Олеся Логвинова
Дополнительная образовательная программа «Здоровые ножки. Плоскостопие у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из актуальнейших проблем нашего времени. Плоскостопие – заболевание прогрессирующее поэтому, чем раньше начата пофилактика, тем лучшие результаты она приносит. Профилактика плоскостопия должна быть комплексной и направленной на укрепление всего организма.
Публикация «Дополнительная образовательная программа „Здоровые ножки, Плоскостопие у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Массажные коврики, дорожки здоровья
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Однако без специальных упражнений и стелек жить с плоскими стопами будет не просто. Лечение может быть пассивным (специальная обувь, корригирующие стельки, супинаторы).
А может быть активным, включающие тренировку мышц стопы и голени, корригирующую гимнастику, игровой массаж, подвижные игры, ходьбу по оздоровительным дорожкам. При работе по профилактике и коррекции плоскостопия большую роль играет нетрадиционное оборудование
Данная программа является наиболее актуальной, так как она составлена с учетом возрастных особенностей физического развития дошкольников, адаптирована для реализации в условиях дошкольного учреждения, обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей посредством реализации современных и адаптированных к условиям дошкольного учреждения оздоровительных технологий. Эти технологии носят сугубо профилактический характер и направлены на поддержание эмоционально-положительного тонуса воспитанников.
Вот почему очень важно, чтобы работники дошкольного учреждения и родители воспитанников хорошо знали приемы и способы профилактики и коррекции плоскостопия.
Цель: выявить уровень заболеваний плоскостопия у детей и осуществлять профилактическую и коррекционную работу.
Задачи:
Оздоровительные задачи :
- коррекция плоскостопия;
- выявление уровня заболеваний плоскостопием у детей дошкольного
возраста;
- использование специальных физических упражнений и массажа для
профилактики и коррекции плоскостопия.
- закрепление опорно-двигательного аппарата специальными
упражнениями;
- формирование правильной осанки и гигиенических навыков.
Образовательные задачи :
- формирование двигательных умений и навыков ребенка в
соответствии с его индивидуальными особенностями для
профилактики и коррекции плоскостопия;
- осознанное овладение движениями, развитие самоконтроля и
самоанализа при выполнении физических упражнений.
Воспитательные задачи:
- выработка привычки к соблюдению режима дня, потребности в
физических упражнениях и играх;
- воспитание физических качеств;
- приучать к самостоятельному созданию условий для выполнения
физических упражнений;
- воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в
совместной двигательной деятельности.
Факторы, влияющие на развитие плоскостопия :
1 наследственность (если у кого-то из родных есть/было это заболевание, нужно быть особенно осторожным: ребенка следует регулярно показывать врачу-ортопеду,
2 ношение «неправильной» обуви (на плоской подошве совсем без каблука, слишком узкой или широкой,
3 чрезмерные нагрузки на ноги (например, при поднятии тяжестей или при повышенной массе тела,
4 чрезмерная гибкость (гипермобильность) суставов, рахит,
Плоская стопа встречается у детей довольно часто, поэтому для предупреждения развития плоскостопии важно своевременно выявить эту деформацию и принять профилактические меры.
Детская стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся. Объём движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие большей эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов, быстро утомляется и легко подвергается деформации.
Поэтому в основе профилактики плоскостопия лежит,
во-первых – укрепление мышц, сохраняющих свод;
во-вторых, ношение рациональной обуви, и,
в - третьих, ограничение нагрузки на нижние конечности.
В целях борьбы с этой весьма распространённой деформацией предупреждать её следует с раннего детства.
Данная программа описывает курс подготовки по профилактике плоскостопия детей дошкольного возраста 3-7 лет (II младшая, средняя, старшая и подготовительная группа) и разработана на основе содержания по профилактике плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ автор-составитель О. Н. Моргунова. В программе заложен годовой цикл занятий – по 32 занятия для каждой возрастной группы. Она рассчитана на два года обучения и рекомендуется для занятий детей с 3 до 7 лет, 32 занятия в год. Занятия проводятся во II младшей, средней, старшей и подготовительной группах 1 раз в неделю. Длительность занятий: младшие группы – 15-20 мин., старшие и подготовительные к школе группы 25 – 30 мин.
Содержание занятий
Каждое занятие состоит их трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть – включает общеразвивающие и корректирующие упражнения, соответствующие нарушениям плоскостопия. Темп выполнения - медленный, умеренный и средний, дозировка - 6-8 повторений.
Основную часть - входят упражнения из положения, лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным телом, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при держании тела в положении стоя и сидя. Дозировка упражнений зависит от самочувствия.
Заключительная часть строится из упражнений на расслабление (релаксация, выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений конечно же, эмоциональная разгрузка – подвижные игры.
С целью профилактики плоскостопия во время оздоровительных занятий дети занимаются без обуви.
Следует отметить, что для эмоционального комфорта во время организации и проведения двигательной активности детей способствует музыкальное сопровождение физкультурно-оздоровительных занятий.
Младший возраст (II младшая, средняя).
Месяц № занятия Задачи Содержание Кол-во часов
Октябрь №1 1. Рассказать детям, что такое плоскостопие.
2. Заинтересовать детей занятиями, расположить к себе.
3. Упражнять в ходьбе и беге на пятках, переступая через кубики на полу -ходьба и бег на пятках, переступая через кубики «Наши ножки идут по дорожке»
-игровое упражнения для профилактике плоскостопия «Вот как мы умеем» ,
1
№2 1. Способствовать формированию навыков вход на скамейку и сход с нее по наклонной доске.
2. Упражнять в ходьбе по канату вдоль и поперек. -лазание «Через мостик»
- игровой самомассаж «Пальчики на ножках»
- упражнения для профилактике плоскостопия «Гибкий носик» 1
№3 1. Закреплять умение активного сгибания и разгибания стоп
2. Упражнять в захватывании мяча и других предметов стопами ног и бросании.
-игровой самомассаж «Обезьянки»
-упражнения для профилактике плоскостопия «Мы забавные ежата»
1
№4 1. Учить захватывать пальцами ног карандаши и перекладывать их на другое место.
2. Упражнять в сгибании и разгибании ног в коленях с зажатым между стопами мячом. -ЛФК: ходьба по дорожкам с отпечатками стоп, с изменением расстояния шага «По следам»
- упражнения для профилактике плоскостопия «Шишки в корзине»
1
№5 1. Упражнять в ходьбе на четвереньках, подталкивая перед собой головой набивной мяч;
2. Учить лазанию по гимнастической лестнице и ходьбе по ребристой доске.
3. Содействовать развитию внимания, ловкости и ориентировки в пространстве. -ходьба на четвереньках, подталкивая перед собой головой набивной мяч
- лазание по гимнастической лестнице и ходьбе по ребристой доске
- упражнение для профилактике плоскостопия «Лисички»
1
Ноябрь №6 1. Упражнять в ходьбе «гусиным шагом»
2. Учить массажу стопы.
3. Формировать умение ориентироваться в пространстве. -ходьба «гусиным шагом»
- игровой самомассаж «Бельчата»
- упражнения для профилактике плоскостопия «Волшебная сказка»
1
№7 1. Учить ползающим движениям стоп вперед и назад с помощью пальцев;
2. Упражнять в сведении и разведении пяток.
-приставной шаг: лицом, руки на поясе, боком, руки за спину
-упражнения для профилактике плоскоскостопия «Матрешки» 1
№8 1. Упражнять в разгибании и сгибании стоп (поочередно)
2. Закреплять умение ходить по канату.
- разгибание и сгибание стоп, ходьба по канату
- упражнения «Кто выше прыгнет?»
- упражнения для профилактике плоскостопия «Гимнасты» 1
№ 9 1. Закреплять прыжкам на месте и с небольшим продвижением вперед (на носках);
2. Упражнять в ходьбе по «Дорожкам здоровья».
-упражнения «Воробушки»
- упражнения для профилактике плоскостопия по «Дорожкам здоровья» 1
№10 1. Научить ходьбе «змейкой»
2. Изучить упражнения для профилактике по плоскостопию «Гармошка», «Елочка» - ходьба «змейкой»
- упражнения для профилактике плоскостопия «Гармошка», «Елочка» 1
Декабрь №11 1. Укреплять мышцы стопы и голени при ходьбе на пятках, носках, с высоким подниманием колен.
2. Отработка общеразвивающих упражнений:
«Матрешки», «Лисички»,
-ходьба на носках, пятках, с высоким подниманием колен
- упражнения для профилактике плоскостопия «Матрешки», «Лисички»
1
№12 1. Продолжать укреплять мышцы стопы и голени при ходьбе и беге (на носках и пятках).
2. Учить детей правильно и последовательно массировать стопы ног. -ходьба в колонне по одному, на носках, с различным положением рук. Бег на носках, змейкой
- для профилактике плоскостопия массаж стоп 1
№13 1. Учить ходить переменным шагом через шнуры.
2. Упражнять в прыжках из обруча в обруч.
- ходьба переменным шагом через шнуры, лежащие на полу
-прыжки из обруча в обруча
- упражнения для профилактике плоскостопия
«Медведь», «Медвежата»
1
№14 1. Упражнять в сохранении равновесия при ходьбе по доске.
2. Закреплять умение правильно координировать движения рук и ног -ходьба по доске, руки на поясе
-прыжки на двух ногах с продвижением вперед
- упражнения для профилактике плоскостопия
«Пингвины на льдине» 1
Январь №15 1. Упражнять в ходьбе и беге между двумя линиями; в прыжках на двух ногах с продвижением вперед
2. Закреплять навыки правильного и последовательного массирования стопы.
-ходьба и бег межу двумя линиями (расстояние 20 см)
-перепрыгивании через шнур
- для профилактики плоскостопия массаж стоп
1
№16 1. Упражнять в ходьбе, сохраняя равновесие и правильную осанку.
2. Воспитывать доброе отношение друг к другу. -упражнения «Маленькие», «Большие»,
по следам
- упражнения для профилактики плоскостопия
«Где спрятался мышонок?» 1
№17 1. Упражнять в ходьбе по шнуру.
2. Развивать ловкость, координацию движений - ходьба по шнуру
-упражнение для профилактики плоскостопия «Великаны и гномы» 1
№18 1. Добиваться правильного выполнения бега.
2. Воспитывать целеустремленность, взаимовыручку. -ритмическая гимнастика «Бег по кругу»,
-.упражнения для профилактике плоскостопия «По ровненькой дорожке» 1
№19 1. Учить детей ходить по шнуру, приставляя пятку одной ноги к носку другой.
2. Развитие умения сохранять равновесия по ограниченной плоскости.
- упражнения для профилактике плоскостопия «Удав»
- ходьба по шнуру выложенному по кругу на полу.
1
Февраль №20 1. Укреплять мышцы стоп
2. Развитие координации, прыгучести. -упражнения «У кого больше»
- упражнения для профилактике плоскостопия «Дорожка по следам»
1
№21 1. Познакомить детей с комплексом «Веселый зоосад»
2. Развитие произвольности движений пантомических умений - комплекс упражнений «Веселый зоосад»
- упражнения для профилактике плоскостопия «Угадай животного» 1
Март №22 1. Упражнять ходьбе по шнуру
2. Развивать ловкость, внимание
-ходьба по шнуру
-упражнения для профилактике плоскостопия «Кто тише»
1
№23 1. Сохранять равновесие при ходьбе по доске
2. Закреплять умения правильно координировать движения рук и ног. -ходьба по доске
- упражнения для профилактике плоскостопия «Кот и мыши» 1
№24 1. Научить детей лазать по наклонной лестнице
2. Отработать упражнения для профилактике плоскостопия «Кто тише»
3. Воспитывать доброе отношение друг к другу. - лазанье по наклонной лестнице
- упражнения для профилактике плоскостопия «Белочка» 1
№25 1. Учить сохранять устойчивое равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке
2. Укреплять мышцы стоп - ходьба по скамейке
- упражнения для профилактике плоскостопия ходьба по коврикам
1
№26 1. Закрепить выполнение разученных упражнений «Бельчонок», «Кот и мыши», «Пингвины на льдине»
2. Содействовать развитию ловкости и быстроты движений.
-упражнения «Бельчонок», «Кот и мыши», «Пингвины на льду»
- упражнения для профилактике плоскостопия «С кочки на кочку»
1
Апрель №27 1. Упражнять прыжкам в длину с места
2. Развивать танцевально-игровое творчество.
3. Воспитывать творческую активность. - упражнения «Через ручеек»
- упражнения для профилактике плоскостопия «Буратино»
1
№28 1. Закреплять круговые вращения стопы влево-вправо;
2. Упражнять в собирании пальцами ног ткани, лежащей на полу.
-вращение стопами влево, вправо, собирание пальцами ног платочков на полу
- упражнения для профилактике плоскостопия «Пингвины»
1
№29 1. Добиться правильного выполнения упражнения «Три поросенка».
2. Отработка общеразвивающих упражнений :
«Матрешки», «Красивые сапожки, резвые ножки», -упражнения «Три поросенка»,
-упражнения для профилактике плоскостопия «Матрешки», «Красивые сапожки, резвые ножки»
1
Май №30 1. Совершенствовать ходьбу на носках с высоким подниманием бедра и ходьбы по канату прямо и боком.
2. Отработать общеразвивающие упражнения из положения сидя. -ходьба на носках с высоким подниманием бедра
по канату прямо и боком
-упражнения для профилактике плоскостопия «Веснянка»
1
№31 1. Совершенствование круговых движений стопами по максимальной окружности.
2. Отработка общеразвивающих упражнений : «Гармошка», «Елочка» - круговые движения стопами «Солнышко»
- упражнения для профилактике плоскостопия «Гармошка», «Елочка»
1
№32 Подведение итогов (диагностика) 1
Старший возраст (старшая, подготовительная группа)
Месяц № занятие Задачи Содержание Кол-во часов
Октябрь №1 1. Рассказать детям, что такое плоскостопие.
2. Заинтересовать детей занятиями, расположить к себе.
3. Учить детей правильно и последовательно массировать стопы ног.
4. Упражнять в умении выполнять задания в положении лежа на полу.
5. Воспитывать усидчивость. -массаж стопы ног «Дождик»
- упражнения для профилактике плоскостопия «Маленькие ежата» с резиновыми мячами
1
№2 1. Закреплять навыки правильного и последовательного массирования стопы и голени ног.
2. Учить детей выполнять новый комплекс упражнений в положении сидя на стуле.
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения детей.
-массаж стопы и голени «Шишки»
- комплекс упражнений в положении сидя «Гномики»
-упражнения для профилактике плоскостопия «Кто больше соберет» (шишки, желуди)
1
№3 1. Внести на занятие веточку сосны для укрепления и хорошего кровообращения крови и капилляров на стопе ног.
2. Закреплять упражнения в и. п. сидя на стуле.
3. Разучить подвижную игру «Страус»
4. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
-упражнения сидя на стуле «Гномики»
- подвижная игра «Страус»
- упражнения для профилактике плоскостопия с фитболами
1
№4 1. Продолжать укреплять стопы ног хождением по гимнастической палке.
2. Закреплять правильное выполнение упражнений «по-турецки» из и. п. сидя. -хождение по гимнастической палке
- упражнение «по-турецки»
- упражнение для профилактике плоскостопия с гимнастической палкой
1
№5 1. Учить детей удерживать предмет носками ног (камушки, палочки) и выбрасывать его.
2. Закреплять ходьбу на пособиях выполняя различные упражнения.
3. Воспитывать усидчивость и товарищество. - игра «Достань из обруча предмет»
- ходьба по массажному коврику «Солнце»
1
Ноябрь №6 1. Закреплять навыки правильного и последовательного массирования стопы и голени ног;
2. Учить новым упражнениям в и. п. сидя.
3. Воспитывать дружеские отношения.
-массаж стопы и голени «Ежик», «Дождик»
- - упражнение для профилактике плоскостопия сидя «Лучший художник», «Помаши платочком» 1
№7
1. Продолжать закреплять навыки правильного массирования стопы и голени ног.
2. Продолжать учить новым упражнениям в и. п. сидя на стуле.
3. Воспитывать интерес к подвижным играм.
-массаж сидя на коврик
- упражнения сидя на стуле с мячиками
- игровое упражнение «Пройди не задень» 1
№8 1. Учить детей выполнять новый вид упражнения во время массажа и при выполнении упражнений в положении стоя.
2. Продолжать разучивать движения и слова в подвижной игре «Сапожник».
3. Воспитывать интерес к подвижным играм.
-массаж - дополнение (поколачивание кулачком на стопе ноги)
-упражнения в положения стоя
-ходьба по дорожке с шишками
-прыжки с «кочки на кочку»
-подвижная игра «сапожник»
2
№9 1. Продолжать закреплять новый вид упражнений во время массажа и при выполнении упражнений в положении стоя.
2. Закреплять слова в подвижной игре «сапожник». 3. Воспитывать интерес к своему здоровью. - упражнения в положении стоя
- самомассаж стоп
-подвижная игра «сапожник» 1
№10 1. Упражнять детей в ходьбе по бруску с наклонной поверхностью.
2. Предложить детям делать массаж с большим эффектом для стопы.
3. В основных движениях включить ходьбу по камешкам
4. В подвижной игре «Турпоход» укреплять мышцы и связки голеностопного сустава
-массаж стопы голени
- ходьба по бруску с наклонными поверхностями
- ходьба по массажному коврику с камешками
- подвижная игра «Турпоход» 1
Декабрь №11 1. Продолжать упражнять детей в ходьбе по бруску с
наклонной поверхностью.
2. Предложить детям делать массаж с большим эффектом для стопы.
3. В основных движениях для большого эффекта продолжать ходить по камешкам
4. В подвижной игре «Турпоход» продолжать укреплять мышцы и связки голеностопного сустава. -ходьба по бруску с наклонными поверхностям
- поднимание на носки с каждым шагом
- упражнение «По следам»
- подвижная игра «Турпоход» 1
№12 1. Для суставов, мышц и связок выполнять движения с бруском.
2. В подвижной игре «Страус» уметь собирать камешки стопами ног и приподнимая их. - общеразвивающие упражнения с бруском
- подвижная игра «Страус»
1
№13 1. Продолжать выполнять упражнения для суставов, мышц и связок стопы с бруском для большого эффекта оздоровления (профилактике).
2. Закреплять умение собирать носками ног камешки с пола в подвижной игре «Страус».
3. Воспитывать усидчивость и интерес к занятию.
-общеразвивающие упражнения с бруском
-ходьба по дорожкам со следами
-прыжки через гимнастические палки
- подвижная игра «Страус»
1
№14 1. Совершенствовать новый способ последовательност массажа стопы ног.
2. Побуждать детей выполнению упражнений на
гимнастических скамейках в подвижной игре «Сапожник».
3. Развивать у детей умение организовать самостоятельно игру. - упражнение «Трамвай»
- массаж стоп
-ходьба по сосновым веточкам
- прыжки с кочки на кочку
- бег по ребристой дорожке
- подвижная игра «Сапожник» 1
№15 1 Продолжать совершенствовать новый способ массажа стопы ног.
2. Закреплять упражнения на гимнастических скамейках.
3. Самостоятельно дать детям организовать подвижную игру «Сапожник». - массаж стоп
-упражнения на гимнастических скамейках
-подвижная игра «Сапожник» 1
Январь №16 1. Продолжать развивать у детей умение выполнять
упражнения с пособиями сидя на стуле. 2. Закреплять новый вид массажа для стопы и голени ног.
3. В подвижной игре «Гибкий носок» выполнять действия по сигналу педагога.
- массаж стоп
- упражнения с палочками сидя на коврике
- подвижная игра: «Гибкий носок» 1
№17 1. Продолжать развивать у детей умение выполнять упражнения с пособиями сидя на стуле.
2. Закреплять новый вид массажа для стопы и голени ног.
3. В подвижной игре «Гибкий носок» выполнять действия по сигналу педагога -- массаж стоп
- упражнения с палочками сидя на коврике
- ходьба по массажным следочкам
- подвижная игра: «Гибкий носок»
1
Февраль
№18 1. Продолжать развивать у детей умение выполнять
упражнения в процессе ходьбы.
2. Упражнять детей в лазании перекрестной координации при спуске и подъеме на гимнастической стенке.
3. В подвижной игре «День – ночь» закреплять умения быстро реагировать на сигнал.
- лазание на гимнастической стенке (не пропуская реек)
- ходьба босиком по песку
- подвижная игра: «День и ночь»
1
№19 1. Продолжать развивать у детей умение выполнять упражнения в процессе ходьбы.
2Упражнять детей в лазании перекрестной координации при спуске и подъеме на гимнастической стенке.
3. В подвижной игре «День – ночь» закреплять умения быстро реагировать на сигнал. -массаж стоп
-ходьба босиком по полу
- подвижные игры: «День и ночь», «медведь и пчелы»
1
№20 1. Развивать «мелкую моторику» пальцев ног, оказывающие влияния на развитие соответствующих отделов головного мозга.
2. Совершенствовать двигательные умения и навыки на степах.
3. Закрепить умения легко ходить, бегать и прыгать с различными предметами.
4. Воспитывать интерес к занятию. - массаж (сидя на степах)
- гимнастика для пальцев ног
- упражнение «Ходьба по кочкам»
- подвижная игра: «Кто быстрее на степ» 1
№21 1. Развивать у детей быстроту, ловкость, внимание и выносливость.
2. Формировать активное участие в соревнованиях. 3. Приобщать детей к здоровому образу жизни. 4. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. -эстафеты: «Лучший художник», «Лучший канатаходец», «Кто самый быстрый гусь?»
-ходьба по массажному коврику «Гусеница»
1
Март №22 1. Упражнять детей в умении прыгать в длину с места и приземляться на две ноги, полусогнутые в коленях.
2. Закрепить умение ползать в быстром темпе по доске на ступнях и ладонях.
3. Воспитывать у детей усидчивость. - упражнение «Аист», «Ласточка», «Зайцы»
- массаж
- прыжки в длину с места
--ползание по доске на ступнях и ладонях