Лучший педагог года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Мамин экономист»

Наталья Кузнецова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Мамин экономист»

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мамин экономист» разработана на основании следующих нормативных документов:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).

3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности „Мамин экономист“» размещена в разделах

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления и образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

5. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных учреждений».

6. Образовательная программа дошкольного образования филиала №1 «Чебурашка» МДОУ д/с «Родничок» с. Турочак.

Занятия по изучению экономики и рыночных отношений направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры,учить детей включаться в рыночные отношения. Экономические занятия способствуют развитию элементарных экономических представлений. Развитие в детях любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Направленность программы : социально-познавательная.

Актуальность. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.

Отличительные особенности программы : Данная программа разработана в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы. Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства. Обучение по данной программе способствует развивитию представления у дошкольников о профессиях, связанных с экономикой, формированию на доступном для дошкольников уровне взаимосвязь понятий: труд-продукт-деньги и то, что стоимость продукта зависит от качества. Формированию правильного отношения к деньгам, способам зарабатывания денег и разумного использования.

Программа учитывает возрастные особенности детей 5-6 лет:

преобладающая форма занятий – игровая, с применением литературного художественного материала (сказки, стихотворения);

используются термины доступные возрасту;

индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая склонности, способности, характер ребенка;

НОД строятся по схеме: ребенок выполняет задания, повторяя за педагогом все этапы познавательной, социально-коммуникативной работы, педагог корректирует работу;

при составлении программы были включены здоровьесберегающие технологии - пальчиковая гимнастика, упражнения на релаксацию, физминутки.

Адресат программы : программа адресована для детей 5-6 лет.

Возрастные особенности детей 5-6 лет.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, атак же представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений) : представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.

Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Объем и срок освоения программы – один учебный год. Ведение образовательной деятельности проводиться один раз в неделю во вторую половину дня в среду продолжительностью не более 25 минут.

Вид деятельности - Образовательная деятельность

Количество учебных месяцев- 9

Количество занятий в неделю -1

Количество занятий в месяц- 4

Количество занятий в год- 36

Длительность занятий - 25

Формы обучения - очная (образовательная деятельность проводится согласно расписанию во вторую половину дня, групповая (образовательная деятельность проводится с постоянным составом группы, индивидуальная (образовательная деятельность осуществляется по принципу личностно- ориентированного подхода к ребенку).

Особенности организации образовательного процесса

Работа по программе строится в соответствии с учебным планом.

Педагогические принципы реализации программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Мамин экономист» соответствует принципу развивающего образования и разработана на основе:

- примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет. «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности»;

- методических разработок Л. Г. Киреева по теме «Играем в экономику : комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры»;

- методических рекомендаций А. Д. Штатова по теме «Тропинка в экономику»;

Программа построена с учетом принципов:

-Интегрированности. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы. Интегрируется с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Социально — коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

-Дифференциации. Принцип заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний финансовой грамотности с учетом возраста детей, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

-Наглядности. Используются наглядные средства (пособия, иллюстрации, технические средства, которые создают

развернутую картину действий и результатов.

-Доступности. Предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности дошкольников.

-Целостности. Принцип позволяет формировать у детей дошкольного возраста целостное понимание современной проблемы формирования основ финансовой грамотности.

Состав группы - постоянный.

1.1 Цели и задачи программы

Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи программы :

Разработать перспективный план работы по дополнительному образованию «Волшебные пальчики» с детьми 5-6 лет на 2020 – 2021 учебный год.

Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности.

Способствовать формированию первичных экономических понятий у детей старшего дошкольного возраста.

Провести анализ эффективности проделанной работы.

Обучающие

Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников.

Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию.

Совершенствовать коммуникативные качества детей;

Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.

Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.).

Развивающие

Развивать познавательную активность, творческое мышление, воображение, фантазию.

Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Развивать представления у дошкольников о профессиях, связанных с экономикой.

Развитие связной речи.

Воспитательные

Воспитывать аккуратность, бережливость к предметам быта, одежде.

Воспитывать бережное отношение к труду родителей и близких.

Воспитывать трудолюбие и старание, стремление к накоплению.

Формировать навыки сотрудничества.

Тема образовательной деятельности

Сентябрь

Беседа: «Что такое деньги».

Беседа «О труде»

Беседа «о деньгах, о цене товара, о, том какие они были раньше, какие есть сейчас- история денег. Рассматривание презентации «Деньги СССР», современные деньги».

Просмотр мультфильма «Смешарики: азбука экономической грамотности». Загадывание детям загадок о труде и профессиях.

Игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Октябрь

НОД «Путешествие денежки». Дидактическая игра «Хочу и надо»

Беседа «как заработать деньги, от куда их берут, профессии», «Как раньше считали деньги» (счеты, калькулятор).Чтение пословиц и поговорок о труде.

Чтение сказки «Кто хорошо потрудился - у того труд в монету, да в рубль превратился!».

Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал». Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».

Ноябрь

Просмотр мультфильма «Смешарики: азбука экономической грамотности». Беседа «Доходы и расходы моей семьи»

Чтение сказки «Приключение монетки» Беседа по сказке. Знакомство с игрой «Манополие».

Рассказ воспитателя о деньгах, о цене товара, о разновидностях магазинов. Сюжетно-ролевая игра «магазин». «Угадай где продаётся»

Декабрь

НОД «Дом, в котором «живут» деньги»

НОД «Путешествие в страну Экономика»

Обсуждение сказки Б. В. «Доверчивый зайчик».

Просмотр мультфильма: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности». Дидактическая игра «Магазин игрушек»

Январь

НОД «Доход семьи» дидактическая игра «Где продаются».

Кукольный спектакль «Как зайчика бережливости научили»

Беседа «В общем о деньгах, как производят деньги».

Февраль

Обсуждение сказки Т. В. Грековой «Клад». Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Просмотр мультфильма: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности»

Беседа «Откуда берутся деньги и на что тратятся?» Игра «В магазин за продуктами»

Обсуждение сказки Б. Е. Минина «Муравьи и старый горшочек»

Март

Беседа «Что такое реклама, зачем она нужна» Викторина для детей «О какой сказке идёт речь». Составление рекламы детьми «Я рекламирую».

Сюжетно-ролевая игра «Пиццерия для всей семьи».

Просмотр мультфильма: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности»

Беседа «О накоплениях, что такое копилка, в чём плюсы копить деньги». Рисование «копилка для монет».

Беседа «Хорошие привычки, как они помогают»Игра-эстафета «Хорошо-плохо».

Апрель

Обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка».

Просмотр мультфильма: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности»

Обсуждение сказки Г. Х. Андерсена «Новое платье короля».

Беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

Май

Обсуждение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе» Создание мастерской по ремонту книги в группе.

Просмотр мультфильма: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности»

Праздник «Мы бережливые»!

Подведение итогов «И ещё раз о деньгах»

1.4 Планируемые результаты освоения программы

В результате освоения программы :

• Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

• Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.

• Дети контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

• Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей и начинают взаимодействовать с детьми в сфере личных финансов.

2.2 Условия реализации программы

Организация предметно-пространственной среды

Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. С целью создания благоприятного морально-психологического климата и развития творческого потенциала в группе для каждого воспитанника и реализации образовательной программы, создана предметная развивающая среда.

Для реализации программы используются :

групповое помещение;

столы, стулья;

магнитная доска;

экран, проектор, компьютер;

технологические карты;

карандаши, бумага;

фото или иллюстрации с изображением различных экономических ситуаций;

дидактические карточки по теме программы;

информационное обеспечение- аудио-, видео-, фото-, интернет- источники.

ИТС.

2.3 Формы отчетности

Диагностика уровня освоения программы проводится в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май). В течение всего года ведется журнал посещения образовательной деятельности. Диагностика проходит в форме наблюдений. Используется диагностический инструментарий автора Ю. А. Афонькиной. Результаты наблюдений заносятся в диагностическую карту. В конце года составляется аналитическая справка по итогам работы по программе дополнительного образования.

Другими формами могут быть :

-продукт детской деятельности (рисунок, плакат и т. д.);

-выставки детского творчества;

-участие в конкурсах разного уровня (дипломы, сертификаты);

-презентация опыта работы.

2.4 Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса

Непрерывная образовательная деятельность проводится в групповом помещении, в очной форме, во второй половине дня, согласно утвержденному расписанию НОД по дополнительному образованию. Состав группы постоянный, возраст детей - от 5до 6 лет.

Методы и приемы:

Словесный метод: беседа, рассказывание, вопросы, художественное слово, объяснение, напоминание, рассказ.

Наглядный метод: показ, демонстрация. Данный метод обеспечивает зрительное и слуховое восприятие.

Практический метод: играет важную роль в самостоятельном выполнении работы, так же в коллективном выполнении работы.

Игровой метод позволяет превратить скучное занятие в увлекательное и интересное занятие. При проведении НОД может присутствовать сказочный персонаж, кукла.

Информационно-репродуктивный метод направлен на организацию и обеспечение восприятия, осознания и запоминания новой информации. И чем продуктивней он используется, тем более и существеннее опыт ребенка, обширнее знания его об окружающем мире, что является основой воображения.

Репродуктивный метод направлен на закрепление, упрочнение, углубление знаний, способов оперирования знаниями, упрочнение способов деятельности, суть и образец которых уже известны. Репродуктивный метод позволяет формировать не только конкретные знания, способы действия, но и обобщенные (одно и тоже задания для неоднократного повторения; вариативные задания, сходство которых с ранее усвоенным образцом легко опознаваемо). Ведь сложность задач, возникающих перед воображением, зависит от характера сведений о тех предметах, явлениях, которые мы пытаемся себе представить – от того, насколько, эти сведения полны, подробны и точны, и в какой форме они выражены.

Эвристический метод направлен на пооперационное или поэлементное обучение чертам и процедурам творческой деятельности. Педагог включает ребенка в поиск решения не целостной задачи, а отдельных ее элементов (например, педагог сообщает проблему – выводы делают дети и т. д.). Для развития творческого воображения этот метод заключается в направленности на создание новых образов, замыслов на основе усвоенных.

Методы воспитания: поощрение (похвала, диплом, сертификат, убеждение (объяснение, беседа, стимулирование (конкурсы, выставки).

Формы организации образовательного процесса:

Реализация программы по дополнительному образованию осуществляется в соответствии с учебным планом в форме непрерывной образовательной деятельности. Решение задач предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей 5-6 лет, использования современных технологий, методов и приемов в работе и технических средств. Основная форма обучения - групповая. Индивидуальная работа заключается в индивидуальном подходе к ребенку, индивидуальной работе по закреплению учебного материала.

Формы организации учебного занятия:

Учебные занятия проводятся в форме НОД.

Педагогические технологии:

- игровые технологии;

- театрализация;

- коммуникативные технологии;

- технологии КДТ (коллективное творческое дело);

- технологии группового обучения;

- технологии индивидуализированного обучения;

- технологии развивающего и проблемного обучения;

- здоровьесберегающие технологии;

- информационные технологии;

- технологии взаимодействия и сотрудничества.

Дидактические материалы:

- иллюстрации, фото с изображением различных экономических ситуаций, денежная атрибутика;

- карточки «магазин», «профессии»;

- подборка презентаций по плану;

-подборка мультфильмов по экономическому воспитанию;

-картотека физминуток;

-картотека пальчиковой гимностики;

-картотека загадок;

-подборка литературных художественных произведений.

2.5 Список использованной литературы

1. Табих, Е. Н. Дошкольникам об экономике : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2012. – 48с.

2. Киреева, Л. Г. Играем в экономику : комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 169с.

3. Липсиц, И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. /И. В. Лисиц, - М. : Вита-пресс, 2016. - 336с.

4. Люнфин О. Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. - № 8. - С. 349-351.

5. Формирование основ экономической культуры старших дошкольников: Методическое пособие для работников ДОУ и родителей / Под ред. М. Ю. Стожаровой. - Ульяновск: УИПКПРО, 2010. - 60с.

6. Хламова Н. А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. - СПб. : Свое издательство, 2015. - С. 39-41.

7. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5-7 лет. - М. : «Вентана-Граф», 2015. - 176с.

8. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. На основе примерной парциальной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет- Москва: 2019,- 72с.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Мамин экономист»
Опубликовано: 10 ноября 2021 в 17:54
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Мамин экономист»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кузнецова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД