социально-педагогическое направление
Возраст детей 5-6 лет
Срок реализации 1 год.
Рассмотрена на заседании
методического совета
МБУДО «ЦРТДиЮ»
Протокол от 04.09.2019. №3
Автор составитель: О. Н. Сюрдо - педагог дополнительного образования
Рославль
2019
Паспорт программы
Наименование ОП Дополнительная общеобразовательная программа «Времена года»
«Художественный труд»
Сведения об авторе ФИО: Сюрдо Ольга Николаевна
место работы: МБУДО «Центр развития
творчества детей и юношества»
должность: педагог дополнительного
образования
Аннотация программы
Направленность ОП социальная адаптация и творческое развитие детей дошкольного возраста.
Возраст обучающихся 5 – 6 лет
Категория обучающихся (дети, посещающие ДОУ/ не посещающие ДОУ) Дети, посещающие и не посещающие ДОУ
Срок реализации ОП 1 год
Год разработки ОП 2004 год
Цель ОП Формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как живом организме, воспитание художественно-эстетической культуры личности в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы «Времена года»
Задачи ОП 1. Создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и
развития художественно-творчестких способностей ребенка.
2. Расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном
и животном мире, правилах поведения в природе, существующих
в ней взаимосвязях.
3. Обобщение всех полученных знаний и их использование в практической
деятельности (игры, детские праздники, аппликация и др.).
Новизна ОП Новизной программы является её комплексная и многоаспектная направленность, позволяющая объединить знания из различных областей в единое целое.
Формы занятий
(фронтальные/указать кол-во детей/индивидуальные) групповая
Режим занятий продолжительность занятия: 30 мин.
количество занятий в неделю: 3 часа
Ожидаемые результаты К концу учебного года обучающиеся должны знать:
- животный и растительный мир своего региона и их классификацию (звери, птицы, насекомые);
- названия и последовательность времен года (зимние, весенние, летние, осенние
месяцы);
- об основных инструментах и приспособлениях для художественной
обработки бумаги: ножницы, карандаш, линейка, шаблоны, клей, кисть для клея;
- о некоторых технологических операциях по художественной обработке
бумаги и условных обозначениях этих операций: разметка с помощью шаблона и
посредством сгибания листа, складывание, гофрирование, сминание, разрывание,
вырезание прямых и фигурных линей, симметричное и асимметричное
вырезание, выполнение декоративных прорезей на центральном сгибе;
- о некоторых технологиях художественной обработки бумаги: оригами,
художественное вырезание, аппликация, художественное конструирование;
- о видах природного материала: шишки, веточки, мох, ракушки, плоды,
солома, семена, листья и др. ; о его художественных свойствах: цвет, форма,
объем, величина, характер поверхности;
- о некоторых технологических операциях по художественной обработке
природного материала: резание, скручивание, связывание, нанизывание,
приклеивание, скрепление с помощью пластилина;
- о материалах, необходимых для лепки: пластилин, тесто и др. ; их
пластических свойствах;
- о разных способах лепки: из целого куска и по частям; о приемах лепки:
скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, примазывание.
Должны уметь:
- оформлять результаты наблюдений, впечатления от экскурсий в виде творческой
работы: рисунок, аппликация, лепка и т. д. ;
- распознавать на рисунках и в природе изученные растения и известных животных;
- различать объекты живой и неживой природы;
- последовательно и вразнобой называть времена года, зимние, летние, весенние,
осенние месяцы;
- различать диких и домашних животных;
- уметь организовать свое рабочее место; выбирать и использовать инструмент,
необходимый для конкретного вида работы;
- уметь применять разные приемы работы с бумагой при создании изделий;
- уметь выполнять изделия в технике простого и модульного оригами; плоской и
рельефной аппликации из сложенной бумаги; в технике вырезанки;
художественного конструирования рельефных и объемных изделий с применением
складывания и симметричного вырезания.
- уметь выполнять изделия из природного материала с применением указанных
операций;
- уметь выполнять изделия из природного материала в технике аппликации и
художественного конструирования;
- уметь использовать пластические свойства материалов в своей работе.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Известно, что дошкольное детство – старт развития личности, во многом определяющий жизненный путь человека. Это период формирования универсальных
способностей, без которых не может состояться человек как таковой. Именно поэтому
дошкольный возраст имеет огромное значение для всего последующего развития человека.
Одной из основных задач этого возрастного этапа является развивающее, личностно- ориентированное обучение дошкольников, обеспечивающее максимальную включенность ребенка в практическую деятельность, связанную с его созидательным началом, с миром его чувств, эмоций и потребностей, ведущую к саморазвитию личности.
Программа «Времена года» по воспитанию, образованию и развитию детей дошкольного возраста является целостной и осуществляется в процессе восприятия природы, искусства и собственной художественно – творческой деятельности.
В основу программы положена идея развития личностного потенциала ребенка и его психического становления посредством художественного освоения и преобразования действительности (в том числе и самого себя). Как известно, в процессе художественной деятельности активно формируются чувства ребенка, художественный труд, нравственные качества, творческая активность.
Содержание этих программ обеспечивает целостное развитие личности ребёнка дошкольного возраста.
Учет психологических особенностей детей пятилетнего возраста диктует необходимость соблюдения обязательных условий проведения занятий:
- использование игровых методов преподавания;
- смена видов деятельности;
- положительная оценка личных достижений каждого учащегося.
Занятия построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование творческих способностей, мышления, культуры чувств.
На занятиях педагог использует различные виды игровой деятельности:
- имитационные игры и игры-упражнения с предметами;
- сюжетно-ролевые игры;
- игры-упражнения с ориентировкой на определенные достижения;
- дидактические игры, которые занимают определенное место в дошкольном обучении,
так как способствует формированию новой ведущей деятельности – учебной.
Значительное место на занятиях отводится творческим процессам: восприятию детьми произведений искусства, конструированию из бумаги, лепке, аппликации, изготовлению поделок из природного материала, выполнению творческих заданий в книжке-раскраске. Наглядная продукция, создаваемая детьми, убедительна, прежде всего, для них самих – это предметные результаты их личностного роста.
Процесс познания – творческий процесс, и задача педагога – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Таким образом, мы видим, что при обучении по программе реализуются основные дидактические принципы: гуманистичности, доступности, наглядности обучения, интеграции, развивающего обучения, прогностичности и природосообразности, сезонности.
Предлагаемые занятия рассчитаны на 5-6 летних детей и распределены по блокам: «Мы и мир вокруг нас», «Волшебница – осень», «Здравствуй, зимушка – зима!», «Весна красна», «Вот оно, какое наше лето!».
Занятия проводятся с группой детей 5-6 лет 3 раза в неделю. Продолжительность обучения – 1 год.
Количество часов в год - 72 часа (вариант 1)
Количество часов в год – 108 часов (вариант 2).
Цель программы :
формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе
как о живом организме через трудовое воспитание.
Задачи программы :
образовательные:
4. Создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и
развития художественно - творчестких способностей ребенка.
5. Расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном
и животном мире, правилах поведения в природе, существующих
в ней взаимосвязях.
6. Обобщение всех полученных знаний и их использование в практической
деятельности (игры, детские праздники, аппликация и др.).
развивающие:
1. Развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе,
бережного отношения к ней.
2. Развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательной координации.
3. Развивать эстетическое восприятие природных явлений.
воспитательные:
1. Воспитание гуманной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ней, приумножать богатство окружающего мира.
2. Воспитание самостоятельности и желания трудиться, доводить начатое дело до
конца, уважения к людям труда.
3. Воспитание любви к родной природе, эмоционально значимого отношения к
каждому времени года.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (72 часа)
Блоки программы Тематика занятий Количество часов Форма аттестация/
контроля
всего теория практика
«Мы и мир вокруг нас»
1. Вводное занятие.
2. Природа и мы.
3. Разнообразие природы.
4. Живая природа. 2
2
4
2 1
1
1
1 1
1
3
1
Наблюдение, опрос, тестирование
«Волшебница – осень»
1. Подарки осени.
2. Овощи и фрукты.
3. Удивительный мир растений.
4. Грибными дорожками.
5. Птицы нашего края.
6. Домашние животные.
2
2
2
2
2
2
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5 Наблюдение, опрос, тестирование
«Здравствуй, зимушка
– зима!»
1. Зима, явления в природе, характерные для зимы.
2. Удивительный лес.
.
3. Жизнь птиц зимой.
4. Мастерская Деда Мороза.
5. Аппликация из ватных дисков «Зима»
Плоскостная лепка «Снеговичок» 4
2
2
6
4
2 1
0.5
0.5
1
1
0.5 3
1.5
1.5
5
3
1.5 Наблюдение, опрос, тестирование
«Весна красна»
1. Весна, явления в природе, характерные для весны.
2. Лес весной. Весенние первоцветы.
3. О чем поют птицы весной
4. Мир насекомых.
5. Обитатели вод.
6. Зеленая аптека.
8. По станицам Красной книги. 3
3
2
2
2
2
2
1
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5 2
2
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5 Наблюдение, опрос, тестирование
«Вот оно, какое
наше лето».
1. Лето, явления в природе, характерные для лета.
2. Солнечные лучики.
3. Облака.
4. Итоговое занятие 4
4
4
2
1
1
1
1 3
3
3
1
Наблюдение, опрос, тестирование
Итого: 72 20 52
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (108 часов)
Блоки программы Тематика занятий Количество часов Форма аттестация/
контроля
всего теория практика
«Мы и мир вокруг нас»
1. Вводное занятие.
2. Природа и мы.
3. Разнообразие природы.
4. Живая природа. 3
3
6
3 1
1
1
1 2
2
5
2
Наблюдение, опрос, тестирование
«Волшебница – осень»
1. Подарки осени.
2. Овощи и фрукты.
3. Удивительный мир растений.
4. Грибными дорожками.
5. Птицы нашего края.
6. Домашние животные.
3
3
3
3
3
3
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2 Наблюдение, опрос, тестирование
«Здравствуй, зимушка
– зима!»
1. Зима, явления в природе, характерные для зимы.
2. Удивительный лес.
3. Как звери в лесу зимуют.
4. Жизнь птиц зимой.
5. Зимние явления в неживой природе. 6
3
6
6
6 1
1
1
1
1 5
2
6
6
6 Наблюдение, опрос, тестирование
«Весна красна»
1. Весна, явления в природе, характерные для весны.
2. Лес весной. Весенние первоцветы.
3. О чем поют птицы весной
4. Мир насекомых.
5. Обитатели вод.
6. Зеленая аптека.
7. Земля наш общий дом.
8. По станицам Красной книги. 3
6
3
3
3
3
3
3
1
2
1
1
1
1
1
1 2
4
2
2
2
2
2
2 Наблюдение, опрос, тестирование
«Вот оно, какое
наше лето».
1. Лето, явления в природе, характерные для лета.
2. Солнечные лучики.
3. Облака.
4. Итоговое занятие 6
6
6
3
1
1
1
2 5
5
5
1
Наблюдение, опрос, тестирование
Итого: 108
Содержание программы.
«Мы и мир вокруг нас»
1. Вводное занятие.
На первом занятии педагог знакомится с детьми, проводит организационную беседу, где сообщает детям о правилах поведения, о том, что необходимо иметь на занятии, знакомит с кабинетом, где будут проходить занятия.
Игра-конкурс «Давайте познакомимся».
Правила техники безопасности.
Первичная диагностика.
2. Природа и мы.
Природа: красота, значимость, многообразие, изменчивость. Объекты, созданные природой и человеком; содружество человека и природы.
Изготовление поделок из природного материала «Бабочка», «Парусник».
3. Разнообразие природы.
Неживая и живая природа.
Отличие живых объектов от неживых. Неживая природа. Атмосферные явления (дождь, снег, ветер, гроза и т. д Природные материалы (дерево, глина, камень,
их свойства и качества.
Выполнение задания в книжке-раскраске: «Что здесь лишнее?». Изготовление поделок из природного материала «Ёжик», «Леший».
4. Живая природа.
Животный мир: звери, рыбы, птицы, насекомые; особенности их внешнего вида. Животные нашей местности.
Выполнение задания в книжке-раскраске: «Животные нашей местности». Работа с пластилином «Животные леса».
«Волшебница – осень»
1. Подарки осени.
Явления осенней природы; красота этого времени года. Осенние месяцы.
Осень – время сбора урожая овощей, фруктов.
Коллективная работа – объемная аппликация «Золотая осень».
2. Овощи и фрукты.
Фрукты и овощи: названия, форма, цвет, запах, твердость (мягкость); объединение
плодов по сходному признаку.
Различие между овощами и фруктами.
Выполнение задания в книжке-раскраске: раскрашивание изображений овощей и фруктов.
Аппликация «Дары осени».
3. Удивительный мир растений.
Дикорастущие, культурные растения; раскрашивание их изображений, рисование.
Панно из бумаги «Осень».
5. Путешествие в «Грибное царство».
Съедобные и несъедобные грибы.
Выполнение задания в книжке-раскраске: «Найди, что лишнее.»
Работа с пластилином «Грибная полянка»; «Белый гриб - боровик»
6. Птицы родного края.
Птицы своей области.
Выполнение заданий в книжке-раскраске: раскрашивание изображений дятла;
Оригами «Птица».
7. Домашние животные.
Домашние животные: коровы, лошади, козы, овцы, утки, свиньи, кошки, собаки и т. д.
Выполнение заданий в книжке-раскраске: «Найди и соедини стрелками пары домашних животных и их детенышей. Раскрась изображение домашних животных и их детенышей».
Работа с пластилином «Любимое домашнее животное».
«Здравствуй, зимушка – зима!»
1. Зима, явления в природе, характерные для зимы.
Зимние месяцы, признаки зимы (самые короткие дни и самые длинные ночи; много
снега, деревья стоят голые; изменение образа жизни животных, птиц, насекомых).
Аппликация из бумаги «Зима полна серебра».
2. Удивительный лес.
Зимний лес и его обитатели.
Ель и сосна: сравнение, различие и сходство.
Мастерская «Деда Мороза» Изготовление новогодних сувениров.
3. Как звери в лесу зимуют.
Жизнь диких животных (волк, заяц, лиса, медведь, белка, еж) в лесу зимой.
Пластилинография «Дикие животные»
Изготовление сувенира из шишек.
4. Жизнь птиц зимой.
Зимующие птицы (дятел, снегирь, синица, сорока и др.). Жизнь зимующих птиц.
Пластилинография «Снегири». Обрывная аппликация «Дятел».
5. Зимние явления в неживой природе. Аппликация из ватных дисков «Зима в городе»
Плоскостная лепка «Снеговичок». Аппликация «Объемная снежинка»
«Весна красна»
1. Весна, явления в природе, характерные для весны.
Поделка из бумаги «Бабочка». Аппликация «Яблоня»
2. Лес весной. Весенние первоцветы.
Лес и жизнь его обитателей весной. Весенние лесные первоцветы
Выполнение заданий в книжке-раскраске: «Раскрась цветы, которые цветут весной». Аппликация из бумаги «Весенние цветы». Аппликация «Ландыши»
3. О чем поют птицы весной.
Перелетные птицы, их жизнь в весенний период.
Выполнение задания в книжке-раскраске.
Обрывная аппликация «Соловей».
4. Мир насекомых. Насекомые области. Особенности внешнего вида и жизненные проявления насекомых.
Выполнение задания в книжке-раскраске: «Выбери и раскрась насекомых».
Поделка из бумаги «Улитка». Мозаика из пластилина «Стрекоза»
5. Обитатели вод. Рыбы, обитающие в реках области.
Внешний вид рыб (форма тела, чешуя, окраска; особенности органов, расположенных на голове; хвост и плавники).
Панно «Аквариум». Пластилинография «Золотая рыба»
6. Зеленая аптека.
Лекарственные растения, взаимосвязь растительного мира и человека.
Изготовление панно «Мир лекарственных растений».
7. Земля – наш общий дом.
Земля – общий дом для всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком. Необходимо беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.
Путешествие в страну цветов: аппликация «Весенний букет».
8. По страницам Красной книги.
Красная книга: редкие животные и растения. Для чего нужна Красная книга? Охрана природы.
Поделка из бумаги «Васильки». Пластилинография «Животные из Красной книги»
«Вот оно, какое наше лето»
1. Лето, явления в природе, характерные для лета.
Пластилинография «Мы на лужок ходили, мы лужок лепили». Аппликация «Одуванчики»
2. Солнечные лучики.
Солнце – это большая горячая звезда; солнце – источник света и тепла. Роль солнца в жизни растений, животных, человека.
Пластилинография «Космические дали»
3. Облака.
Круговорот воды в природе, формирование облаков.
Аппликация «Волшебное превращение «Капитошки» Поделка из бумаги «Осьминожка» Итоговая диагностика.
4. Итоговое занятие - праздник. Подведение итогов работы за год.
Методическое обеспечение программы :
№п/п Наименование
1. Методы, формы, технологии обучения. Праздники, викторины, экскурсии, наблюдения, беседы с использованием иллюстративного и раздаточного материала, слайдов, диафильмов, видеофильмов; игры (подвижные, дидактические: головоломки «Третий лишний», «Кто это, что это?»; игры-состязания «Кто больше назовет. ?», «Кто быстрее?»; сюжетно-ролевые»)
Литература:
1. Н. М. Конышева «Чудесная мастерская» Ассоциация XXI век АО «Московские учебники и Картолитография», 2000 год;
2. Е. Г. Лебедева «Простые поделки из бумаги и пластилина» Москва Айрис Пресс, 2009 год;
3. И. А. Лыкова «Лесные поделки» ООО «Карапуз - дидактика», 2007 год;
4. И. А. Лыкова «Лепим с мамой» Азбука лепки ООО «Карапуз - дидактика», 2007 год;
5. Технологическая карта:И. А. Лыкова «Аппликация из листьев» Осенние картины;
6. Учебно-методический комплекс «Растительный и животный мир» Издательство «Экзамен», 2009 год.