Седова Ольга
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитбол-гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка» город Кирсанов Тамбовской области
Рекомендовано к утверждению
педагогическим советом
МБДОУ «Детский сад «Улыбка»
от 31.08.2018г. №1 Утверждаю
Заведующий МБДОУ «Детский сад «Улыбка»___Е. Т. Таранникова
Приказ № 107 от 03.09.2018г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Физкультурно-оздоровительная»
(фитбол-гимнастика)
(ознакомительный уровень)
Возраст обучающихся – 4-6 лет
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Фитбол-гимнастика“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Фитбол. Занятия на фитболе, упражнения с мячом для детей
- Темочки
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель:
Седова Ольга Викторовна
воспитатель
Кирсанов
2018год
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Учреждение Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка»
2. Полное название программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Физкультурно – оздоровительная» (фитбол - гимнастика)
3. Сведения об исполнителях:
3.1. ФИО, должность Седова Ольга Викторовна, воспитатель.
4. Сведения о программе :
4.1. Нормативная база Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008.
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
4.2. Область применения дополнительное образование
4.3. Направленность физкультурно-спортивная
4.4. Тип программы модифицированная
4.5. Вид программы общеразвивающая
4.6. Возраст обучающихся по программе 4– 6 лет
4.7. Продолжительность обучения 1 год
4.8 Рецензенты Радянская С. В., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Улыбка» (1 квалификационная категория)
4.9 Заключение
педагогического совета Протокол заседания №1 от 31.08.2018г.
Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Основным содержанием физического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к нормам здорового образа жизни, с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Новизна
Практически это единственный вид аэробики, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий на фитболах.
Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол-аэробики как предмет, снаряд или опора. Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность:
- для укрепления мышц рук и плечевого пояса;
- для укрепления мышц брюшного пресса;
- для укрепления мышц спины и таза;
- для укрепления мышц ног и свода стопы;
- для увеличения гибкости и подвижности в суставах;
- для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;
- для формирования осанки;
- для развития ловкости и координации движений;
- для развития танцевальности и музыкальности;
- для расслабления и релаксации как средств профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов).
Актуальность
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных учреждениях. За последнее время число здоровых детей уменьшается, в связи с этим одним из путей в решении проблем оздоровления детей и профилактики различных заболеваний являются занятия фитбол-гимнастикой.
Мячи большого размера - фитболы - появились сравнительно недавно, хотя с древнейших времен в культуре любого народа мяч использовался в качестве развлечения. Фитбол в переводе с английского означает "мяч для опоры", который используется в оздоровительных целях.
Программы по фитбол-гимнастике и фитбол-аэробике уникальны по своему воздействию на организм занимающихся и вызывают большой интерес у детей и взрослых.
Упражнения на мячах:
- обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы. За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов.
- тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ организма, активизируют моторно-висцеральные рефлексы.
- способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, астено-невротический синдром и др. Механическая вибрация мяча оказывает воздействие на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие ткани (Т. С. Овчинникова, А. А. Потапчук, 2003).
Особенности возрастной группы
На 6 году жизни ребёнок успешно овладевает основными видами движений, которые становятся более осознанными, что позволяет повысить требование к их качеству, больше внимания уделять развитию морально-волевых и физических качеств (быстрота, ловкость, выносливость, выдержка, настойчивость, организованность, дисциплинированность, дружеских взаимоотношений.
В старшем возрасте дети овладевают новыми способами выполнения знакомых им движений, осваивают новые движения (ходьбу перекатом с пятки на носок, прыжки в длину и высоту с разбега, с приземлением на мягко препятствие, наперегонки, лазанье по гимнастической стенке с изменением темпа, упражнения с набивными мячами, учатся спортивным играм и спортивным упражнениям.
Педагогическая целесообразность
Развитие моральных и волевых качеств детской личности продолжает оставаться важной стороной педагогического руководства двигательной деятельностью в процессе физического воспитания. Через знакомство с правилами игры ребенок начинает приобретать опыт, который ему необходим для выработки саморегуляции. Следует подчеркнуть, что накопление у ребенка опыта идет через игру этот механизм самоорганизации и самообучения. Укрепляется, и сохранятся здоровье детей, вырабатываются у них устойчивые навыки в основных видах движений и в выполнении физических упражнений, с ранних лет заложено в сознании дошкольников любовь к физическому воспитанию. В процессе занятий, играя и наслаждаясь движениями, дошкольники приобретают привычку к здоровому образу жизни и овладевают основными когнитивными умениями:
- предсказывать последствия действия или события;
- проверять результаты собственных действий;
- управлять своей деятельностью.
