Альбина Гарифуллина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Домисолька»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка.
Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях хореографией дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Темочки:
Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к хореографии, то есть раздел «Ритмические движения» является лишь частью программы музыкального воспитания. В связи с этим и возникла потребность создать программу по хореографии, где танцевальное искусство охватывается в широком диапазоне, тщательно отбирая из всего арсенала хореографического искусства то, что доступно детям старшего дошкольного возраста.
Программа танцевального кружка «Домисолька» (далее – Программа) предназначена для обучения хореографии 10 воспитанников подготовительной к школе группы.
Программа разработана в соответствии с документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»,
- Постановлением Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»,
- Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Куженерский детский сад №1 «Красная шапочка».
Программа составлена на базе основной образовательной программы МБДОУ «Куженерский детский сад №1 «Красная шапочка» в соответствии с методическим пособием М. А. Васильевой «Музыкальное воспитание в детском саду».
Программа составлена воспитателем Гарифуллиной А. С. и рассчитана на 1 учебный год.
2. Цель и задачи программы.
Цель: Формирование и развитие возможностей и творческих способностей детей посредством хореографии. С помощью искусства танца приобщение учащихся к миру прекрасного, развитие их художественного вкуса.
Задачи:
Образовательные:
• Обучить детей танцевальным движениям.
• Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.
• Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
• Формировать умение ориентироваться в пространстве.
• Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
Воспитательные:
• Развивать у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
• Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.
• Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
Развивающие:
• Развивать творческие способности детей.
• Развить музыкальный слух и чувство ритма.
• Развить воображение, фантазию.
Оздоровительные:
• Укреплять здоровье детей.
3. Планируемые результаты освоения Программы
К концу года обучения дети должны знать правила правильной постановки корпуса, основные положения рук, позиции ног. Должны уметь пройти правильно в такт музыки, сохраняя красивую осанку, иметь навык легкого шага с носка на пятку, чувствовать характер музыки и передавать его танцевальными движениями, правильно исполнять программные танцы.
Участники кружка за один год обучения должны приобрести не только танцевальные знания и навыки, но и научиться трудиться, уметь вести себя в коллективе, сочувствовать, сопереживать другим людям, добиваться высоких результатов. В течение года у воспитанников развивается музыкальный слух и чувства ритма, воображение, фантазия, постепенно укрепляется здоровье.
Результат отслеживается в участии в мероприятиях детского сада, в концертах, фестивалях, конкурсах.
4. Содержание программы.
4.1. Этапы процесса обучения
Целостный процесс обучения танцам можно условно разделить на три этапа:
Начальный этап — обучению упражнению (отдельному движению);
Этап углубленного разучивания упражнения;
Этап закрепления и совершенствования упражнения.
Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, подражая педагогу.
Название упражнений, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей.
Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка.
При обучении несложным упражнениям (например, основные движения руками, ногами, головой, туловищем, простейшие прыжки и др.) начальный этап обучения может закончиться уже на первых попытках. При обучении сложным движениям (например, разнонаправленные движения руками, ногами, головой в упражнениях танцевального характера) педагог должен выбрать наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего формирования представления о технической основе упражнения. Если упражнение можно разделить на составные части, целесообразно применять расчлененный метод. Например: изучить сначала движение только ногами, затем руками, далее соединить эти движения вместе и только после этого продолжить дальнейшее обучение упражнению.
Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нём.
Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения, усовершенствования ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.
Главным условием обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения. Количество повторений в занятии увеличивается, по сравнению с предыдущим этапом. На этапе углубленного разучивания дети приобретают некоторый опыт в исполнении движений по показу педагога и запоминают несколько композиций. Все это способствует развитию у детей самостоятельно выполнять выученные упражнения в целом.
Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его к творческому самовыражению в движении под музыку.
Задача педагога на этом этапе состоит не только в закреплении двигательного навыка у детей, но и в создании условий для формирования движений более высокого уровня, выполнение которых можно было бы использовать в комбинации с другими упражнениями.
На этом этапе необходимо совершенствовать качество исполнения упражнений и формировать у детей индивидуальный стиль.
Этап совершенствования упражнений можно считать завершенным лишь только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Только после этого данное упражнение можно применить с другими, ранее изученными упражнениями, в различных комбинациях, комплексах и танцах.
На занятиях хореографией подбор упражнений соответствует возможности и подготовленности детей.
В процессе изучения курса дети знакомятся с основами танцевального искусства, осваивают репертуар, показывают свое мастерство на детских праздниках и концертах.
Главным возбудителем фантазии ребёнка является музыка. Поэтому музыкальный материал подбирается особенно тщательно, по следующим принципам:
— соответствие возрасту;
— художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;
— моторный характер музыкального произведения, побуждающий к движениям;
— разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки, детских песен, музыки из мультфильмов.
На основе подобранного музыкального материала создается танцевальный репертуар.
Важно, чтобы в процессе занятий по хореографии, приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а развивало музыкально-танцевальные и общие способности, творчество, формировало основы духовной культуры детей.
4.2. Структура занятия
Занятие состоит из подготовительной (вводной, основной и заключительной частей.
Вводную часть составляют упражнения и движения динамического характера, воздействующие на весь организм: ходьба, бег, прыжки. Затем следует основная часть, в которой реализуются задачи этапов обучения. Третья часть занятия — музыкально-ритмическая – наиболее динамична. Здесь включены танцевальные движения, творческие задания, танцевальные композиции, хороводы, задания на построение и перестроение. В этой части задания дети самостоятельно могут создавать музыкальные образы.
Упражнения распределяются с учётом возрастания физиологической нагрузки в основной части занятия: в подготовительной части объединяются упражнения простые по координации, малые по амплитуде и выполняемые в медленном умеренном темпе; постепенное увеличение этих параметров движения и темпа приводит к усилению нагрузки в основной части; в заключительной части нагрузка постепенно снижается.
Музыка на занятии доступна восприятию ребёнка. Используются детские песни, песни из мультфильмов, народные, эстрадные и классические произведения.
Музыкальные стили и темп на протяжении занятия меняются, но основной темп – умеренный.
Режим занятий.
Занятия проводятся во второй половине один раз в неделю в течение 30 минут.
Основные части Основные задачи Основные средства Методические особенности
Подготовительная Организация группы; повышение внимания и эмоционального состояния; умеренное разогревание организма Строевые упражнения; различные формы ходьбы и бега; несложные прыжки;
короткие танцевальные комбинации, состоящие из освоенных ранее элементов; упражнения на связь с музыкой и др. Продолжительность подготовительной части определяется задачами и содержанием занятия, составом занимающихся и уровнем их подготовки. На эту часть отводится примерно 10-15% общего времени занятия.
Основная Развитие и совершенствование основных физических качеств; формирование правильной осанки; воспитание творческой активности; изучение, и совершенствование движений танцев и его элементов; отработка композиций Упражнения на силу, растягивание и расслабление; хореографические упражнения; элементы современного ритмического танца; танцевальные композиции; постановочная работа. На данную часть занятия отводится примерно 75-85% общего времени. Порядок решения двигательных задач в этой части строится с учетом динамики работоспособности детей. Разучивание и корректировка новых движений происходит в начале основной части, в конце – отработка знакомого материала.
Заключительная Постепенное снижение нагрузки; краткий анализ. Спокойные танцевальные шаги и движения. На эту часть отводится 5-10% общего времени.
5. Формы реализации программы.
1. Массовая - занятия проводятся со всем танцевальным коллективом.
2. Групповая – занятия проводятся по группам с использованием дифференцированного подхода.
3. Индивидуальная – занятия проводятся с учетом возрастных и личностных особенностей.
Формы занятий:
-традиционное занятие
-комбинированное занятие
-практическое занятие
-игра
-репетиция
-открытый урок
-концерт.
6. Методы реализации программы.
1. Наблюдение – помогает получить на занятиях конкретный фактический материал по предмету или объекту наблюдения, выявить пассивных и активных детей, а также успешность усвоения новых знаний;
2. Беседа – применяется при индивидуальной, групповой работе и работе с родителями как консультирование;
3. Рассказ – используется при сообщении общих и новых знаний по хореографии;
4. Объяснение – применяется на каждом занятии, особенно при знакомстве с новыми движениями;
5. Наглядное демонстрирование – непосредственный показ педагогом новых элементов и движений для дальнейшего изучения с детьми.
6. Анкетирование – сбор необходимой информации о мотивации к занятиям, родителях, семье с целью дальнейшего планирования воспитательной и учебной деятельности.
7. Видео метод - просмотр видеоматериала о хореографическом искусстве, обучение на основе видеоматериала народной, классической и современной хореографии.
7. Условия реализации программы.
• Личностное общение педагога с ребенком;
• Правильное покрытие пола – деревянное либо ковровое покрытие;
• Иметь свободный доступ к воде.
• Каждый ребенок должен иметь обязательную одежду и обувь для занятия;
• Атрибуты, наглядные пособия;
• Зал предварительно проветривать и проводить влажную уборку.
Музыкальный зал • Пианино
• Музыкальный центр
• Детские музыкальные инструменты
• Мультимедийное оборудование
• Подборка музыкальных произведений
• Методическая литература
• Дидактические игры
• Игрушки
• Детские и взрослые костюмы
Список литературы.
1. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
2. М. А. Васильева. «Музыкальное воспитание в детском саду». – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
3. Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. – М. : Гном-Пресс, 2000 г. – 64 с.
4. О. П. Радынова. «Музыкальные шедевры». – М. : 1997.
5. В. И. Шестакова «Праздники развлечения» - М. : Издательство «Музыка», 2004.
6. Облап С. М. Мастерство хореографа. Курс лекций. Учебно-методическое пособие для средних специальных и высших учебных заведений культуры, искусств и дополнительного образования. – Томск, 2012. – 152 с.
7. Никитин В. Ю. Мастерство хореографа в современном танце. Учебное пособие. М. : ГИТИС, 2011. - 472 с.
8. Адеева Л. М. Пластика. Ритм. Гармония. Самостоятельная работа учащихся для приобретения хореографических навыков. Учебное пособие. - СПб. : "Композитор", 2010. - 52 с.
9. Козлов Н. И. Пластическая выразительность как один из определяющих компонентов в создании художественного образа. - СПб. : «Композитор», 2010. - 20 с.
10. Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. – М. : Гном-Пресс, 2000 г. – 64 с.
11. Андерсон Б. Растяжка для каждого/ Пер. с англ. О. Г. Белошеев. М. : ООО «Попурри», 2002 г. – 224 с.
12. Коркин В. П. Акробатика. — М. : Физкультура и спорт, 1983.— 127 с.
13. А. И. Рябчиков. Словарь терминов гимнастики и основ хореографии. М. : Детство-Пресс, 2009 г. – 288 с.
14. Казакова Т. Н. Технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении. – М. : Чистые пруды, 2007г. Вып. 4(16).