Шевченко Наталья Юрьевна
Дополнительная программа для детей дошкольного возраста по гражданскому воспитанию «Дом — начало всех начал»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка: Представленная программа отражает работу по проблеме нравственного воспитания и социального здоровья подрастающего поколения, которое всегда вызывало повышенный интерес общества, и сегодня она приобрела новый смысл и актуальность. Это обусловлено не только социально - экономическим кризисом в России, но кризисом отдельной личности, кризисом семьи и семейного воспитания, т. к. семья не только отражает, но и определяет все социальные изменения в обществе.
Публикация «Дополнительная программа для детей дошкольного возраста по гражданскому воспитанию „Дом — начало всех начал“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Программа построена на основе общедидактических и развивающих принципов, принципов целеполагания с учетом компетентностного подхода, нацелена на формирование основ нравственного воспитания.
В программе реализуется целостный подход с использованием разнообразных методов воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферу, которая естественно и гармонично наполняет его мировоззрение.
Цель программы : Развитие базиса личностной культуры ребенка через социокультурную среду и включение личности в социальную активность социума.
Задачи программы :
1. Сформировать у детей понятие о своем «Я», о том что каждый человек - уникальная личность со своими отличительными чертами характера.
2. Дать представление о сообществах: семья, родственники, друзья, соседи, знакомые.
3. Обогатить знание детей о родном крае (малой родине). Родине -стране, дать знание о символике нашего государства.
4. Познакомить дошкольников с русским народным бытом, традициями, фольклором. Народным календарем, русскими народными играми.
Принципы построения программы :
1. Сотрудничества и единства;
2. Гуманистический;
3. Ценностно - ориентированный;
4. Культуросообразности;
5. Диалог культур;
6. Природосообразности;
7. Деятельностный подход;
8. Толерантности;
9. Взаимодействия с семьей как механизма передачи культуры.
В основу программы легли положения, разработанные в отечественной педагогике: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Т. А. Марковой, В. Г. Нечаевой, Р. И. Жуковской, А. В. Запорожца, М. И. Лисиной, Л. Ф. Островской, Р. С. Буре, Г. Н. Годиной, А. Д. Шатовой, В. И. Логинова, М. В. Крулехт.
Содержание программы построено по принципу проектного метода и ориентировано на создание психологического комфорта, эмоционального благополучия ребенка, формирование у него нравственно - устойчивой ценностной личности. В основу работы с детьми по нравственному воспитанию была положена идея Сухомлинского В. А. о том, что, в вести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важнейших задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.
Основываясь на теоретических разработках, была создана модель воспитательного пространства проект «Дом начало всех начал», который рассчитан на 4 года (с младшей до подготовительной к школе группы). Разработана целостная система работы по гражданско - патриотическому воспитанию :
• Блоки занятий с соответствующим дидактическим и наглядным материалом;
• Перспективное планирование занятий с детьми по познавательному развитию и гражданскому воспитанию с учетом регионального компонента;
• Перспективное планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским народным фольклором;
• Конспекты занятий по блокам.
Программа «Дом начало всех начал» состоит из следующих блоков:
1. «Кто - кто в теремочке живет»
2. «Мы - наследники»
3. «Аленушкины посиделки с родителями»
Программа является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строится весь процесс их обучения и воспитания.
Содержание программы I блок - «Кто кто в теремочке живет»
Цель: формирование способов познания своего образа «Я», ознакомления со своими правами и воспитания у ребенка любви к семье.
Задачи:
1. Развивать представление о себе, о сомоценности своего «Я»
2. Сформировать у ребенка представление о правах человека;
3. Формировать уважительное отношение к окружающим людям и способы воздействия с другими людьми;
4. Сформировать социальный опыт в деятельности, в проблемных ситуациях и общении;
5. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, детскому
саду.
Содержание блока «Кто-кто в теремочке живет?» реализую по темам: «Здравствуйте, это я!», «Я и моя семья», «Я+ты=друзья», «Я и мои права» и т. д. в этом блоке формирую представления детей о себе, своей семье, друзьях, соседях, знакомлю с основами избирательного права, формирую правовое сознание детей : право на имя, право на жизнь, охрану и укрепление здоровья, право на то, что можно создать свою собственную детскую организацию или кружок. Всю работу по содержанию реализую через игровую, познавательную, художественно-продуктивную, проблемно-поисковую деятельность детей.
Играя, дети были включены в такие социальные отношения, которые давали возможность приобрести не только знания, но и важные деловые нравственные качества. К тому же они воспитывают в детях чувство ответственности, интерес к жизни. (Приложение № 1)
II блок - Мы наследники
Цель: способствовать развитию личностной культуры ребенка через социокультурную среду.
Задачи:
1. Развивать историческую память, интерес к своим корням.
2. Развивать познавательный интерес, потребность в познании, культурно — исторических ценностей, развития творческой активности и художественных способностей.
3. Побуждать у детей светлое чувство радости, раскрывать мудрость человечества через знакомство с книгой.
4. Создать условия для развитии ребенка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества в процессе сотрудничества со взрослыми.
5. Укреплять духовное и физическое здоровье ребенка.
Мы - наследники. Работа на базе культурных учреждение. Музей детского сада,музей им. Сампилова, музей природы Бурятии, детская библиотека
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач образования. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребенка семена любви к родному дому и семье, к родной природе, истории и культуре страны.
Они знакомятся с удивительным миром музейных предметов, с основными правилами поведения в музее. Очень любят выступать в роли экскурсовода, активно приспосабливаются к окружающей среде музея, если используются наряду с традиционными формами общения с детьми народный фольклор, сказки, игры с элементами театрализации, творческие задания, викторины.
Музей постоянно пополняется. Наши воспитанники и их родители так же приносят старинные предметы и фотографии в музей.
Посещения музея помогают воспитывать у детей любовь к родным местам, бережное отношение к памятникам истории и культуры к традициям и обычаям своего народа, позволяют детям и их родителям ощутить себя наследниками огромного культурного богатства, оставленного нашими предками.
Музей дарит детям удивительные открытия, во время посещения они познают прошлое для того, чтобы выбрать достойное будущее для себя и России. (Приложение № 2)
IIIблок - «Аленушкины посиделки»
Цель:возрождение традиций семейного воспитания.
Задачи:
1. Изучать семьи воспитанников
2. Объединять детей и родителей на основе общего интереса к миру семьи, ее реликвий и ее родословной.
3. Укреплять связь поколений, формировать правильную нравственную позицию.
4. Повышать правовую и психолого - педагогическую культуру родителей.
5. Приобщать родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Работу по программе «Дом- начало всех начал» важно осуществлять комплексно: используя экскурсии, наблюдения, чтение художественной литературы, беседы, встречи со знаменитыми горожанами, ветеранами Вов и труда, игры, викторины, музыкальную, физкультурную деятельность, художественно - продуктивную деятельность, уход за животными и растениями, конкурсы, семейные праздники, просмотр видеофильмов, участие в трудовых акциях по благоустройству площадок детского сада.
Работа строится в игровой форме с акцентом на личный опыт ребенка.
Большое внимание уделяется работе с семьей, так как она является важнейшим фактором, движущей силой, которое воспитывает детей. Семья-это источник которое питает душу ребенка. В своей деятельности использую разнообразные формы работы с родителями: общие, индивидуальные, наглядные.
Планируется работа по приобщению родителей по воспитанию детей по средствам художественной литературы.
Выпускать журнал для детей детского сада.
В честь дня победы родители писали рассказы о фронтовиках особенно огромный интерес вызвало у детей чьи прадедушки воевали.
Многие семьи вовлечены в физкультурно-оздоровительную работу итогом этой работы Мама папа я спортивная семья.
Интересным считаю в работе с родителями мини центры по интересам. Результатом этой работы станет изготовления гербария травянистых растений нашего края. Таким образом содержательное общение с родителями создает благоприятные условия для все стороннего развития детей, вызывает у родителей огромный интерес к воспитанию своего ребенка. (Приложение №3)
Предполагаемый результат:
1. Сформированность осознанною представлений у детей о правах человека.
2. Сформированность отношений детей и взрослых на принципе сотрудничества, сотворчества на более высоком уровне.
Межличностные общения на более высоком уровне.
3. Адекватное поведение в социуме, поступки носят нравственный характер.
4. Приобретение навыков толерантного отношения людям старшего поколения.
5. Приобретения навыков по оказанию посильной помощи нуждающимся людям, объектам природы.
6. Формирование бережного отношения к предметам старины, искусства, природе.
7. Самостоятельное отражение результатов деятельности в рисунках, рассказах.
Педагогическая культура родителей по семейному воспитанию детей на более высоком уровне.
Список литературы:
1. Астапенко М. П., Сухаревская Е. Ю. Природа история родного края. - Ростов н/ Д: БАРО «Пресс» 2003 г.
2. Бабич Л. Н. 365 увлекательных занятий для дошкольников. - М. : «Айрис -Пресс», 2000г
3. Батурина Е. Г. Сборник игр к «Программе воспитания в детском саду». - М. : «Просвещение», 2004г
4. Большая энциклопедия для дошкольников // редактор Н. Жильцова. М: ОЛМА-Пресс, 2004г
5. Ворожейкина Н. И., Соловьев В. М. Рассказы по родной истории. - М. : «Просвещение»2000г
6. Дыбина О. В. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. - М. : ТЦ Сфера 2002г.
7. Журнал «Дошкольное воспитание № 3» Издательский дом «Воспитание дошкольника». - М. : 2005г
8. Журнал «Ребенок в детском саду № 1» Москва издательский дом «Воспитание дошкольника» 2005г
9. Зенкевич - Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказке терапии. СПб «Речь», 2000г
10. Иванова В. И. Библиотека серии книг «Для девочек». - М. : 2000г
11. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. -СПб: «Детство Пресс», 2002г
12. Науменко Г. И. - М. : «Детская литература», 2000г
13. Навицкая М. Ю. Патриотическое воспитание в детском саду. - М. : ООО «Линко - Пресс», 2004г
14. Орлова А. И. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. Владимир Академия, 2005г
15. Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры. Евдокимова Е. С., Волгоград, 2008г