Лучший педагог года

Дополнительная образовательная программа «Творческая мастерская» для детей дошкольного возраста

Марина Пашаева
Дополнительная образовательная программа «Творческая мастерская» для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы

средняя группа (4 – 5 лет)

старшая группа (6-7 ет)

Возрастные особенности 4 – 5 лет

Изобразительная деятельность детей 4–5 лет продолжает развиваться. Это обусловлено развитием психических процессов, приобретенным опытом познания окружающей действительности, формированием образных представлений в различных играх, конструировании, рисовании, лепке, аппликации. Благодаря этому образы, представления о предметах и явлениях, становятся более детализированными.

Публикация «Дополнительная образовательная программа „Творческая мастерская“ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В этом возрасте у детей продолжает развиваться воображение. С одной стороны, этому способствует изобразительная деятельность, а с другой стороны, развивающееся воображение ведет к обогащению образов, создаваемых детьми в рисунках, лепке, аппликации и конструировании.

В 4–5 лет расширяется сенсомоторный опыт дошкольников. Это, в свою очередь, приводит к развитию и совершенствованию графических и изобразительных навыков и умений.

Возрастные особенности 6 - 7 лет

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям - он важен для углубления их пространственных представлений. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.

Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

Однако для успешного развития изобразительной деятельности, приносящей детям чувство удовлетворения, вызывающей желание рисовать, вырезать и наклеивать, необходимо целенаправленное педагогическое руководство, подбор интересных детям и доступных для изображения тем занятий; формирование навыков и умений; развитие эстетического восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей и многое другое.

1.4 Цели, задачи

Цель программы : – Развивать самостоятельность, творчество, индивидуальность детей, художественные способности, путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник; формировать художественное мышление и нравственные черты личности, эмоциональную отзывчивость к прекрасному.

Задачи программы :

Обучающие:

знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;

продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

формировать умения и навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги, совершенствовать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;

Воспитательные:

осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;

учить работать вместе, уступать друг другу, подсказывать, договариваться о совместной работе, добиться максимальной самостоятельности детского творчества;

радоваться успехам своих товарищей при создании работы.

воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;

Развивающие:

пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;

обогащать словарь ребенка специальными терминами. Развивать умения следовать устным инструкциям.

формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;

развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности (квиллинг, аппликация, поделки из бросового материала.)

Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа.

Планируя занятия, выбирается для каждой темы та или иная форма организации коллективной работы, учитывая оснащенность, возрастные особенности детей.

1.5 Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Программа по «Творческая мастерская рассчитана на год обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет.

1.6 Формы и режим

Формой организации учебных занятий является групповая и индивидуальная. Работа педагога с обучающимися осуществляется на основе наглядности, доступности, систематичности, закрепление навыков, индивидуального подхода, сознательности.

Принципы построения педагогического процесса.

От простого к сложному.

Системность работ.

Принцип тематических циклов.

Индивидуального подхода.

Данная программа требует соблюдение следующих принципов:

Принцип участия (привлечение всех участников педагогического процесса к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности).

Принцип системности (работа ведется по плану в течение четырех месяцев). В летний период идет закрепление материала в практической и игровой деятельности.

1.7 Ожидаемые результаты

К концу года дети 4-7 лет должны уметь:

наличие навыков пользования ножницами, бумагой, клеем, бросовым и природным материалом;

склеивать готовые элементы и соединять их в образы;

будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга; составлять плоскостную, сюжетную композицию;

осваивать последовательность работы.

Содержание программы разделено по видам художественной обработки материалов и построено в определенной последовательности с нарастанием сложности выполнения технологического процесса по мере развития моторных способностей и сложности обработки материала. У детей дошкольного возраста формируется обобщенные способы конструирования. Они повышают и совершенствуют свое мастерство в знакомых техниках, усложняют композицию, увеличивают объем работы и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами. В программе не предусмотрено жесткое разделение учебного времени по видам художественной обработки материала.

Работа с готовыми формами не только развивает воображение и творчество детей, хорошую ручную умелость, но и закладывает у них бережное отношение к окружающей природе.

1. Работа с мятой бумагой.

Технология изготовления игрушек, композиций из бумаги, салфеток помогающая педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности. Кроме того, изготовление игрушек, композиций из мятой бумаги - прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев.

2. Бумагопластик.

Работа строится на имеющихся у детей навыков, полученных на занятиях аппликацией, оригами: складывание бумаги в разных направлениях, способы обрывания, симметричное, силуэтное, контурное, многослойное вырезывание, склеивание и т. д.

3. Изготовление объмных картинок. («Красота украсит мир»)

Изготовление аппликации – достаточно лгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объмной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объмность предмета на аппликации из геометрических фигур за счт приклеивания деталей к основному листу. На занятиях дети смогут изготовить подарки и открытки из бумаги, используя техники бумагокручения и бумагопластики.

4. Работа в нетрадиционной технике. («Ватная страна»)

Используя предметы личной гигиены (ватные диски, ватные палочки, вата) и разные способы работы с ними, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из этих материалов в нетрадиционной форме. Любое изделие, выполненное руками ребнка - это его труд, его достижение. В процессе изготовления поделок педагог имеет возможность заняться экологическим воспитанием детей, рассказать им о цветах, их названиях, бережном отношении к природе.

5. Работа с бросовым материалов («Остров ненужных вещей»)

Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с примами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берт на себя. При работе с бросовым материалом учитывается возрастные особенности детей. Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнял педагог.

6. Работа с тканью и нитками. («Лоскутный город»)

Основы шитья: Учиться пользоваться иголкой приходится так же, как учиться держать ложку, карандаш, кисточку. Необходимо привлекать детей к ручной работе как можно раньше. Это наиболее верный способ научить правильной, даже точной координации движений пальчиков детской руки. Учить надо не спеша, постепенно, как бы играя, предлагать детям новые затеи : пришить что-либо, сшить простой предмет для подарка. Даже изготовление самой простой поделки- трудовой подвиг для ребнка.

7. Работа с природным материалом («Лесные чудеса»)

Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают, сколько выражают сво отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов. Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщнными способами построения образа с опорой на наглядность (природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов т. п.

Поделки, включённые в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение:

для игр детей;

для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;

их можно использовать в качестве подарков. Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляется определё нные требования:

должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);

тщательно промытым и высушенным;

доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.

Принцип возрастной адресованости (на каждый возраст подбираются свои задачи и своя тематика, методы и приемы).

Принцип интеграции (данная программа является составной частью образовательной программы детского сада).

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье (родители выступают активными участниками педагогического процесса).

Условия, необходимые для реализации программы

Для эффективной реализации программы необходимы следующие условия:

Личностное общение педагога с ребенком.

Наличие специально оборудованного зала.

Правильное покрытие пола – деревянное, либо ковровое покрытие.

Наличие обязательной одежды и обуви для занятия.

Широкое использование технических средств обучения (видео, аудио техника).

Атрибуты, наглядные пособия.

Предварительное проветривание зала и проведение влажной уборки.

Расписание занятий, методический материал, календарный план, результативность каждого занимающегося по итогам года.

1.8. Формы подведения итогов.

1 раз в квартал.

Итоговое занятие в конце года Фото и видео отчёт.

Срок реализации программы 1 год (2017-2018 г.)

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ Название темы Кол-во занятий

Работа с природным материалом 3

Работа с бумагой, картоном 45

Работа с нитками 6

Работа с бросовым материалом 1

Работа с ватой 1

Работа с салфетками 8

ИТОГО 64

Учебный план

Возраст Время одного занятия Периодичность в неделю Количество часов

в неделю Количество занятий

в месяц Количество часов

в месяц Количество занятий за 8 месяцев Количество часов за 8 месяцев

4-5 лет

20 минут

2

40 минут

8

3 часа

64

21 час 30минут

6-7 лет 30 минут 2 60 минут 8 4 часа 64 32 часа

Учебно-тематический план «Творческая мастерская» (УТП).

№ Дата Тема занятия Кол-во часов Примерное содержание занятия

1. Вводное занятие. Планы на новый учебный год. 30 мин Пальчиковая гимнастика. Повторение элементов, изученных в прошлом учебном году.

2. «Дары леса». 30 мин. Скручивание элементов для композиции. Изготовление листьев разных по форме.

3. «Дары леса». 30 мин. Скручивание элементов для композиции.

Изготовление ягод, грибов.

4. «Дары леса». 30 мин. Сборка композиции. Завершение работы.

5. «Корзинка» 30 мин. Элемент «капля», «ромб». Скручивание элементов для изготовления корзинки.

6. «Корзинка» 30 мин. Элемент «капля», «ромб». Скручивание элементов для изготовления корзинки

7. «Корзинка» 30 мин. Изготовление основы для корзинки. Оклеивание корзинки готовыми элементами.

8. «Корзинка» 30 мин. Изготовление розочек и листьев для украшения корзиночки. Завершение работы.

9 «Дерево счастья» 30 мин. Скручивание элементов для изготовления Дерева счастья.

10 «Дерево счастья» 30 мин. Скручивание элементов для изготовления Дерева счастья. Изготовление из элементов цветов и листьев.

11 «Дерево счастья» 30 мин. Изготовление основы для Дерева счастья.

12 «Дерево счастья» 30 мин. Украшение дерева счастья цветами и листьями.

13 «Дерево счастья» 30 мин. Оформление горшочка. Завершение работы.

14 «Новогодняя елка» 30 мин. Скручивание элементов для изготовления Новогодней елки.

15 «Новогодняя елка» 30 мин. Скручивание элементов для изготовления Новогодней елки. Изготовление конуса для елки.

16 «Новогодняя елка» 30 мин. Изготовление елки. Оклеивание конуса элементами «капля». Изготовление игрушек (скручивание разноцветных рол). Украшение елки.

17 «Шкатулка» 30 мин. Скручивание элементов для изготовления шкатулочки.

18 «Шкатулка» 30 мин. Скручивание элементов для изготовления шкатулочки.

19 «Шкатулка» 30 мин. Изготовление формы для шкатулочки. Оклеивание шкатулки элементами.

20 «Шкатулка» 30 мин. Изготовление крышки для шкатулки. Оклеивание крышки элементами.

21 «Шкатулка» 30 мин. Завершение сборки шкатулки.

22 «Открытка на 8 марта» 30 мин. Изготовление открытки к 8 Марта. Скручивание элементов.

23 «Открытка на 8 марта» 30 мин. Изготовление восьмерок из гофрокартона. Изготовление цветов.

24 «Открытка на 8 марта» 30 мин. Украшение восьмерок цветами.

25 «Букет цветов» 30 мин. Изготовление сложных резных цветов. Астры.

26 «Букет цветов» 30 мин. Изготовление сложных резных цветов. Васильки.

27 «Букет цветов» 30 мин. Изготовление листьев, мелких цветов для составления композиции.

28 «Букет цветов» 30 мин. Сборка изделия «Букет цветов» (Композиция в рамке).

29 «Букет тюльпанов». 30 мин. Изготовление цветов тюльпанов.

30 «Букет тюльпанов». 30 мин. Изготовление листьев.

31 «Букет тюльпанов». 30 мин. Сборка изделия «Букет тюльпанов».

32 «Букет тюльпанов». 30 мин. Изготовление цветов и листьев для составления самостоятельной композиции.

33 «Букет тюльпанов». 30 мин. Сборка самостоятельной работы. Композиция из цветов и листьев. Выставка композиций.

Основные методы работы.

Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов, беседа по теме.

Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Работа по образцу. Составление плана работы по изготовлению изделия.

Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.

Словесные методы: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, объяснение, напоминание, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.

Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д., разным видам искусства (художественная иллюстрация, открытки, изделия народных промыслов). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребенка на выполнение задания, в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

Типы занятий

Комбинированный;

Первичного ознакомления с материалом;

Усвоение новых знаний;

Закрепление, повторение.

Формы организации учебного занятия:

выставки детских работ в детском саду;

участие в городских, конкурсах ;

презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам);

творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете.

Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:

1. Начало занятия – как мотив путешествия по сказочным странам. Название страны, царства зависит от материала, с которым дети будут знакомиться и работать. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.

2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.

3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.

4. Объяснение приемов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.

5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук. Самостоятельное изготовление поделки. Анализ готовых поделок своих и товарищей.

6. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение №1

Приложение №2

Элементы квиллинга

Изначальный ролл — тугая спираль Склей между собой последовательно внахлест необходимое число бумажных полосок нужной ширины. Навивая ленту на кончик шила, скрути ее в тугую спираль, продолжай скручивать руками, приклей конец (базовая форма).

Ролл — свободная спираль Скрути полоску плотно, как в предыдущем случае, затем осторожно дай раскрутиться, придерживая форму большим и указательным пальцами левой руки. Острым концом шила выровняй расстояние между витками спирали. Приклей конец. Это основа для всех будущих форм (еще одна базовая форма).

Капелька Сделай свободную спираль. Затем двумя пальцами левой руки, указательным и большим, оттяни сердцевину в сторону, острым концом шила выровняй расстояние между витками спирали. С противоположной стороны спираль сожми двумя пальцами. Конец ленты приклей.

Листочек (изогнутая капля) Сделай капельку как в предыдущем случае и загни уголок. Конец полоски приклей. Листик Сделай каплю и сожми ее противоположный конец. Конец полоски приклей. Глаз Сделай свободную спираль и сожми две противоположные стороны. Конец полоски приклей.

Изогнутый глаз (лист) Сделай свободную спираль, сожми ее в виде глаза и загни уголки. Конец полоски приклей. Треугольник Сделай свободную спираль и сожми ее в трех местах. Конец полоски приклей. Полумесяц Сделай свободную спираль, сожми уголки и изогни деталь. Конец полоски приклей.

Полукруг Сделай свободную спираль, сожми два уголка так, чтобы одна сторона заготовки была ровной, а другая — закругленной. Конец полоски приклей. Стрелка Сделай свободную спираль, сожми ее так, чтобы образовался треугольник, и прижми два его уголка друг к другу. Конец полоски приклей. Ромб Сделай глаз и сожми его уголки навстречу друг к другу, чтобы получился ромб. Конец полоски приклей.

Лист (звездочка) Сделай свободную спираль и сожми ее в нескольких местах, чтобы получились уголки. Конец полоски приклей. Птичья лапка Сделай свободную спираль, сожми в виде треугольника, загни два уголка в направлении третьего и сильно прижми. Конец полоски приклей. Конус Закрути тугую спираль, приклей конец ленты, выдвини на необходимую длину, проклей внутреннюю часть конуса клеем. Дай высохнуть.

Тюльпан* Сделай свободную спираль, согнув полукруг, сожми два уголка по направлению друг к другу. Конец приклей.

* Названия модулей в разных источниках могут различаться. На основе базовых форм можно получить большое количество разнообразных композиций, сочетая эти элементы. Также можно придумать и свои новые формы.

Публикации по теме:

Рабочая программа дополнительного образования по ФЭМП дошкольного возраста «Творческая мастерская «Эврика» Математическое развитие детей– это одно из основных направлений подготовки детей к школе. Математика – это мощный фактор интеллектуального.

Дополнительная образовательная программа «Мир добра» для детей 4–5 лет Пояснительная записка Состояние общественной нравственности в современной России – предмет беспокойства философов, социологов, педагогов.

Дополнительная образовательная программа по лепке из соленого теста «Тестопластика» (для детей 5–7 лет с ЗПР) I. Пояснительная записка «От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства.

Дополнительная образовательная программа по опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория Фиксиков» для детей 5–6 лет Дополнительная образовательная программа по опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория Фиксиков» для детей 5-6 лет Пояснительная.

Дополнительная образовательная программа социально-коммуникативной направленности «Мой любимый коми край» для детей 5–6 лет ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МОЙ ЛЮБИМЫЙ КОМИ КРАЙ» Возраст обучающихся –5-6.

Дополнительная программа для детей дошкольного возраста по гражданскому воспитанию «Дом — начало всех начал» Пояснительная записка: Представленная программа отражает работу по проблеме нравственного воспитания и социального здоровья подрастающего.

Творческая мастерская «Волшебная шкатулка» для детей старшего дошкольного возрастаТворческая мастерская «Волшебная шкатулка» для детей старшего дошкольного возраста Творческая мастерская Воспитатель: Белоусова Людмила Евгеньевна Дети старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности могут.

Программа кружка «Творческая мастерская» для детей средней группы Программа кружка «Творческая мастерская» для детей средней группыИсследованиями М. М. Кольцовой доказано, что уровень развития речи ребенка.

Программа кружка «Творческая мастерская» для детей старшей группы Программа кружка «Творческая мастерская» для детей 5-6 лет. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории.

Творческая мастерская для педагогов ДОУ «Сказка как средство воспитания и развития речи детей дошкольного возраста» Творческая мастерская для педагогов доу «Сказка как средство воспитания и развития речи детей дошкольного возраста» Ход проведения Вступительное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа «Творческая мастерская» для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 17 марта 2018 в 16:58
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная образовательная программа «Творческая мастерская» для детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Пашаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД