светлана мурадова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по сенсорике «Занимательная сенсорика»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст детей: 3-4 года
Срок реализации: 1 год
АВТОР:
Мурадова Светлана Владимировна
Воспитатель
МБДОУ детский сад №4
г. Рассказово
Краткая информационная справка.
Автор: Мурадова Светлана Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад №4 г. Рассказово.
Рецензент: Атаманова Ольга Юрьевна, заместитель заведующей по ВМР МБДОУ детский сад №4 г. Рассказово.
Информация о программе : «Занимательная сенсорика»
Тип программы — модифицированный
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по сенсорике „Занимательная сенсорика“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Направление деятельности — воспитание сенсорной культуры ребенка
Уровень освоения — долгосрочный (1 год)
Возрастной диапазон — младший дошкольный возраст 3-4 года.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
В соответствии с действующим федеральным государственным об-разовательным стандартом в программе нового поколения «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Василье-вой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педаго-га на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно пред-ставлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка от рождения до школы. Отдельным разделом в содержании обра-зовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», ко-торое направлено на формирование у детей всех возрастных групп позна-вательных интересов и на их интеллектуальное развитие.
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и форми-рование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается позна-ние.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физиче-ского и психического развития детей. В этом возрасте при соответствую-щих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, со-вершенствование движений. Начинают формироваться нравственные каче-ства, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребен-ка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаи-модействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. ви-дов памяти.
Таким образом, актуальность заключается в том, что познание чело-веком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б. Г. Ана-ньев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Пояснительная записка
Перспективное планирование по играм-занятиям с дидактическим ма-териалом для детей раннего возраста разработано в «В соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандар-том (в программе нового поколения «От рождения до школы» под редак-цией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой допущенной Мини-стерством образования и науки РФ.
Необходимость написания перспективного планирования обусловлена созданием системы работы по развитию умственной деятельности детей, обогащению их сенсорного опыта, развитию мелкой моторики пальцев рук.
В течение учебного года в планировании возможны незначительные изменения и дополнения.
Цель: развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, вос-приятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
• Сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение вос-принимать и представлять предметы и явления, способствующие со-вершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное, характерное (признаки, каче-ства).
• Учить применять полученные знания в практической и познава-тельной деятельности.
• Развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).
Методы:
• Игровой метод (дидактические игры).
• Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предме-тов).
• Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы организации деятельности:
• групповая;
• подгрупповая;
Содержание программы :
В содержании программы комплексные занятия для детей 3-4 лет, включающие задания на развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, вели-чине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
Курс программы включает 72 занятия, каждое из которых рассчитано на 15 - 20 минут с периодичностью 2 раза в неделю с сентября по май.
Каждое занятие начинается с ритуала приветствия, который способен вызвать интерес, создать соответствующий психологический настрой. Да-лее следуют комплексы заданий, упражнений, развивающие игры.
Учебно – тематическое планирование занятий
Дата Игры - занятия Цель Цель Образователь-ные области
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
№ 1.
«В гостях у Осени»
№ 2 «Волшебная коробочка»
№3 «Шнуровка»
№4 «Воздушные шары»
№5 «Кошка»
№6 «Кошки-мышки»
№7 «В осеннем ле-су»
№8 «Волк и козля-та» Цель: Цель: закрепить основные цвета спектра, название геометрических фигур;
Цель: формировать восприятие цвета, формы, ве-личины предметов.
Цель: развитие мелкой моторики руки, утонче-ния движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, ко-ординации и последовательности действий.
Цель: познакомить детей с шестью цветами пу-тем подбора по образцу.
Цель: формировать представление о величине: большой, маленький.
Цель: закреплять представления о шести цветах
Цель: развивать зрительное и слуховое внима-ние; двигательную и тактильную память; уста-навливать причинно-следственные связи.
Цель: совершенствовать общую и мелкую мото-рику; расширять словарный запас, понимать значение антонимов «тонкий—толстый» (голос); подбирать нужное по смыслу слово. • Познание (ФЭМП)
• Речевое развитие
• Социально-коммуни-кативное
• Познание (ФЭМП)
• Речевое развитие
• Социально-коммуни-кативное
• Познание (Конструи-рование)
• Познание
• Художе-ственно-эстетиче-ское твор-чество
• Речевое развитие
• Социально-коммуни-кативное
• Физическая культура
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
№ 1 «Игрушки»
№ 2 «Солнечный круг»
№3 «Полянка»
№4 «Поможем ко-лобку»
№5 «Заколдован-ный лес»
№6 «Лебедушка»
№7 «Зоопарк»
№8 «В цирке» Цель: Продолжать учить детей различать и называть цвета: красный, синий, зеленый, жел-тый, черный, белый; воспринимать и различать оттенки.
Цель: Ознакомление детей с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник). Учить подбирать предметы, ориентируясь на цвет, по показу и по словесному обозначению.
Цель: Закреплять знание у детей цвета и формы. Развивать воображение, память, образное мыш-ление.
Цель: Воспитывать любознательность, расши-рять опыт ориентировки в окружающем, обога-щая детей разнообразными сенсорными впечат-лениями
Цели: Учить группировать предметы по цвету.
Устанавливать тождества и различия цвета од-нородных предметов.
Учить понимать слова «цвет», «такой», «не та-кой», «разные».
Цель: дать детям представление о том, что цвет – признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения.
Цель: продолжать развивать слуховую и зри-тельную память, мышление, воображение, уста-навливать причинно-следственные связи.
Цель: совершенствовать мелкую и общую мо-торику; расширять активный словарь за счет прилагательных-антонимов, обозначающих эмо-циональные состояния (веселый — грустный, злой — добрый).
• Художе-ственно-эстетическое творчество
• Физическая культура
• Речевое раз-витие
• Социально-коммуника-тивное
• Познание (ФЭМП)
• Коммуника-ция
• Социализа-ция
• Физическая культура
• Художе-ственная ли-тература
Н
О
Я
Б
Р
Ь
№ 1 «Протолкни предмет»
№ 2 «Как Миша и Мишутка подру-жились»
№3 «Живое доми-но»
№4 «Подбери чаш-ку к блюдцу»
№5 «Окраска во-ды»
№6 «Осеннее кафе»
№7 «Какие бывают фигуры?»
№8 «Три квадрата» Цель. Учить детей обращать внимание на форму предметов, учитывать это свойство при выполне-нии элементарных действий с игрушками.
Цель: Обогащать представления детей об окру-жающем мире, о разных литературных жанрах (загадки, стихи, песенки, потешки, активизиро-вать словарь.
Цель: Учить детей ориентироваться в основных цветах спектра, форме и размере;
Цель: учить сопоставлять и сравнивать предме-ты по цвету, форме и размеру.
Цель: формировать у детей представление о раз-ных оттенках по светлоте.
Цель: Учить детей определять овощи на вкус, развивать вкусовое восприятие.
Цель: Закрепить у детей две формы: круг и квад-рат.
Цель: Научить детей соотносить по величине три предмета; развивать слуховое восприятие.
• Познание (Окр. мир)
• Познание (ФЭМП)
• Художе-ственно-эстетиче-ское твор-чество
• Физическая культура
• Художе-ственная литература
• Речевое развитие
• Социально-коммуни-кативное
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
№ 1 «Зима при-шла»
№2 «У кого какая шуба?»
№3 «У кормушки»
№ 4 «Ёлка в гости к нам пришла»
№5 «Праздник в группе»
№6 «Бусы»
№7 «Что лежит в мешке Деда Моро-за?»
№8 «Заблудились в лесу» Цель: активизация познавательной, речевой и изобразительной деятельности детей, закрепле-ние знаний, умений и навыков о зиме;
Цель: закрепление знаний о предметах одежды, ее назначении; активизация словаря; формиро-вание заинтересованного отношения к рисова-нию;
Цель: закрепление приемов рисования; развитие чувства доброты, желание заботиться о птицах; развитие интереса к участию в игровых импрови-зациях.
Цель: Развивать умения детей располагать при-щепки определенного цвета, используя дидак-тическую игру: «Укрась елочку».
Цель: Учить детей рисовать пальцами, исполь-зуя гуашь определенного цвета. Продолжать совершенствовать умение детей водить хоровод.
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; разви-тие усидчивости
Цель: закреплять знания детей о форме, упраж-нять в соотнесении нескольких предметов с од-ним и тем же геометрическим образцом.
Цель: развитие слухового восприятия.
• Познание (окр. Мир)
• Художе-ственно-эстетиче-ское твор-чество
• Художе-ственная литература
• Физическая культура
• Музыка
• Физическая культура
• Речевое развитие
• Социально-коммуни-кативное
Я
Н
В
А
Р
Ь
№ 1 «Украшаем ёлочку шарами»
№2 «Новый год в лесу»
№ 3 «Колобок и шарики»
№4 «Разложи фигу-ры по местам»
№5 «Снеговик за-блудился»
№6 «К лисе в гос-ти»
№7 «Зайкина из-бушка»
№8 «Рукавичка»
Цель: уточнить представления о новогоднем празднике; учить детей рассматривать предме-ты (ёлку, ёлочные шарики);
Цель: развивать речь, мелкую и общую мотори-ку пальцев рук; воспитывать у детей внимание и интерес к занятиям; продолжать учить детей подбирать шарики к нашитым на ёлку пугови-цам соответствующего цвета (красный, жёлтый, синий);
Цель: закрепить сенсорные эталоны : форма, размер, обогащать словарный запас, воспиты-вать у детей интерес к занятию.
Цель: Познакомить с плоскими геометриче-скими формами – квадратом, кругом, треугольни-ком, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.
Цель: Развивать мелкую моторику рук, закреп-лять основные цвета. Учить закручивать и рас-кручивать пробки.
Цель: развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчи-вости.
Цель: Учить детей самостоятельно составлять множество, выделяя в нем каждый отдельный элемент.
Цель: продолжать учить различать один и много предметов;
• Пнннн
• Ррпоррррр
Позн
• Познание (окр. Мир)
• Музыка
• Художе-ственно-эстетиче-ское твор-чество
• Физическая культура
• Художе-ственная литература
• Речевое развитие
• Социально-коммуни-кативное
• ррррр
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
№ 1 «Снеговик в гостях у ребят»
№ 2 «Разноцветные шарики»
№3 «Угадай на вкус»
№4 «Зимняя сказ-ка»
№5 «Снеговик-почтовик»
№6 «Поможем Смешарикам»
№7 «Мы любим папу»
№8 «На поиски Нюши» Цель: употреблять в речи названия основных цветов. Развивать речевую активность.
Цель: Учить детей самостоятельно составлять множество, выделяя в нем каждый отдельный элемент;
Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей.
Цель: Формировать представления о свой-ствах предметов: цвет, форма, величина.
Цель: Упражнять в группировке предметов по цвету.
Цель: Побуждать детей к называнию предме-тов и их признаков (цвет, количе-ство, продолжать учить различать один и много предметов;
Цель Продолжать учить детей действовать со сборно-разборными игрушками, учить состав-лять предметы из частей, ориентируясь на их ве-личину и положение в пространстве, подбирая в соотношении: большой, поменьше, маленький.
Цель: Упражнять в названии геометрических фи-гур, названии предметов по признаку одинаковой формы. • Позна-ние (конструирование)
• Физическая культура
• Художе-ственная литература
• Познание (ФЭМП)
• Речевое развитие
• Социально-коммуни-кативное
М
А
Р
Т
№ 1 «Колоколь-чик»
№ 2 «Ведёрки для Зайки и Мишки»
№3 «Лёгкий – тя-жёлый»
№4 «Хочу быть по-хожим на маму»
№5 «Поиграем с прищепками»
№6 «Построим до-мик»
№7 «Гусеничка»
№8 «Умелочки»
Цель: Продолжать закреплять знания детей о цвете, форме, величине предметов, их количестве. Помочь детям называть свойства воды. Упражнять в названии предметов трёх размеров (большой, поменьше, ма-ленький). Активизировать речь детей "колокольчик звенит", "погремушка гремит".
Цель: учить детей чередовать предметы по вели-чине и по форме, накапливать цветовые впечат-ления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отно-шение к занятию, воспитывать добрые чувства
Цель: предоставить детям возможность прочув-ствовать меру тяжести знакомых предметов, тем самым обогащать сенсорный опыт детей; разви-вать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.
Цель: развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами, различать и назы-вать цвета. Закрепить способ застегивания пуго-виц.
Цель: Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
Цель: развитие сенсорного восприятия, наглядно-действенного внимания, мелкой моторики.
Цель: развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами,сенсорного воспри-ятия, логического мышления
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации; формирова-ние умения сочетать по цвету;
• Познание (ФЭМП)
• Познание
(конструирова-ние)
• Познание (окружаю-щий мир- экспере-ментирова-ние)
• Речевое развитие
• Социально-коммуни-кативное
А
П
Р
Е
Л
Ь
№ 1 «Плывут наши кораблики»
№ 2 «Волшебный зонт»
№3 «Ёжики»
№4 «Путешествие ручейка»
№5 “Цветочная по-ляна”.
№6 «Веселые пчел-ки»
№7 «У корочек в гостях»
№8 «Помоги пе-тушку» Цель: Учить детей создавать композицию. Ис-пользуя игровые приемы, закреплять у детей уме-ние рисовать горизонтальные линии, раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ла-доней.
Цель: учить соотносить слова с предметами,
воспроизводить закономерность по цвету, форме, размеру; пользоваться сравнением один-много, воспи-тывать умение взаимодействовать с другими детьми
Цель: развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста. (с бельевыми прищепками) формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.
Цель: Обучать правильно, выполнять игровые задания. Совершенствовать мелкую моторику рук, расширять словарный запас. Развивать зри-тельное и слуховое внимание, двигательную и тактильную память.
Цель: закрепление знания размера; цвета; разви-тие моторики руки.
Цель: Закреплять навык рисования краской пальчиками. Повторить названия цветов, формы, величины.
Цель: Развивать у детей восприятие, воображение, ощущение, радость творчества. Способствовать обыгрыванию рисунка с использованием лепки, мелких игрушек. Воспитывать аккуратность и са-мостоятельность в работе.
Цель: развивать сенсорные навыки, зрительное восприятие, внимание, память; закрепить знания основных цветов; обогатить словарь;
• Художе-ственно-эстетиче-ское твор-чество
• Познание (ФЭМП)
• Познание (окр. мир)
• Художе-ственная литература
• Физическая культура
• Речевое развитие
• Социально-коммуни-кативное
М
А
Й
№ 1 «Курочка и цыплята»
№ 2 «Волшебная картина»
№3 «Укрась ба-бочку»
№4 «Бабочка»
№5 «Разноцветные палочки»
№6 «Кто летает?»
№7 «Узнай про весну»
№8 «Прогулка по радуге» Цель: развивать познавательную и двигатель-ную активность, способствовать формированию положительных эмоций, доброжелательных вза-имоотношений;
- учить детей воспринимать небольшие по объе-му песенки, потешки, заклички, загадки; эмоцио-нально откликаться на эти произведения;
Цель: Закрепить цвет (красный, жёлтый, синий, зелёный). Воспитывать: чувство взаимопомощи, умение работать дружно.
Цель: Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигу-ре круг, понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.
Цель: Учить различать основные цвета, учить соотносить предметы по цвету.
Цель: Учить строить заборчик, сравнивая и группируя предметы по цвету, закреплять знания красного и зеленого цвета; закреплять представ-ления о воде: льется, капает, плавают игрушки.
Цель: Развивать: память, внимание, мелкую му-скулатуру рук, употреблять речевые формы вежливого обращения (здороваться, прощаться)
Цель: Учить детей различать цвета, реагиро-вать на обращение, используя доступные рече-вые средства, отвечать на вопрос воспитателя.
Цель: Закреплять навык рисования краской пальчиками. Повторить названия цветов, фор-мы, величины.
• Познание (окр. мир)
• Музыка
• Физическая культура
• Художе-ственная литература
• Познание (Конструи-рование)
• Познание (экспере-ментирова-ние)
• Речевое развитие
• Социально-коммуни-кативное
.
Работа с родителями
Консультации на темы:
• «Развитие сенсорных способностей детей младшего возраста»;
• «Роль дидактических игр по сенсорике на умственное развитие де-тей»;
• «Дидактические игры по сенсорике».
Выставка дидактического материала.
Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего и младшего возраста в семье.
Показ открытых мероприятий;
Индивидуальные беседы;
Результатом учебной программы по сенсорному развитию детей сле-дует считать:
• Умение группировать однородные предметы по цвету, форме, вели-чине
• Различать количество предметов (много - один, много- мало)
• Различать предметы контрастной величины (большой - маленький)
• Различать по форме кубик, мячик (шар)
• Собирать предметы в порядке возрастания и убывания (пирамидки, кубики, кольца)
• Выкладывать разноцветные - одноцветные, длинные - короткие до-рожки
• Разбирать и собирать игрушки вкладыши.
Используемая литература
• Афанасьева И. П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Пер-вая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 128 е. : ил.
• Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребё нка от рож-дения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. Сада/JI.А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвеще-ние, 1988.- 144 е. : ил.
• Л. А. Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» Москва «Просвещение» 1978 г.
• Учебный центр имени Л. А. Венгера «Игры и упражнения по разви-тию сенсорных способностей детей 3-4 лет»
• Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1983.- 144 е., ил.
• З. Н. Максимова «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию», Москва «Просвещение» 1973 г.