Светлана Бобылёва
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развивай-ка» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей 5–6 лет
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 155»
ПРИНЯТА Утверждаю:
решением педагогического совета Заведующий МДОУ «Детский сад № 155»
протокол № __ от 31.08.2020г. ___ Е. В. Карпычева
Приказ №___ от ___
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
по социально-педагогическому направлению
" Развивай-ка"
Возраст обучающихся: 5-6 года
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Воспитатель
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Развивай-ка“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Бобылева С. Н.
Город Ярославль
2020 год
Оглавление
1. Пояснительная записка…
2. Учебный план и календарно-тематический график….
3. Содержание образовательной программы….
4. Ожидаемые результаты освоения программы….
5. Контрольно-измерительные материалы….
6. Список литературы…
7. Дидактические игры, сказки; подвижные игры….
I.Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа для разработки программы
Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии с:
• Федеральным Законом “Об образовании в Российской Федерации’ №273-ФЗ от 29.12.2012, ФЗ №185 от 02.07.2013;
• Приказом департамента образования Ярославской области № 47-нп от 27.12.2019 “О внесении изменений в приказ департамента образования Ярославской области” (п. 14, п. 17)
Актуальность программы
Выбор данного дидактического средства актуален, так как работа с палочками Кюизенера универсальна, она может быть использована в сочетании с другими технологиями, дополняя их. Практический опыт показывает, что использование игр с цветными счетными палочками Кюизенера способствует успешному обучению ребенка в школе по математике. Актуальность темы определяется тем, что сегодня особое значение приобретает проблема развития интеллектуально - творческих способностей, креативности ребенка дошкольного возраста. Доказано, ребенок с развитыми творческими способностями – активный, способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на мир, и он способен создать нечто новое, оригинальное.
Направленность программы : социально-педагогическая
Цель: выявить возможности дидактического средства «палочки Кюизенера» для успешного развития математических способностей старших дошкольников.
Гипотеза: дидактическое средство «Палочки Кюизенера» являются комплексным средством для развития математических способностей у дошкольников.
Задачи: Изучить теоретические основы использования дидактического средства «Палочки Кюизенера» в условиях ДОУ
Организовать мониторинг по выявлению интеллектуальных способностей у детей
Разработать систему использования дидактического средства «Палочки Кюизенера»
Комплексность практического и теоретического материала помогают решить следующие задачи:
Формировать навыки деятельностного познания свойств окружающих предметов;
Учить устанавливать элементарные связи и отношения между изучаемыми объектами;
Формировать навыки поисковой и аналитической деятельности
Развивать логическое мышление;
Развивать объяснительную доказательную речь;
Формировать личностные качества самостоятельность, самоорганизация, самоконтроль.
Новизна, отличительные особенности программы
Новизна данной программы определяется ее направленностью на создание условий для формирования у детей математических навыков и умений, деятельностных способностей, необходимых для успешного обучения в современной начальной школе.
Принципы и подходы к реализации программы
Принцип активного обучения – построение процесса обучения с использованием активных форм и методов, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).
Принцип проблемности – ребёнок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности.
Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Принцип повторения – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип коммуникативности – помогает воспитать у детей потребность в общении.
Принцип результативности – предполагает получение положительного результата работы независимо от уровня развития обучающегося.
Принцип индивидуализации – развитие личных качеств, через решение проблем разноуровнего обучения.
Принцип психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребёнка.
Принцип творчества – формирование способности находить нестандартные решения.
Принцип позитивного взаимодействия с детьми – постоянное поощрение всех усилий ребёнка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому; исключение отрицательной оценки ребёнка и результатов его действий; сравнение результатов ребёнка только с его собственными, а не с результатами других детей.
Категория обучающихся: 5-6лет
Количество обучающихся: (от 10 до 20 детей)
Продолжительность обучения: 9 месяцев (с сентября по май)
Место реализации образовательной программы : МДОУ “Детский сад №155”
Условия реализации программы
Организационные условия:
Реализация программы осуществляется за рамками основной образовательной программы ДОУ на платной основе в форме дополнительного образования.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.
Материально-технические условия реализации программы :
Помещение для занятий с детьми
Столы
Стулья
Комплект дидактической литературы
Магнитная доска
Мультимедиа аппаратура, магнитофон
Температура в помещении не должна быть ниже +21 градуса, имеется график проветривания
Кадровые:
Автор-составитель и исполнитель программы – Бобылёва Светлана Николаевна. Воспитатель высшей квалификационной категории. Образование: высшее педагогическое. Педагогический стаж работы: 20лет.
Методическое сопровождение программы :
Используемые технологии, формы, методы, приёмы….
Занятия включают различные виды детской деятельности:
Познавательную,
Продуктивную,
Двигательную,
Коммуникативную,
Конструктивную.
В процессе реализации программы используются различные формы организации занятий.
Формы работы с детьми.
• Игра:
• Ситуативный разговор;
• Беседа;
• Рассказ;
• Проблемная ситуация.
Методы работы с детьми.
Словесный (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ).
Практический (упражнения, выполнение работ на заданную тему, по инструкции).
Наглядный ( с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий).
Поисковый (моделирование).
Метод игры (дидактические игры, развивающие игры, логические задачи, игры на развитие внимания, памяти, палочки Кюизенера, игры- соревнования).
Методы и приёмы, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям дошкольника.
Все занятия проводятся в доступной игровой форме. Часто используются сказочные мотивы, вводятся персонажи-гости, организуются путешествия. Каждое занятие имеет игровое название – тему, которая сообщается детям, и дидактическую тему, на основе которой ставятся цели данного занятия.
Перечень наглядных пособий, игр, тетрадей для работы
1. Практические пособия «Дидактические игры – занятия в ДОУ» (младший возраст) под редакцией Е. Н. Пановой
2. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3 – 7 лет) под редакцией В. П. Новиковой, Л. И. Тихоновой.
3. Цветные счётные палочки Кюизенера.
4. Плоскостной вариант палочек Кюизенера.
5. Б. Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…». Альбом-игра (Палочки Кюизенера) (по количеству детей)
6. Б. Б. Финкельштейн «Посудная лавка». Альбом-игра (Палочки Кюизенера (по количеству детей)
7. Цветные схемы-карточки.
II.Учебный план
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 9 месяцев.
Продолжительность одного занятия 30минут, что составляет 1 академический час.
Всего занятий - 36. Всего часов -36.
№ Тема раздела Всего часов Теория Практика
1. Аналитические способности. Конструирование 5 1 4
2. Сравнение. Анализ. Величина 5 1 4
3. Логические связи. Количество и счёт 5 1 4
4. Закономерности. Количество и счёт 5 1 4
5. Логические связи. Закономерности. Измерение 5 1 4
6. Решение логических задач 5 5
7. Моделирование 6 1 5
ИТОГО: 36 6 30
Календарно-тематический график
№ Тема занятия Кол-во часов
1. Аналитические способности. Конструирование: Сказочный город.
Диагностика. 1
2. Аналитические способности. Конструирование: Посылка от Незнайки.
Диагностика 1
3-5 Аналитические способности. Конструирование: Выкладывание изображений по контуру и по схеме 3
6. Сравнение. Анализ. Величина: Числовая лесенка 1
7. Сравнение. Анализ. Величина: “Выше-ниже” 1
8. Сравнение. Анализ. Величина: “Шире-уже” 1
9. Сравнение. Анализ. Величина: “Больше-меньше” 1
10. Сравнение. Анализ. Величина: Выкладывание изображений по контуру и по схеме 1
11. Логические связи. Количество и счё т: Счёт до 10 1
12-13 Логические связи. Количество и счё т: Соседи числа 2
14-15 Логические связи. Количество и счё т: Сложение и вычитание 2
16-17 Закономерности. Количество и счё т: Уменьшение и увеличение числа в пределах10 2
18. Закономерности. Количество и счё т: Соседи числа 1
19-20 Закономерности. Количество и счё т: Арифметические знаки (плюс, минус) 2
21. Логические связи. Закономерности. Измерение: Измерение 1
22. Логические связи. Закономерности. Измерение: Измерение. Условная мерка 1
23. Логические связи. Закономерности. Измерение: Измерение. Длина, размер 1
24-25 Логические связи. Закономерности. Измерение: Выкладывание изображений по контуру и по схеме 2
26. Решение логических задач: Разноцветные дорожки 1
27. Решение логических задач: Детская железная дорога 1
28-30 Решение логических задач: Выкладывание изображений по контуру и по схеме 3
31. Моделирование: Система координат 1
32. Моделирование: Симметрия 1
33. Моделирование: Ориентирование на плоскости 1
34. Моделирование: Конструируем посуду 1
35. Моделирование: Конструируем посуду на рабочих листах.
Диагностика. 1
36. Моделирование: Завершаем замысел автора.
Диагностика. 1
ИТОГО:
36
III.Содержание образовательной программы
Раздел 1 “Аналитические способности. Конструирование”
Теория: Развивать умение выкладывать изображение по контуру и схеме; выкладывать сюжет, пользуясь схемой. Планировать работу и доводить дело до конца. Договариваться друг с другом. Развивать воображение. Развивать умение самостоятельно придумывать сюжеты по знакомым сказкам.
1. Сказочный город. Диагностика.
2. Посылка от Незнайки. Диагностика.
3-5. Выкладывание изображений по контуру и по схеме.
Практика:
1. Сюрприз – посылка от Незнайки.
2. Дидактические игры “Выложи из палочек” (по контуру, “Продолжи узор” (по схеме)
3. “Найди пару”
4. Дидактические игры “Для вас, девочки, мальчики ”
5. Чтение сказки “Сказочный город”
6. Дидактическая игра “Сказочный город”
7. Выкладываем из палочек “Цветик-самоцветик” (№1)
8. Выкладываем из палочек “Олень” (№2)
9. Физкультминутка
10. Рефлексия
Раздел 2 “Сравнение. Анализ. Величина”
Теория. Учить сравнивать предметы по величине, обозначать результат сравнения (выше -ниже, шире -уже, больше - меньше).
1. Числовая лесенка.
2. “Выше-ниже”.
3. “Шире-уже”.
4. “Больше-меньше”.
5. Выкладывание изображений по контуру и по схеме.
Практика:
1. Логическая задача “Угадайте, кто выше (ниже) ростом”. “Петя выше Саши, а Саша выше Коли. Кто самого низкого роста? А самого высокого?”
2. Дидактическая игра “Стулья для семьи”
3. Демонстрационный материал - Числовая лесенка (стр. 11)
4. Выкладываем из палочек “Домик с забором” (№3)
5. Выкладываем из палочек “Верблюд” (№4)
6. Физкультминутка “Уберём камни” (На столе горка из палочек. Первый ребёнок вытаскивает самую длинную палочку, другой чуть короче и т. д.)
7. Рефлексия.
Раздел 3 “Логические связи. Количество и счёт”
Теория. Продолжать увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на 1; называть “соседей данного числа”; познакомить с чётными и нечётными числами. Учить составлять число из двух меньших чисел, развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно. Составлять коврики для чисел 6, 7, 8, 9, 10. Выработать представления о действиях сложения и вычитания.
1. Счёт до 10.
2-3. Соседи числа.
4-5. Сложение и вычитание.
Практика:
1. “Назови на 1 больше, меньше”
2. Дидактическая игра “Чёт - нечет”
3. Подвижная игра “Найди своё место”
4. “Чудесный мешочек” (воспитатель достаёт любую палочку, дети показывают цифру)
5. Дидактическая игра “Кто в домике живёт?”
6. Подвижная игра “По порядку стройся”
7. “Посчитай-ка ”(прямой и обратный счёт в пределах 10)
8. Дидактическая игра “Числовой коврик”
9. Демонстрационный материал – Числовая лесенка (стр. 11).
10. Выкладываем из палочек “Яблоко”(№5)
11. Выкладываем из палочек “Домик в деревне”(№6)
12. Физкультминутка
13. Рефлексия
Раздел 4 “Закономерности. Количество и счёт”
Теория. Продолжать учить детей увеличивать, уменьшать числа в пределах 10 на 1, называть соседей числа. Учить устанавливать логические связи и закономерности, развивать зрительный глазомер, учить понимать и решать поставленную задачу, формировать самоконтроль. Закрепить название цветов и числовое обозначение, умение соотносить цвет и число, пользоваться арифметическими знаками, учить находить палочки в сумме равные двум данным. Учить ориентироваться в пространстве (“налево”, “направо”, развивать количественные представления, учить находить разность чисел.
1-2. Уменьшение и увеличение числа в пределах10.
3. Соседи числа.
4-5. Арифметические знаки (плюс, минус).
Практика:
1. “Найди соседей”
2. Дидактическая игра “Покажи, как растут числа”
3. Подвижная игра “Найди цифру”
4. “Посчитай-ка ”(прямой и обратный счёт в пределах 10)
14. Дидактическая игра “Палочки можно складывать”
5. Подвижная игра “Найди пару”
6. Дидактическая игра “Палочки можно вычитать”
7. Подвижная игра “Где больше?”
8. Демонстрационный материал – Числовая лесенка.
9. Выкладываем из палочек “Кит”(№7)
10. Выкладываем из палочек “Мышка”(№8)
11. Физкультминутка
12. Рефлексия
Раздел 5 “Логические связи. Закономерности. Измерение”
Теория. Учить понимать количественные отношения, учит находить связи между длиной предмета, размером и результатом измерения, учить устанавливать логические связи и закономерности. Учить измерять с помощью двух условных мерок длину предмета, учить находить зависимость между измеряемой величиной, меркой и результатом. Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации, учить понимать предложенную задачу.
1. Измерение.
2. Измерение.
3. Измерение. Длина, размер.
4-5. Измерение. Длина, размер.
Практика:
1. Логическая задача “Надо разделить пять яблок между пятью девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине”
2. Дидактическая игра “Узнай длину ленты”
3. Логическая задача “В вазе лежало три яблока. Мама угостила ими трёх девочек. Каждая из девочек получила по одному яблоку, и одно осталось. Как это получилось?”
4. Дидактическая игра “Измеряем разными мерками”
5. Демонстрационный материал - Числовая лесенка.
6. Выкладываем из палочек “Цветок”(№9)
7. Выкладываем из палочек “Котёнок”(№10)
8. Физкультминутка
9. Рефлексия
Раздел 6 “Решение логических задач”
Теория. Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации, учить понимать предложенную задачу. Понимать условие предложенной задачи и выполнять её самостоятельно.
1. Разноцветные дорожки.
2. Детская железная дорога.
3-5. Выкладывание изображений по контуру и по схеме.
Практика:
1. Логическая задача “Отгадайте, в каком порядке сидит Наташа, Оля и Серёжа, если Наташа слева от Оли, а Оля справа от Серёжи; Оля слева от Наташи, а Серёжа справа от Оли; Оля справа от Наташи и между Наташей и Серёжей”
2. Дидактическая игра “Разноцветные дорожки”
3. И. У. “Встань там, где я скажу!” (Воспитатель предлагает детям встать друг за другом и угадать, кто впереди, кто сзади от них стоит.)
4. Дидактическая игра “Детская железная дорога”
Раздел 7 “Моделирование”
Теория: Познакомить детей с системой координат; учить ориентироваться на плоскости. Познакомить с симметрией. Развивать умение сравнивать, считать и отсчитывать. Продолжать учить работать по схеме.
1. Система координат.
2. Симметрия.
3. Ориентирование на плоскости.
4. Конструируем посуду.
5. Конструируем посуду на рабочих листах. Диагностика.
6. Завершаем замысел автора. Диагностика.
Практика:
1. Рассматривание образцов №5, №7, №9, №11, №13, №15, №17.
2. Разгадывание загадок “Чайник”, “Самовар”.
3. Разучивание скороговорок “Чайник”, “Черепаха и чаепитие”, “Чистюли-кастрюли”
4. Чтение стихотворения Роман Сеф “Совет”
5. Разучивание считалки “Аты-баты, шли солдаты…”
6. Чтение рассказа Л. Н. Толстого “Чашка”
7. Моделирование картинок №5 “Заварочный чайник”, №7 “Чайник Весельчак”, №9 “Чашка с блюдцем”, №11 “Чайник - на столе начальник”, №13 “Чайник Ворчун”, №15 “Самовар Толстячок”, №17 “Чаепитие”.
8. Слуховой диктант “Выкладываем цветок”
9. Слуховой диктант “Корабли в гавани”
10. Моделирование картинок №19-№29
11. Дидактические игры: “Супермаркет Посудная лавка”, “Четвёртый лишний”, “На полке стоит…”
12. Чтение стихотворений Ю. Мориц “Разговаривали вещи”, “Пузатый чайник”
IV.Ожидаемые результаты освоения программы
Дети научатся работать по правилу, образцу, схеме;
- решать логические задачи;
- конструировать по схеме;
- планировать действия;
- классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвет, форма, величина;
- моделировать, конструировать, группировать по цвету и величине;
- выделять в геометрических фигурах одновременно три – четыре признак цвета, формы, величин;
- проявится интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
- слушать взрослого и выполнять его инструкции; договариваться и согласовывать свои действия со сверстником; контролировать свои действия и действия партнёра, исправлять свои и его ошибки;
V.Контрольно-измерительные материалы
Результативность образовательной программы “ Развивай-ка” (Палочки Кюизенера) оценивается в результате проведения педагогической диагностики уровня развития логического мышления, познавательных процессов и мыслительных операций.
Оцениваются
- мыслительные умения сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию
- психические процессы: зрительное восприятие, произвольное внимание
- проявления любознательности, самостоятельности, сообразительности; стремление к поиску нестандартных решений
- умение обосновать суждения, строить простейшие умозаключения
Критерии оценки усвоения программы :
Высокий уровень: Ребёнок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребёнок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребёнка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результате своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Средний уровень: Ребёнок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все из существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т. к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребёнок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ и них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребёнок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребёнок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Формы проведения итогов
Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь, май).
Отслеживание уровня развития детей проводится в форме игровых занятий.
Список литературы
1. Комарова Л. Д. “Как работать с палочками Кюизенера”, 2008г.
2. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7лет/сост. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова - М:Мозаика – Синтез, 2011.
3. Страна блоков и палочек. Для детей 4-7лет. (Сюжетно-дидактические игры) – С. -Пб. :ООО “Корвет”
Дидактические игры с палочками Кюизенера
1.“Продолжи узор”
Задачи: Развивать умение видеть закономерность и выкладывать палочки в соответствии со схемой. Развивать воображение. Материал: Цветные счётные палочки. Схемы узоров (№34 пособие “На золотом крыльце сидели”). Описание: Дети выкладывают узоры в соответствии со схемами. Затем придумывают свои узоры.
2.“Для вас, девочки… Для вас, мальчики…”
Задачи: Развивать умение самостоятельно выкладывать изображение, пользуясь схемой, придумывать сюжет и составлять рассказы. Материал: Цветные счётные палочки. Схемы узоров (№39-42 пособие “На золотом крыльце сидели”).
Описание: Дети, используя схемы, выкладывают изображения. Затем самостоятельно дополняют их. Дети могут выполнять коллективные работы, объединяясь парами или группами.
3.“Сказочный город”
Задачи: Продолжать учить работать со схемой. Создавать сюжетные работы, придумывать собственные сюжеты. Развивать воображение.
Описание: Воспитатель читает сказку “Сказочный город” (схемы №43-44 пособие “На золотом крыльце сидели”) и предлагает выложить её сюжет.
4.“Стулья для семьи”
Цель: Учить сравнивать предметы по величине; обозначать словами предмет сравнения (выше - ниже, шире - уже, больше - меньше). Закреплять умение различать количественный и порядковый счёт, правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счёту; составлять числа из единиц (один, ещё один, ещё один). Материал: цветные счётные палочки, карточки.
Описание: Педагог предлагает детям сделать из четырёх жёлтых палочек стул, рядом сделать большой стул. После того как дети выполнят задание, предлагает сделать стульчик для маленького ребёнка (рис. 5, цв. вкл)
Вопросы
-Сколько стульев в ряду?
-Который стул выше всех?
-Который стул ниже всех?
-У какого стула самая высокая спинка?
-У какого стула самая низкая спинка?
-Кто из членов семьи мог бы сидеть на самом большом стулt? На самом широком? На самом маленьком?
Работа парами: Задание: “Сравните стулья, которые вы сделали. Расскажите друг другу о том, какие у вас стулья”. Например: “Мой стул состоит из четырёх палочек жёлтого цвета. Палочки одной длины”, “Мой стул состоит из трёх палочек. Спинка длинная, а сиденье короткое. На нём может сидеть самый маленький ребёнок”
5.“Чёт - нечет”
Задачи: Продолжать увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу; учить называть “соседей данного числа”; познакомить с чётными и нечётными числами, устанавливать логические связи.
Описание: На одних столах лежат “чётные палочки”, на других – “нечётные”. Предлагается построить из палочек лесенки равной высоты так, чтобы разница между ступеньками была одинаковой. Появляются 2 разные лесенки; с помощью розовой палочки определяется разница между смежными ступеньками. Обе лесенки читаются в числах.
6.“Кто в домике живёт?”
Задачи: Учить составлять число из двух меньших чисел.
Описание: “В город чисел приехал клоун, он хочет пригласить жителей города на представление. Но некоторые их них ушли из домиков”. Педагог просит помочь клоуну найти этих жителей и рассадить по этажам.
7.“Числовой коврик”
Описание: Взрослый выкладывает числовой ряд в пределах 7 из белых палочек, приставленных близко друг к другу, и предлагает ребятам подобрать две палочки, чтобы составить это число. Выставляя свои варианты палочек, каждый из играющих проговаривает, из каких чисел он составил данное число. Например: “Два и пять, а вместе семь”. После того как будут выложены все варианты состава числа 7, взрослый предлагает детям выложить последовательно все варианты. Эту игру можно провести, выкладывая коврик из палочек двух цветов, составляя числа в пределах 10.
8. “Чудесный мешочек”
Описание: На столе лежит мешочек с палочками разной длины в пределах 10 и цифры от 1 до 10. Ведущий (взрослый или ребёнок) достаёт из мешка любую палочку и показывает её, не называя числового значения. Второй игрок выбирает цифру, соответствующую значению палочки, и называет её. Игра повторяется несколько раз со сменой ведущего.
Вариант игры. На столе лежит набор палочек. Ведущий достаёт из мешка и показывает палочку, а партнёр по игре составляет из двух палочек это число (из двух меньших чисел) и прочитывает, как оно составлено. Затем игроки меняются местами.