людмила трущенко
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа раннего развития «Умка.ру»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования Администрации ЗАТО Северск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №60»
Принята на заседании Утверждаю:
методического (педагогического) совета Заведующий МБДОУ «ЦРР - детский сад №60»
от «___» ___ 20___г. ___ /ФИО/
Протокол № ___ «___» ___ 20___г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
раннего развития «Умка. ру»
Возраст детей: 1,5 – 3 года
Срок реализации: 1 год
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа раннего развития „Умка,ру“» размещена в разделах
- Медвежонок Умка
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Авторы-составители:
Трущенко Людмила Павловна, педагог – эколог
Шотохина Оксана Леонидовна, воспитатель
г. Северск, 2018
Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Детский сад - первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в МБДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования в МБДОУ и качества образования в целом. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую дошкольного образования.
Дополнительное образование детей создает маленькому человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Организация дополнительных образовательных услуг в детском саду осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов. Их работа планируется по тематическим разделам основной программы. Таким образом, закрепляют и расширяют полученные в рамках обязательных занятий знания, умения и навыки.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями. Окружающая действительность выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической защиты.
Важным моментом является то, что именно в раннем детстве дети подвергаются особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты.
Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий по программе «Умка. ру». Так как игра является источником всестороннего развития детей, создает "зону ближайшего развития", программа строится на основе игровых упражнений, которые направлены на обеспечение психологического комфорта пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Дополнительное образование детей дошкольного возраста является новым и актуальным направлением развития дошкольного учреждения, и основывается на следующих нормативных документах.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, Министерство образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155
Гражданский Кодекс РФ от 26.01.1996 №14 – ФЗ;
Федеральный закон от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;
Федеральный закон от 24.07.1998 №124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2013 308-950;
Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (12 марта 1999 года, глава 111, ст. 28, гл. 11 ст. 2);
«Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно - образовательного процесса» – СанПиН 2.4.1 3049-13 раздел X.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы «Умка. ру» :
Новизна Программы состоит в том, что мы решили связать два понятия - экология и дети раннего возраста. Являясь центром экологического образования, мы понимаем, что чем раньше ребёнок начнёт своё общение с природой, тем лучше это поможет выработать и воспитать в его сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой и привести маленького человека на большую дорогу экологических знаний. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и преумножению природных богатств для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием современного воспитания. Психологические исследования показывают, что на этапе раннего дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. И как нельзя лучше это можно сделать через объекты природы. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение — необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие объектов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. Для достижения наибольшего эмоционального воздействия объектами природы на детский организм в программе «Умка. ру» используются информационно коммуникационные технологии (интерактивные игры на интерактивной доске). Играя, выполняя задания на интерактивной доске, у ребёнка облегчается процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т. к. работа на интерактивной доске сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Занятия с использованием ИКТ содержат в себе не только непосредственную работу ребенка с информационным средством (интерактивной доской, но и собственную продуктивную деятельность. Это может быть рисование, аппликация, ручной труд, деятельность, которая направленна на оптимизацию воспитательно - образовательного процесса, усвоение поставленных задач, формирование у детей целостного восприятия представленного материала.
Набор воспитанников в кружок проводится по принципу добровольности. Интеграция педагогических, здоровьесберегающих, ИКТ технологий (использование авторских интерактивных игр) обеспечивает позитивный результат комплексного развития способностей ребёнка. для решения воспитательных задач и развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.
Адресат программы
Программа раннего развития «Умка. ру» разработана для детей в возрасте 1,5 – 3 лет. По результатам анкетирования родителей (законных представителей) группы раннего возраста, 80% опрошенных пожелали посещать занятия по дополнительной образовательной программе «Умка. ру».
Особенностью данного периода жизни детей является то, что у детей до года ведущей является потребность в безопасности, а у малышей более старшего возраста на первый план выходит потребность в познании окружающего мира. Дети невероятно любопытны, им интересно все. Именно в первые три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.
Работа по восприятию окружающего мира посредством кружковой работы построена на основе следующих принципов:
Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха;
Поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).
Постепенность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным действиям; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания;
Индивидуальный подход: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети - родители, дети - дети, дети - педагог) продуктивно-творческой деятельности;
Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.
Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
Объем и срок освоения программы
Программа «Умка. ру» рассчитана на 1 год, в форме очных занятий.
Особенности организации образовательного процесса
Дети посещают кружок самостоятельно в сопровождении педагогов. Успешную реализацию программы дополнительного образования «Умка. ру» обеспечивает использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям, при поддержке педагогом положительного, доброжелательного отношения взрослых к детям, детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Занятия в кружке по программе «Умка. ру» проводятся группой детей по 6 – 8 человек, продолжительностью 15 минут с учётом смены разных видов деятельности. 4 занятия в месяц, общее количество часов в год - 34 академических часа.
Расписание образовательной деятельности
День недели Время
Вторник - среда
15.10 – 15.25 первая подгруппа
15.30 – 15.45 вторая подгруппа
1.2 Цели и задачи программы «Умка»
Цель:
Помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
Безболезненное протекание у детей процесса адаптации к условиям детского сада.
Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.
Проявление позитивного настроя у детей в момент прихода в ДОУ
Развитие соответствующих возрасту видов деятельности
Обогащение образной памяти, развитие мышления, сенсомоторного интеллекта, через различные виды игр и игры на интерактивной доске
1.3 Тематическое планирование
Месяц Тема Задачи
Сентябрь
1. «Путешествие в страну сказок» Освоение детьми некоторых изобразительных материалов, инструментов и действий с ними, правил использования.
2. «И посадил дед репку…» Развивать игровой опыт каждого ребёнка, поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей; освоение способов создания простых изображений на основе готовых основ.
3. «Колобок и его друзья» Для детей: активизировать речевые реакции путём показа и повторения сказки, стимулировать подражание речи взрослого; освоение способов создания простейших изображений на основе готовых форм.
4. Ёжик Расширять словарный запас, закреплять знание признаков времён год через игру на ИД. Формировать сенсорные эталоны (жёлтый, красный цвет). Развивать мелкую моторику. Воспитывать у ребёнка внимание, умение слышать инструкцию взрослого.
Октябрь
1. Наши любимые игрушки Создать благоприятные условия для освоения детьми некоторых изобразительных материалов. Формировать желание заниматься изобразительной деятельностью совместно со взрослым, знакомить с цветом.
2. «Зайчонок Стёпа» Воспитывать доброе отношение детей к животным, упражнять в нахождении и названии предмета по цвету (синий, зелёный).
Развивать мелкую моторику рук, умение координировать свои движения, проговаривать свои действия
3. «Путешествие с зайчонком Стёпой» Развивать воображение, память, образное мышление. Формировать умение подбирать предметы, ориентируясь на цвет, по показу и по словесному обозначению через игру на ИД.
Закреплять в речи названия основных цветов.
4. «Мы идём в лес» Воспитывать у детей чувство отзывчивости, желание помочь животным. Способствовать закреплению сенсорных эталонов (величина, цвет, форма) через игру на ИД. Способствовать развитию речи, мелкой моторики.
Ноябрь
1. «Домашние животные» Помочь детям увидеть различия между взрослыми животными и детенышами. Способствовать развитию речи ребенка. Развивать внимание через игру на ИД
2. «Дикие звери в лесу» Знакомство с дикими животными. Формировать умение соотносить предмет с его словесным обозначением через игру на ИД. Развивать координацию движений
3. «Лесные жители в гостях у ребят» Формировать умения создавать совместно со взрослым несложные изображения в рисовании; вызвать интерес и желание участвовать в образовательных ситуациях.
4. «Деревья в снегу» Развивать познавательную активность через наблюдение за зимними деревьями. Расширять представление о времени года, через игру на ИД. Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей. Формировать умение видеть красоту природы в ближайшем окружении
Декабрь
1. «Снежинка в гостях у ребят» Для детей: формировать обследовательские действия в первоначальном виде, учить выделять особые признаки, по показу взрослого использовать разнообразные обследовательские действия.
2. «Зимушка-зима» Расширять кругозор детей о временах года, стимулировать познавательный интерес через игру на ИД. Воспитывать чувство сострадания, отзывчивости к окружающим. Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета
3. «Путешествие в зимний лес» Формировать элементарные представления о величине, форме, цвете; вызвать интерес к нетрадиционным формам рисования.
4. «Чудеса у Новогодней елки» Для детей: формировать элементарные представления о ближайшем предметном окружении, первичный опыт социальной жизни. Создавать эмоционально – положительное настроение от праздника.
Январь
1. «Снег» Уточнить представления детей о зимних играх посредством игры на ИД
Продолжать обогащать сенсорный и познавательный опыт через исследовательскую деятельность. Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета.
