аверина светлана
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маленькие фантазеры»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольника. Совершенствования личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной деятельности.
Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Одним из интересных и увлекательных видов художественной деятельности является - аппликация.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Маленькие фантазеры“» размещена в разделах
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Занятия аппликацией развивают сенсорные способности, способность комбинировать, пространственное мышление, мелкую моторику рук, мышление, воображение и фантазию, воспитывают любовь к родному краю, городу, стране. Возможность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развивать речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.
Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточностью в изготовлении поделок.
Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по аппликации. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складывается первое представление о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому нужно уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи. Во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма.
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Формируются ценные качества личности: аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели.
Занятия аппликацией – одно из самых больших удовольствий для ребёнка. Оно приносит малышу много радости. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей.
Процесс обучения данному виду изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми, вследствие чего выстраиваются отношения, формируется личность человека. Во время занятий аппликацией возможно успешное развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, коммуникативность.
Программа направлена на развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка. Так же при работе в этом кружке показывается всё разнообразие видов аппликаций: аппликации из цветной бумаги, из ваты, салфеток, пластилина, природного материала, ткани, крупы, объёмной аппликации. Данный кружок рассчитан на детей средней группы.
Цель программы: формирование у детей умений и навыков в аппликации, развитие творческих способностей, фантазии, воображения.
Задачи:
Образовательные:
• продолжать составлять сюжетные композиции;
• продолжать знакомить с особенностями изобразительного материала, создавать несложные образы и сюжеты.
Развивающие:
• способствовать развитию навыка работы с различными материалами;
• развивать умение пользоваться ножницами;
• развивать мелкую моторику пальцев рук.
• формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
Воспитательные:
• воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;
• формировать интерес к различным техникам художественного творчеств.
Организация занятий: программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня. Продолжительность занятий составляет 20-25 минут. Общее количество занятий в год – 35.
Программа рассчитана для детей среднего дошкольного возраста (4-5лет). Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).
Формы и методы:
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование стихов и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки)
Материалы:
- образцы поделок, панно, композиций из различных материалов;
- крупа, макароны осенние листья, семена ясеня.
- бумага: цветная, бархатная, салфетки;
- картон: цветной, белый, упаковочный;
- цветная пряжа, нитки, поролон, фетр, ватные палочки, диски, вата, фантики;
- клей ПВА.
Принципы, в соответствии с которыми строится работа кружка:
Принцип систематичности – непрерывность, планомерность всего курса занятий.
Принцип постепенности – использование правил: “от известного к неизвестному”, “от простого к сложному”.
Принцип индивидуальности – при работе учитывать физиологическую и психологическую стороны развития каждого ребенка.
Принцип доступности – материал должен быть легким, гарантирующим свободу в учении и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил детей. Умелое соблюдение принципа доступности – залог оздоровительного эффекта.
Принцип чередования нагрузки – предупреждение утомления детей, чередование нагрузки и отдыха.
Принцип зрительной наглядности – демонстрация действий с материалом (бумагой, салфетками и др.).
Принцип предоставления выбора (материалов, способов выполнения и др.).
Предполагаемый результат:
• Занятия в кружке будут способствовать развитию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации, а также творческих способностей.
• Дети научатся планировать свою работу и доводить его до конца.
• Занимаясь, у ребенка разовьется умелость рук, движения обеих рук станут более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
• В ходе творческой работы дошкольник научится наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы.
• В интересной игровой форме обогащается словарь. Ребенок знакомится с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
• Появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
• Дети осваивают нетрадиционную технику в изобразительной деятельности;
• Формируется устойчивый интерес у детей к аппликации на занятиях и в самостоятельной деятельности.
• Развивается мелкая моторика пальцев.
Подведение итогов:
Использование лучших работ в оформлении интерьера групп, организация выставок детских работ, участие детей в творческих конкурсах, отчет для родителей в форме презентации.
План
Сентябрь
«Воздушные шарики для Винни-Пуха» (работа с фетром)
Задачи: формировать практические навыки аппликации (намазывание клеем, наклеивание фигуры в заданном месте); учить правильно располагать готовые формы (разные по размеру и по цвету) и наклеивать их на основу;
Материалы: фетр, картон с изображением Винни-Пуха, пряжа, клей.
«У нас поспел виноград» (работа с поролоном)
Задачи: формировать умение последовательно работать с поролоном, учить выкладывать кусочки поролона на контур; развивать цветовое восприятие; учить аккуратно выполнять работу.
Материалы: контур грозди винограда, поролон зеленого или фиолетового цвета, зеленая бумага, клей ПВА, клеевая кисть, тряпочка.
«Листья желтые кружатся» (работа с нитками)
Задачи: формировать практические навыки аппликации (правильно держать кисточку, наносить клей на основу, использовать тряпочку для приклеивания); учить детей создавать красивый образ осеннего дерева.
Материалы: форма дерева, вырезанная из картона, мелко нарезанные шерстяные нитки разного цвета, клей ПВА, клеевая кисть, тряпочка.
«Груша ярко-желтая прячется в листве» (работа с нитками)
Задачи: формировать практические навыки аппликации (намазывание клеем, правильно держать кисточку, использовать салфетку); формировать умение пользоваться различными изобразительными материалами; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.
Материалы: форма груши с листочком, вырезанная из картона, мелко нарезанные шерстяные нитки желтого и зеленого цвета, клей ПВА, клеевая кисть, тряпочка.
Обрывная аппликация «Березка на нашем участке»
Задачи: Закрепить знания детей о нетрадиционных техниках. Познакомить с новой техникой - обрывной аппликацией. Учить аккуратно выполнять работу. Закрепить знания о деревьях. Закрепить знания о временах года.
Материал: картон, цветная бумага, клей ПВА, кисти, тряпочки.
Октябрь
Аппликация из осенних листьев «Жар - птица»
Задачи: знакомство детей с техникой выполнения работы из осенних листьев, предложить самим определиться с видом и количеством листьев. Развитие воображения, фантазии.
Материал: картон зелёного цвета, клей ПВА, ножницы, салфетка, осенние листья, семена ясеня.
«Поспели яблоки в саду» (работа с мятой бумагой)
Задачи: формировать практические навыки аппликации (научить сминать бумажную салфетку, наклеивать ее на основу, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания); формировать интерес и положительное отношение к аппликации.
Материалы: форма дерева, вырезанная из картона, бумажная салфетка размером около 4см*4см красного цвета, клей ПВА, клеевая кисть, тряпочка.
«На грибной полянке» (работа с крупой)
Задачи: учить детей составлять изображение целого предмета из двух и более частей, закреплять умение аккуратно, по контуру рисунка намазывать бумагу клеем; посыпать рисунок гречневой крупой не выходя за контуры рисунка.
Материалы: шаблон рисунка (гриба-боровика) на картоне, гречневая крупа, бумага зеленого цвета для травы, клей, клеевая кисть, тряпочка.
«Урожай овощей» (работа с бумажными салфетками)
Задачи: формировать у детей навыки овладения нетрадиционной техникой «Аппликация из бумажных салфеток», закреплять знания по лексической теме "Овощи".
Материал: картон, бумажные салфетки разных цветов, клей ПВА, кисточки для клея, тряпочки.
Ноябрь
«Солнышко лучистое» (аппликация из макарон)
Задачи: обучение детей создавать на картоне композицию из природного материала - макарон, гороха. Развитие чувства ритма и композиции. Формирование аппликативных умений в приложении к творческой задаче. Воспитание художественного вкуса.
Материал: макароны фигурные, клей ПВА, картон, кисточка, гуашь или акварельные краски, баночка с водой, тряпочка для рук.
«Аквариум» (аппликация из бумаги)
Задачи: Обучение детей составлению образа рыбок техникой оригами. Развитие воображения и чувства композиции. Развитие мелкой моторики рук, творческих способностей, пространственных отношений. Воспитание бережного отношения к природе, аккуратности, усидчивости, желания доводить начатое дело до конца, доброжелательного отношения друг к другу.
Материал: картон, цветная бумага, клей ПВА, кисточка, тряпочка.
«В кучерявые рубашки одеваются барашки» (работа с крупой)
Задачи: формировать практические навыки аппликации (правильно держать кисточку, наносить клей на основу, использовать тряпочку для приклеивания); формировать умение пользоваться овсяными хлопьями как изобразительным материалом; развивать творчество и фантазию, образное мышление.
Материалы: силуэт барашка, вырезанная из картона, овсяные хлопья, клей ПВА, клеевая кисть, тряпочка.
«Кто сказал «Мяу»» (работа с нитками)
Задачи: продолжать знакомить детей с приемом в аппликации при помощи нетрадиционных материалов; развивать мышление, мелкую моторику рук, развивать эстетическое восприятие, создать радостное настроение.
Материалы: шаблон рисунка (котенка) на картоне, мелко нарезанные шерстяные нитки белого цвета, глазки, атласная лента для бантика, клей ПВА, клеевая кисть, тряпочка.
Декабрь
«Зимняя картина» (работа с ватой)
Задачи: обучение детей создавать на картоне зимнюю композицию Дополнять изображение, используя нетрадиционный материал – вату. Развитие меткой моторики, согласованность в движении обеих рук.
Материал: картон, цветная бумага, вата, клей ПВА, кисть, тряпочка.
«Ёлочные украшения» (из манной крупы)
Задачи: закрепление у детей навыков работы с бумагой, клеем. Развитие чувства формы, композиции, творческого воображения, художественного вкуса, творческой инициативы.
Материал: картон, манная крупа, клей ПВА, краски, кисть, тряпочка.
«Снеговичок» (работа с ватными дисками)
Задачи: продолжать учить наклеивать готовые формы в определенной последовательности, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания; формировать интерес и положительное отношение к аппликации, подвести к практическому освоению понятия «часть и целое».
Материалы: картон, ватные диски, клей ПВА, кисть, тряпочка.
«Елочка-красавица» (работа с мятыми салфетками и нитками)
Задачи: продолжать знакомить детей с приемом в аппликации при помощи нетрадиционных материалов (шерстяных ниток и бумажных салфеток, показать приёмы украшения ёлки цветными «игрушками» и «гирляндами».
Материалы: шаблон елочки на картоне, нитки зеленого цвета, бумажная салфетка желтого и красного цвета, клей ПВА, кисть, тряпочка.
Январь
«Иней на деревьях» (работа с крупой).
Задачи: продолжить знакомство детей с одним из видов аппликации – аппликация из крупы, техникой исполнения работы. Развитие творчества.
Материал: картон, цветная бумага, рис, клей ПВА, кисть, тряпочка.
«Зимнее кружево» (с использованием ваты и цветной бумаги)
Задачи: Знакомство детей с новым видом комбинированной аппликации, техникой исполнения работы.
Материал: картон, цветная бумага, вата, клей ПВА, кисть, тряпочка.
«Белая береза» (работа со смятой салфеткой)
Задачи: продолжать знакомить детей с приемом в аппликации при помощи нетрадиционных материалов (научить сминать бумажную салфетку, наклеивать ее на основу, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания); закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, обогащать представление детей о времени года зима
Материалы: рисунок березы на картоне, бумажная салфетка белого цвета, клей ПВА, кисть, тряпочка.
Февраль
«Вкусное мороженое» (работа с мятыми салфетками)
Задачи: продолжать формировать практические навыки аппликации (научить сминать бумажную салфетку, наклеивать ее на основу, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания); формировать умение пользоваться различными изобразительными материалами.
Материалы: картон, цветная бумага, салфетки (белого, желтого, зеленого цвета, клей ПВА, кисть, тряпочка.
«Снежинки кружатся, летают» (работа с ватой)
Задачи: формировать практические навыки аппликативного изображения снежинок, используя кусочки ваты; развивать творчество и фантазию, образное мышление.
Материалы: картон с изображением облаков, клей ПВА, кисть, тряпочка.
«Любимая игрушка» (работа с крупой)
Задачи: продолжать знакомить детей с приемом в аппликации при помощи круп; развивать мышление, мелкую моторику рук.
Материалы: шаблон рисунка (медвежонок) на картоне, манная крупа, глазки, клей-крахмал, клеевая кисть, тряпочка.
«У жирафа пятнышки везде» (работа с поролоном)
Задачи: закреплять умение последовательно работать с поролоном, учить выкладывать кусочки поролона на контур; развивать цветовое восприятие, воспитывать гуманное отношение к животным.
Материалы: силуэт жирафа, поролон коричневого цвета, глазки, клей-крахмал, клеевая кисть, тряпочка.
Март
«Мимоза для мамы» (работа с крупой)
Задачи: продолжать знакомить детей с приемом в аппликации при помощи круп, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания; формировать умение пользоваться различными изобразительными материалами; воспитывать желание изготовить к празднику подарок для мамы.
Материалы: шаблон рисунка (мимозы) на картоне, пшенная крупа, клей ПВА, кисть, тряпочка.
«Лоскутное одеяло» (работа с фантиками)
Задачи: вызывать интерес к созданию образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивать фантики на основу и составлять коллективную композицию из индивидуальных работ; подвести к практическому освоению понятия «часть и целое»
Материалы: картон, фантики от конфет, клей ПВА, кисть, тряпочка.
«Цыпленок на лугу» (работа с ватными дисками)
Задачи: продолжать учить способам аппликации из частей (кругов) делать цыплят, наклеивать готовые формы в определенной последовательности, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания); подвести к практическому освоению понятия «часть и целое»; формировать представление о домашних птицах.
Материалы: картон, ватные диски, глазки, клей ПВА, кисть, тряпочка.
«Ветка мимозы» из пшена
Задачи: познакомить детей с новым приемом в аппликации при помощи манной крупы; развивать мышление, мелкую моторику рук.
Материалы: шаблон рисунка (гуся) на картоне, манная крупа, бумага зеленого цвета для травы, глазки, клей-крахмал, клеевая кисть, тряпочка.
«Утка с утятами» (работа с вербой)
Задачи: закрепление умения выполнять сюжетную аппликацию. Создавать образ птиц с помощью природного материала – вербы. Дополнять аппликацию деталями из цветной бумаги. Воспитание аккуратности.
Материал: картон, верба, клей ПВА, кисточка, тряпочка.
Апрель
«Солнышко лучистое» (работа с поролоном)
Задачи: формировать практические навыки работы с поролоном (намазывать клеем кусочки поролона и наклеивать их по контуру); развивать цветовое восприятие; замечать изменения в неживой природе.
Материалы: контур солнышка, поролон желтого цвета, клей-крахмал, клеевая кисть, тряпочка.
«Космос» (работа с мятыми салфетками)
Задачи: продолжать учить сминать бумажную салфетку, наклеивать ее на основу, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания; развивать чувство формы, цвета; продолжать учить составлять изображение из частей.
Материал: черный картон, бумажные салфетки белого и желтого цветов, клей ПВА, кисть, тряпочка.
«Три веселых огонька» (работа с мятыми салфетками)
Задачи: продолжать учить сминать бумажную салфетку, наклеивать ее на основу, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания; развивать чувство формы, цвета; продолжать учить составлять изображение из частей.
Материалы: шаблон рисунка (светофора) на картоне, бумажная салфетка (красного, желтого и зеленого цвета, клей ПВА, кисть, тряпочка.
«Веселая гусеница» (работа с нитками)
Задачи: учить детей составлять изображение предмета из одинаковых форм (кругов); продолжать учить детей пользоваться аппликационными материалами, аккуратно наклеивая детали изображения. Развивать чувство формы, цвета; продолжать учить составлять изображение из частей.
Материалы: картон, готовые формы (круги разного цвета, диаметром 3-4 см, мелко нарезанные зеленые нитки, клей ПВА, кисть, тряпочка.
Май
«Салют» (обрывная аппликация)
Задачи: продолжать знакомство детей со способом обрывочной аппликации. Развитие чувство цвета.
Материал: картон, цветная бумага, клей ПВА, кисть, тряпочка.
«Ромашка – белоснежная рубашка» (работа с ватными палочками)
Задачи: познакомить детей с приемом в аппликации при помощи ватных палочек; развивать тактильное восприятие; развивать эстетическое восприятие, создать радостное настроение.
Материалы: картон, ватные палочки, ножницы, бумага зеленого цвета для стебля, клей ПВА, кисть, тряпочка.
«Носит одуванчик желтый сарафанчик» (работа с нитками)
Задачи: расширять представления детей о времени года – весне, её признаках, о первых весенних цветах; создание выразительных образов луговых цветов - жёлтых и белых одуванчиков.
Материалы: картон, мелко нарезанные шерстяные нитки белого и желтого цвета, бумага зеленого цвета, клей ПВА, кисть, тряпочка.
«Один раз в год сады цветут» (работа с нитками)
Задачи: закреплять практические навыки аппликации (правильно держать кисточку, равномерно распределять шерстяные нитки, наносить клей на основу, использовать тряпочку для приклеивания); учить детей создавать красивый образ весеннего дерева; продолжать формировать умение пользоваться различными изобразительными материалами и сочетать их.
Материалы: форма дерева, вырезанная из картона, шерстяные нитки зеленого и коричневого цвета, клей ПВА, кисть, тряпочка.