МААМ-картинки

Дополнительная образовательная программа «Страна музыки» для детей старшего дошкольного возраста

Александра Постовалова
Дополнительная образовательная программа «Страна музыки» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ

Дополнительная

образовательная программа

«Страна музыки»

для детей старшего дошкольного возраста

МБДОУ «Детский сад № 1 «Светлячок»

на 2020-2021 уч. год

Срок реализации: 1 год

Музыкальный руководитель:

Постовалова Александра Викторовна

Ставропольский край

г. -к. Железноводск

2020 г.

Пояснительная записка

Актуальность

Публикация «Дополнительная образовательная программа „Страна музыки“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Сегодня актуальность музыкального воспитания подрастающего поколения возрастает как никогда; мы можем говорить о том, что музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к музыкально-эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их одухотворённой счастливой жизни и самореализации как личности.

Знакомство с произведениями классической и народной музыки, песенного фольклора, с различными музыкальными инструментами: народными, историческими и инструментами симфонического оркестра – это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой, возможность получить музыкальные и внемузыкальные представления, активизация деятельности воображения. Воображение обогащает все творческие проявления, предполагает пробуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности – музыкальной, музыкально-двигательной, художественной.

Слушая музыкальные произведения, дети накапливают опыт восприятия музыки разных эпох и стилей. Этот опыт – «тезаурус» (сокровищница впечатлений) необходим для полноценного музыкального и общего развития детей, способствует формированию основ музыкальной культуры, личностных качеств человека, его духовного мира.

Практическая значимость

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Восприятие является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке тоже даются в опоре на «живое» её звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей.

Именно в дошкольном возрасте формируется основа музыкальной культуры; ребёнок накапливает те впечатления, тот опыт деятельности, от которого во многом зависит не только музыкальное, но и общее развитие. При этом работают и развиваются такие механизмы мышления, как сравнение, анализ, синтез, развивается образная речь детей. Восприятие музыки – это активный процесс, требующий от ребёнка включения внимания. Оно способствует и развитию воображения, воли, формированию основ музыкального вкуса.

Только развивая эмоции, интересы, музыкальное мышление, вкусы ребёнка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основы.

Сформированное музыкально-эстетическое сознание очень важно для последующего развития ребёнка, его общего духовного становления, осознания себя в социуме, является ещё одним языком для понимания мира не с помощью слов и интеллекта, а на основе интуитивного познания.

Цели и задачи:

Познакомить детей с историей появления первых музыкальных инструментов; с русскими народными инструментами; с инструментами симфонического оркестра, их внешним видом и звучанием, выразительными возможностями;

Развивать в игровой форме умение детей соотносить музыкальный инструмент с определённой группой по способу звукоизвлечения;

Приобщать к мировой и национальной музыкальной культуре (знакомство с музыкальными произведениями классической и народной музыки, являющимися шедеврами мирового классического наследия);

Формировать накопление опыта восприятия музыки разных эпох и стилей;

Формировать тембровое и художественно-ассоциативное мышление на основе синтеза искусств – музыки, живописи, поэзии;

Сформировать у детей общее представление о том, каким образом звуки высокие и низкие записываются на бумаге в нотах, познакомить в образной форме с закономерностями нотного стана;

Развивать тонкий тембровый и звуковысотный слух в связи с наглядными ассоциативно-пространственными представлениями о высоких и низких музыкальных звуках;

Познакомить детей с нотными длительностями в игровой форме, в различных формах моделирования, развивать чувство темпа и ритма в ассоциативных играх;

Поощрять желание получать новые сведения о музыкальных инструментах и исполняемой на них музыке, помочь детям получить положительный опыт переживания эмоциональных впечатлений через совместную художественную и музыкальную деятельность.

Способствовать формированию основ музыкальной и общей культуры.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С первых минут на занятиях очень важно заинтересовать детей, вызвать у них желание заниматься. Для этого необходимо предварительно продумать методические приёмы, которые вызывают у детей желание творчества и помогают решить поставленные задачи:

Музыкальное сопровождение как методический приём

Импровизационный метод

Словесный метод

Метод иллюстративной наглядности

Игровой метод

Концентрический метод.

Считаю целесообразным применение методических принципов: создание непринуждённой обстановки, целостность подхода в решении педагогических задач, соотнесение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарём.

В кружковой музыкальной деятельности с детьми создаю условия для развития музыкальных способностей, приобщаю к мировой и национальной музыкальной культуре (знакомлю с произведениями классической и народной музыки, песенного фольклора, с различными музыкальными инструментами: народными, историческими и инструментами симфонического оркестра).

В разных формах музыкальной деятельности с детьми создаю условия для развития творческой активности, поощряю импровизации детей в пении, танцах, игре на музыкальных инструментах, побуждаю передавать характерные особенности персонажей различными музыкальными средствами, свои эмоциональные переживания и настроения.

На занятиях кружка «Страна музыки» дети знакомятся с инструментами симфонического оркестра, с их внешним видом и звучанием. В игровой форме развивается умение детей относить музыкальный инструмент к определённой группе по способу звукоизвлечения. Основой для бесед является учебное пособие для детей дошкольного возраста «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой.

Также в процессе музыкальной деятельности на занятиях кружка дети знакомятся с музыкальными произведениями, являющимися шедеврами мирового классического наследия, доступные детям по эмоциональному содержанию и продолжительности звучания. Слушая музыкальные произведения, дети накапливают опыт восприятия музыки разных эпох и стилей. Этот опыт – «тезаурус» (сокровищница впечатлений) необходим для полноценного музыкального и общего развития детей, способствует формированию основ музыкальной культуры. Кроме слушания, на занятиях кружка «Страна музыки» я использую и другие виды музыкальной и художественной деятельности: танцевальные и образные движения, пантомиму, движения рук, игру на музыкальных инструментах, соответствующих по тембру, характеру звучания музыкальному произведению, попытки передать характер музыки в рисунках, сравнение музыкальных произведений со стихотворениями, репродукциями картин и др. Эти формы работы способствуют повышению интереса детей к музыкальной деятельности, создают эмоциональный комфорт, что позволяет повысить активность детей и обеспечить решение поставленных задач.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН:

Сентябрь

Тема: Русские народные музыкальные инструменты (гармонь, балалайка, жалейка, свирель, ложки и др.) - 4 часа

Виды деятельности:

• Беседа «История появления первых инструментов»;

• Рассматривание иллюстраций;

• Прослушивание звучания русских народных инструментов;

• Просмотр видеофрагментов учебного фильма «Музыкальные шедевры», детского музыкального конкурса «Щелкунчик»;

• Дидактические игры «Узнай инструмент», «Найди нужный домик», «Кто самый внимательный»;

• Игра в оркестре русских народных инструментов.

Задачи:

• Познакомить детей с историей появления первых музыкальных инструментов, их внешним видом и звучанием, выразительными возможностями;

• Развивать в игровой форме умение детей соотносить музыкальный инструмент с определённой группой по способу звукоизвлечения;

• Формировать накопление опыта восприятия музыки разных эпох и стилей;

• Поощрять желание получать новые сведения о музыкальных инструментах и исполняемой на них музыке;

• Способствовать формированию основ музыкальной и общей культуры.

Октябрь

Тема: Инструменты симфонического оркестра (фортепиано, рояль) - 4 часа

Виды деятельности:

• Беседа «История появления первых клавишных инструментов»;

• Рассматривание иллюстраций;

• Прослушивание звучания клавишных инструментов;

• Просмотр видеофрагментов учебного фильма «Где живут ноты?»;

• Просмотр видеофрагментов учебного фильма «Музыкальные шедевры», детского музыкального конкурса «Щелкунчик»;

• Дидактические игры «Какая нотка потерялась?», «Ножки и ладошки», «Найди нужный домик», «Кто самый внимательный»;

• Игра на рояле: импровизация «Сыграй музыку и придумай название».

Задачи:

• Продолжать знакомить детей с историей появления первых музыкальных инструментов, их внешним видом и звучанием, выразительными возможностями;

• Сформировать у детей общее представление о том, каким образом звуки высокие и низкие записываются на бумаге в нотах, познакомить в образной форме с закономерностями нотного стана;

• Развивать тонкий тембровый и звуковысотный слух в связи с наглядными ассоциативно-пространственными представлениями о высоких и низких музыкальных звуках;

• Познакомить детей с нотными длительностями в игровой форме, в различных формах моделирования, развивать чувство темпа и ритма в ассоциативных играх;

• Развивать в игровой форме умение детей соотносить музыкальный инструмент с определённой группой по способу звукоизвлечения;

• Формировать накопление опыта восприятия музыки разных эпох и стилей;

• Поощрять желание получать новые сведения о музыкальных инструментах и исполняемой на них музыке;

• Помочь детям получить положительный опыт переживания эмоциональных впечатлений через совместную музыкальную деятельность;

• Способствовать формированию основ музыкальной и общей культуры.

Ноябрь

Тема: Духовые деревянные инструменты (флейта, фагот, гобой, кларнет) - 4 часа

Виды деятельности:

• Беседа «История появления первых деревянных духовых инструментов»;

• Рассматривание иллюстраций;

• Прослушивание звучания деревянных духовых инструментов;

• Просмотр видеофрагментов учебного фильма «Музыкальные шедевры», детского музыкального конкурса «Щелкунчик»;

• Дидактические игры «Найди нужный домик», «Кто самый внимательный»;

• Игра в оркестре духовых инструментов.

Задачи:

• Познакомить детей с историей появления медных духовых инструментов, их внешним видом и звучанием, выразительными возможностями;

• Развивать в игровой форме умение детей соотносить музыкальный инструмент с определённой группой по способу звукоизвлечения;

• Формировать накопление опыта восприятия музыки разных эпох и стилей;

• Поощрять желание получать новые сведения о музыкальных инструментах и исполняемой на них музыке;

• Помочь детям получить положительный опыт переживания эмоциональных впечатлений через совместную музыкальную деятельность;

• Способствовать формированию основ музыкальной и общей культуры.

Декабрь

Тема: Медные духовые инструменты (труба, тромбон, валторна, туба, саксофон); Духовой оркестр - 4 часа

Виды деятельности:

• Беседа «История появления первых медных духовых инструментов»;

• Рассматривание иллюстраций;

• Прослушивание звучания медных духовых инструментов;

• Просмотр видеофрагментов учебного фильма «Музыкальные шедевры», детского музыкального конкурса «Щелкунчик»;

• Дидактические игры «Найди нужный домик», «Кто самый внимательный»;

• Игра в оркестре духовых инструментов.

Задачи:

• Познакомить детей с историей появления медных духовых инструментов, их внешним видом и звучанием, выразительными возможностями;

• Развивать в игровой форме умение детей соотносить музыкальный инструмент с определённой группой по способу звукоизвлечения;

• Формировать накопление опыта восприятия музыки разных эпох и стилей;

• Поощрять желание получать новые сведения о музыкальных инструментах и исполняемой на них музыке;

• Помочь детям получить положительный опыт переживания эмоциональных впечатлений через совместную музыкальную деятельность;

• Способствовать формированию основ музыкальной и общей культуры.

Январь

Тема: Ударные инструменты (большой барабан, литавры, малый барабан, кастаньеты, ксилофон, тарелки, треугольник, колокола, колокольчики, гонг) - 4 часа

Виды деятельности:

• Беседа «История появления первых ударных инструментов»;

• Рассматривание иллюстраций;

• Прослушивание звучания ударных инструментов;

• Просмотр видеофрагментов учебного фильма «Музыкальные шедевры», детского музыкального конкурса «Щелкунчик»;

• Дидактические игры «Ножки и ладошки», «Узнай инструмент по звучанию», «Найди нужный домик», «Кто самый внимательный»;

• Игра в оркестре ударных инструментов.

Задачи:

• Познакомить детей с историей появления ударных инструментов, их внешним видом и звучанием, выразительными возможностями;

• Развивать в игровой форме умение детей соотносить музыкальный инструмент с определённой группой по способу звукоизвлечения;

• Формировать накопление опыта восприятия музыки разных эпох и стилей;

• Поощрять желание получать новые сведения о музыкальных инструментах и исполняемой на них музыке;

• Помочь детям получить положительный опыт переживания эмоциональных впечатлений через совместную музыкальную деятельность;

• Способствовать формированию основ музыкальной и общей культуры.

Февраль

Тема: Клавишные инструменты (орган, клавесин, челеста) - 4 часа

Виды деятельности:

• Беседа «История появления клавишных инструментов»;

• Рассматривание иллюстраций;

• Прослушивание звучания деревянных духовых инструментов;

• Просмотр видеофрагментов учебного фильма «Музыкальные шедевры», детского музыкального конкурса «Щелкунчик»;

• Дидактические игры «Какая нотка потерялась?», «Ножки и ладошки», «Найди нужный домик», «Кто самый внимательный»;

• Игра на детских клавишных инструментах: импровизация «Мелодические волны».

Задачи:

• Продолжать знакомить детей с историей появления клавишных инструментов, их внешним видом и звучанием, выразительными возможностями;

• Развивать в игровой форме умение детей соотносить музыкальный инструмент с определённой группой по способу звукоизвлечения;

• Формировать накопление опыта восприятия музыки разных эпох и стилей;

• Поощрять желание получать новые сведения о музыкальных инструментах и исполняемой на них музыке;

• Помочь детям получить положительный опыт переживания эмоциональных впечатлений через совместную музыкальную деятельность;

• Способствовать формированию основ музыкальной и общей культуры.

Март

Тема: Струнные смычковые инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас) - 4 часа

Виды деятельности:

• Беседа «История появления первых струнных смычковых инструментов»;

• Рассматривание иллюстраций;

• Прослушивание звучания струнных смычковых инструментов;

• Просмотр видеофрагментов учебного фильма «Музыкальные шедевры», детского музыкального конкурса «Щелкунчик»;

• Дидактические игры «Найди нужный домик», «Кто самый внимательный»;

• Игра на детской скрипке «Музыкальные ниточки».

Задачи:

• Познакомить детей с историей появления струнных смычковых инструментов, их внешним видом и звучанием, выразительными возможностями;

• Развивать в игровой форме умение детей соотносить музыкальный инструмент с определённой группой по способу звукоизвлечения;

• Формировать накопление опыта восприятия музыки разных эпох и стилей;

• Поощрять желание получать новые сведения о музыкальных инструментах и исполняемой на них музыке;

• Помочь детям получить положительный опыт переживания эмоциональных впечатлений через совместную музыкальную деятельность;

• Способствовать формированию основ музыкальной и общей культуры.

Апрель

Тема: Струнные щипковые инструменты (арфа, мандолина, гитара); Камерный оркестр - 4 часа

Виды деятельности:

• Беседа «История появления первых струнных щипковых инструментов»;

• Рассматривание иллюстраций;

• Прослушивание звучания струнных щипковых инструментов;

• Просмотр видеофрагментов учебного фильма «Музыкальные шедевры», детского музыкального конкурса «Щелкунчик»;

• Дидактические игры «Узнай инструмент по звучанию», «Найди нужный домик», «Кто самый внимательный»;

• Игра на детских струнных инструментах: гусли, гитара («Реки и ручейки»).

Задачи:

• Познакомить детей с историей появления струнных щипковых инструментов, их внешним видом и звучанием, выразительными возможностями;

• Развивать в игровой форме умение детей соотносить музыкальный инструмент с определённой группой по способу звукоизвлечения;

• Формировать накопление опыта восприятия музыки разных эпох и стилей;

• Поощрять желание получать новые сведения о музыкальных инструментах и исполняемой на них музыке;

• Помочь детям получить положительный опыт переживания эмоциональных впечатлений через совместную музыкальную деятельность;

• Способствовать формированию основ музыкальной и общей культуры.

Май

Тема: Музыкальная «угадайка»;

Ансамбли, оркестры - 4 часа

Виды деятельности:

• Беседа «Что такое оркестр и ансамбль?»;

• Рассматривание иллюстраций;

• Просмотр видеофрагментов учебного фильма «Музыкальные шедевры», детского музыкального конкурса «Щелкунчик»;

• Дидактические игры «Узнай инструмент по звучанию», «Какой инструмент потерялся?», «Ножки и ладошки», «Найди нужный домик», «Кто самый внимательный»;

• Игра «Оркестр».

Задачи:

• Закрепить и обобщить знания детей о инструментах симфонического оркестра, особенностях их внешнего вида и звучания, их выразительных возможностях;

• Развивать в игровой форме умение детей соотносить музыкальный инструмент с определённой группой по способу звукоизвлечения;

• Формировать накопление опыта восприятия музыки разных эпох и стилей;

• Поощрять желание получать новые сведения о музыкальных инструментах и исполняемой на них музыке;

• Помочь детям получить положительный опыт переживания эмоциональных впечатлений через совместную музыкальную деятельность;

• Способствовать формированию основ музыкальной и общей культуры.

Методическое обеспечение:

1. Учебное пособие к программе музыкального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой;

2. Пособие «Рассказы о музыкальных инструментах» О. П. Радыновой;

3. Учебный комплект с образцами звучания духовых, ударных, клавишных и струнных инструментов, в том числе старинных, редких (орган, арфа, клавесин, мандолина и др.);

4. Наглядное методическое пособие «Страна чудес» Т. Э Тютюнниковой, Л. В. Лункевич;

5. Рояль, синтезатор, музыкальный центр, телевизор, проектор, ноутбук;

6. Фонотека и видеотека;

7. Атрибуты по количеству детей: ленточки, платочки, шарфики, пёрышки, листочки, цветы, флажки, бумажные бабочки, снежинки, и др;

8. Дидактические развивающие игры: «Узнай инструмент», «Сложи инструмент», «Найди домик», «Музыкальные дорожки»;

9. Картотека развивающих музыкальных игр (авторы - Джон Бин, Амелия Оулдфилд).

Основная методическая литература:

1. Радынова О. П. «Музыкальное развитие детей». Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 1997 г;

2. Материалы журналов «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель» 2004 – 2014 г;

3. Джон Бин, Амелия Оулдфилд «Волшебная дудочка» изд. Москва 2000 г.

Дополнительная методическая литература:

1. Королёва Е. А. «Музыка в сказках, стихах и картинках» изд. Просвещение 1999 г;

2. Девятова Т. Н. «Звук-волшебник» изд. «М. -Просвещение» 2006г;

3. Куберский И. Ю, Минина Е. В «Энциклопедия для юного музыканта» изд. Санкт-Петербург «ДИАМАНТ», 1996 г;

4. Кошмина И. В. «Музыкальный букварь» изд. Москва «Дельта» 2005 г;

5. Петрова Т. А. «Про свирель, гудок и бубен». Детская энциклопедия русских народных инструментов в картинках народного быта. Изд. Калининград ГИПП «Янтарный сказ», 1995 г;

6. Волков С. Ю. «Всё о музыке» изд. Тверь «Омега» 1998 г;

7. Чистякова М. «Психогимнастика» изд. «М. -Просвещение» 1995г.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 4-характеристика воспитанников 1.1.3. Значимые характеристики особенностей развития воспитанников старшего дошкольного возраста Социальная ситуация развития. На этапе.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики (продолжение) 2. Отношение к природе. Задание №1. Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе. Методика. Наблюдение за отношением детей к живым.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет — организационный раздел III. Организационный раздел 3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Для обеспечения выполнения.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет (требования к уровню образования детей) 2.6. Иные характеристики содержания Программы Требования к уровню образования воспитанников Высокий уровень Ребёнок знает представителей.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (продолжение) Часть 15. 2.3. Особенности образовательной деятельности Система занятий в рамках программы построена следующим образом: по каждой теме.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — способы направления инициативы детей) 2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение,.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа «Страна музыки» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 сентября 2020 в 11:26
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная образовательная программа «Страна музыки» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Александра Постовалова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД