Аптасова Алёна
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселая ритмика»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
«Веселая ритмика»
художественно – эстетической направленности
возраст обучающихся - 2 –3 года, срок реализации – 1 год
Пояснительная записка
Все мы откликаемся на музыку, которая окружает нас с самого рождения, ощущаем на себе способность регулировать настроение, улучшает самочувствие. Как это происходит - определенно сказать не может, но влияние музыки на формирование основ гармоничной личности, духовного мира человека неоспоримо. Все дети от природы музыкальны, ведь мелодический слух формируется у человека еще до рождения. Не случайно голосовые проявления у младенца характеризуют как певучее гуление, вокализации, трели. В литературе описаны случаи, когда трех- четырехмесячные малыши точно интонировали мелодию, которую пела им мать. Но для того, чтобы врожденные задатки развивались, нужно приобщать ребенка к миру музыки с первых дней жизни.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Веселая ритмика“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
В настоящее время вопросы воспитания и развития детей в раннем возрасте привлекают внимание специалистов. Врачи, педагоги, психологи, музыканты, каждый в своей области исследуют развитие маленького ребенка в первые годы его жизни. Имеющиеся данные говорят о больших потенциальных возможностях ребенка. И именно в области музыкального развития встречаются примеры музыкального развития встречаются примеры раннего проявления музыкальности.
С первых дней жизни ребенок получает ряд впечатлений, среди которых и есть музыкальные. Это прежде всего голос матери с убаюкивающими или оживленными интонациями, звуки детских музыкальных игрушек. Музыка обладает свойствами вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех получаемых впечатлений, отличает от шума, сосредотачивает на ней свое внимание, оживляется, прислушивается, радуется, иногда рано начинает подпевать подражая взрослому.
Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то естественно необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.
Актуальность. Образовательная деятельность проводится в групповых занятиях. Ведущей деятельностью ребёнка данного возраста является игровая деятельность. Игры создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, а музыкальные игры способствуют многогранному развитию личности ребёнка. Пение, движение, слушание и театрализация песни побуждают в ребёнке социальные, творческие, эмоциональные способности, которые готовят его к жизненным требованиям, в том числе школьным. Занятия в группе создают особую атмосферу, в которой развивается доверие, самостоятельность, инициатива,
Отличительные особенности программы (интеграция, преемственность, сетевое взаимодействие, какие технологии используются. В предлагаемой работе музыкальное развитие является не только целью, но и средством общего музыкального развития детей младшего возраста.
Новизной кружковой работы является также сочетание традиционных подходов и использование современных технологических средств обучения. Обеспеченность практическим материалом (аудио, видео) позволяет целенаправленно заниматься комплексным музыкальным и общим развитием ребенка.
Адресат программы. Кружок рассчитан на детей 2-3 лет.
Режим занятий- 1 раз в две недели, по вторникам, длительность занятия –15 минут
Объем программы. Общий объём – 16 занятий в год, 4ч. в год.
Формы организации: кружковая
Формы проведения занятийигровое занятие, ритмическая гимнастика, сюжетное занятие.
Срок освоения–1 год.
Цель: успешная социальная адаптация ребенка раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
Задачи:
-укрепление положительного эмоционального контакта между взрослым и малышом.
- развитие двигательных навыков, мелкой и крупной моторики, умения ориентироваться в пространстве, координации движений.
- развитие чувств ритма и музыкальности
-развитие артикуляционного аппарата
Планируемые результаты
УМЕЕТ выполнять правильные движения пальчиками, в то время, когда поет взрослый или под фонограмму.
УМЕЕТ двигаться в такт с музыкой
УМЕЕТ подпевать легкие песенки.
УМЕЕТ выражать радость при встрече со знакомыми взрослыми и детьми, с удовольствием играет вместе с ними.
Содержание программы
№ тема Количество часов Форма организации Форма контроля
всего теория практика
1 «Зонтик» 1 0,25 0,75 занятие Творческая работа
2 «У зайчика в гостях» 1 0,25 0,75 занятие Творческая работа
3 «Паровоз» 1 0,25 0,75 занятие Творческая работа
4 «Птички –невелички» 1 0,25 0,75 занятие Выставка
5 «Домики» 1 0,25 0,75 занятие Заседание клуба «Играем с мамой»
6 «Кто в лесу живет» 1 0,25 0,75 занятие Выставка
7 «Зимушка-зима» 1 0,25 0,75 занятие Творческая работа
8 «День рождения матрешки» 1 0,25 0,75 занятие Выставка
9 «Цветные тарелочки» 1 0,25 0,75 занятие Творческая работа
10 «Новая квартира» 1 0,25 0,75 занятие Заседание клуба «Играем с мамой»
11 «Цветы к 8 марта» 1 0,25 0,75 занятие Выставка
12 «Машина» 1 0,25 0,75 занятие Творческая работа
13 «Весенняя капель» 1 0,25 0,75 занятие Творческая работа
14 «Цветочная полянка» 1 0,25 0,75 занятие Выставка
15 «Весенний дождик» 1 0,25 0,75 занятие Заседание луба «Играем с мамой»
16 «Лучики солнышка» 1 0,25 0,75 занятие Развлечение
Комплексно- тематический план
№ Месяц Тема
занятия Цели,
задачи Методы и
приемы
1
Октябрь «Зонтик» формировать умение находить такой же по цвету предмет, соотносить желтые и красные квадраты по цвету; учить различать большие и маленькие предметы. - Игра с движениями
- Обучающая игра
- Работа по образцу
- Подвижная игра
- Пальчиковая гимнастика
2 «У зайчика в гостях» развитие восприятия, формирование умения соотносить движения с текстом, воспитывать эмоциональную отзывчивость, учить накладывать зеленые круги на зеленые окружности, а красные круги на красные окружности, учить различать помидор и капусту. - Игра с движениями
- Обучающая игра
- Работа по образцу
- Подвижная игра
- Пальчиковая гимнастика
3
Ноябрь «Паровоз» учить сортировать шишки и орехи, строить из кубиков паровоз, воспитывать эмоциональную отзывчивость, формировать умение соотносить круги и квадраты. - Игра с движениями
- Обучающая игра
- Работа по образцу
- Подвижная игра
- Пальчиковая гимнастика
4 «Птички –невелички» Формировать умение группировать предметы по определенному признаку; развивать умение работать по образцу; формировать игровые навыки - Игра с движениями
- Обучающая игра
- Работа по образцу
- Подвижная игра
- Пальчиковая гимнастика
5
Декабрь «Домики» Учить группировать предметы по определенному признаку – «зверушка, не зверушка»; формировать понятия «маленький» и «большой», развивать основные движения и умение быстро передвигаться. - Игра с движениями
- Обучающая игра
- Работа по образцу
- Подвижная игра
- Пальчиковая гимнастика
6 «Кто в лесу живет» Формировать представление о диких животных, учить соотносить животных с их детенышами;
Развивать наглядно-действенное мышление; способствовать развитию слаженных движений. - Игра с движениями
- Обучающая игра
- Работа по образцу
- Подвижная игра
- Пальчиковая гимнастика
7
Январь «Зимушка-зима» Учить группировать предметы по форме; формировать элементарные пространственные отношения; различать музыкальные инструменты – бубен и погремушку, развивать слуховое восприятие. - Игра с движениями
- Обучающая игра
- Работа по образцу
- Подвижная игра
- Пальчиковая гимнастика
8 «День рождения матрешки» Формировать умение выкладывать узор способом наложения; развивать зрительное восприятие и мышление; учить детей подражать звукам животных.
- Игра с движениями
- Обучающая игра
- Работа по образцу
- Подвижная игра
- Пальчиковая гимнастика
9
Февраль «Цветные тарелочки» Учить детей накрывать на стол; упражнять в умении соотносить посуду по цвету; формировать умение следовать инструкции. - Игра с движениями
- Обучающая игра
- Работа по образцу
- Подвижная игра
- Пальчиковая гимнастика
10 «Новая квартира» Формировать элементарные пространственные отношения; учить детей строить мебель по образцу из строительного материала; развивать быстроту и ловкость реакции. - Игра с движениями
- Обучающая игра
- Работа по образцу
- Подвижная игра
- Пальчиковая гимнастика
11
Март «Цветы к 8 марта» Учить детей соотносить плоскостные картинки с объемными; развивать цветовое восприятие, внимание, мышление; формировать элементарные пространственные отношения. - Игра с движениями
- Обучающая игра
- Работа по образцу
- Подвижная игра
- Пальчиковая гимнастика
12 «Машина» Формировать у детей представления о транспорте; развивать предметно-действенное мышление; учить детей преодолевать препятствия. - Игра с движениями
- Обучающая игра
- Работа по образцу
- Подвижная игра
- Пальчиковая гимнастика
13
Апрель «Весенняя капель» Учить находить предмет по характерным признакам, развивать наблюдательность, восприятие, находчивость; развивать умение подражать животным. - Игра с движениями
- Обучающая игра
- Работа по образцу
- Подвижная игра
- Пальчиковая гимнастика
14 «Цветочная полянка» Формировать умение отгадывать простые загадки, продолжать учить соотносить элементы для выкладывания с образцом; развивать быстроту реакции и ловкость. - Игра с движениями
- Обучающая игра
- Работа по образцу
- Подвижная игра
- Пальчиковая гимнастика
15
Май «Весенний дождик» Развивать восприятие, внимание, связную речь; учить детей рисовать прямые линии; формировать умение правильно держать карандаш; учить преодолевать препятствия. - Игра с движениями
- Обучающая игра
- Работа по образцу
- Подвижная игра
- Пальчиковая гимнастика
16 «В гостях у солнышка» Учить детей соотносить игрушку по размеру; упражнять детей в умении прикреплять прищепку к кругу; развивать мелкую моторику. Восприятие; воспитывать произвольность поведения. - Игра с движениями
- Обучающая игра
- Работа по образцу
- Подвижная игра
- Пальчиковая гимнастика
Календарный учебный график
Количество учебных недель и дней-38
Продолжительность каникул- с 9.01-12.01
Сроки контроля – декабрь, май.
Праздничные дни –
Год обучения Учебный год с 1.09.2017г. – по 31.08.2018г.
1- год октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
недели
обучения 2.10-6.10
16.10-20.10 6.11-10.11
20.11-24.11 4.12-8.12
18.12-22.12 15.01-19.01
29.01-2.02 5.02-9.02
19.02-23.01 5.03-7.03
19.03-23.03 2.04-6.04
16.04-20.04 14.05-18.05
28.05-1.06.
Каникулы
Празднич-
ные дни
Контроль
(диагностика) 11.12-15.11 28.05-1.06.
Учебный базисный план
№ п/п Виды, формы деятельности Количество часов за учебный год
1. Игра с движениями 45 мин
2. Обучающая игра 1час
3. Работа по образцу 1час
4. Подвижная игра 45 мин
5. Пальчиковая гимнастика 30 мин
Итого: 4 часа
Сетка занятий
1, 3 неделя месяца - вторник
Формы контроля
Выставка
Творческая работа
Оценочные материалы
Ф. И. ребенка
Эмоционально отзывчивый
Умение двигаться в такт с музыкой
Умение подпевать легкие песенки
(слоги и слова)
Умение правильно выполнять движения пальчиками
(по показу воспитатели или под фонограмму)
Используемые технологии
Основной метод обучения - игровое обучение. Игра на занятиях – ключевое слово. Педагог создает на уроке игровые ситуации, которые мотивируют ребенка на выполнение тех или иных заданий. Элементы театрализации (исполнение роли бабочек, жуков, поросят и т. д.) делают занятие более ярким, эмоционально насыщенным.
Наглядный метод обучения реализуется на занятии посредством демонстрации всевозможных картинок, карточек, игрушек, наглядного дидактического материала.
Каждое занятия сопровождается музыкой. Это пение несложных песенок-попевок, элементарное музицирование (игра на шумовых инструментах, движения под музыку, вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, пляски. Также используются элементы театрализации и пальчиковые упражнения-песенки.
Содержание работы:
Каждое занятие проходит по одной и той же структуре: игра с движениями, та которой закончилось предыдущее занятие, обучающая игра, пальчиковая гимнастика, работа по образцу, подвижная игра и новая игра с движениями, с которой начнется следующее занятие.
Игра с движениями направлена на развитие у детей умений слушать и понимать текст, а также выполнять движения в соответствии с текстом, косвенно игра с движениями выполняет функцию ритуала – начала и конца занятия;
Обучающая игра способствует развитию у детей познавательного интереса, зрительного и слухового восприятия и памяти;
Пальчиковая гимнастика подобрана в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста, ее основная цель – развитие мелкой моторики и координации движений;
Работа по образцу развивает предметно - действенное мышление, на ее основе ребенок учится соотносить основные и геометрические формы;
Подвижная игра способствует развитию основных движений, общей моторики, формирует быстроту реакции и произвольность поведения.
Условия реализации программы
За основу программы взята методика Екатерины и Сергея Железновых «Музыка с мамой» специально созданной для занятий с малышами 3-5 лет. Занятия проходят в групповой комнате. Оборудование: ноутбук, проигрыватель, проектор, колонки,аудио диски, музыкальные и шумовые инструменты, авторские наглядные пособия.
Список литературы
1. А. И. Буренина «Ритмическая мозаика». _ М, Просвещение 2012г
2. П. П. Буцинская «Общеразвивающие упражнения в детском саду»-М. ; Просвещение, 1990 г.
3. Т. Т. Роттерс «Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика»-М. ; Просвещение, 1989 г.
4. С. И. Бекина «Музыка и движение»-М. ; Просвещение,1983г.
5. Сацко Т. Н., Буренина А. И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. - СПб., 2001. - 120 с.