Светлана Бобылёва
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развивай-ка. Логика» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление
1. Пояснительная записка…3 стр.
2. Учебный план и календарно-тематический график…. 9 стр.
3. Содержание образовательной программы…11 стр.
4. Ожидаемые результаты освоения программы….16 стр.
5. Контрольно-измерительные материалы…. 17 стр.
6. Список литературы…19 стр.
I.Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа для разработки программы
Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии с:
• Федеральным Законом “Об образовании в Российской Федерации’ №273-ФЗ от 29.12.2012, ФЗ №185 от 02.07.2013;
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Развивай-ка, Логика“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
• Приказом департамента образования Ярославской области № 47-нп от 27.12.2019 “О внесении изменений в приказ департамента образования Ярославской области” (п. 14, п. 17)
Направленность дополнительной образовательной программы предполагает в первую очередь обращенность к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей детей дошкольного возраста. Программа направлена на развитие когнитивной сферы дошкольников. Именно развитие данных процессов обеспечивает основу успешности обучения.
Актуальность программы
Ориентация на раннее творческое развитие в настоящее время становится
особенно актуальной задачей.
Направленность программы : социально-педагогическая
Цель: Создание условий для развития интеллектуальных и творческих
способностей дошкольников в процессе игровой деятельности посредством
развивающих игр Б. П. Никитина
Задачи программы
Обучающие:
• Ознакомление учащихся с геометрическими фигурами и объемными
телами;
• Формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по
собственному замыслу; учить логическому и образному мышлению,
умению распознать и построить образ;
• Овладение навыками пространственного ориентирования и
пространственного мышления; формировать умения действовать по
словесным инструкциям и чертежам.
Развивающие :
• Развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания,
памяти, логического мышления, воображения);
• Формирование психологических предпосылок для овладения
исследовательской деятельности.
• Развитие произвольности в управлении не только двигательными, но,
главным образом, интеллектуальными процессами, развивать
переключаемость на разные виды деятельности.
Воспитывающие:
• Воспитывать аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к
работе.
• Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
• Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
Новизна, отличительные особенности программы
Новизна данной программы определяется ее направленностью на создание условий для формирования у детей математических навыков и умений, деятельностных способностей, необходимых для успешного обучения в современной начальной школе.
Принципы и подходы к реализации программы
Принцип активного обучения – построение процесса обучения с использованием активных форм и методов, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).
Принцип проблемности – ребёнок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности.
Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Принцип повторения – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип коммуникативности – помогает воспитать у детей потребность в общении.
Принцип результативности – предполагает получение положительного результата работы независимо от уровня развития обучающегося.
Принцип индивидуализации – развитие личных качеств, через решение проблем разноуровнего обучения.
Принцип психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребёнка.
Принцип творчества – формирование способности находить нестандартные решения.
Принцип позитивного взаимодействия с детьми – постоянное поощрение всех усилий ребёнка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому; исключение отрицательной оценки ребёнка и результатов его действий; сравнение результатов ребёнка только с его собственными, а не с результатами других детей.
Занятия по данной программе создает своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта, развития анализа и синтеза, моделирования с использованием схем, чертежей, планов, проекций; учит детей работать по образцу, создавать новые комбинации из имеющихся элементов. Развивает концентрацию и объем внимания, воображение, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, формирует навыки планирования, самостоятельного оценивания и корректирования своей деятельности. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
Качества, которые в будущем позволят ребенку стать инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за
которое он бы не взялся.
Отличительные особенности.
Программа является модифицированной, так как составлена на основе учебных пособий Никитина (Сложи, узор, квадрат, уникуб, кирпичики, кубики для всех и т. д.). Изучив многолетний опыт работы педагога новатора Никитина Бориса Павловича, педагогические взгляды которого широко известны не только в нашей стране, но и за рубежом позволили систематизировать и обобщить «наработанный» им материал в дополнительную образовательную программу для детей дошкольного возраста, по использованию специальных игр, позволяющих успешно развивать интеллектуально - творческие способности детей.
Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своём разнообразии имеют общую идею и обладают характерными особенностями.
Каждая игра — это набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструкторамеханика и т. д. Предметные развивающие игры лежат в основе строительнотрудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом. Задачи даются ребё нку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка геометрии, чертеже, письменной пли устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности.
Категория обучающихся: 6-7лет
Количество обучающихся: (от 10 до 20 детей)
Продолжительность обучения: 9 месяцев (с сентября по май)
Место реализации образовательной программы : МДОУ “Детский сад №155”
Условия реализации программы
Организационные условия:
Реализация программы осуществляется за рамками основной образовательной программы ДОУ на платной основе в форме дополнительного образования.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.
Материально-технические условия реализации программы :
Помещение для занятий с детьми
Столы
Стулья
Комплект дидактической литературы
Магнитная доска
Мультимедиа аппаратура, магнитофон
Температура в помещении не должна быть ниже +21 градуса, имеется график проветривания
Кадровые:
Автор-составитель и исполнитель программы – Бобылёва Светлана Николаевна. Воспитатель высшей квалификационной категории. Образование: высшее педагогическое. Педагогический стаж работы: 20лет.
Методическое сопровождение программы :
Используемые технологии, формы, методы, приёмы….
Занятия включают различные виды детской деятельности:
Познавательную,
Продуктивную,
Двигательную,
Коммуникативную,
Конструктивную.
В процессе реализации программы используются различные формы организации занятий.
Формы работы с детьми.
• Игра:
• Ситуативный разговор;
• Беседа;
• Рассказ;
• Проблемная ситуация.
Методы работы с детьми.
Словесный (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ).
Практический (упражнения, выполнение работ на заданную тему, по инструкции).
Наглядный ( с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий).
Поисковый (моделирование).
Метод игры (дидактические игры, развивающие игры, логические задачи, игры на развитие внимания, памяти, палочки Кюизенера, игры- соревнования).
Методы и приёмы, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям дошкольника.
Все занятия проводятся в доступной игровой форме. Часто используются сказочные мотивы, вводятся персонажи-гости, организуются путешествия. Каждое занятие имеет игровое название – тему, которая сообщается детям, и дидактическую тему, на основе которой ставятся цели данного занятия.
Перечень наглядных пособий, игр, тетрадей для работы
1. Практические пособия «Дидактические игры – занятия в ДОУ» (младший возраст) под редакцией Е. Н. Пановой
2. Развивающие игра “Кубики для всех. Логические кубики. ” (Набор из пяти вариантов)
2.1 “Уголки”
2.2 “Собирайка”
2.3 “Эврика”
2.4 “Фантазия”
2.5 “Загадка”
3. Развивающая игра “Уникуб”
4. Развивающая игра “Сложи узор”
5. Развивающая игра “Кубики. Хамелеон”
6. Цветные схемы-карточки.
II.Учебный план
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 9 месяцев.
Продолжительность одного занятия 30минут, что составляет 1 академический час.
Всего занятий - 36. Всего часов -36.
№ Тема раздела Всего часов Теория Практика
Диагностика 1 1
1. Развивающая игра «Сложи узор». 3 1 2
2. Развивающая игра «Сложи квадрат» 7 2 5
3. Развивающая игра «Танграм» 7 2 5
4. Развивающая игра «Уникуб» 4 1 3
5. Развивающая игра «Кирпичики». 6 2 4
6. Развивающая игра «Кубики для
всех» 6 2 4
Соревнования, мастер классы. Диагностика 2 2
Итого: 36 10 26
Календарно-тематический график
№ Тема занятия Кол-во часов
Диагностика 1
1. Развивающая игра «Сложи узор». Складывание узора из кубиков по образцу 1
2. Развивающая игра «Сложи узор». Складывание узора из кубиков по образцу с последующим срисовыванием 1
3. Развивающая игра «Сложи узор». Придумывание своего узора из кубиков и зарисовывание 1
4. Развивающая игра «Сложи квадрат». Выкладывание
нескольких, квадратов с предварительной классификацией деталей 2
5. Развивающая игра «Сложи квадрат». Изготовление новых моделей квадратов 2
6. Развивающая игра «Сложи квадрат». Выкладывание
предметов из деталей нескольких квадратов 3
7. Развивающая игра «Танграм». Знакомство с геометрическими фигурами 1
8. Развивающая игра «Танграм». Составление фигур
по образцу 2
9. Развивающая игра «Танграм». Составление фигур
по образцу без границ, обозначающих геометрические фигуры 2
10. Развивающая игра «Танграм». Придумывание своей фигур и зарисовывание 2
11. Развивающая игра «Уникуб». Классификация кубиков 1
12. Развивающая игра «Уникуб». Складывание моделей по образцам. 2
13. Развивающая игра «Уникуб». Придумывание
своей модели 1
14. Развивающая игра «Кирпичики». Построение моделей по чертежу из 2-х или нескольких кирпичиков, (серии - А, В) 2
15. Развивающая игра «Кирпичики». Построение чертежа детали в трех проекциях (серия - С) 3 1 2 2
16. Развивающая игра «Кирпичики». Построение моделей по чертежу, (серия- D) 1
17. Развивающая игра «Кирпичики». Создание собственной модели с построением чертежа 1
18. Развивающая игра «Кубики для всех». Складывание модели из объемных деталей (кубиков) по цветному образцу 2
19. Развивающая игра «Кубики для всех». Складывание моделей из деталей по черно-белому образцу 2
20. Развивающая игра «Кубики для всех». Создание
Собственной модели. 2
Соревнования, мастер классы. Диагностика 2
Итого: 36
III.Содержание образовательной программы
Раздел 1 Развивающая игра «Сложи узор».
Теория: закрепить представления о сенсорных эталонах цвета и формы,
соотношении целого и части; - развивать сообразительность, пространственное воображение, логическое мышление, математические и творческие способности; - учить разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм действия в игре; - способствовать развитию таких черт характера как сосредоточенность, внимательность, находчивость, упорство в достижении цели.
1. Закрепление сенсорных эталонов цвета и формы
2. Часть и целое
3. Алгоритм действий в игре
4. Выкладывание изображений по контуру и по схеме.
5. Повторение счёта до 10
Практика:
1. Выкладывание узоров в натуральную величину одного - двух цветов (с опорой на образец-схему)
2. Выкладывание более сложных узоров. Задания выполняют в парах, микрогруппах.
3. Придумывание своих узоров, складывание и зарисовка их в индивидуальный альбом на листочках в крупную клетку. Вариант -1. Складывание узора из кубиков по образцу. Вариант-2 Складывание узора из кубиков по образцу с последующим срисовыванием. Вариант -3 Придумывание своего узора из кубиков. Развивать внимание, способность к анализу и синтезу.
4. Задания: Посмотрите внимательно на узор. На что или кого он похож? Какого цвета у него детали? Сложите из кубиков точно такой же узор. Сколько кубиков вам для этого понадобится? Посмотрите внимательно на узор. На что или кого он похож? Сложите из кубиков точно такой же узор. Нарисуйте этот узор по клеточкам у себя на листочке. Придумайте свой узор из 9 (16) кубиков. Сложите его. Как вы его назовете? Зарисуйте узор по клеточкам у себя в альбоме.
5. Рефлексия
Раздел 2 Развивающая игра «Сложи квадрат»
Теория: развивать пространственное и математическое мышление. Развивать точность, аккуратность, способность к анализу, синтезу. Закрепить знание детей о цвете, форме предметов.
1. Закрепление сенсорных эталонов цвета и формы2. Солнечный спектр (радуга)
3. Часть и целое
4. Повторение счёта до 10
Практика:
1. Складывание каждого квадрата в отдельности. (с опорой на схему)
2. Выкладывание несколько квадратов с предварительной классификацией деталей.
3. Деление квадратов на части (по-своему, зарисовка моделей.
4. Сложите квадраты в рамках по цветам, назовите их цвет и форму деталей, из которых они состоят.
5. Сложите квадраты в рамках, следуя порядку цветов в солнечном спектре (радуге) : красный, оранжевый, желтый и т. д.
6. Сложите квадраты в два столбика: отдельно «теплые», отдельно «холодные».
7. Сложите квадраты не в рамках, а на столе, на полу. Лишенные степени свободы, они хуже складываются.
8. Сложите квадраты на скорость, как можно быстрее, соревнуясь друг с другом.
9. Предварительно отобрав нужные детали, сложите квадрат или несколько с закрытыми глазами.
10. Сложите квадраты из деталей разного цвета.
11. Сложите квадраты из различных деталей игр «Сложи квадрат» разных уровней сложности.
12. Составьте по расчлененной схеме фигуру-картинку, подобрав нужные части квадратов, назовите получившуюся фигуру.
13. Рефлексия
Раздел 3 Развивающая игра «Танграм»
Теория: развитие умения решать конструктивные задачи различными способами (по схеме, силуэту, развитие аналитико-синтетического мышления. Активизация словаря. Развитие мелкой моторики руки, воображения.
1. Анализ, синтез
2. Моделирование
3. Часть, целое
4. Счёт до 20
Практика:
1. Выкладывание квадрата из деталей. Выкладывание нескольких квадратов с предварительной классификацией деталей. Изготовление новых моделей квадратов. «Танграм». Выкладывание предметов из деталей нескольких квадратов.
2. Выкладывание нескольких квадратов с предварительной классификацией деталей.
3. Изготовление новых моделей квадратов.
4. «Танграм». Выкладывание предметов из деталей нескольких квадратов.
5. Возьмите детали одинакового цвета. Выложите из них квадраты. Из каких деталей получились у вас квадраты? Сколько га? А теперь проверьте, правильно ли вы га собрали.
6. Возьмите целые черные квадраты (или рамки, наложите на них детали. «Злая фея» смешала в одном пакете несколько квадратов. Разложите детали этого квадратов в кучки по цветам с учетом га номера (значка). А теперь соберите квадраты по порядку.
7. Рефлексия
Раздел 4 Развивающая игра «Уникуб»
Теория: развивать способность к анализу и синтезу плоских изображений объемных форм; - развивать пространственное мышление интеллект, внимание, умение логически мыслить и решать нестандартные задачи.
1. Анализ, синтез
2. Моделирование
3. Счёт до 20
4 .Учить складывать малый куб из 4-х кубиков синего (красного цветов).
5. Учить складывать малый куб из 8-и кубиков синего (красного цветов).
6. Учить складывать малый куб из 12-ти кубиков синего (красного цветов). 4.
7. Учить классифицировать кубики.
Практика:
1. Выкладывание из кубиков простых
моделей: разноцветные площадки, коробки, сцены и т. д.
2. Выкладывание более сложных моделей с предварительной
классификацией.
3. Классификация кубиков, раскладывание их по «сортам» в зависимости от окраски граней.
4. Складывание моделей по образцам.
5. Придумывание своей модели.
6. Рефлексия
Раздел 5 Развивающая игра «Кирпичики».
Теория:
1. Анализ, синтез
2. Что такое чертёж. «Чертеж - это 3 рисунка одного предмета (постройки, когда смотрят на него с разных сторон».
3. Моделирование
4. Счёт до 20
Практика:
1. Игра «Обезьянки».
2. Построение модели по чертежам из альбома сначала из 2-х, затем нескольких кирпичиков (серии А, В)
3. Построение моделей по чертежам серии D.
4. Создание собственных моделей с построением чертежа. (Вариант-1 Построение моделей по чертежу из 2-х или нескольких кирпичиков, (серии- А, В) Вариант-2 Построение чертежа детали в трех проекциях (серия - С) Вариант -3 Построение моделей Вариант -4 Создание собственной модели с построением чертежа)
5. Рефлексия
Раздел 6 Развивающая игра «Кубики для всех»
Теория: учить мыслить пространственными образами, уметь их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками; развивать навыки комбинаторики и пространственного мышления, учить мыслить объемными фигурами; -помогать овладеть графической грамотностью, понимать план, карту, чертеж.
1. Анализ, синтез
2. Моделирование
3. Счёт до 20
Практика:
1. Соотносение объемной детали и ее плоскостного изображения, складывание модели по цветному образцу из 2-х деталей.
2. Складывание моделей из деталей по черно-белому образцу
3. Создание собственной модели. понимания аксонометрической проекции (плоского изображения трехмерных объектов) Попробуйте создать из деталей собственную модель (постройку). Придумайте ей название и нарисуйте в альбоме.
4. Упражнения: “Стул”, “Кресло”, “Диван’, “Тяни-толкай’, “Кровать длинная’, “Кровать короткая’, “Тахта’, “Батут’, “Кровать узкая/широкая”, “Бассейны”, ‘Арки”, ‘Чум”, “Ёлка”, “Поезд”, “Тоннели”, “Замок”, “Мальчик”, “Девочка”, “Робот”, “Рыбка”, “Теремок”
5. Упражнения: “Барьер для собак”, “Дрессированная собачка с поднятой лапкой”, “Сказочный домик’, “Походная фляжка”, “Лошадка”, “Грузовой поезд”, “Пятиэтажный дом”, “Утка Кику”
6. Рассказывание «Сказка про хозяйку, собачку и туфельку»
7. Рефлексия
IV.Ожидаемые результаты освоения программы
Ожидаемые результаты ориентированы не только на формирование отдельных навыков, представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению. Предполагается:
• повышение уровня развития мышления (умения соотносить и сравнивать,
сортировать по определенному признаку);
• повышение уровня развития памяти;
• повышения уровня развития внимания;
• обогащение словарного запаса.
Игры с кубиками Никитина разовьют у детей :
• логическое и образное мышление, творчество, умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности;
• способности к пространственной ориентировке;
• пространственное мышление;
• воображение;
• навыки конструирования;
• понимание аксонометрической проекции (плоского изображения трехмерных объектов) научат строить с использованием схем, чертежей, планов, проекций.
V.Контрольно-измерительные материалы
Формы контроля:
• индивидуализация (учет продвижения личности в развитии)
• устные и письменные поощрения
• накопительные баллы (за правильность выполнения задания ребенок
поощряется квадратиком красного цвета);
• соревнования;
• конкурсы;
• фотовыставки;
• открытые занятия;
• мастер-классы.
5. Оценочные материалы
Диагностика эффективности программы осуществляется на итоговых занятиях и в процессе беседы с родителями и педагогами в конце учебного года.
Приемы оценивания.
Развитие внимания.
3-балла внимание удерживается в течении всего времени.
2-балла внимание удерживается частично
1-балл внимание отсутствует.
Развитие памяти.
3-балла задания выполняются правильно и самостоятельно
2-балла задания выполняются с помощью взрослого, или частично
1-балл задания не выполняются.
Развитие восприятия (цвет, форма, размер).
3-балла задания выполняются правильно и самостоятельно
2-балла задания выполняются с помощью взрослого или частично
1-балл задания не выполняются
Развитие мышления.
3-балла задания выполняются правильно и самостоятельно
2-балла задания выполняются с помощью взрослого или частично
1-балл задания не выполняются.
Общий уровень усвоения программы.
От 4-6 баллов- низкий
От 6-9 баллов- средний
От 9-12 баллов- высокий
Список литературы
1. Богусловская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего
дошкольного возраста. - М.
2. Игры для развития и коррекции. Методические рекомендации. М. : ИНТ
3. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие / Авт. -
сост. 4. Е. А. Носова, P.JI. Непомнящая. - СПб., Математика до школы:
Пособие для воспитателей детских садов и родителей. - СПб. ,
4. "Ступеньки творчества, или Развивающие игры". Никитин Б. П. 7-е
издание, исправленное и дополненное. Издательский дом «Самокат».
Москва, 2017. Серия «Самокат для родителей»