Воспитывать чувство сопереживания
2. «Весёлый снеговик» Закрепить понятие, что зимние развлечения характерны только для зимы. Развивать у детей сенсорные эталоны (большой, средний, маленький, через игру на ИД. Упражнять детей в рисовании предметов круглой формы. Развить у детей творческую активность, воображение и фантазию
Февраль
1. «Зимующие птицы» Развивать познавательный интерес у детей к жизни птиц. Воспитывать сопереживание, сочувствие, желание помогать птицам в трудных зимних условиях. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать творческое воображение
2. «Путешествие на птичий двор» Познакомить детей с голосами домашних птиц и их внешним видом. Слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. Продолжать формировать умение детей подбирать предметы по цвету посредством игры на ИД
3. «Грузовичок Лева в гостях у ребят» Для детей: развивать эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов; формировать умение создавать изображение из готовых форм, путём приклеивания.
Для родителей: показать на своём примере насколько доброжелательна атмосфера детского сада, дать ребёнку чувство комфортности и уверенности от выполнения совместной работы.
4. «Семья» Воспитывать любовь, уважение к членам семьи. Закреплять в активной речи названия некоторых домашних животных и их детенышей, через игру на ИД. Развивать общую и ручную моторику. Развивать зрительное внимание, зрительную память
Март
1. «Цветы для наших мам» Поддерживать интерес и активные действия с предметами, формировать обследовательские действия в первоначальном виде, активизировать освоение изобразительных материалов.
2. «Весенний дождь» Продолжать формировать умение создавать изображение из готовых форм, путём их наклеивания; развивать мелкую моторику рук; учить пользоваться клеем.
3. «В гостях у солнышка» Дать знания о значимости солнца для всего живого. Продолжать формировать умение детей подбирать предметы по форме через игру на ИД. Развивать умение вести диалог. Развивать мелкую моторику пальцев рук
4. «Путешествие капельки» Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека. Прививать бережное отношение к воде. Формировать сенсорные эталоны (части предмета) через игру на ИД. Развивать коммуникативные способности детей.
Апрель
1. «В гости к ежику идем» Для детей: развивать игровой опыт каждого ребёнка; поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей; вызвать желание участвовать в образовательных ситуациях эстетической направленности (лепка).
2. «Путешествие по весеннему лесу» Для детей: развивать самостоятельность, уверенность; формировать представления о сенсорных свойствах и качествах; развивать технические умения, зрительно – моторную координацию, формообразующие умения.
3. «Страна девочек и мальчиков» Формировать у детей умение различать возрастные особенности во внешнем облике людей. Развивать у детей классификационные умения через игру на ИД. Укрепление у детей чувства взаимной симпатии и дружбы. Развивать уверенность в своих силах
4. «Путешествие на воздушном шаре» Закрепление знаний детей о диких и домашних животных. Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы. Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление
Май
1. «Птицы прилетели» Познакомить детей с повадками птиц, с их образом жизни через работу с ИД. Воспитывать чувства доброты и любви к птицам. Развивать чувство композиции, творческие способности
2. «Бабочка» Воспитывать бережное отношение к живой природе. Формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет через игру на ИД. Развивать и закреплять представления о сенсорных эталонах цвета. Побуждать детей к самостоятельности
3. «Божья коровка» Развивать познавательный интерес к жизни насекомых. Формировать устойчивые количественные сенсорные эталоны и эталоны формы через игру на ИД. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками, формировать атмосферу эмоционального комфорта. Развивать зрительное восприятия, мелкую моторику рук и тактильное восприятие
4. День открытых дверей «Поменялись мы местами» Для детей: способствовать становлений представлений о ближайшем предметном окружении; формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира; воспитывать интерес к общению со взрослыми; развивать желание активно включаться в речевое взаимодействие.
1.4 Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты реализации программы «Умка. ру» :
- Безболезненное протекание у детей процесса адаптации к условиям детского сада.
- Проявление позитивного настроя у детей при посещении детского сада
- Формирование игровых и коммуникативных навыков;
- Воспитанники в полном объёме в соответствии со своим возрастом овладели сенсорными эталонами (размер, цвет, форма, количество, через различные виды игр в том числе через игры на интерактивной доске.
- В результате продуктивной деятельности, в соответствии с возрастом развита мелкая и крупная моторика, происходит овладение элементарными приемами работы с изобразительными материалами
- Расширение представлений об окружающем мире;
- Становление речи ребенка;
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Условия реализации программы
В МБДОУ «ЦРР – детский сад №60» имеется специально оборудованная комната «Центр развивающего обучения», в которой создана развивающая предметно-пространственная среда, реализующая возрастные потребности детей в разных видах специфической деятельности. На базе ЦРО организованы все условия для реализации программы с детьми раннего возраста по по рограмме «Умка».
Оборудование для ИКТ:
интерактивная доска ActivBoard
ноутбук с выходом в интернет
проектор
музыкальный центр
комплект авторских интерактивных игр к программе «Умка»
Инструменты и материалы для творчества:
бумага, акварель, восковые мелки, пластилин, песок;
кисти, карандаши, фломастеры, ватные палочки;
поролоновые печатки;
парафиновые свечи;
палитры, мольберт
стаканчики – непроливашки,
ножницы;
мыльные пузыри
стол (детский) – 5 шт., стулья (детские) – 15 шт.
подушки для сидения детей на ковре 8 шт.
Программа обеспечена методическими разработками конспектов к каждому занятию и авторскими интерактивными играми.
Кадровое обеспечение: реализацию Программы дополнительного образования «Умка» обеспечивают педагог - эколог высшей квалификационной категории МБДОУ «ЦРР – детский сад №60» - Трущенко Людмила Павловна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «ЦРР – детский сад №60» - Шотохина Оксана Леонидовна
2.2 Оценочные материалы
1. Мониторинг (основными методами являются беседа и наблюдение, игровые тестовые задания);
2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса;
3. Собеседование с родителями;
4. Анкетирование.
5. Дни открытых дверей для родителей в мае по окончании реализации программы
Итогом работы является положительная динамика в развитии детских видов деятельности, мягкая адаптация к условиям детского сада.
2.3 Методические материалы
Методы обучения и воспитания
Методы Приёмы
Наглядный метод Показ
Практический метод Упражнение, рисование, лепка, художественное творчество (изготовление поделок)
Словесный метод
Вопросы к детям
Беседа
Рассказ воспитателя
Художественное слово
Проблемная ситуация
Частично исследовательский метод Опытническая деятельность
Игровой метод Дидактические, подвижные, музыкальные, пальчиковые игры
Метод поощрения Похвала, сюрпризы
Мотивация Поможем Мишутке, Зайке. Сделаем подарок для мамочки.
Примерная структура занятия в кружке, включает в себя:
Ритуал приветствия, организационный момент, сюрпризный момент: встреча с игровым персонажем: игрушкой или интерактивным героем.
Просмотр сказки или познавательного мультфильма
Проведение разнообразных игр (малоподвижных, подвижных, дидактических, пальчиковых, и др.) по теме занятия
Дидактические игры на ИД (DVD диск с авторскими играми на ИД)
Продуктивная деятельность
2.4 Список литературы
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, Министерство образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155
2. Галанов А. С. «Развивающие игры с малышом от 1 года до 2 лет» - Москва: «Букмастер», 2015. – 64 с.
3. Колдина Д. Н. «Игровые занятия с детьми 1-2 лет. Методическое пособие. ФГОС ДО" - - Москва: «Сфера», 2015. – 112 с.
4. Колдина Д. Н. «Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Методическое пособие. ФГОС ДО" - - Москва: «Сфера», 2017. – 144 с.
5. Подробнее: https://www.labirint.ru/books/221671/
6. Коломийченко Л. В., Чугаева Г. И., Югова Л. И. «Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникационному развитию» – Москва: «ТЦ СФЕРА», 2015 –176 с.
7. Пашкевич Т. Д. «Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет» - Волгоград: «Учитель», 2015. – 127 с.
8. Шорыгина Т. А. «Какие звери в лесу?» - Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2007. - 64 с.
9. Шорыгина Т. А. «Беседы о временах года» - Москва: «Сфера», 2017. - 144 с.
10. Хазиева Р. К. «55 развивающих игр для малышей от 1 года до 3 лет» - Санкт-Петербург: «Литера», 2015. – 48 с.
11. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» - Волгоград: «Учитель», 2015. – 335 с.
12. Интернет – ресурсы: https://www.maam.ru
13. Интернет – ресурсы: https://nsportal.ru/detskiy-sad
14. Интернет – ресурсы: https://ped-kopilka.ru
15. Интернет – ресурсы: https://doshvozrast.ru
16. Интернет – ресурсы: https://www.youtube.com