Наталья Кузнецова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Мамин экономист»
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мамин экономист» разработана на основании следующих нормативных документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности „Мамин экономист“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления и образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных учреждений».
6. Образовательная программа дошкольного образования филиала №1 «Чебурашка» МДОУ д/с «Родничок» с. Турочак.
Занятия по изучению экономики и рыночных отношений направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры,учить детей включаться в рыночные отношения. Экономические занятия способствуют развитию элементарных экономических представлений. Развитие в детях любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Направленность программы : социально-познавательная.
Актуальность. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.
Отличительные особенности программы : Данная программа разработана в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы. Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства. Обучение по данной программе способствует развивитию представления у дошкольников о профессиях, связанных с экономикой, формированию на доступном для дошкольников уровне взаимосвязь понятий: труд-продукт-деньги и то, что стоимость продукта зависит от качества. Формированию правильного отношения к деньгам, способам зарабатывания денег и разумного использования.
Программа учитывает возрастные особенности детей 5-6 лет:
преобладающая форма занятий – игровая, с применением литературного художественного материала (сказки, стихотворения);
используются термины доступные возрасту;
индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая склонности, способности, характер ребенка;
НОД строятся по схеме: ребенок выполняет задания, повторяя за педагогом все этапы познавательной, социально-коммуникативной работы, педагог корректирует работу;
при составлении программы были включены здоровьесберегающие технологии - пальчиковая гимнастика, упражнения на релаксацию, физминутки.
Адресат программы : программа адресована для детей 5-6 лет.
Возрастные особенности детей 5-6 лет.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, атак же представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений) : представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.
Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Объем и срок освоения программы – один учебный год. Ведение образовательной деятельности проводиться один раз в неделю во вторую половину дня в среду продолжительностью не более 25 минут.
Вид деятельности - Образовательная деятельность
Количество учебных месяцев- 9
Количество занятий в неделю -1
Количество занятий в месяц- 4
Количество занятий в год- 36
Длительность занятий - 25
Формы обучения - очная (образовательная деятельность проводится согласно расписанию во вторую половину дня, групповая (образовательная деятельность проводится с постоянным составом группы, индивидуальная (образовательная деятельность осуществляется по принципу личностно- ориентированного подхода к ребенку).
Особенности организации образовательного процесса
Работа по программе строится в соответствии с учебным планом.
Педагогические принципы реализации программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Мамин экономист» соответствует принципу развивающего образования и разработана на основе:
- примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет. «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности»;
- методических разработок Л. Г. Киреева по теме «Играем в экономику : комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры»;
- методических рекомендаций А. Д. Штатова по теме «Тропинка в экономику»;
Программа построена с учетом принципов:
-Интегрированности. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы. Интегрируется с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Социально — коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
-Дифференциации. Принцип заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний финансовой грамотности с учетом возраста детей, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
-Наглядности. Используются наглядные средства (пособия, иллюстрации, технические средства, которые создают
развернутую картину действий и результатов.
-Доступности. Предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности дошкольников.
-Целостности. Принцип позволяет формировать у детей дошкольного возраста целостное понимание современной проблемы формирования основ финансовой грамотности.
Состав группы - постоянный.
1.1 Цели и задачи программы
Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи программы :
Разработать перспективный план работы по дополнительному образованию «Волшебные пальчики» с детьми 5-6 лет на 2020 – 2021 учебный год.
Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности.
Способствовать формированию первичных экономических понятий у детей старшего дошкольного возраста.
Провести анализ эффективности проделанной работы.
Обучающие
Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников.
Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию.
Совершенствовать коммуникативные качества детей;
Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.).
Развивающие
Развивать познавательную активность, творческое мышление, воображение, фантазию.
Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Развивать представления у дошкольников о профессиях, связанных с экономикой.
Развитие связной речи.
Воспитательные
Воспитывать аккуратность, бережливость к предметам быта, одежде.
Воспитывать бережное отношение к труду родителей и близких.
Воспитывать трудолюбие и старание, стремление к накоплению.
Формировать навыки сотрудничества.
Тема образовательной деятельности
Сентябрь
Беседа: «Что такое деньги».
Беседа «О труде»
Беседа «о деньгах, о цене товара, о, том какие они были раньше, какие есть сейчас- история денег. Рассматривание презентации «Деньги СССР», современные деньги».
Просмотр мультфильма «Смешарики: азбука экономической грамотности». Загадывание детям загадок о труде и профессиях.
Игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
Октябрь
НОД «Путешествие денежки». Дидактическая игра «Хочу и надо»
Беседа «как заработать деньги, от куда их берут, профессии», «Как раньше считали деньги» (счеты, калькулятор).Чтение пословиц и поговорок о труде.
Чтение сказки «Кто хорошо потрудился - у того труд в монету, да в рубль превратился!».
Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал». Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».
Ноябрь
Просмотр мультфильма «Смешарики: азбука экономической грамотности». Беседа «Доходы и расходы моей семьи»
Чтение сказки «Приключение монетки» Беседа по сказке. Знакомство с игрой «Манополие».
Рассказ воспитателя о деньгах, о цене товара, о разновидностях магазинов. Сюжетно-ролевая игра «магазин». «Угадай где продаётся»
Декабрь
НОД «Дом, в котором «живут» деньги»
НОД «Путешествие в страну Экономика»
Обсуждение сказки Б. В. «Доверчивый зайчик».
Просмотр мультфильма: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности». Дидактическая игра «Магазин игрушек»
Январь
НОД «Доход семьи» дидактическая игра «Где продаются».
Кукольный спектакль «Как зайчика бережливости научили»
Беседа «В общем о деньгах, как производят деньги».
Февраль
Обсуждение сказки Т. В. Грековой «Клад». Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
Просмотр мультфильма: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности»
Беседа «Откуда берутся деньги и на что тратятся?» Игра «В магазин за продуктами»
Обсуждение сказки Б. Е. Минина «Муравьи и старый горшочек»
Март
Беседа «Что такое реклама, зачем она нужна» Викторина для детей «О какой сказке идёт речь». Составление рекламы детьми «Я рекламирую».
Сюжетно-ролевая игра «Пиццерия для всей семьи».
Просмотр мультфильма: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности»
Беседа «О накоплениях, что такое копилка, в чём плюсы копить деньги». Рисование «копилка для монет».
Беседа «Хорошие привычки, как они помогают»Игра-эстафета «Хорошо-плохо».
Апрель
Обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка».
Просмотр мультфильма: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности»
Обсуждение сказки Г. Х. Андерсена «Новое платье короля».
Беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту»
Май
Обсуждение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе» Создание мастерской по ремонту книги в группе.
Просмотр мультфильма: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности»
Праздник «Мы бережливые»!
Подведение итогов «И ещё раз о деньгах»
1.4 Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы :
• Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
• Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
• Дети контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
• Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей и начинают взаимодействовать с детьми в сфере личных финансов.
2.2 Условия реализации программы
Организация предметно-пространственной среды
Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. С целью создания благоприятного морально-психологического климата и развития творческого потенциала в группе для каждого воспитанника и реализации образовательной программы, создана предметная развивающая среда.
Для реализации программы используются :
групповое помещение;
столы, стулья;
магнитная доска;
экран, проектор, компьютер;
технологические карты;
карандаши, бумага;
фото или иллюстрации с изображением различных экономических ситуаций;
дидактические карточки по теме программы;
информационное обеспечение- аудио-, видео-, фото-, интернет- источники.
ИТС.
2.3 Формы отчетности
Диагностика уровня освоения программы проводится в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май). В течение всего года ведется журнал посещения образовательной деятельности. Диагностика проходит в форме наблюдений. Используется диагностический инструментарий автора Ю. А. Афонькиной. Результаты наблюдений заносятся в диагностическую карту. В конце года составляется аналитическая справка по итогам работы по программе дополнительного образования.
Другими формами могут быть :
-продукт детской деятельности (рисунок, плакат и т. д.);
-выставки детского творчества;
-участие в конкурсах разного уровня (дипломы, сертификаты);
-презентация опыта работы.
2.4 Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса
Непрерывная образовательная деятельность проводится в групповом помещении, в очной форме, во второй половине дня, согласно утвержденному расписанию НОД по дополнительному образованию. Состав группы постоянный, возраст детей - от 5до 6 лет.
Методы и приемы:
Словесный метод: беседа, рассказывание, вопросы, художественное слово, объяснение, напоминание, рассказ.
Наглядный метод: показ, демонстрация. Данный метод обеспечивает зрительное и слуховое восприятие.
Практический метод: играет важную роль в самостоятельном выполнении работы, так же в коллективном выполнении работы.
Игровой метод позволяет превратить скучное занятие в увлекательное и интересное занятие. При проведении НОД может присутствовать сказочный персонаж, кукла.
Информационно-репродуктивный метод направлен на организацию и обеспечение восприятия, осознания и запоминания новой информации. И чем продуктивней он используется, тем более и существеннее опыт ребенка, обширнее знания его об окружающем мире, что является основой воображения.
Репродуктивный метод направлен на закрепление, упрочнение, углубление знаний, способов оперирования знаниями, упрочнение способов деятельности, суть и образец которых уже известны. Репродуктивный метод позволяет формировать не только конкретные знания, способы действия, но и обобщенные (одно и тоже задания для неоднократного повторения; вариативные задания, сходство которых с ранее усвоенным образцом легко опознаваемо). Ведь сложность задач, возникающих перед воображением, зависит от характера сведений о тех предметах, явлениях, которые мы пытаемся себе представить – от того, насколько, эти сведения полны, подробны и точны, и в какой форме они выражены.
Эвристический метод направлен на пооперационное или поэлементное обучение чертам и процедурам творческой деятельности. Педагог включает ребенка в поиск решения не целостной задачи, а отдельных ее элементов (например, педагог сообщает проблему – выводы делают дети и т. д.). Для развития творческого воображения этот метод заключается в направленности на создание новых образов, замыслов на основе усвоенных.
Методы воспитания: поощрение (похвала, диплом, сертификат, убеждение (объяснение, беседа, стимулирование (конкурсы, выставки).
Формы организации образовательного процесса:
Реализация программы по дополнительному образованию осуществляется в соответствии с учебным планом в форме непрерывной образовательной деятельности. Решение задач предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей 5-6 лет, использования современных технологий, методов и приемов в работе и технических средств. Основная форма обучения - групповая. Индивидуальная работа заключается в индивидуальном подходе к ребенку, индивидуальной работе по закреплению учебного материала.
Формы организации учебного занятия:
Учебные занятия проводятся в форме НОД.
Педагогические технологии:
- игровые технологии;
- театрализация;
- коммуникативные технологии;
- технологии КДТ (коллективное творческое дело);
- технологии группового обучения;
- технологии индивидуализированного обучения;
- технологии развивающего и проблемного обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационные технологии;
- технологии взаимодействия и сотрудничества.
Дидактические материалы:
- иллюстрации, фото с изображением различных экономических ситуаций, денежная атрибутика;
- карточки «магазин», «профессии»;
- подборка презентаций по плану;
-подборка мультфильмов по экономическому воспитанию;
-картотека физминуток;
-картотека пальчиковой гимностики;
-картотека загадок;
-подборка литературных художественных произведений.
2.5 Список использованной литературы
1. Табих, Е. Н. Дошкольникам об экономике : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2012. – 48с.
2. Киреева, Л. Г. Играем в экономику : комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 169с.
3. Липсиц, И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. /И. В. Лисиц, - М. : Вита-пресс, 2016. - 336с.
4. Люнфин О. Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. - № 8. - С. 349-351.
5. Формирование основ экономической культуры старших дошкольников: Методическое пособие для работников ДОУ и родителей / Под ред. М. Ю. Стожаровой. - Ульяновск: УИПКПРО, 2010. - 60с.
6. Хламова Н. А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. - СПб. : Свое издательство, 2015. - С. 39-41.
7. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5-7 лет. - М. : «Вентана-Граф», 2015. - 176с.
8. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. На основе примерной парциальной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет- Москва: 2019,- 72с.