Галина Добренькая
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Юный математик»
▼ Скачать + Заказать документы
Настоящая Дополнительная общеобразовательная программа естественно-научной направленности «Юный математик» (далее Программа) является нормативным документом педагогов Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад №10 «Алёнушка» с. Варны (далее МКДОУ). Программа предназначена для работы с детьми в режиме полного пребывания в условиях ДОУ и направлена на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности „Юный математик“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Программа по формированию элементарных математических представлений у детей старшей и подготовительной к школе группы разработана в соответствии с ООП МКДОУ, в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Данная Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП). Методика дополнительного образования учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.
Программа «Юный математик» осуществляется под руководством педагога. Она планируется и корректируется по результатам мониторинга, проводимого в начале года. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх. В конце учебного года предлагается с помощью специально разработанной методики провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.
Актуальность Программы.
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами. Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Занятия математикой развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества учащихся: аккуратность, трудолюбие, инициативность, общительность, волевые качества и творческие способности детей Исследовании психологов, многолетний опыт педагогов – практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определённым набором тех качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Несмотря на наличие обширной литературы по проблемам дошкольного воспитания и развития, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников математике в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности каждого ребенка. Поэтому создание программы обучения детей 5-7 лет элементарным математическим представлениям и формированию основ логического мышления в дошкольном объединении учреждения дополнительного образования детей является актуальным.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, потому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета! Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирование его познавательных и творческих способностей.
Самое главное – это привить ребенку интерес к познанию. Прививание ребенку знание из области математики, научить его выполнять различные действия – разовьет у него память, мышление, творческие способности. Программа предполагает личностно – ориентированный подход к каждому ребенку, а именно ценностное отношение к каждому ребенку, готовность педагога помочь ему, быть партнером, что позволяет детям применить свои способности, развивать свои склонности, сформировать опыт собственной творческой деятельности.
Цель и задачи Программы.
Целью Программы является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
Задачи:
обучающие:
- формировать представления детей об отношениях, зависимостях объектов по размеру, количеству, величине, форме, расположению в пространстве и во времени;
- научить практическим действиям сравнения, счета, вычислений, измерения, классификации, преобразования;
- научить пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям.
развивающие:
- развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения;
- развивать внимание, речь, память, воображение;
- развивать детскую активность, способность самостоятельно решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые.
воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;
- воспитывать интеллектуальную культуру личности на основе овладения навыками учебной деятельности.
- воспитывать организованность и самостоятельность.
Категория воспитанников.
Данная Программа описывает курс подготовки по формированию элементарных математических представлений удетей дошкольного возраста с 5 до 7 лет. Ограничений к здоровью воспитанников не имеет. Специальный отбор не проводится.
Объем и срок освоения.
Срок реализации программы – 2 года :
Год обучения Количество занятий в год Количество занятий в неделю
1-й год обучения 36 1
2-й год обучения 36 1
Программа реализуется в процессе непосредственной образовательной деятельности с сентября по май в группах старшего дошкольного возраста детского сада педагогами во 2 половине дня 1 раз в неделю: в старшей – 25 мин., в подготовительной - 30 мин. (1 академический час).
Формы обучения, особенности организации образовательной деятельности.
Занятия максимально направлены на развитие у дошкольников логического мышления, на формирование правильных представлений о числе и проводятся деятельностным методом, когда знания не даются в готовой форме, а достигаются детьми путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх, практической деятельности (творческих заданиях, занимательных задачах и вопросах).
Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.
Формы организации кружка:
• Традиционные
• Комбинированные
• Практические
• Игры, конкурсы
Методы:
• Словесный метод. Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
• Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
• Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
• Наглядный (с помощью наглядных материалов : картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
• Показ мультимедийных материалов
Широко практикуются игровые технологии:
- имитация игры и игры упражнения с предметами,
- ролевые сюжеты математического содержания;
- игры с правилами без сюжета;
- игры - упражнения с ориентировкой на определенные достижения.
Дети 5 – 6 лет:
Интенсивно начинают развиваться память, воображение, мышление, речь, восприятие и т. д. К пятилетнему возрасту все психические процессы у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Появляются зачатки ответственности за порученное дело. Много занятий в данной части программы посвящены осознанию собственной личности и личности других, а также общению. Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация. В данном возрасте активно развиваются все психические процессы, свойства и состояния (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления (разрезные картинки, сюжетные картинки, эмоциональной сферы ( расширение представлений об эмоциях: радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие, памяти, внимания, воображения, пространственной ориентировки (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и саморегуляции. Они с удовольствием овладевают счетом и пересчетом отдельных предметов. Осваивают основные пространственные и временные ориентировки. Углубляют понятие единицы, понимание отношений между целым и его частью. Учатся сравнивать совокупности предметов, сопоставляя их элементы один к одному.
Дети 6 – 7лет:
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми : развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития. Проявляют интерес к знаковым системам, моделированию, самостоятельному решению творческих задач. Определяют местоположение предметов, их количество, удалённость друг от друга. Положительно относятся к взаимоконтролю, активно контролируют действия других детей и оценивают чужие результаты. Проявляют способность к целеполаганию (цель, средства, способ достижения, результат, к обобщению.
Учебный план.
№ темы Название раздела, темы Количество часов Форма аттестации, контроля
Всего Теория Практика
1-й год обучения
1. Количество и счет 5 1,25 3,75 Наблюдение, опрос, практическая работа, игровые задания
2. Ознакомление с геометрическими фигурами 6 1,5 4,5 Наблюдение, опрос, практическая работа, игровые задания
3. Определение величины. 5 1,25 3,75 Наблюдение, опрос, практическая работа, игровые задания
4. Ориентировка во времени и в пространстве. 8 2 6 наблюдение, опрос, практическая работа, игровые задания
5. Решение логических задач 9 2,25 6,75 Наблюдение, опрос, практическая работа, игровые задания
6. Диагностика 3 1 2 Оценочный лист
Всего 36 9,25 26,75
2-й год обучения
1. Количество и счет 12 3 9 Наблюдение, опрос, практическая работа, игровые задания
2. Ознакомление с геометрическими фигурами 3 0,75 2,25 Наблюдение, опрос, практическая работа, игровые задания
3. Определение величины. 4 1 3 Наблюдение, опрос, практическая работа, игровые задания
4. Ориентировка во времени и в пространстве. 5 1,25 3,75 наблюдение, опрос, практическая работа, игровые задания
5. Решение логических задач 9 2,25 6,75 Наблюдение, опрос, практическая работа, игровые задания
6. Диагностика 3 1 2 Оценочный лист
Всего 36 9,25 26,75
С 30 декабря по 10 января, с 1 июня по 31 августа – каникулярное время. Праздничные дни устанавливаются в соответствии с Законодательством РФ.
Содержание учебного (тематического плана) :
В организации работы используется программа Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки». Особое внимание уделяется развитию логического мышления.
Календарно-тематическое планирование совместной деятельности
взрослых и детей 5-6 лет.
Месяц Тема занятия Программное содержание
1-й год обучения
Сентябрь Мониторинг
Мониторинг
«Исправь ошибку» Учить сравнивать по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке
«Построим лесенку для матрешки». Упражнять в сравнении предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот)
Октябрь «Продолжи закономерность» Закрепить пространственные отношения: на, под, над.
«Продолжи закономерность» Закрепить пространственные отношения: на, под, над.
«Считай не ошибись!»
Усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном счете
«Найди предмет такой же формы» Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой.
Ноябрь «Четвертый лишний»
Закрепление пространственные отношения: справа, слева.
«Подбери обувь»
Сравнение предметов по всем показаниям величины
«Третий лишний»
Закрепить умение сравнивать группы предметов
«Сколько геометрических фигур?» Закрепление названий геометрических фигур, знания их особенностей
Декабрь «Лабиринт. Дорисуй картинку». Развивать пространственные представления, умение обобщать.
«Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры». Развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность
«Дорисуй и раскрась» Закрепить отношение: часть - целое.
«Разложи лекарства»
Закреплять порядковый и количественный счет, закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов. Повторить свойства предметов, форму геометрических фигур, актуализировать умение выражать свойства предметов в речи
«Разложи дощечки в ряд» Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый широкий, уже, еще уже… самый узкий (и наоборот).
Январь «Продолжи закономерность» Закрепить закономерности
«Какой домик лишний и почему?» Закрепить представление о многоугольниках
«Какой домик лишний и почему?»
Закрепление знаний геометрических фигур, развитие пространственных представлений. Закрепить представление о многоугольниках.
Февраль «Круглый год» Закрепление названий месяцев в году.
«Математическое домино»
Развивать умение соотносить число и количество предметов. Развивать внимание, воображение, наблюдательность.
«Выбери нужный предмет.
Развивать внимание, наблюдательность, умение сопоставлять. Логическое мышление.
«Поменяй признак»
Закрепить пространственные отношения: внутри - снаружи.
Март «Логические цепочки» Цель: закрепить представление о числовом отрезке
«Найди лишний предмет. Закончи рисунок». Развивать умение классифицировать и обобщать, развивать логическое мышление, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
«Кого надо нарисовать? Найди похожие круги. Какая фигура будет последней»? Развивать наблюдательность, логическое мышление, умение делать умозаключения.
«Обведи дорожки»
Закрепить пространственные отношения: впереди - сзади.
Апрель «Найди нужную деталь. Построй домик».
Развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание.
«Составь задачу и запиши»
Развивать умение решать задачи. Закрепить порядковый счет. Повторить изученного материала.
«Опыты с кольцом и листом Мебиуса»
Познакомить с понятием бесконечность, со свойствами полученных в результате опытов фигур.
«Что сначала, что потом»
Закрепить временные отношения: раньше - позже
Май «Задачи-шутки. Найди похожие кораблики. Соедини их вместе». Упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток. Развивать умение сопоставлять, наблюдательность, внимание.
«Раскрась так же»
Закрепить сравнение групп предметов по количеству.
«Путешествие по комнате»
Закрепление понятий вверху, внизу, слева, справа, над, под и т. д.
Мониторинг
2 –й год обучения
Сентябрь Мониторинг
Мониторинг
«Геометрические фигуры» Закрепить представление о геометрических фигурах, умение различать их, составлять из них рисунки.
«Где находится предмет?»
Развивать умение определять расположение предмета в пространстве
Октябрь «Посчитай и обозначь цифрой» Закреплять умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой.
«Раздели на группы»
Развивать умение делить множества на части, в которых элементы отличаются каким-либо признаком, объединять части в целую группу, дополнять, удалять из множества части.
«Засели домики»
Закрепление знаний по образованию чисел, навыков количественного счета в пределах 10.
«Какой по счету?»
Закрепление навыков порядкового счета, уточнение представлений о взаимном расположении предметов в ряду: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом.
Ноябрь «Какой по счету?»
Закрепление навыков порядкового счета, уточнение представлений о взаимном расположении предметов в ряду: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом.
«Какое число больше?» Развивать умение сравнивать смежные числа.
«Найди нужный предмет»
Упражнять в подборе предметов по слову, обозначающему форму.
«Раздели на части»
Уточнение приемов деления предметов на две, четыре и восемь равных частей; установление отношения целого и части.
Декабрь «Чего больше?»
Сравнение и измерение длины предметов (отрезков прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Развитие понимания результата измерения длины от величины меры
«Больше или меньше?»
Закреплять знания о знаках: “<”, “>”, развивать умение обозначать количество предметов знаками.
«Мы исследователи»
Развивать умение измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Развитие понимания зависимости результата измерения объема от величины меры.
«Назови фигуру и ее свойства. Сложи узор из счетных палочек». Развитие представлений о геометрических фигурах. Сравнение, зарисовка, видоизменение фигур; моделирование фигур из частей и палочек.
Январь «Магазин»
Продолжать знакомить с монетами различного достоинства.
«Создай картину»
Развитие ориентировки на плоскости (лист бумаги, доска, страница книги, тетради). Уточнение понятий: вверху – внизу, слева – справа, выше – ниже, правее – левее, правый верхний угол, левый нижний угол, в середине, во круг и т. д.
«Который час?» Развивать умение определять время по часам.
«Двигаемся по команде»
Развивать умение изменять направление движения по заданию педагога.
Упражнять в воспроизведении движений по названному числу.
Февраль «Что за чем следует?»
Развивать умение увеличивать и уменьшать число на один, обозначать цифрой.
«Займи свое место»
Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты.
«Угадай сколько, если в правой руке… то в левой …» Продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда.
«Назови слова с противоположным значением» Закрепление понятий : широко- узко, далеко – близко, выше-? Меньше-? Прибавить -? Длинный-? Толстый-? и т. д.
Март «Измерь» Развивать умение измерять длину отрезка с помощью мерки (мерка равна длине 2 клеток).
«Сравни»
Упражнять в сравнении смежных чисел, используя знаки< >.
«Сколько нас без одного?»
Продолжать развивать умение составлять арифметические задачи и понимать смысл того, к каким количественным изменениям приводит практические действия с предметами, о которых говорится в задаче.
«Реши задачу»
Закрепление знания структуры задачи ( понятия: условие, вопрос). Придумывание задач детьми; решение задач используя цифры и математические знаки.
Апрель «Найди спрятанную игрушку» Умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты. находить спрятанную игрушку.
«Что за чем следует»
Закреплять знание времен года, месяцев и дней недели
«Составь задачу и запиши»
Развивать умение составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание. Знакомство со способами вычислений. Запись задач с использованием цифр и арифметических знаков (+, -, =).
«Опыты с кольцом и листом Мебиуса» Познакомить со свойствами геометрических фигур полученных в результате их деформации.
Май «Разделите на 2 равные группы». Развивать умение работать в парах, следить за выполнением задания.
«Заблудившиеся цифры» (модель логического древа (две ветки). Продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда при помощи моделей типа логического древа.
«Запиши при помощи цифр» Развивать умение составлять числовое выражение при помощи цифр и знаков.
Мониторинг
Таблица оценки уровня освоения Программы.
№п/п Ф. И. ребенка Количество и счет
Геометрические фигуры
Определение велечины Ориентировка в пространстве и времени
Развитие логического мышления
Итоговый балл Уровень
1 Н К Н К Н К Н К Н К Н К Н К
2
3
Список литературы:
1. Алябьева Е. А. Развитие логического мышления и речи детей 5 - 8 лет. М., 2007.
2. Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.
3. Зайцев В. В. Математика для дошкольников. Волгоград, Учитель 2003.
4. Колесникова Е. В. «Программа математические ступеньки»
5. Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 5–6 лет. М. : ГНОМ и Д, 2001.
6. Михайлова З. А., Иофе Э. Н. Математика от трех до семи. СПб. : Детство - ПРЕСС, 2001.
7. Новикова В. П. «Математика в дошкольном саду. Подготовительная группа» - М. : Мозаика – Синтез,2006.
8. Новикова В. П. Математика в детском саду. М: Мозаика – Синтез, 2007.
9. Носова Е. А. Логика и математика. СПб., Детство-ПРЕСС,2002
10. Помораева И. А., Позина В. А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада» - М. : Мозаика – Синтез, 2012.
11. Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.
12. Светлова И. Сравни и измерь. М., 2001.
13. Шевелев К. В. Дошкольная математика в играх. М., 2005.