Таким образом, учитывая особенности физического развития детей дошкольного возраста можно закономерно развивать опыт двигательной активности, физические качества. Свободная двигательная активность, позволяет ребенку испытывать радость от физических упражнений, освобождаться от чувства тревожности, зажатости, страха, влиять на свое собственное состояние и поведение.
Отличительные особенности:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурной направленности «Физкультурно – оздоровительная» (фитбол - гимнастика) разработана на основе парциальной программы «Фитбол-аэробика для детей «Танцы на мячах» Е. Г. Сайкиной, С. В. Кузьмина и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программа представляет собой модифицированный вариант синтеза нескольких программ. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа является комплексной и состоит из 3 блоков:
• «Подготовка к обучению проведения основных видов деятельности на фитболах».
• «Закрепление и совершенствование упражнений на фитболах».
• «Углубленное разучивание упражнений на фитбол мячах».
В содержании программы указана примерная последовательность изучения тем. Реальная последовательность и сроки изучения тем на занятиях указываются в календарно-тематическом плане.
Учебный план позволяет составить расписание занятий, которое обеспечивает смену деятельности обучаемых и не превышает допустимой для данной возрастной группы нагрузки.
Все условия реализации дополнительной образовательной программы соответствуют СанПиН.
Объем программы
1 год (дети 4-6 лет) - 35 часов.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей от 4 до 6 лет.
. Формы проведения и режим занятий:
- форма занятий – групповая;
- наполняемость групп – 16 человек;
-периодичность проведения занятий - 1 раз в неделю;
- продолжительность занятия – 25 минут;
Условия набора: для обучения принимаются дети по заявлению родителей (посещающие детский сад, не имеющие медицинских противопоказаний).
Количество обучающихся: определяется Уставом образовательной организации с учетом рекомендации СанПиН – 16 человек.
1.2. Цель программы : развитие физических качеств и укрепление здоровья детей, с использованием эффективности методики комплексного воздействия упражнений фитбол- гимнастики.
Дополнительная образовательная программа обучения предполагает решение трех групп взаимосвязанных задач:
- образовательные;
- развивающие;
- воспитательные.
1.3. Содержание программы.
Задачи:
Образовательные
1. Укреплять здоровье детей с помощью фитбола.
2. Развивать силу мышц, поддерживающих правильную осанку.
3. Совершенствовать функции организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям с помощью фитбола.
Развивающие
Развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстрота, гибкость.
Воспитательные
Воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях и играх.
Программа создает условия для оздоровления дошкольников посредством занятий фитбол- гимнастикой, которая формирует двигательную сферу ребенка в развитии силы мышц, поддерживающих правильную осанку; способности удерживать равновесие, развивает физические качества: выносливость, ловкость, быстрота, гибкость. Адаптация организма к физической нагрузке.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п Название раздела программы Общее количество часов Форма аттестации
Всего Теоретических Практических
1. Подготовка к обучению проведения основных видов деятельности на фитболах (Введение в образовательную программу)
2 1,5 0,5 Начальная диагностика
2. Углубленное разучивание упражнений на фитбол мячах
27 2,6 24,4
3. «Закрепление и совершенствование упражнений на фитболах». 6 0,6 5,4
ИТОГО: 35 4,7 30,3
Содержание блока «Подготовка к обучению проведения основных видов деятельности на фитболах» (2ч.).
Введение в образовательную программу.
Теория. Дать представление о форме и физических свойствах фитбола. Ознакомить с правилами техники безопасности выполнения упражнений на фитболе. Беседы «Мой веселый, звонкий мяч». «Требования к проведению занятий с фитболами и профилактика травматизма».
Практика. Знакомство детей с фитболами (ознакомляющие упражнения) :
- различные прокатывания фитбола по полу, по скамейке, между ориентирами «змейкой», вокруг ориентиров;
- отбивание фитбола двумя руками на месте, в сочетании с различными видами ходьбы;
- передача фитбола друг другу, броски фитбола;
- игры с фитболом : «Догони мяч», «Попади мячом в цель», «Вышибалы», «Докати мяч» ( варианты: толкай ладонями; толкай развернутой ступней).
Содержание блока «Углубленное разучивание упражнений на фитбол-мячах» (27ч.)
Теория. Уточнение и совершенствование деталей техники выполнения упражнений на мячах, двигательных действий, понимание закономерностей движения, совершенствование ритма, свободного и слитного исполнения. Обучение целостного выполнения упражнений.
Практика. Обучение детей сидя на мяче самостоятельно проверять правильность постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу). Упражнения в прыжках на месте с мячом в руках на одной и двух ногах, сидя на мяче. Обучение свободному выполнению ритмичных упражнений на фитболах с ритмичным подпрыгиванием, не отрывая стоп от пола, более сложным упражнениям с исходными положениями: руки в упоре сзади, мяч между ног; руки в упоре сзади, вытянутые ноги на мяче; сидя на полу, руки крепко охватывают мяч, голова прижата к мячу. Выполнение общеразвивающих упражнений в едином для всей группы темпе.
Содержание блока «Закрепление и совершенствование упражнений на фитболах»(6ч.).
Теория. Здесь применяются все предыдущие методы, однако ведущую роль приобретают методы повторного и вариативного выполнения упражнений, а также соревновательный и игровой. Совершенствуется качество, техника выполнения упражнений из различных исходных положений.
Этап совершенствования упражнения или композиции можно считать завершенным лишь тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Только после этого данное упражнение или композицию, можно применить в сочетании с другими, разученными ранее.
Практика. Рекомендуемые упражнения:
Исходное положение — в упоре лежа на животе на фитболе. Сгибая ноги, прокатить фитбол к груди.
Исходное положение - то же, но опора на фитбол одной ногой.
Лицом к фитболу, стоя на коленях, перейти в положение лежа на животе, руки в упоре, одна нога согнута.
Аналогичное упражнение, но опора на фитбол коленом согнутой ноги, другая выпрямлена вверх.
Лежа спиной на фитболе, руки на полу, одна нога вверх.
Исходное положение - то же, ноги вверх.
Лежа на животе на фитболе, поворот на спину.
Стоя правым боком к фитболу, шаг правой через фитбол, прокат на фитболе и затем приставить левую, встать левым боком к фитболу.
Сидя на фитболе, ноги вместе, небольшой наклон влево, прокат вправо на фитболе, встать, фитбол слева. То же, прокат влево на фитболе.
Лежа на животе на фитболе, в упоре на полу, повороты в стороны. Точка контакта с фитболом постепенно удаляется от опоры на пол.
То же упражнение, но опора на фитбол одной ногой.
Лежа на спине на полу, ноги на фитболе, поднимая таз от пола, сгибая ноги, подкатить фитбол к ягодицам, вернуться в исходное положение.
То же упражнение с опорой на фитбол одной ногой.
1.4. Предполагаемые результаты
К концу дети должны знать: К концу дети должны уметь: Обладать навыками:
- иметь представления о форме мяча;
- иметь представление о физических свойствах мяча;
- знать простейшие движения с мячом;
- знать основные исходные положения фитбол-гимнастики.
- о правилах работы на больших мячах.
Владеть приемами самостраховки.
Выполнять комплексы упражнений по фитбол — гимнастике
Выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки и профилактике плоскостопия.
способен длительно сохранять равновесие на фитболе, правильную осанку;
способен выполнять упражнения в едином для всей группе темпе;
умеет выполнять упражнения, укрепляющие мышцы, формирующие
правильную осанку;
способен удерживать равновесие, иметь развитую мелкую моторику;
способен поддерживать интерес к упражнениям и играм с фитболами,
умеет оценивать свои движения и ошибки других;
умеет выполнять упражнения в паре со сверстниками, с использованием фитболов;
проявляет самостоятельность, творчество, инициативу, активность;
сформирована привычка к здоровому образу жизни.
самостоятельно проверять правильность посадки на мяче;
делать основные движения с мячом;
принимать исходные положения фитбол-гимнастики.
расслабляться.
выполнять упражнения из разных исходных положений и в паре со сверстниками;
проверять результаты собственных действий;
управлять своей деятельностью.
удерживать равновесие, развивать мелкую моторику;
поддерживать интерес к упражнениям и играм с фитболами.
Блок № 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Физкультурно-оздоровительная».
2. 1 Календарно-учебный график:
Продолжительность занятий обучающихся с 19 сентября по 31 мая.
2.2. Методическое обеспечение блоков «Подготовка к обучению проведения основных видов деятельности на фитболах», «Углубленное разучивание упражнений на фитбол мячах», «Закрепление и совершенствование упражнений на фитболах».
Раздел Формы и методы занятий. Дидактическое оснащение. Техническое оснащение Подведение итогов
«Подготовка к обучению проведения основных видов деятельности на фитболах» Объяснения; пояснения; указания; подача команд, распоряжений, сигналов; вопросы и просьбы к детям, беседы и. т. д.
Ноутбук, мультимедийный проектор, экран на штативе, презентации по темам программы, видео-отрывки, Фитбол мячи. Начальная диагностика
«Углубленное разучивание упражнений на фитбол мячах» Наглядно-зрительные приё мы: показ физических упражнений и использование наглядных пособий (в данном возрасте применяются, когда детей знакомят с новым упражнением); имитация; зрительные ориентиры.
Наглядно-слуховые приё мы: музыка, песни.
Тактильно-мышечные приё мы: непосредственная помощь инструктора по физической культуре. Ноутбук, презентации по темам программы, видео-отрывки, фотоальбомы. Фитболы, Малые мячи, гимнастические палки, обручи, кубики. Фронтальный контроль
«Закрепление и совершенствование упражнений на фитболах».
Повторение упражнений без изменения и с изменениями; проведение упражнений в игровой и в соревновательной форме. Ноутбук, мультимедийный проектор, экран на штативе, видео-отрывки, Фитболы Итоговая аттестация. Индивидуальный контроль.
2.3. Условия реализации программы :
Для реализации Программы занятия проводятся в физкультурном зале, где создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии требованиями СанПиН и ФГОС ДО:
- фитбол - мяч;
-форма;
- чешки;
-ноутбук;
-гимнастические палки;
- маленькие мячи;
- обручи.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования развития детей старшего дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков развития.
2.4. Формы подведения итогов реализации программы.
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:
- педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
Непосредственное наблюдение строится в основном на анализе реального поведения детей. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде: на занятиях.
Уровень оценки качества реализации Программы :
- диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей работы с детьми по Программе.
2.5. Кадровое обеспечение: данная программа рекомендована педагогам дополнительного образования, работающими с детьми дошкольного возраста; воспитателям дошкольных учреждений.
2.6. Санитарно-гигиенические требования: программа разработана с учетом возрастных особенностей детей, между занятиями предусмотрен перерыв, в течение занятий обязательны физминутки; большое внимание уделяется правильной осанке обучающихся. Занятия проходят в проветриваемом помещении, после влажной уборки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Веселовская, С. В. Фитбол тренинг С. В. Веселовская, О. Ю. Сверчкова, Т. В. Левчинкова // Пособие по фитбол - аэробике и фитбол - гимнастике. – М. : ННОУ Центр «Фитбол», 1998.
2. Горботенко О. Ф. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно–досуговые мероприятия/ авт. -сост. О. Ф. Горбатенко, Т. А. Кардаильская, Г. П. Попова. – Волгоград:Учитель,2008. – 159с.
3. Дошкольное образование. Словарь терминов словарь/ Сост. Виноградова Н. А. и др. –М. : Айрис-пресс, 2005. - 400с.
4. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ пособие для воспитателей. Под ред. З. И. Бересневой. – М. :ТЦ Сфера, 2008.- 32с.
5. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников: программа развития /М. Ю. Картушина. – М. :ТЦ Сфера, 2007.- 208с.
6. Кузнецова М. Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий [Текст] : учебное пособие для воспитателей/ М. Н. Кузнецова. –М. : Айрис-пресс, 2008.-96
7. Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников учебное пособие/ Т. С. Овчинникова. – СПб. :Речь, - 2009.-176с.
8. Система физического воспитания в ДОУ: планирование, информационно - методические материалы, разработки занятий и упражнений, спортивные игры учебное пособие /Сост. О. М. Литвинова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 238с.
9. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений/Под ред. С. О. Филипповой. -СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.- 416с.
10. Формы оздоровления детей 4-7 лет: учебное пособие для воспитателей Сост. Е. И. Подольская – Волгоград: Учитель, 2009.