Лариса Тухтаманова
Дополнительная образовательная программа «Наши первые шаги» 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В настоящее время, когда одна экологическая катастрофа следует за другой, на самом высоком правительственном уровне выдвигаются требования к воспитанию экологической культуры населения.
Не вызывает сомнений тот факт, что формирование личности с соответствующим уровнем культуры начинается с раннего детства. Поэтому на занятиях, посвященных знакомству с окружающим миром, следует уделить особое внимание тому, что природа существует по своим законам, многие из которых людям еще неведомы, и человек в ней занимает вполне определенное место. Причем Земля со всем ее растительным и животным миром прекрасно существовала, и существовать будет в отсутствии человечества, а вот людям без устойчивой экосистемы, сформировавшейся за миллиарды лет на нашей планете, выжить будет невозможно. Эта формула должна стать основополагающей при воспитании подрастающего поколения, поскольку ресурсы планеты истощены, и без осознанной регламентации собственных потребностей повернуть сосуществование человека и природы в позитивное русло не удастся.
Публикация «Дополнительная образовательная программа „Наши первые шаги“ 4–7 лет» размещена в разделах
Актуальность формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста представляет собой процесс единства и взаимосвязи составляющих экологической культуры:
Поскольку мышление дошкольников является наглядно-действенным, и наглядно-образным, основной упор программы делаем на наблюдение, эксперимент и собственную продуктивную деятельность детей в природе. В качестве одного из главных средств формирования экологической культуры выделяем метод моделирования – это определено особенностями развития познавательной сферы у детей. Именно данный подход дает ребенку возможность самостоятельно обнаруживать связи и закономерности в мире природы.
Цель: формирование экологической культуры ребенка, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Задачи:
1. Дать представление о понятии «экосистема», типами и разновидностями экосистем, их структурой и пищевыми и энергетическими взаимосвязями, пользуясь терминологией, доступной в этом возрасте.
2. Способствовать формированию экологической культуры, воспитывать бережному отношению к окружающему миру и к себе, любви к родному краю.
3. Способствовать развитию познавательной активности у дошкольников, осознанное отношение к природе, с позиции понимания ее целостности, устойчивости и ранимости.
Задачи конкретизируются по каждой возрастной группе:
Задачи 4-5 лет
1. Расширять и углублять знания детей об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, формировать умение воспринимать окружающий мир как гармоничное целое.
2. Формирование практических навыков и умений по уходу за живыми существами и некоторых способов охраны природы.
3. Формировать у детей осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, эмоциональный отклик, радость от общения с природой.
4. Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира.
Задачи 5-6 лет
1. Формирование элементов экологического сознания.
2. Учить классифицировать объекты окружающего мира по различным признакам (происхождению, отношению к определённому классу или виду, сенсорным характеристикам).
3. Формирование осознанно правильного отношения и бережливости к природе своего края
4. Воспитание культуры поведения и деятельности.
5. Расширение и обобщение знаний детей об основах ЗОЖ и Основах безопасности жизнедеятельности.
Задачи 6-7 лет
1. Развивать представления о жизни на Земле, об общих условиях для развития растений, животных и людей.
2. Воспитывать чувство гордости за свою планету, общий дом для всех, который надо беречь.
3. Формировать навыки исследовательской деятельности, развивать умение использовать полученные навыки в самостоятельной деятельности, повторять правила безопасности жизнедеятельности.
4. Формировать у детей диалектический и системный способ мышления, развивать воображение.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы
Программа ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения и предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.
Программа имеет теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.
Предлагаемая программа рассчитана на детей от 4 до 7 лет
Сроки реализации программы три года, этапы
1 этап (с 4 до 5 лет)
- интерес ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающийся попытками их анализировать;
- участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
- общение с представителями животного и растительного мира, вызванное заботой о них;
-выполнение ряда правил поведения в окружающей среде.
2 этап (с 5 до 6 лет)
- соблюдение правил поведения в окружающей среде;
- контроль ребенком своих действий и поведения в окружающей обстановке;
- выраженная потребность в заботе о представителях животного и растительного мира; - способность самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
- доброта и отзывчивость, внимание к окружающим животным, птицам, людям и растениям, готовность оказать посильную помощь нуждающимся в ней.
3 этап (с 6 до 7 лет)
-умение самостоятельно выявлять признаки того или иного времени года, устанавливать причинно-следственные связи;
- осознанное отношение ко всем животным, понимание того, что вредных животных не бывает;
- обобщенное представление о типичных экологических системах (лес, луг, водоем);
- отношение к человеку, как к естественному объекту природы;
- познавательный интерес к природе и ее роли в жизни человека;
- экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе.
Формы и режим занятий;
Занятия проводятся в каждой возрастной группе в течение периода с октября по май, один раз в неделю.
Продолжительность занятий:
15-20 минут в средней группе
20-25 минут в старшей группе
25-30 минут в подготовительной к школе группы.
Формы и методы работы, используемые при реализации программы, включают как традиционные, так и инновационные: чтение сказок, выполнение заданий (решение несложных задач, фиксация образа в рисунке по предложенным контурам, ответы на вопросы, простые практические и лабораторные работы.
Ожидаемые результаты
4 - 5 лет
• проявляет бережное отношение к природе;
• любит животных, проявляет интерес к их жизни, заботится о них, наблюдает за поведением, любуется ими;
• привлекает внимание взрослых и других детей к интересным знакомым и незнакомым явлениям и объектам в живой и неживой природе;
•
5 – 6 лет
• развита наблюдательность, познавательная деятельность;
•проявляет любовь к живому, интерес к природе, к своей малой родине;
• повышение уровня экологической грамотности;
•развитие творческих способностей у воспитанников;
•обеспечение развития исследовательских навыков, умений, приучение принимать экологически целесообразные решения и приобретение новых знаний
•любит животных, проявляет интерес к их жизни, заботится о них, наблюдает за поведением, любуется ими;
6- 7 лет
• знает животный и растительный мир своего поселка, района.
• проявляет ярко выраженный самостоятельный интерес к природным объектам и явлениям;
• любит животных, проявляет интерес к их жизни, заботится о них, наблюдает за поведением, любуется ими;
• стремится к исследованию объектов живой и неживой природы, делает выводы, устанавливает причинно – следственные связи;
• привлекает внимание взрослых и других детей к интересным знакомым и незнакомым явлениям и объектам в живой и неживой природе;
• обращает своё внимание и внимание других на «непорядки» и непредвиденные явления в природном окружении;
• знает природоохранные объекты в районе;
• знаком с основными календарными народными праздниками.
Формы проведения, итоги реализации
В ходе реализации программы используются следующие формы подведения итогов:
• Открытые занятия с элементами проектной деятельности.
• Экологические акции: «Мои добрые дела-для твоей пользы, Земля», «Птичья столовая»,
• Экологические спектакли в постановке театра «Не рвите цветы», «Репка», «Путешествие в зимний лес», «Как зима с весной поспорили», «Путешествие в осенний лес», «Наши зеленые друзья».
• Выпуск экологической газеты «Берёзовые вести».
• Рисование на экологическую тематику.
• Досуги, экологические, народные праздники и т. п.
• Совместные занятия с детьми и родителями, походы, экскурсии.
Еще приобретенные знания дети закрепляют в ходе праздников и музыкальных развлечений. В число традиционных праздников у нас вошли: День Земли(22 апреля, Волшебная Вода(22 Марта-день Воды, Праздник птиц. В таких формах работы особенно ярко прослеживается сотрудничество с родителями - дошкольники видят, как много уже знают старшие ребята, как они помогают природе, и стремятся тоже внести свой вклад.
В каждой возрастной группе содержание расширяется, углубляется, опираясь на предыдущие знания.
Содержание программы дополнительного образования.
Содержание разработано таким образом, что одновременно представляет систему сведений и подходов, которые должен усвоить дошкольник, и является доступным по форме рассказом, который можно просто прочесть детям. В конце каждой части выделены основные принципы, на основе которых закладывается экологическое сознание дошкольника.
1. «Мир вокруг нас»
Цель: формирование системы представлений об окружающем материальном мире.
Задачи:
• Расширять и углублять знания детей об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, формировать умение воспринимать окружающий мир как гармоничное целое.
• Учить классифицировать объекты окружающего мира по различным признакам (происхождению, отношению к определённому классу или виду, сенсорным характеристикам и т. д.).
• Формировать у детей диалектический и системный способ мышления, развивать воображение.
• Формировать у детей осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, эмоциональный отклик, радость от общения с природой. Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира.
Содержание части
Мы живём в удивительном мире. Всё, что нас окружает, создано либо природой (природный мир, либо человеком (рукотворный мир). Природа предусмотрела всё, что необходимо её обитателям для жизни: чистый воздух, воду для утоления жажды, питательную почву для растений, способы приспособления к сезонным изменениям и т. д. Человек научился сам создавать те вещи, которые ему необходимы: готовить еду, шить одежду, строить дома, добывать полезные ископаемые.
С давних времён человек учился познавать окружающий мир и использовать его себе во благо. Он наблюдал за изменениями во временах года (лето, осень, зима, весна) и учился земледелию, садоводству; изучал способы защиты животных от врагов и находил свои пути выживания; приручал диких животных, чтобы использовать их силу в своём хозяйстве…. Природа щедро отдавала людям свои богатства. Как человеку выразить свою благодарность?
Главный принцип жизни человека в гармонии с природой: «Не навреди». Познавая, не разрушай. Не бери у природы больше, чем тебе необходимо.
2.«Живая природа»
Цель: формирование осознание ребёнком себя человеком, как части природного мира.
Задачи:
• Развивать интерес к физической стороне бытия объектов живой природы, формировать у детей представления о том, что животные и растения живут не изолированно, а в сообществах (лес, луг, водоем и т. д.); представления о целостности и уникальности каждого сообщества, о разнообразии животных и растений на Земле.
• Формировать представления о сходстве и различии общевитальных (дыхание, движение, рост, питание, размножение) и анатомических (структурных) признаков, условий жизнедеятельности и развития объектов живой природы (людей, животных, растений). Учить находить общие закономерности построения и развития организмов.
• Формировать элементарные представления о строении и функциях органов и систем организма человека; формировать понимание зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды.
• Воспитывать стремление к здоровому образу жизни в гармонии с природой.
3.«Планета - наш дом. Мы - хозяева в нём»
Цель: обобщение знаний природоведческого и природоохранного характера, формирование основ планетарного экологического сознания.
Задачи:
• Обобщить и систематизировать представления детей природоведческого и природоохранного характера.
• Упражнять в поиске и формулировке элементарных причинно - следственных связей между явлениями окружающей природы.
• Упражнять в прогнозировании глобальных изменений в окружающем мире, учить искать наиболее рациональные способы решения экологических проблем.
• Закреплять и обобщать правила экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и в быту.
• Формировать понимание ответственности человека за сохранение природы.
Содержание части
Мы живём на планете Земля. Наша планета одна из самых прекрасных в космическом пространстве. Учёные пока не нашли ни одно другой планеты, на которой тоже были бы условия для жизни людей.
На нашей планете есть водное пространство (океаны, моря, реки, озёра) и суша (материки и острова). На Земле есть территории с различными климатическими условиями: жаркие и холодный края, умеренный климат. В Зависимости от климата на разных территориях проживают различные животные, произрастают определённые растения.
На Земле живёт много людей. Они все разные по национальности, цвету кожи, интересам и привычкам. Но у всех одна забота - сохранить нашу планету для дальнейшей жизни.
4.«Посмотрите, это Я»
Мир живой природы имеет своё строение. Он состоит из двух основных частей: растительный и животный мир. К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы. К животному - люди, звери, рыбы, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые, членистоногие.
Представители каждого класса (растения, животные) схожи между собой по внешнему виду, месту обитания, способам передвижения и т. д. В то же время все представители живой природы имеют общие признаки: растут, размножаются, питаются, дышат, ощущают окружающий мир. У живых существ очень сходное строение, но каждое из них (животное, растение, человек) неповторимо и уникально.
Человек, как представитель животного мира, отличается от своих «собратьев» разумом: он умеет изменять окружающую действительность, подчинять её своим интересам и потребностям. Ты наделён способностью мыслить и принимать решения. Поэтому ты в ответе за свои поступки.
5. «Я-исследователь»
Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с понятием быт, традиции. Здесь раскрывается понятие «экология души». Содержание данного блока предусматривает в доступной для детей дошкольного возраста форме, формировать не только представления о свойствах трех основных стихий (солнце, воздух и вода) и их влиянии на человека. В ходе занятий происходит ознакомление с традициями празднования Троицы, Яблочного Спаса - значимых не только православных, но и земледельческих праздников. Это позволяет детям дошкольного возраста формировать представления о связи между поколениями. Рекомендованы также такие виды работы, как:
• Экологическая акция «Наша клумба».
• Развлечение совместно с родителями «Берёзкины именины».
• Выпуск информационного буклета «Советы здоровья».
• Конкурс экологических рисунков-плакатов «Наш дом-планета Земля!».
6.«Растения вокруг меня»
Цель: создать условия для представлений детей о комнатных растениях как живых организмах, о частях растений.
Задачи: способствовать развитию сенсорного анализа: цвет, размер, форма листьев, цветов, используя модель и обследовательские действия, для поддержания интереса дошкольников к комнатным растениям и желания за ними ухаживать.
Содержание части
Дети ведут обследовательские действия: сравнивают по величине, по толщине, на ощупь. Воспитатель объясняет, почему у алоэ листья толстые, а у бальзамина - тонкие. Дети приносят необходимый материал: воду, лейки. Рассказывают, как нужно поливать и сколько воды нужно бальзамину (выставляют модель, алоэ, как можно вытирать пыль с листьев, еще раз обследуют (алоэ вытирают влажной салфеткой, а бальзамин опрыскивают). По модели дети напоминают, что нужно делать с растениями: поливать, мыть, опрыскивать.
7. «Круговорот в природе»
Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни.
Задачи: показать где, в каком виде существует вода в окружающей среде, рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Познакомить детей с явлением «кислого» дождя.
Содержание части
Воспитатель обращает внимание на картины, где изображены моря, реки, озера. Дети объясняют. Затем читают стихотворение Н. Рыжовой. Ведется беседа о воде, как рождаются речки, озера, моря. Рассматривают схему круговорота воды в природе и рассказывают как капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу, объясняют, как это происходит. Игра «Ходит капелька по кругу».После игры воспитатель читает детям рассказ «Что такое кислый дождь». Рассматривают на глобусе Балтийское море. Подчеркнуть, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и теплая и холодная. Некоторые растения, улитки, рыбы, звери могут жить только в теплой воде, другие - только в холодной.
8.«Условия жизни на Земле»
Цель: формирование системы представлений об окружающем материальном мире.
Задачи:
1. Способствовать систематизации представления детей о многообразии окружающей природы;
2. Формировать эмоционально- положительного отношения и познавательного интереса к различным объектами явлениям природы, проявлению радости, восхищения и удивления от соприкосновения с красотой природы,
3. Развивать способность и желания отображать впечатления от общения с природой в художественно-творческой деятельности.
Содержание части
Земля, вода, лес - наше богатство, наше благосостояние, наше здоровье. Вспомним слова М. Пришвина: «Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи-горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.
С давних пор люди на Земле занимаются хозяйством: строят города и села, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Все это необходимо для жизни. Но часто, чтобы построить город, проложить дорогу или создать новое поле, приходится уничтожать леса: вырубают деревья ради древесины. Вот почему на Земле остается все меньше лесов, животных, растений. Но беречь нужно всех и тех, которых еще много, которые пока не внесены в Красную книгу. Это хорошо известные нам ежи белка, синица и дятел, лягушка и жаба, разные насекомые, их жизнь часто зависит от нас, нашего поведения в природе. Нужно беречь нашу землю и все живое существо.
Список использованной литературы.
1. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. - М. : Новая школа, 2009.-32с.
2. Николаева С. Н. Формирование начал экологической культуры. Дошкольное воспитание. -2006.-№ 7.-с. 36
3. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. : Карапуз, 2000г.
4. Парциальная программа "Жизнь вокруг нас" Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой