Оксана Драчева
Дополнительная образовательная программа
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников «Лаборатория профессора Почемучкина»
название образовательной программы
___5-7 лет___
возраст обучающихся
___2 года___
срок реализации программы
___модифицированная___
вид программы
Драчева Оксана Владимировна, воспитатель МАДОУ детский сад №1_
Ф. И. О., должность автора образовательной программы
станица Павловская
2017 год
Пояснительная записка
«Расскажи – и я забуду,
покажи – я запомню,
Публикация «Дополнительная образовательная программа» размещена в разделах
дай попробовать и я пойму»
(китайская пословица)
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески, т. е. владеть универсальными учебными действиями.
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью, огромную актуальность в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность – как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить всё новые и новые свойства предметов и явлений, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать новые знания самостоятельно. (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.)
Ребенок с рождения является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. Ученые доказали, что исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель и наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.
Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей дошкольного возраста исследовательских способностей, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий.
Программа адресована воспитателям дошкольных организаций для работы с детьми во второй половине дня в режимных моментах.
Нормативно – правовой и документальной основой программы являются :
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ ст. 87 «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2013 ода.
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (вместе с «СанПиН 2.4.1.3049-13.; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы…»). (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 № 28564);
• ФГОС ДО. Приказ МОиНРФ № 155 от17.10. 2013
• Письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года № 06 – 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
• Конституция РФ;
• Конвенция о правах ребенка.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что исследовательская деятельность помогает развивать познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать, также детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.
Цель программы : развитие познавательного интереса к окружающему миру и формирование осознанного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве, формирование основ целостного мировосприятия ребенка с дошкольного возраста средствами экспериментирования
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
Формировать у детей основы диалектического мышления, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
Развивать мышление, речь, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы, 5-7 лет.
Сроки реализации программы – 2 года обучения.
Основные методы работы:
Словесные – чтение художественной литературы, беседа, объяснение, пояснение, словесный инструктаж.
Наглядные – рассматривание картин, иллюстраций, объектов окружающего мира и природы, показ опытов.
Практические – дидактическая игра, опыты, экспериментирование.
Формы работы: беседы, опыты, экспериментирование, дидактическая игра.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня в режимных моментах.
Общее количество игр- занятий в год – 48.
Продолжительность занятий:
5-6 лет до 25 минут
6 – 7 лет до 30 минут
Принципы программы :
Принцип научности:
предполагает подкрепление всех средств познания научнообоснованными и практически апробированными методиками; содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип доступности:
предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип систематичности и последовательности:
обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;
предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; формирует у детей динамические стереотипы в результате
многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка- дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип целостности:
основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности; предусматривает решение программных задач в совместной
деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип активного обучения:
предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных
задач; обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Основными условиями детского экспериментирования являются:
взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т. д.);
использование разных видов деятельности;
четкое определение содержания экологического воспитания;
использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.
взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;
создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т. д.);
экологическая грамотность самих взрослых.
Совместная деятельность проводится согласно тематическому плану, который состоит из блоков:
Старшая группа:
Живая природа
Неживая природа
• Вода
• Воздух
• Песок, глина, камни
• Свет. Цвет
• Вес, притяжение.
• Звук
• Теплота
• Магниты
Человек. Рукотворный мир. Свойства человека.
Человек. Рукотворный мир. Преобразование.
Подготовительная группа:
Живая природа
Характерные особенности сезонов в разных природо-климатических зонах
Характерные особенности факторов внешней среды. Природные зоны.
Неживая природа
• Вода
• Воздух
• Песок, глина, камни
• Свет. Цвет
• Вес, притяжение.
• Звук
• Теплота
• Магниты
• Электричество
Человек. Рукотворный мир. Свойства человека.
Человек. Рукотворный мир. Преобразование.
Ожидаемый результат реализации программы.
1-й год обучения (5-6лет).
*указывать последовательность развития растения, образования плода.
* распознавать деревянные, пластмассовые, стеклянные и металлические предметы, рассказать об их свойствах и использовании человеком.
* различать воду, снег, лед, знать их свойства и связывать воедино как состояние воды.
* использовать уже имеющийся опыт, выдвигать и обосновывать гипотезы.
* в зависимости от цели подбирать материал для опытов и для самостоятельной деятельности
* проводить долгосрочные наблюдения с ведением дневника.
2-й год обучения (6-7 лет).
*опытным путем продемонстрировать, что человек позаимствовал у природы для своей хозяйственной деятельности.
* использовать измерительные приборы: линейку, весы, мерный стакан.
* иметь представления о лупе, микроскопе, бинокле, фонендоскопе, термосе и их использовании.
* иметь представление о магнетизме, инерции, силы тяготения, звуковых волнах.
* выделять и ставить проблему, которую необходимо решить,
*предлагать возможные решения, самостоятельно осуществлять эксперимент, ставить вопросы
* проверять решения, гипотезы
*делать выводы в соответствии с результатами проверки.
*применять выводы к новым данным, делать обобщения
Формами подведения итогов реализации данной программы являются :
* Ежегодные отчетные фото - выставки внутри учреждения;
* Участие в муниципальных, краевых конкурсах педагогов.