МААМ-картинки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука финансов для дошколят»

Наталья Глазкова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука финансов для дошколят»
▼ Скачать + Заказать документы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Азбука финансов для дошколят»

Направленность программы : социально-гуманитарная

Уровень освоения содержания программы : стартовый.

Актуальность.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Азбука финансов для дошколят“» размещена в разделах

Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования.

Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать

которым приходится всю жизнь. В раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка.

Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы. Отличительные особенности программы : взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека.

Адресат программы : Данная Программа рассчитана на детей в возрасте – 5-6 лет. Занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе осуществляется в виде кружковой работы. Набор в объединение осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений.

Объем и срок освоения программы : 16 часов

Формы обучения и формы организации обучения: очное

Режим занятий: групповые занятия продолжительность 25 минут для детей 5-6 лет.

Цель программы : формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшей группы детского сада. Задачи:

познакомить воспитанников с денежной сферой жизни;

формировать представление о социально - нравственных и экономически - значимых качествах: трудолюбие, бережливость, щедрость, честность.

раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;

формировать представление детей о финансовой грамотности.

содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;

расширять кругозор;

развивать экономическое мышление, память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

учить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.).

развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности.

развивать познавательный интерес к окружающим предметам и явлениям - развивать бережное, гуманное отношение к окружающему миру.

воспитывать интерес к теме финансов, бережное отношение к деньгам, дружеские взаимоотношения в детском коллективе;

активизировать коммуникативную деятельность детей;

воспитывать социально-нравственные качества: рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.

воспитывать уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги.

Содержание программы

№ п/п Тема занятия Теоретическая часть Практическая часть

1 Вводное занятие.

«Азбука финансов» Познакомить с понятием, что трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Дать представление, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо.

Познакомить с видами домашнего труда. «Азбука финансовой грамотности» (просмотр мультфильма)

2 Труд – основа жизни

Дать представление о том, что работать означает трудиться за вознаграждение. Познакомить с понятием зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т. п.).

Игровое – упражнение «Знаете ли вы, что такое труд?»

3 Работать и зарабатывать Дать представление о том, что работать означает трудиться за вознаграждение. Познакомить с понятием зарабатывать - получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т. п.).

Дидактическая игра «Чей труд важнее?»

4 Откуда пришли деньги? Понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу, универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Виды денег (бумажные и металлические). Презентация «История денег»

5 «Дом, где живут деньги» Рассказать ребёнку о том, что деньги, как все вещи, в том числе и игрушки, должны храниться на своих местах. Основное место, где хранятся деньги у большинства людей - это кошелёк и шкатулка (может быть коробка,

сейф и пр.). Оригами «Копилка для монет».

6 «Современный вид денег – пластиковая карта» Банковские карты – это тот же кошелё к: сколько денег туда положили, столько их там и будет. Объясните ребёнку, что деньги, которые лежат на карте, можно потрогать, но для этого нужно сходить к банкомату. Предложить родителям совместный поход с ребёнком к банкомату, вставьте туда карту и сначала положите, а потом снимите небольшую сумму денег. Чтение экономической сказки «Хранители бюджета»

7 Деньги любят счет Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.

Игровое упражнение «Груша-яблоко»

8 Потребности семьи Что такое потребности? Потребности как экономическая категория. Основные потребности и желания, загадки, упражнение. «Азбука денег тетушки Совы - Семейный бюджет»

(просмотр мультфильма)

9 Семейные доходы и расходы Что такое бюджет и семейный бюджет? Из чего складывается бюджет семьи? Пенсия, зарплата, стипендия. Планирование семейного бюджета: доходы и необходимые расходы. Необходимые расходы семейного бюджета. Игра «Доход-расход»

10 «Сначала зарабатываем – потом тратим» Грамотно распоряжаться деньгами означает делать рациональный выбор

между потребностями и желаниями. Надо объяснить ребёнку разницу между потребностью и желанием. Потребность - это то, что необходимо человеку (семье) для выживания, что следует оплатить в первую очередь (коммунальные услуги, еда, обязательные платежи, услуги здравоохранения, замена изношенной одежды и пр.). Желание - это то, что нам хотелось бы иметь, на что мы тоже тратим деньги (ювелирные украшения, модная красивая одежда и обувь, технические новинки, дорогие игрушки и т. д.). Загадки по финансовой грамотности

11 Продукт труда (товар) - цены Что такое товар? Откуда берутся товары в магазине? В чем состоит полезность товара? Рисунки детей «Этикетка для любимой конфетки»

12 Тратим разумно, экономим.

Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам Игра «Посчитай и купи»

13 Копим и сберегаем • Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно

• Решение ситуационной задачи

14 «Хочу все купить!» Разнообразие потребностей человека. Жизненно важные потребности человека. Потребности в безопасности и сохранения здоровья: потребности в воздухе, воде, солнце, жилье пище, одежде. «Муха-Цокотуха»

(просмотр мультфильма)

Рисование в технике «Фроттаж»- монета для Мухи-Цокотухи

15 «Жадность» Что такое корысть, жадность и почему это плохо. Ребенок узнает, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. Обсуждение поговорок и пословиц.

Решение игровой ситуации «Что подарить другу, когда нет денег?»

16 Финансы – это интересно и увлекательно! Интерактивная игра «Юный финансист»

Планируемые результаты:

После реализации программы ребенок :

Формирование способности к свободному экспериментированию

Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей);

Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

Видят красоту человеческого творения;

Признают авторитетными качества человека - хозяина: бережливость, расчетливость, экономность, трудолюбие;

Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом. Таким образом, дети дошкольного возраста научились правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт» Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Автор: воспитатель А. А. Голудина Руководитель: старший воспитатель Е. А. Земляк.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука финансов для дошколят»
Опубликовано: 17 ноября 2023 в 07:39
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука финансов для дошколят»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Глазкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД