Михаил Иванов
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа школьной студии «Юный геолог»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа Студии "Юный геолог" направлена на обучение детей и подростков основам геологических знаний и навыков. Занятия рассчитаны на 3 года, по окончании студийцы проходят аттестацию и получают сертификат. Программа представляет интерес для учащихся 5-11 классов.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа школьной студии „Юный геолог“» размещена в разделах
- Геолог. Знакомство с профессией
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Цель работы Студии заключается в воспитании знающих, умелых, трудолюбивых граждан России, ответственных за сохранение и преумножение богатств своей земли; в формировании мировоззрения, основанного на современном знании законов природы; в психологической и практической подготовке к труду, к выбору профессии.
Достижение этих целей осуществляется решением следующих задач:
- пробуждение интереса к миру неживой природы;
- расширение общего кругозора, повышение уровня естественно-научных знаний;
- совершенствование пространственного и временного мышления, развитие воображения в рамках строго научных фактических данных;
- освоение практических навыков полевого геолога;
- ознакомление с ремеслами, основанными на геологических знаниях.
Социальная потребность в образовательной Программе такого рода ощутимо сказывается в наши дни, поскольку занятия в Студии "Юный геолог" позволят заложить основы государственного мышления в гражданах России XXI века, дадут студийцам представление о правильном природопользовании; воспитают законную гордость за российскую научную геологическую школу и дадут конкретные геологические знания московской земли.
Приводимая ниже Программа составлена на базе государственных программ геологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова ("Общая геология", "Палеонтология’’, "Минералогия" и др.) и адаптирована для обучения в системе дополнительного образования в соответствии с основными индивидуальными психофизиологическими особенностями детей и подростков.
Оптимальный объем группы составляет от 8 до 12 учащихся, что вызвано необходимостью индивидуального подхода к каждому ученику и требованиями техники безопасности.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Геология включает обширный комплекс наук о Земле. Как историческая наука, геология раскрывает тайны рождения и длительного развития нашей планеты и жизни на ней. Как одна из древнейших прикладных наук, геология освещает закономерности размещения полезных ископаемых в недрах Земли: руды и алмазы, нефть и газ, питьевая и минеральная вода - вот далеко неполный перечень природного сырья, до сих пор, несмотря на бурное развитие современных технологий, необходимого человеку. Геология информирует человека о предстоящих землетрясениях и извержениях вулканов, обосновывает строительство различных сооружений в том или ином месте. На основе современных геологических процессов и современной картине мира геология выводит закономерности развития земной коры в далеком прошлом.
Весь накопленный геологией опыт имеет колоссальный образовательный и воспитательный потенциал. Ученики Студии не просто постигают накопленные человечеством знания, но проявляют творческий подход в процессе обучения: создают наглядные пособия по пройденному материалу; выдвигают свои гипотезы развития Земли и решения неразгаданных тайн планеты; оформляют рефераты о минералах и великих ученых; проводят фантастические экскурсии по разным эпохам прошлого Земли.
Азы полевой геологической практики студийцы постигают во время однодневных геологических экскурсий по Подмосковью. Разнообразие геологических обстановок нашей страны и всего мира москвичам доступно при посещении естественнонаучных музеев: Геологического им. В. И. Вернадского, Минералогического им. Ферсмана, Палеонтологического и Землеведения в МГУ. Экскурсии в институты геологического профиля Российской Академии Наук дадут учащимся представление о современной геологии и ее научной базе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
На первом году обучений в Студии решаются следующие задачи:
- закрепить интерес учащихся к миру камня, к процессам, формирующим лик Земли;
- дать представление о строении Земли, об основных геологических процессах, породах и минералах земной коры;
- познакомить с историей Земли, с основными геологическими периодами развития земной коры и жизни на Земле;
- дать представление о новой глобальной тектонике, познакомить с геологией океанов.
К концу первого года обучения студийцы должны обладать следующими знаниями и навыками:
- знания базовой терминологии; умение отличать основные группы горных пород и минералов;
- навыки ориентирования на местности.
Второй год обучения
На втором году обучения решаются задачи:
- расширить знания в области кристаллографии и минералогии;
- дать представление о геохимических процессах в недрах земли, на ее поверхности и на дне океанов;
- углубить представления о мире древних животных и растений;
- познакомить с основами геологии подземных вод, и инженерной геологии.
Итоговые знания и навыки:
- знания терминов по программе второго года обучения;
- умение читать геологическую карту и составить геологический разрез по ней;
- навыки безопасной жизни в полевых условиях.
Третий год обучения
Задачи третьего года обучения:
- соединить в единую систему полученные за весь трехлетний курс знания, умения и навыки;
- дать представления о геологической съемке; познакомить с основами поиска и разведки полезных ископаемых;
- сформировать представления о современных направлениях геологии и смежных ремеслах;
- познакомить с гемологией - наукой о драгоценных камнях.
Итоговые знания и навыки:
- базовые знания по всем основным направлениям геологии;
- знание отличительных признаков основных групп горных пород и минералов;
- умение описать природный геологический объект (обнажение, зарисовать разрез и отобрать коллекцию образцов пород и ископаемых остатков;
- попутные практические навыки, необходимые для работы в полевых условиях.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Что изучает геология.
Место геологии в системе естественных наук. Объект и задачи геологии. Разделы геологии.
Раздел 2. Анатомия Земли.
Планета Земля среди соседей. Внутренние оболочки Земли. Строение земной коры. Земной магнетизм и притяжение Земли.
Раздел 3. Процессы, формирующие лик Земли.
Экзогенные процессы: Выветривание. Работа рек. Ветер. Ледники. Мерзлота. Карст. Метеориты.
Эндогенные процессы: Вулканы. Интрузии. Горообразование. Складчатость. Тектонические движения. Жизнь и смерть гор.
Раздел 4. Новая глобальная тектоника и дрейф материков.
Литосферные плиты. Спрединг. Субдукция. Пангея. Лавразия и Гондвана.
Раздел 5. Состав земной коры.
Континентальная и океаническая земная кора. Основные типы горных пород. Цикл преобразования горных пород. Магматические горные породы. Породообразующие, второстепенные минералы. Осадочные горные породы. Обломочные породы. Минералы осадочных пород. Метаморфические горные породы и свойственные им минералы. Форма и строение кристаллов. Кристаллические решетки и сингонии. Драгоценные и полудрагоценные камни. Свойства драгоценных камней. Шлифовка и огранка драгоценных камней.
Раздел 6. Летопись планеты.
Напластования и корреляция. Понятие о фациях. Ископаемые остатки как показатель относительного возраста пород. Геохронологическая шкала. Изотопные часы. Магнитостратиграфия. Ритмы в биографии планеты. Этапы горообразования и размыва.
Жизнь на Земле. Зарождение жизни. Архей, ранний протерозой. Рифей, венд. Палеозой. Мезозой. Кайнозой.
Палеогеография.
Раздел 7. Полезные ископаемые.
Руды. Образование руд, месторождения. Энергетическое сырье: уголь, нефть и газ. Строительный, облицовочный камень. Полезные ископаемые Подмосковья. Каменный наряд московского метрополитена, архитектурных и скульптурных памятников столицы.
Раздел 8. Загрязнение окружающей среды. Энергетика будущего. Человек это геологическая сила. Результат разработки месторождений. Минеральные ресурсы под угрозой. Рациональное землепользование. Новые источники энергии. Минеральные ресурсы океанов.
Раздел 9. Вулканы. Землетрясения.
Зона альпийской складчатости - театр современных эндогенных процессов. Изучение и предсказание извержений и землетрясений.
Раздел 10. Геоморфология.
Речные долины. Морские берега.
Раздел 11. Геологическая съемка.
Геологическое картирование. Аэрофотосъемка. Космическая съемка.
Раздел 12. Подземные воды. Инженерные свойства пород.
Грунтовые воды и их участие в круговороте воды в природе. Минерализация подземных вод. Горные породы как база для строительства. Пещеры и карст.
Раздел 13. Круговорот химических элементов в природе. Геохимические процессы в земной коре и на ее стыке с гидросферой и атмосферой.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОРНЫХ ПОРОД И МИНЕРАЛОВ
Свойства минералов: цвет, прозрачность, блеск, спайность, твердость, форма кристаллов. Способы определения минералов и пород. Микроскоп.
ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ МАРШРУТ
Ориентирование на местности. Горный компас. Наиболее вероятное местоположение геологических обнажений. Признаки выделения различных слоев горных пород. Отбор коллекции пород и ископаемых остатков. Залегание слоистых толщ: азимут простирания, угол падения. Документирование маршрута в дневнике, на карте, в этикетках образцов. Признаки корреляции слоев на площади. Фациальные признаки. Текстура пород. Границы слоев.
ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Легенда. Характеристика района по геологической карте. Построение геологического разреза. Понятие о фациальной карте. Палеогеографические реконструкции.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСКОПАЕМЫХ ОСТАТКОВ
Основные группы ископаемых животных и растений. Время жизни вида, руководящие ископаемые. Ископаемые - индикаторы обстановок осадконакопления.
ПРИРОДНЫЙ КАМЕНЬ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
Мозаика из обломков пород. Агаты, халцедоны. Минеральные краски. Инструменты и оборудование для обработки камня.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Апродов В. А., Апродова А. А. Движения земной коры и геологическое прошлое Подмосковья. Учебные геологические экскурсии в окрестностях Москвы. – М., МГУ, 1963
2. Бурашникова Т. А., Зубов В. И. Полевые практики по геологии. Учебное пособие. – М., МПУ, 1992
3. Вагнер Б. Б., Манучарянц Б. О. Геология, рельеф и полезные ископаемые
Московского региона. - М. :МГПУ, 2003.
4. Воларович ГЛ. Цветные камни Подмосковья. - М. : Недра, 1991
5. Голубев В. К. и др. Геологическая история Подмосковья в коллекциях естественнонаучных музеев Российской академии наук. - М., Наука, 2008
6. Горшков Г. П. О чем говорят недра. – М., Знание, 1968
7. Зубов В. И., Манучарянц Б. О. Полевые геологические практики. - М. ,1999
8. Карпинский А. П. Очерки геологического прошлого Европейской России. – М., Л., АН СССР, 1947
9. Морозов П. Е. Методическое пособие по сбору и определению ископаемый фауны мезозоя Подмосковья. - М., 2003
10. Обручев В. А. Основы геологии. – М., Мингео СССР, 1947
11. Орлов Ю. А. В мире древних животных. – М., Наука, 1968
12. Славин В. И., Хаин В. Е., Якушова А. Ф. Общая геология. – М., МГУ, 1988
13. Славин В. И., Ясаманов Н. А. Методы палеогеографических исследований. – М., Недра, 1982
14. Ферсман А. Е. Рассказы о самоцветах. – М., АН СССР, 1961
15. Юбельт Р., Штойтер П. Определитель горных пород. – М., Мир, 1977