Мария Зайцева
Дополнительная образовательная программа «Разноцветная математика»
▼ Скачать + Заказать документы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая дополнительная образовательная программа «Разноцветная матема- тика» имеет естественно-научную направленность
Актуальность и новизна программы
Актуальность темы определяется тем, что сегодня особое значение приобретает про- блема развития интеллектуально - творческих способностей, креативности ребенка до- школьного возраста, что выступает своеобразной гарантией социализации личности ре- бенка в обществе.
Публикация «Дополнительная образовательная программа „Разноцветная математика“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
. Поиск новых путей в развитии интеллектуально – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста привёл к решению данной проблемы посредством раз- вивающих игр В. Воскобовича, цветных палочек Кюйзенера.
Использование развивающих игр Воскобовича, палочек Кюйзенера позволяет организо- вать совместную игровую деятельность педагога и детей, что значительно повысит интерес детей ко всему новому и необычному. Они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную не- зависимость суждений и действий. Развивающие игры В. В. Воскобовича и палочки Кюйзе- нера оказывают психологическое воздействие, развивают основные психологические про- цессы, способности ребенка в математике, формируют начальные формы самооценки, са- моконтроля, организованности. Сочетание практической и игровой деятельности, достав- ляет воспитанникам удовольствие получать результат тех или иных математических дей- ствий, возникает потребность овладеть определенными знаниями самостоятельно. Мно- гофункциональность игровых технологий обусловлена тем, что в каждой игре можно ре- шать большое количество образовательных и воспитательных задач, дети осваивают цифры или буквы; узнают и запоминают цвет, форму; тренируют мелкую моторику рук; совершен- ствуют речь, мышление, внимание, память, воображение.
Адресат программы - воспитанники ДОУ 5-7 лет.
Объем программы 64 учебных часа.
Форма организации занятий - групповая. Наряду с групповой формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный подход к воспитанникам.
Режим занятий. Длительность занятий-30 минут. Количество занятий в неделю -4 раза.
Срок освоения программы 1 учебный год.
Количество обучающихся в группе: 10 человек.
Цель дополнительной программы : формирования математического мышления и развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Задачи дополнительной программы :
способствовать формированию элементарных математических и пространствен- ных представлений;
развивать у детей мыслительные операции, познавательные процессы, мелкую моторику рук и глазомер, способности к конструированию;
развивать у детей творческое воображение;
воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижение цели.
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ Наименование разделов, тем Количество часов
(1 год обуче- ния) Всего
1 Разноцветные флажки и бусы. Числа 1 и 2 2 2
2 Двухцветный квадрат 2 2
3 Число 3. Число 4 2 2
4 Четырехцветный Квадрат. 2 2
5 Число 5 Скворечник 2 2
6 «Чудо - крестики» 2 2
7 Елка. Число 6.
Дачный поселок, новоселье 2 2
8 «Путешествие в Фиолетовый лес» 2 2
«Нетающие льдинки»
9 Число 7. Дорога к дому Число 8. Кукла Маша 2 2
10 Прозрачный квадрат 2 2
11 Число 9. Зайка
Число 10. Слоненок 2 2
12 Прозрачный квадрат 2 2
13 Море волнуется Сделай фигуру 2 2
14 «Нетающие льдинки озера Айс»
«Кораблик Плюх- Плюх» 2 2
15 Журавушка
Изменение конструкции дома 2 2
16 «Кораблик Плюх- Плюх»
«Поляна золотых плодов» 2 2
17 Мастерим стул Собаки 2 2
18 Геоконт 2 2
19 Телевизор Стулья для семьи 2 2
20 Геовизор 2 2
21 Корабли
Твой любимый цветок 2 2
22 «Волшебные забавы»
«Игровизор» 2 2
23 Угощаем тортом Строим мост через реку 2 2
24 «Игровизор»
«Математические корзиночки» 2 2
25 Полосатая салфетка Автопортрет Выложи по цифрам 2 2
26 «Математические корзиночки»
«Чудо соты» 2 2
27 Делаем забор Три подружки 2 2
28 «Чудо соты» 2 2
29 Лестница. Выставка цветов Строим ворота 2 2
30 «Чудо соты»
«Путешествие в Фиолетовом лесу» 2 2
31 Время. Пересаживаем комнатные цветы 1 1
32 «Путешествие в Фиолетовом лесу»
«Ворон Метр, малыш Гео и обитатели фиолетового леса» 2 2
33 Интеллектуальный КВН
«В стране разноцветной математики» 1 1
Всего 64 64
3. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Дата начала учеб- ного года Дата окончания учеб- ного года количество учеб- ных недель сроки контрольных процедур
02.10.2023 31.05.2024 32
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРО- ГРАММЫ
В результате освоения дополнительной программы «Разноцветная математика» дети старшего дошкольного возраста будут иметь представление:
о величине, высоте, ширине, длине и т. д.
о последовательности чисел натурального ряда
о целом и части
о прямом и обратном счете
о пространственных представлениях
об арифметических действиях (сложения, вычитания, умножения, деления)
об отношениях между числами (больше, меньше, больше - меньше на)
различать, сравнивать, обобщать, классифицировать по цвету.
Преобразовать одни геометрические фигуры в другие;
Сенсорные эталоны (цвет, форма, величина)
Алгоритмы, выполнение действий по знакомым образованиям, определением по- следовательности действий, чтение схем, способа и пути выполнение действий
Значение цифр, состав чисел второго десятка, состав чисел из двух меньших;
Знакомятся с планом, как уменьшенным, смоделированным отношением между предметами;
6. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Методические и дидактические материалы :
Плоскостные палочки (цветные полоски) – 14 комплектов
Палочки Кюйзенера – 14 коробок
Схемы выкладывания изображений
Альбомы «В стране блоков и палочек», «На золотом крыльце…»
Игра «Кростики»
Цифры
Развивающие игры Воскобовича:
Геоконт (конструктор)
Геовизор
Игровизор
Математическая корзинка -5,10
Прозрачный квадрат
Квадрат Воскобовича 2х цв., 4х цв. ,
Чудо - крестики
Чудо – соты
Коврограф «Ларчик»
Кораблик «Плюх – Плюх»
Конструктор Цифр
Используемые методы и приемы:
Наглядные (использование схем, иллюстраций, картинок, моделей, мнемотаб- лиц);
Словесные (использование художественного слова, сказок, беседы, объяснение, вопросы, пояснение, инструкции);
Практические (практические действия, упражнения, выполнение работ на задан- ную тему, по инструкции);
Игровые (проблемная ситуация, игровая ситуация).
Настоящая дополнительная программа составлена с учетом интеграции образова- тельных областей :
«Познавательное развитие» - обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным осно- ваниям (внешне видимым и скрытым существенным признакам, измерение, упорядочи- вание, классификация, игры и игровые материалы способствуют освоению элементар- ных математических представлений.
«Физическое развитие» - детей учат ориентироваться в пространстве, относительно самого себя, участвуют в подвижных играх с дидактическим материалом, физкультур- ных минутках, формирование навыков правильной осанки.
«Социально-коммуникативное» - дети учатся поддерживать порядок в помещении, помогать готовить к занятию и убирать после проведения занятия дидактический мате- риал, разнообразные игровые приемы позволяют заинтересовать дошкольников предсто- ящей деятельностью.
«Речевое развитие» - умение аргументировать свои высказывания, строить простей- шие умозаключения, обогащение словаря детей прилагательными, обозначающими ка- чества предметов (величину, цвет, форму, материал).
«Художественно-эстетическое развитие» - дети учатся изображать предметы (фи- гуры) на листе бумаги, соотносить размеры, закрашивать изображение; прослушивание музыкальных произведений, делают процесс познания, весьма эффективным, за счет це- ленаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных ком- понентов человеческой психики.
Дополнительная программа «Разноцветная математика» рассчитана на 1 год обучения для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю с октября по май. Продолжительность занятия для детей 5-7 лет не более 30 минут, чис- ленность занятий в течение учебного года - 64 занятия, включая проведение одного твор- ческого отчета в конце учебного го