Наталья Глазкова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука финансов для дошколят»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Азбука финансов для дошколят»
Направленность программы : социально-гуманитарная
Уровень освоения содержания программы : стартовый.
Актуальность.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Азбука финансов для дошколят“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.
Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования.
Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать
которым приходится всю жизнь. В раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка.
Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы. Отличительные особенности программы : взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека.
Адресат программы : Данная Программа рассчитана на детей в возрасте – 5-6 лет. Занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе осуществляется в виде кружковой работы. Набор в объединение осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений.
Объем и срок освоения программы : 16 часов
Формы обучения и формы организации обучения: очное
Режим занятий: групповые занятия продолжительность 25 минут для детей 5-6 лет.
Цель программы : формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшей группы детского сада. Задачи:
познакомить воспитанников с денежной сферой жизни;
формировать представление о социально - нравственных и экономически - значимых качествах: трудолюбие, бережливость, щедрость, честность.
раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
формировать представление детей о финансовой грамотности.
содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;
расширять кругозор;
развивать экономическое мышление, память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
учить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.).
развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности.
развивать познавательный интерес к окружающим предметам и явлениям - развивать бережное, гуманное отношение к окружающему миру.
воспитывать интерес к теме финансов, бережное отношение к деньгам, дружеские взаимоотношения в детском коллективе;
активизировать коммуникативную деятельность детей;
воспитывать социально-нравственные качества: рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.
воспитывать уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги.
Содержание программы
№ п/п Тема занятия Теоретическая часть Практическая часть
1 Вводное занятие.
«Азбука финансов» Познакомить с понятием, что трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Дать представление, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо.
Познакомить с видами домашнего труда. «Азбука финансовой грамотности» (просмотр мультфильма)
2 Труд – основа жизни
Дать представление о том, что работать означает трудиться за вознаграждение. Познакомить с понятием зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т. п.).
Игровое – упражнение «Знаете ли вы, что такое труд?»
3 Работать и зарабатывать Дать представление о том, что работать означает трудиться за вознаграждение. Познакомить с понятием зарабатывать - получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т. п.).
Дидактическая игра «Чей труд важнее?»
4 Откуда пришли деньги? Понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу, универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Виды денег (бумажные и металлические). Презентация «История денег»
5 «Дом, где живут деньги» Рассказать ребёнку о том, что деньги, как все вещи, в том числе и игрушки, должны храниться на своих местах. Основное место, где хранятся деньги у большинства людей - это кошелёк и шкатулка (может быть коробка,
сейф и пр.). Оригами «Копилка для монет».
6 «Современный вид денег – пластиковая карта» Банковские карты – это тот же кошелё к: сколько денег туда положили, столько их там и будет. Объясните ребёнку, что деньги, которые лежат на карте, можно потрогать, но для этого нужно сходить к банкомату. Предложить родителям совместный поход с ребёнком к банкомату, вставьте туда карту и сначала положите, а потом снимите небольшую сумму денег. Чтение экономической сказки «Хранители бюджета»
7 Деньги любят счет Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.
Игровое упражнение «Груша-яблоко»
8 Потребности семьи Что такое потребности? Потребности как экономическая категория. Основные потребности и желания, загадки, упражнение. «Азбука денег тетушки Совы - Семейный бюджет»
(просмотр мультфильма)
9 Семейные доходы и расходы Что такое бюджет и семейный бюджет? Из чего складывается бюджет семьи? Пенсия, зарплата, стипендия. Планирование семейного бюджета: доходы и необходимые расходы. Необходимые расходы семейного бюджета. Игра «Доход-расход»
10 «Сначала зарабатываем – потом тратим» Грамотно распоряжаться деньгами означает делать рациональный выбор
между потребностями и желаниями. Надо объяснить ребёнку разницу между потребностью и желанием. Потребность - это то, что необходимо человеку (семье) для выживания, что следует оплатить в первую очередь (коммунальные услуги, еда, обязательные платежи, услуги здравоохранения, замена изношенной одежды и пр.). Желание - это то, что нам хотелось бы иметь, на что мы тоже тратим деньги (ювелирные украшения, модная красивая одежда и обувь, технические новинки, дорогие игрушки и т. д.). Загадки по финансовой грамотности
11 Продукт труда (товар) - цены Что такое товар? Откуда берутся товары в магазине? В чем состоит полезность товара? Рисунки детей «Этикетка для любимой конфетки»
12 Тратим разумно, экономим.
Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам Игра «Посчитай и купи»
13 Копим и сберегаем • Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно
• Решение ситуационной задачи
14 «Хочу все купить!» Разнообразие потребностей человека. Жизненно важные потребности человека. Потребности в безопасности и сохранения здоровья: потребности в воздухе, воде, солнце, жилье пище, одежде. «Муха-Цокотуха»
(просмотр мультфильма)
Рисование в технике «Фроттаж»- монета для Мухи-Цокотухи
15 «Жадность» Что такое корысть, жадность и почему это плохо. Ребенок узнает, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. Обсуждение поговорок и пословиц.
Решение игровой ситуации «Что подарить другу, когда нет денег?»
16 Финансы – это интересно и увлекательно! Интерактивная игра «Юный финансист»
Планируемые результаты:
После реализации программы ребенок :
Формирование способности к свободному экспериментированию
Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей);
Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
Видят красоту человеческого творения;
Признают авторитетными качества человека - хозяина: бережливость, расчетливость, экономность, трудолюбие;
Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом. Таким образом, дети дошкольного возраста научились правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов.